Управление тарифной политикой в теплоснабжающей организации
В процессе работы были изучены теоретические основы тарифного регулирования в России; выявлены особенности хозяйственной деятельности теплоснабжающих организаций в Томской области; определены перспективы совершенствования тарифной политики в теплоэнергетике.
Введение ………………………………………………………………………………………………….. 12
1 Теоретические основы тарифного регулирования в России…………………….. 16
1.1 Сущность тарифов и принципы тарифной политики ………………………… 16
1.2 Нормативно – правовое обеспечение формирования тарифов
на тепловую энергию …………………………………………………………………………….. 23
1.3 Методология расчета тарифов в соответствии
с законодательством России …………………………………………………………………… 31
2 Особенности хозяйственной деятельности ТСО (на примере Томской
области).. …………………………………………………………………………………………………. 41
2.1 Анализ состояния теплоснабжения в Томской области ……………………… 41
2.2 Факторы, влияющие на величину тарифа теплоснабжающей
организации ………………………………………………………………………………………….. 47
3 Перспективы совершенствования тарифной политики ТСО Томской
области…………………………………………………………………………………………………….. 63
3.1 Особенности тарифообразования на тепловую энергию АО «Томская
генерация»…………………………………………………………………………………………….. 63
3.2 Приоритеты и пути совершенствования тарифной политики
в сфере теплоснабжения ………………………………………………………………………… 69
3.3 Сценарный прогноз тарифов на тепловую энергию до 2034 года в г.
Томске …………………………………………………………………………………………………… 76
3.4 Рекомендации по совершенствованию тарифной политики ТСО
на основе эталонного принципа …………………………………………………………….. 83
4 Корпоративная социальная ответственность…………………………….…..90
Заключение…………………………………………………………………………………………….. 102
Список использованных источников……………………………………………………….. 106
Приложение А (обязательное) Pricing policy and tariff principles ………………. 111
Приложение Б (обязательное) Тарифы на тепловую энергию ………………….. 127
Приложение В (обязательное) Темп роста предельных максимальных
тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной
выработки (источниками 25 МВт и более) во 2-м полугодии 2020 г. по
сравнению со 2-м полугодием 2019 г. ……………………………………………………… 128
Приложение Г (обязательное) Тарифно-балансовая модель для системы
централизованного теплоснабжения при реализации проектов в рамках схемы
теплоснабжения г. Томска до 2034 года ………………………………………129
Приложение Д (обязательное) Постоянные компоненты эталонов затрат в
соответствии с новой моделью расчёта НВВ………… ………………………130
Сегодня особой важностью отличаются вопросы совершенствования
тарифной политики в отрасли теплоснабжения России. Это обусловлено тем,
что система теплоснабжения играет важную роль в экономике России, а
также процессами реформирования всей теплоэнергетической системы.
Фундаментом теплоэнергетики являются тепловые электростанции
(ТЭС), использующие органическое топливо (уголь, мазут или газ). В
крупных населенных пунктах чаще всего строят теплоэлектроцентрали
(ТЭЦ), снабжающие потребителей не только теплом, но и электроэнергией.
Кроме этого, на территориях, где имеется доступ к дешевому топливу,
обычно строят конденсационные электростанции, которые предназначены
для выработки только электроэнергии.
Важно отметить, что отрасль жилищно-коммунального хозяйства
(ЖКХ) является частью теплоэнергетики, потребляющая тепловую энергию
для отопления и горячего водоснабжения. Границу между теплоэнергетикой
и сферой ЖКХ условно возможно провести по видам потребителей.
Физические лица, проживающие в многоквартирных домах, составляют
основу потребителей ЖКХ.
Природно-климатические условия функционирования
теплоснабжающих организаций на территории России, а также структура
рынка тепловой энергии определяют набор услуг сферы теплоснабжения.
Для потребителя важно иметь возможность для обеспечения нормального
температурного режима в производственных помещениях, а также в жилых
домах. Кроме того, потребитель должен иметь доступ к горячей воде с
инженерной точки зрения, а также услуги теплоснабжения должны быть
экономически доступны для потребителя.
Тарифы за тепловую энергию должны учитывать рациональные
затраты, а также соответствовать принципу справедливости. Сегодня важно
не допускать в сфере теплоснабжения образования убытков у
производителей тепловой энергии по вине потребителей, в результате
действия перекрестного субсидирования, а также наличия
политизированности в системе установления тарифов. Поэтому необходима
государственная политика тарифообразования в сфере теплоснабжения,
оказывающая существенное влияние на социально-экономическую
обстановку в России.
Тарифное регулирование отрасли теплоснабжения в России за
последнюю четверть века коренным образом не менялось и продолжало
базироваться на затратном методе. В конце 2000-х годов была реализована
системная реформа в электроэнергетике, которая внесла значительные
изменения в принципы ценообразования, но отрасль теплоснабжения
длительное время сохраняла стабильность тарифного регулирования,
используя краткосрочный метод регулирования тарифов «затраты плюс» до
последних лет.
Применение краткосрочного затратного метода тарифного
регулирования, наряду с другими особенностями управления сферой
теплоснабжения, привело к высокому износу оборудования, а также
высокому уровню аварийности на фоне растущих тарифов на тепловую
энергию. Важно понимать, что высокие текущие расходы в сфере
теплоснабжения во многом служат платой за недостаток инвестиций.
В 2014 году в теплоэнергетике был начат переход к долгосрочным
методам тарифного регулирования, но которые в основном построены на
затратных принципах. Что касается альтернативных реформ тарифного
регулирования, то они остаются предметом дискуссий с участием
представителей законодательных органов власти, государственных
регуляторов, участников теплоэнергетической отрасли. Таким образом,
актуальность данной работы обусловлена необходимостью выработки
эффективного решения в области совершенствования тарифной политики в
сфере теплоснабжения в России.
Целью работы является разработка мероприятий по
совершенствованию тарифной политики теплоснабжающих организаций
(ТСО).
Для достижения поставленной цели исследования были определены
следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «тариф»;
2. Провести анализ законодательно – нормативной базы
формирования тарифов на тепловую энергию;
3. Рассмотреть методологию расчета тарифов в соответствии с
законодательством России;
4. Провести анализ состояния теплоснабжения в Томской области;
5. Определить приоритеты и пути совершенствования тарифной
политики в сфере теплоснабжения;
6. Разработать рекомендации по совершенствованию тарифной
политики ТСО.
Объектом исследования выступают теплоснабжающие организации
Томской области.
Предметом исследования являются экономические отношения,
возникающие в процессе формирования тарифной политики в
теплоэнергетической отрасли.
В ходе проведения исследования был произведен анализ научной
отечественной и зарубежной литературы, отчетных документов компаний
АО «Томская генерация» и АО «ТомскРТС», отчетов Департамента
тарифного регулирования Томской области, ежегодных статистических
сборников.
Работа дает теоретические предоставление о методах тарифного
регулирования в сфере теплоснабжения, описывает ключевые проблемы,
которые препятствуют развитию теплоэнергетической отрасли, предлагает
решение обозначенных проблем.
Научная новизна работы заключается в разработке альтернативной
модели расчёта необходимой валовой выручки при установлении тарифов на
тепловую энергию на основе эталонного принципа.
В результате выполнения данной работы, была получена практическая
значимость, которая заключается в возможности применения альтернативной
модели расчёта необходимой валовой выручки при установлении тарифов на
тепловую энергию в рамках реализации тарифной политики ТСО в Томской
области.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!