Жанр «хоррор» в японском кинематографе: этапы становления, основные сюжеты и образы
Выпускная квалификационная работа на тему “Жанр «хоррор» в японском кинематографе: этапы становления, основные сюжеты и образы” посвящена жанру японских фильмов ужасов, с особым фокусом на фильмы ужасов 1990-2000-х годов, иначе именуемых “J-хоррорами”.
Цель данной работы – обзор жанра “хоррор” в японском кинематографе, его истории, основных сюжетов и образов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В первой главе изложены теоретические основы жанра хоррор в мировом кинематографе (с упором на историю западного кинематографа), а также представлена собственная подборка классификации поджанров с учётом уникальности каждого из них.
Во второй главе, посвящённой непосредственно японским фильмам ужасов, рассматриваются история жанра, сюжеты и образы в японских фильмах ужасов, а также приводится попытка выявить особенность J-хорроров, обеспечившая им на долгие годы статус “самого страшного хоррор-кинематографа в мире”.
В третьей главе подробно рассматривается так называемая “революция J-хоррора”, расцвет и мировое признание жанра в 1990-2000 гг., а также его критика и влияние на мировой хоррор-кинематограф.
Таким образом, была предпринята попытка сделать комплексный обзор на жанр японских фильмов ужасов. Очевидно, что глобальные потоки и культурный обмен между Западом и Японией привели к взаимообогащению современного кино ужасов, как в Японии, так и на Западе. Несмотря на всю свою уникальность, Япония – далеко не единственная страна в мире с богатой фольклорной традицией, из которой черпается вдохновение для фильмов ужасов, и современный японский кинематограф также воспринял некоторые западные идеи.
Список источников и литературы насчитывает 65 наименований.
Страх является одной из древнейших эмоций человека, выработавшейся в результате эволюции как один из механизмов, способствующих увеличению шансов на выживание. Тем удивительнее, что в наше время люди превратили этот механизм в часть развлекательной индустрии: жанр ужасов в литературе и кино стабильно популярны вот уже много лет. Этот феномен в своём труде “The Philosophy of Horror: Or, Paradoxes of the Heart” рассматривает и именитый американский философ Ноэль Кэролл: почему нас увлекает то, что по логике вещей должно нас пугать и отталкивать? Почему фильмы ужасов с момента возникновения жанра остаются всё так же популярны у зрителя? [Carroll, 1990]. Мы понимаем, что одной из ключевых эмоций, порождаемых фильмами ужасов, является отвращение, отторжение, которые обычно люди стараются избегать. С наибольшей долей вероятности среднестатистический человек посчитает малоприятным опыт взаимодействия с чем-то отвратительным. Тем не менее, одновременно с этим, немало людей смотрят фильмы ужасов в поисках удовольствия от тех образов и сцен, которые внушают им страх и то самое чувство отвращения.
Некоторое время жанр “хоррор” в японском кинематографе, который некоторые ошибочно называют просто “J-xoppop”, подразумевая все фильмы ужасов, выпущенные в Японии, оставался незамеченным для широкого зрителя, поскольку он развивался в автономной, самобытной культуре Японии, что в принципе не редкость для изолированных островных стран. Специфическое отличие J-xoppopa заключается в его фокусе на психологизме картины, отказе от излишних кинематографических спецэффектов и восприятии смерти физической как продолжения жизненного цикла. Западными создателями кино в жанре ужасов была также адаптирована идея о влиянии высоких технологий на жизнь человека, поскольку в японских ужасах 1990-2000-х годов нередко объектами проклятия выступали предметы современности: видеокассеты, телефоны, Интернет и т. д.
Актуальность исследования обусловлена тем, что работа в данном направлении в российском научном сообществе практически не велась, поэтому необходимо провести более тщательное исследование (сбор материала, анализ, систематизацию) жанра японских ужасов и его влияние на мировой кинематограф. Некоторые российские кино- и искусствоведы косвенно упоминали роль японских хорроров в становлении жанра ужасов как такового (О. Э. Артемьева “Эволюция эстетической модели жанра “хоррор” в американском кино” [Артемьева, 2010], А. Ю. Ионов “”Хижина в лесу” как попытка вывести жанр ужасов из кризиса новых идей” [Ионов, 2013] и др.), также в 2020 году вышла книга российского японоведа Е. Л. Катасоновой “Новое японское кино. В споре с классикой экрана” [Катасонова, 2020], где целая глава отводится японским фильмам ужасов, однако масштабного научного труда на русском языке, посвящённого только этой теме, пока не было.
Целью работы является обзор жанра “хоррор” в японском кинематографе, его истории, основных сюжетов и образов.
Задачи исследования:
рассмотреть общую историю жанра ужасов в кинематографе;
проанализировать поджанры фильмов ужасов и проблему их классификации;
рассмотреть историю японских фильмов ужасов;
сформулировать основные сюжеты и образы;
выявить особый психологизм J-хорроров;
описать образ “юрэй”, его связь с фольклором и фильмами J-хоррора;
определить причины мирового успеха J-хорроров;
рассмотреть критику жанра и его место в мировом кинематографе.
Научная новизна исследования заключается в первом полноценном освещении жанра “хоррор” в японском кинематографе в истории отечественной науки. История успеха J-хоррора у мировой публики относительно недавнее явление, поэтому научных работ, посвящённых конкретно этому жанру, а не в контексте изучения другого явления, в международном научном сообществе сравнительно немного.
Объектом исследования является жанр японских ужасов, предметом – японские фильмы ужасов.
Методическая основа. Написание выпускной квалификационной работы включало следующие методы исследования: классификация, анализ методический литературы, описание, сравнение, анализ полученных результатов, обобщение. Поскольку жанр японских ужасов рассматривается в данной работе не только с киноведческой, но и с востоковедческой точки зрения, представляется важным также использовать в работе системный, комплексно-междисциплинарный анализ.
Ожидаемые результаты. Комплексное описание жанра японских фильмов ужасов, определение его места в глобальном кинематографе и осмысление влияния жанра на фильмы ужасов в мировом масштабе.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что представленные в работе обобщения и выводы могут использоваться для составления раздела о японских фильмах ужасов в рамках курса по японскому кинематографу, а также для разработки новых идей и техник в сфере хоррор-кинематографа.
Ещё Говард Филлипс Лавкрафт, классик литературного ужаса, писал: “Страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого”. Про феномен страха в своих трудах рассуждают многие именитые учёные, высказывая различные предположения и теории, но общим, пожалуй, является вывод о его необыкновенной эффектности, оттесняющей, подменяющей собой все остальные эмоции, как будто являясь своеобразным воплощением всех возможных впечатлений. Хорроры составляют довольно значимую часть нынешнего кинопроката, играя на наших первобытных чувствах и ощущениях, за что нередко причисляются к так называемым “низким жанрам”, тем не менее, именно в ужасах нередко апробируются различные новаторские идеи. По этой причине жанр “хоррор” является показателем изменчивых зрительских представлений и позволяет определять наиболее распространенные сюжеты и образы, свойственные культуре той или иной страны, в связи с чем представляет особый интерес для исследователей.
В первой главе изложены теоретические основы жанра хоррор в мировом кинематографе (с упором на историю западного кинематографа), а также представлена собственная подборка классификации поджанров с учётом уникальности каждого из них. Прежде чем рассмотреть историю жанра в целом, мы воспользовались формулировкой определения “ужасов”, предложенную А. Ю. Ионовым на основе жанровой теории Рика Олтмена. Далее мы проследили развитие жанра, начиная с его зарождения в Европе (Жорж Мельес, Джордж А. Смит и т.д.). Рассмотрели направление немецкого киноэкспрессионизма, а также отследили процесс смещения центра в производстве фильмов ужасов из Европы в США, разобрали историю развития жанра по десятилетиям и то, как политические, социальные и экономические процессы находили своё отражение в фильмах ужасов. Также была предложена собственная классификация поджанров с разбором каждой категории, мы постарались выделить наиболее важные и уникальные тенденции, не включая подвиды на стыке жанров. К сожалению, на сегодняшний день не существует какой-то единой системы классификации подвидов жанра ужасов: одни исследователи предпочитают упоминать о разновидностях вскользь, в рамках рассмотрения жанра фильмов ужасов как такового; другие, в стремлении охватить как можно больше, уходят в излишние подробности.
Во второй главе, посвящённой непосредственно японским фильмам ужасов, рассматриваются история жанра, сюжеты и образы в японских фильмах ужасов, а также приводится попытка выявить особенность J-хорроров, обеспечившая им на долгие годы статус “самого страшного хоррор-кинематографа в мире”. На протяжении всей истории японских фильмов ужасов, независимо от происходящих вокруг событий, японские киномастера выпускали и продолжают выпускать особую категорию фильмов о мстительных призраках юрэй, истории о которых берут своё начало в японском фольклоре. Нередко через посредничество других видов творчества: сначала театров Но и Кабуки, а в более современное время – через манга, повествования о трагических судьбах женских призраков просочились на большой экран. Именно ленты о несчастных неупокоенных душах нашли отклик у широкой аудитории и вызвали ряд голливудских ремейков в 2000-х годах. В японских фильмах ужасов того периода нашлось место не только утончённому психологизму, который так искусно действовал на искушённого зрителя, но и освещению актуальных проблем: насилие в семье, положение матерей-одиночек, одержимость современными технологиями и др. Такая тесная связь с реалиями жизни, и оригинальный подход к изображению страха также обеспечили J-хоррорам широкое распространение и любовь зрителей в разных частях света.
Третья глава по большей части посвящена технической стороне успеха J-хорроров и критике режиссёров, начавших неустанно эксплуатировать удачные образы и приёмы после успеха японских ужасов у мировой аудитории, что в итоге привело к клишированности, “избитости” жанра. Успех J-хорроров на рубеже веков стал возможным не только благодаря особому национальному колориту японских ужасов или совершенно другому подходу к изображению страха, но и благодаря развитию средств передачи визуальной информации: распространение видеосистем, DVD, Интернета. Стало намного проще получить доступ к любому контенту, для этого не нужно было куда-то ехать и самому пытаться что-то исследовать – можно было просто купить кассету или диск в ближайшем магазине или заказать через Интернет. Развивающаяся информационная сеть подстегнула распространение фильмов японских режиссёров сначала по всей Азии, а затем и по всему миру.
К сожалению, на волне успеха J-хорроров и японские, и иностранные режиссёры в погоне за крупными кассовыми сборами переступили черту: многочисленные штампованные ремейки, приквелы, сиквелы и т. д. вскоре наскучили зрителю и даже начали вызывать раздражение и насмешки. И хотя на сегодняшний день уже не приходится говорить о повышенном ажиотаже вокруг этого жанра в международной киноиндустрии, именно японские фильмы ужасов впервые приковали взгляд массовой аудитории к азиатским фильмам ужасов вообще. Даже сегодня по всему миру устраиваются выставки, посвящённые “той самой девочке из “Звонка””, в соцсети Инстаграм появляется аккаунт Каяко Саэки – главного антагониста из “Проклятия” (2002) Такаси Симидзу, а Интернет-издания не перестают из года в год одаривать нас очередными подборками “самых страшных японских ужасов”, в топ которых непременно входят работы Хидэо Наката, Такаси Симидзу, Киёси Куросава и др.
Таким образом, была предпринята попытка сделать комплексный обзор жанра японских фильмов ужасов. Очевидно, что глобализация и культурный обмен между Западом и Японией привели к взаимообогащению современного кино ужасов, как в Японии, так и на Западе. Несмотря на всю свою уникальность, Япония – далеко не единственная страна в мире с богатой фольклорной традицией, из которой черпается вдохновение для фильмов ужасов, и современный японский кинематограф также воспринял некоторые западные идеи. Возможно, в будущем японский хоррор-кинематограф ещё не раз заставит скептиков приятно удивиться, ведь Япония – страна, славящаяся своей удивительной способностью к переосмыслению хорошо знакомого “старого” и синтезу его с явлениями “нового”, что каждый раз генерирует качественно другой продукт.
На русском языке:
Аманацкий В. А. Психологические факторы привлекательности фильмов ужасов // Все страхи мира: Horror в литературе и искусстве: сб. статей. СПб. – Тверь: Изд-во Марины Батасовой, 2015. – 384 с. (256-266)
Артемьева О. Э. Эволюция эстетической модели жанра “хоррор” в американском кино : специальность 17.00.03 “Кино-, теле-и другие экранные искусства” : диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения / Артемьева Ольга Эдуардовна ; Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова. – Москва, 2010. – 175 с.
Архипова А. С., Радченко Д. А. О неизбежности городской легенды // Фольклор и антропология города. 2018. T. I, № 1. С. 14-17.
Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры / Р. Бенедикт; пер. с англ. – 2-е изд. М., СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2013. – 356 с.
Берган Р. Кино: иллюстрированная энциклопедия. – Москва: АСТ, 2008. – 512 с.
Дуткина Г. Ю. “Душа Японии” в зеркале японского кайдана // Японские исследования. 2016. № 3. С. 25-41.
Ионов А. Ю. Определение жанра хоррор на основе жанровой теории Рика Олтмена // Вестн. РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 2. С. 107-114.
Ионов А. Ю. “Хижина в лесу” как попытка вывести жанр ужасов из кризиса новых идей // Артикульт. 2013. № 1(9). С. 77-84.
Катасонова Е. Л. Новое японское кино: в споре с классикой экрана. – М.: АИРО-XXI, 2020. – 328 с.
Комм Д. Е. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов. – СПб: БХВ-Петербург, 2012. – 224 с.
Кракауэр З. От Калигари до Гитлера: Психологическая история немецкого кино / З. Кракауэр; пер. с англ. под ред. Н. П. Абрамова. – Москва: Искусство, 1977. – 320 с.
Маркулан Я. К. Киномелодрама. Фильм ужасов. – Л.: Искусство, 1978. – 191 с.
Паксютов Г. Д. О японской киноиндустрии языком цифр // Японские исследования. 2017. № 2. С. 46-58.
Скал Д. Дж. Книга ужаса. История хоррора в кино / Д. Дж. Скал; пер. с англ. под ред. А. Альбинского, А. Андреева, А. Старченковой. – СПб: Амфора, 2009. – 320 с.
Сторожук А. Г. Китайское божество Цэ-шэнь: генезис образа // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2017. Т. 16, № 4. С. 36–43.
Черняновская Т. В. Психологические особенности интереса молодёжи к фильмам ужасов и мистики : специальность 19.00.13 “Акмеология, психология развития” : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук / Черняновская Татьяна Владимировна ; Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. – Тамбов, 2003. – 24 с.
На английском языке:
Anderson J. L. The Japanese film: art and industry / J. L. Anderson, D. Richie. – Grove Press, 1959. – 456 p.
Ashkenazi M. Handbook on Japanese Mythology. Oxford University Press, UK, 2003. – 377 p.
Balmain C. Introduction to Japanese horror film. Edinburgh University Press, Performing Arts, 2008. – 214 p.
Burch N. To the Distant Observer: Form and Meaning in the Japanese Cinema. University of California Press, 1979. – 387 p.
Carroll N. The Philosophy of Horror: Or, Paradoxes of the Heart. – Routledge, 1990. – 272 p.
Clasen M. Why Horror Seduces. Oxford University Press, 2017. – 200 p.
Derry C. Dark dreams: A Psychological History of the Modern Horror Film. – A S Barnes & Co, 1977. – 143 p.
Eerolainen L. Oh the horror! Genre and the fantastic mode in Japanese cinema // Asia in Focus: A Nordic journal on Asia by early career researchers / ed. by Foulkes Savinetti N. – Copenhagen: Nordic Institute of Asian Studies. 2016. Vol. 3. P. 36-45.
Lee H. The new Asian Female Ghost Films: Modernity, Gender Politics, and Transnational Transformation: PhD diss., University of Massachusetts, 2011. – 272 p.
Lu A. Horror Japanese-Style: Alvin Lu on Ring and Its Proliferating Mutations // Film Comment. 2002. Vol. 38/1. P. 38-38.
Matsuyama U. K. Can story grammar speak Japanese? // Reading Teacher. 1983. Vol. 36(7). P. 666–669.
McRoy J. Nightmare Japan: Contemporary Japanese Horror Cinema. – Rodopi, 2007. – 232 p.
Richards A. Asian Horror. – Kamera books, 2010. – 160 p.
Ross C. Supernatural and Mysterious Japan. – YenBooks, 1996. – 160 p.
Scherer E. Well-Travelled Female Avengers: The Transcultural Potential of Japanese Ghosts // Ghost Movies in Southeast Asia and Beyond. 2016. Vol. 306/7. P. 61-82.
Smith R. Ancient Tales and Folklore of Japan. – Studio Editions, London, 1995. – 361 p.
Tohill C., Tombs P. Immoral Tales. European Sex and Horror Movies 1956-1984 // New York, 1995. – 272 p.
Tsutsui W. Godzilla on My Mind: Fifty Years of the King of Monsters. St. Martin’s Press, 2004. – 240 p.
Vander Kaay C., Fernandez-Vander Kaay K. Horror Films by Subgenre: A Viewer’s Guide. – McFarland, 2016. – 252 p.
Wada-Marciano M. Japanese Cinema in the Digital Age. University of Hawai’i Press, Honolulu, 2012. – 180 p.
White E. Case Study: Nakata Hideo’s Ringu and Ringu 2 // Japanese Horror Cinema / ed. by J. McRoy. – Edinburgh: Edinburgh University Press. 2005. P. 38-47.
На японском языке:
Асадзато Ицуки [朝里 樹]. Нихон гэндай каии дзитэн фукудокухон [日本現代怪異事典 副読本. Энциклопедия японских монстров современности. Вспомогательная хрестоматия]. Токио: Касама Сё:ин [東京:笠間書院], 2019. – 315 с.
Васидзу Ёсиаки [鷲巣 義明]. Кё-фу-но эйгадзюцу – хора-ва ко:сите цукурарэру [恐怖の映画術―ホラーはこうして創られる. Искусство страшного кино: так создаются хорроры] Токио: Кинэма дзюнпо:ся [東京:キネマ旬報社], 2006. – 239 с.
Ириэ Ёсиро [入江 良郎]. Сайко-но нихон эйга-ни цуитэ – Кониси хонтэн сэйсаку-но кацудо: сясин [最古の日本映画について ― 小西本店製作の活動写真. О самых ранних японских фильмах. Движущиеся картинки производства Кониси хонтэн] // То:кё: кокурицу киндай бидзюцукан [東京国立近代美術館. Вестник Токийского национального музея современного искусства]. 2009. № 13. С. 65-91.
Исии Эмико [石井 恵美子]. Нихон эйга сангё:-но кассейка-ни цуите. Гэндзё:-то тэнбо: [日本映画産業の活性化について。現状と展望. Об активизации японской кинопромышленности. Текущее состояние и перспективы] // Тояма дайгаку дзинбун гакубу кокусай бунка гакка [富山大学人文学部国際文化学科. Кафедра межкультурных исследований, факультет гуманитарных наук, Университет Тояма], 2005. – 68 с.
Конака Тиаки [小中 千昭]. Хора: эйга-но мирёку – фандамэнтару-хора: сэнгэн [ホラー映画の魅力―ファンダメンタル・ホラー宣言. Чарующая сила фильмов ужасов. Определение глубинного ужаса] Токио: Иванами сётэн [東京:岩波書店], 2003. – 192 с.
Мацутани Миёко [松谷 みよ子]. Гэндаи минвако: 7 гакко: [現代民話考 7 学校. Исследование современного японского фольклора. Часть 7. Школа] Токио: Риппу: сёбо: [東京:立風書房], 1987. – 407 с.
Маэда Сёго [前田 祥吾]. Хора- эйга-но бунсеки-ни кансуру кэнкю: [ホラー映画の分析に関する研究. Исследование по анализу фильмов ужасов] // То:кё: ко:ка дайгаку мэдиа гакубу [東京工科大学メディア学部. Факультет исследования медиа, Токийский технологический университет], 2016. – 45 с.
Миямото Нориаки [宮本 法明]. Куросава Киёси “Сакэбу”-то J-хора:-но рэкиси [黒沢清『叫』とJホラーの歴史. “Крики” Киёси Куросава и история J-хоррора] // Кё:то дайгаку дайгакуин. Нингэн, канкё:гаку кэнкю:ка [京都大学大学院 人間・環境学研究科. – 人間・環境学. Исследования человека и окружающей среды, Высшая школа исследований человека и окружающей среды, Университет Киото]. 2019. № 28. С. 93-104.
Оосима Киёаки [大島 清昭]. Джей-хора:-но ю:рэй кэнкю: [J ホラーの幽霊研究. Исследование юрэй из J-хорроров] // Иокогама: Акияма сётэн [横浜:秋山書店], 2010. – 217 с.
Сайто Коки [齋藤 幸樹]. Хора- эйга-но нихон сакухин-то о:бэй сакухин-но тигаи [ホラー映画の日本作品と欧米作品の違い. Различия между японскими и американскими фильмами ужасов] // Уцуномия дайгаку ке:ику гакубу [都宮大学教育学部. Педагогический факультет, Университет Уцуномия], 2016. – 40 с.
Сасагава Кэйко [笹川 慶子]. Нихон эйга-но атарасии катати: Хо:га бу:му-ва надзэ окотта-но-ка? [日本映画の新しいかたち: 邦画ブームはなぜ起こったのか? Новое обличие японского кинематографа: чем обусловлен бум японского кино?] // Кансай дайгаку бунгаку ронсю: [関西大学文学論集. Литературный сборник Кансайского университета]. 2007. № 57(1). С. 69-92.
Сасама Ёсихико [笹間 良彦]. Дзусецу. Нихон микакунин сейбуцу дзитэн [図説・日本未確認生物事典. Иллюстрированная энциклопедия загадочных и неподтверждённых существ Японии] // Токио: Касивасёбо: [東京:柏書房], 1993. – 180 с.
Тодаяма Кадзухиса [戸田山 和久]. Кё:фу-но тэцугаку Хора- дэ нингэн-о ёму[戸田山 和久. 恐怖の哲学 ホラーで人間を読む. Философия ужаса. Как “считывать” людей через ужас] // Токио: NHK сюппанся синсё [東京:NHK 出版新書], 2016. – 448 с.
Томиясу Юма [冨安 由真]. Синрэй хё:сё:рон. Синрэй имэ–дзи-но хэнсэн-кара ёмитоку “букимина” хё:гэн-но кано:сэй [心霊表象論 心霊イメージの変遷から読み解く「不気味な」表現の可能性. Теория психической репрезентации: возможность выражения “жуткого” как расшифровка изменений в психических образах] // То:кё: гэйдзюцу дайгаку дайгакуин. Бидзюцу кэнкю:ка [東京芸術大学大学院 美術研究科. Высшая школа изящных искусств, Токийский университет искусств], 2016. – 67 с.
Хигаси Масао [東 雅夫]. Надзэ кайдан-ва хякунэнгото-ни хаяру-но-ка [なぜ怪談は百年ごとに流行るのか. Почему японский кайдан входит в моду каждые 100 лет] // Токио: Гаккэн пурасу [東京:学研プラス], 2011. – 206 с.
Хираяма Юмэаки [平山 夢明]. Кё:фу-но ко:дзо: [恐怖の構造. Структура страха] // Токио: Гэнтося [東京:幻冬舎], 2018. – 204 с.
Электронные ресурсы на русском языке:
Звонок — дата выхода в России и других странах // КиноПоиск. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/8438/dates/ (дата обращения: 21.04.2021).
Какими были первые российские фильмы ужасов? // Портал культурного наследия и традиций России «Культура.РФ». URL: https://www.culture.ru/s/vopros/filmy-uzhasov/ (дата обращения: 17.11.2020).
Лавкрафт Г. Ф. Сверхъестественный ужас в литературе [Электронный ресурс] // Библиотека Максима Мошкова: Lib.Ru. URL: http://lib.ru/INOFANT/LAWKRAFT/sverhestestvennyj_uzhas_v_literature.txt (дата обращения: 24.04.2021).
Экранизация манги «Томиэ» получила зелёный свет – главную роль в сериале Quibi исполнит Аделин Рудольф // FatCatSlim. URL: https://www.fatcatslim.ru/2020/07/ekranizaciya-mangi-tomie-poluchila-zelyonyiy-svet-glavnuyu-rol-v-seriale-quibi-ispolnit-adelin-rudolf.html (дата обращения: 19.01.2021).
Японские городские легенды: от “женщины с разрезанным ртом” до ужасной “станции Кисараги” // nippon.com: Современный взгляд на Японию. URL: https://www.nippon.com/ru/japan-topics/g00789/ (дата обращения: 09.04.2021).
Электронные ресурсы на английском языке:
A Brief History of Japanese Horror // Journal – rikumo journal. URL: https://journal.rikumo.com/journal/paaff/a-brief-history-of-japanese-horror (дата обращения: 13.10.2020).
Bilocation (Bairokeshon): Tokyo Review // The Hollywood Reporter. URL: https://www.hollywoodreporter.com/review/bilocation-bairokeshon-tokyo-review-652831 (дата обращения: 14.05.2020).
In the Jungle: The Making of Cannibal Holocaust [Documentary]. 2003, Italy, Alan Young Pictures, director Michele de Angelis, 58 min.
Mukae S. 2012. J-Horror: Its Birth and the Theory behind it. Proceedings of the 3rd EU Workshop : Sub-Major Curriculum EU-Japanology, Kansai University Graduate School of Letters : annual report. Available at: https://www.academia.edu/26305269
Now Playing at Your Local Multiplex: Torture Porn // New York Magazine. URL: https://nymag.com/movies/features/15622/ (дата обращения: 17.11.2020).
What Torture Porn Is And What It Is Not // The Movie Blog. URL: https://www.themovieblog.com/2007/08/what-torture-porn-is-and-what-it-is-not/ (дата обращения: 25.04.2021).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!