Обеспечение максимального быстродействия каналов регулирования подводного аппарата в условиях интервальной параметрической неопределенности
Рассмотрено применение математического программирования для решения задачи максимизации степени устойчивости САУ. Разработана методика максимизации степени устойчивости в САУ с интервально-неопределенными параметрами. Построена математическая модель системы управления подводного аппарата и проведен параметрический синтез регулятора.
Введение ……………………………………………………………………………………………………… 14
1 Постановка задачи…………………………………………………………………………………….. 16
2 Изменение степени устойчивости системы внутри параметрического
многогранника …………………………………………………………………………………………….. 17
3 Применение математического программирования для решения задачи
максимизации степени устойчивости САУ …………………………………………………… 23
3.1 Максимизация степени устойчивости стационарных САУ ………………………. 23
3.2 Максимизация степени устойчивости в САУ с интервально-
неопределенными параметрами……………………………………………………………………. 27
4 Обеспечение максимального быстродействия каналов регулирования
подводного аппарата ……………………………………………………………………………………. 32
4.1 Построение математических моделей подводного аппарата ……………………. 32
4.2 Параметрический синтез регулятора ………………………………………………………. 35
5 Финансовый менеджмент ресурсоэффективность и ресурсосбережение …….. 41
5.1 Оценка коммерческого потенциала и перспективности проведения научных
исследований с позиции ресурсоэффективности и ресурсосбережения …………. 42
5.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования ………………………. 42
5.1.2 SWOT-анализ ………………………………………………………………………………………. 44
5.2 Организация и планирование работ ………………………………………………………… 46
5.3 Продолжительность этапов работ …………………………………………………………… 47
5.4 Бюджет научно-технического исследования (НТИ) ………………………………… 52
5.4.1 Расчет затрат на ПО …………………………………………………………………………….. 52
5.4.2 Расчет основной заработной платы ………………………………………………………. 53
5.4.3 Дополнительная заработная плата исполнителей темы …………………………. 54
5.4.4 Отчисления во внебюджетные фонды (страховые отчисления) …………….. 55
5.4.5 Прочие расходы …………………………………………………………………………………… 56
5.4.6 Формирование бюджета затрат научно-исследовательского проекта ……. 56
5.5 Определение ресурсной (ресурсосберегающей), финансовой, бюджетной,
социальной и экономической эффективности исследования …………………………. 57
6 Социальная ответственность …………………………………………………………………….. 61
6.1 Производственная безопасность……………………………………………………………… 61
6.1.1Анализ вредных и опасных факторов, которые может создать объект
исследования ……………………………………………………………………………………………….. 61
6.1.2 Микроклимат ………………………………………………………………………………………. 62
6.1.3 Шум ……………………………………………………………………………………………………. 64
6.1.4 Недостаточная освещенность ………………………………………………………………. 65
6.1.5 Расчет искусственного освещения ……………………………………………………….. 66
6.1.6 Электромагнитные излучения ……………………………………………………………… 67
6.1.7 Электробезопасность …………………………………………………………………………… 69
6.1.8 Психофизиологические факторы …………………………………………………………. 70
6.2 Обоснование мероприятий по защите персонала предприятия от действия
опасных и вредных факторов (техника безопасности и производственная
санитария) …………………………………………………………………………………………………… 71
6.3 Экологическая безопасность …………………………………………………………………… 72
6.4 Безопасность в чрезвычайных ситуациях ………………………………………………… 73
6.5 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности …………. 75
Заключение …………………………………………………………………………………………………. 78
Список исполизуемой литературы ……………………………………………………………….. 79
Приложение А …………………………………………………………………………………………….. 83
Задачи создания систем управления, свойства которых мало изменялись
бы при небольших отклонениях их параметров от расчетных возникали уже в
начале развития теории автоматического управления. В настоящее время
теория робастного управления является одной из интенсивно развивающихся
ветвей теории управления, возникшей из проблемы синтеза многорежимных
линейных систем управления, функционирующих в условиях различного рода
возмущений и изменений параметров.
Существует большое количество методов синтеза систем
автоматического управления, позволяющих осуществить обоснованный выбор
структуры и параметров системы, которая бы удовлетворяла условиям,
заданным заранее. Но большинство имеющихся методов синтеза
предназначены для стационарных систем с постоянными параметрами. Однако
реальных условиях работы системы, параметры объекта управления в процессе
эксплуатации изменяются в широких пределах. Для таких САУ актуальна
задача параметрического синтеза линейных регуляторов, обеспечивающих
работоспособность системы при любых возможных изменениях интервально –
неопределенных параметров объектов управления. Вследствие этого сейчас
имеют перспективу развития методы синтеза систем, не являющихся
адаптивными, но обеспечивающих приемлемое качество работы при изменении
статических характеристик воздействий в широком диапазоне, а также при
нестабильности параметров объекта управления. Такие системы называют
робастными. Синтез робастных систем допускает использование различных
методов и различных подходов, и может проводиться на основе различных
критериев, например: на основе критерия максимальной степени устойчивости
на основе критерия минимизации или ограничения колебательности, также
может быть просто найдена область устойчивости системы или
максимизирована эта область.
Среди подходов можно выделить метод D – разбиения,
параметрический синтез на основе методов оптимизации. В данной же работе
рассматривается попытка применить к синтезу робастных регуляторов
методику, использующую методы математического программирования
предложенную, для синтеза стационарных САУ в [6] и основанную на критерии
максимизации степени устойчивости. Проблема заключается в применении
данного подхода для САУ с интервально – неопределенными параметрами,
которые на основе гипотезы «формального замораживания коэффициентов»
можно рассматривать как многорежимные. За счет применения этой методики
должен значительно упроститься сам процесс синтеза, и уменьшиться его
трудоемкость. Методика в своей основе использует связь между степенью
устойчивости и параметрами настройки динамического регулятора,
осуществляемую с помощью характеристического полинома.
1 Постановка задачи
В ряде промышленных САУ параметры управляемого объекта в
процессе функционирования системы изменяются по априори неизвестным
законам, но в известных диапазонах. Для таких САУ актуальна задача
параметрического синтеза линейных регуляторов, обеспечивающих работу
системы при любых возможных изменениях интервально-неопределенных
параметров объекта.
Согласно [1,2], при проектировании систем с изменяющимися
параметрами наиболее целесообразно использовать критерий максимальной
степени устойчивости. При этом представляет интерес методика оценки
устойчивости системы с интервально-неопределенными коэффициентами
характеристического полинома [3], которая основана на максимизации
минимальной степени устойчивости в некоторой вершине параметрического
многогранника, образованного граничными значениями коэффициентов
полинома. Использование такого многогранника при известных интервалах
неопределенности параметров объекта приведет к занижению значения степени
устойчивости CAУ, т.к. область реального изменения коэффициентов полинома
определяется входящими в эти коэффициенты интервально неопределенными
параметрами объекта и располагается внутри указанного многогранника. При
этом она отображается в пространство интервально-неопределенных
параметров объекта в виде некоторой области РТ ,которая и может быть
использована при выборе оптимальных параметров линейного регулятора САУ.
В большинстве существующих на эту тему исследований ставятся и с
помощью различных критериев и процедур решаются задачи получения или
максимизации области устойчивости системы РТ . Отличие же постановки
задачи в данной работе будет заключаться в попытке найти соответствующие
настройки регулятора, обеспечивающие максимально возможную степень
устойчивости системы в наихудшем режиме функционирования и более
высокую степень устойчивости во всех остальных возможных режимах
функционирования в пределах области .
2 Изменение степени устойчивости системы внутри
параметрического многогранника
Основным математическим описанием системы является ее
передаточная функция, но в силу того, что в данном исследовании интерес
представляет нахождение степени устойчивости, ограничимся лишь
характеристическим полиномом системы.
Примем, что характеристический полином САУ с интервально-
неопределенными параметрами объекта и линейным регулятором имеет вид:
( ) = ∙ ( , ) ∙ + −1 ∙ ( , ) ∙ −1 + ⋯ + 1 ∙ ( , ) ∙ + 0 ∙ ( , ) (2.1)
где = ‖ ‖ -вектор интервально-неопределенных параметров объекта,
≤ ≤ ,j=1/m;
= ‖ ‖-вектор настраиваемых параметров регулятора.
Так как интервально – неопределенные параметры объекта заданы
граничными значениями, то область , внутри которой вектор Т может
изменяться произвольным образом, представляет собой параметрический
многогранник = { | ≤ ≤ , = 1/ } , содержащий 2 вершин.
Например, для системы с двумя интервально-неопределенными параметрами
параметрический многогранник будет иметь вид прямоугольной области
(рисунок 1).
В результате выполнения ВКР исследовано влияние интервальных
параметров системы управления на ее степень устойчивости. Данный
корневой показатель качества определяет быстродействие системы
управления. Установлено, что для любого диапазона изменения
нестабильного параметра системы ее минимальная степень устойчивости
будет при одном из его крайних значений. То есть у степени устойчивости
системы в любом режиме нет локальных максимумов и, следовательно,
максимум степени устойчивости всегда является единственным. Данное
свойство степени устойчивости использовано при ее максимизации на основе
метода нелинейного программирования. Данный метод позволяет находить
параметры линейного регулятора, обеспечивающие максимум степени
устойчивости системы в вершинах параметрического многогранника объекта
управления.
Разработанный подход применен для параметрического синтеза
регулятора кангала управления подводного аппарата. Для решения этой
задачи составлена математическая модель системы управления подводного
аппарата и получено ее характеристическое уравнение. Оно содержит два
интервальных параметра системы и два параметра регулятора. В результате
максимизации степени устойчивости канала регулирования в четырех
вершинах получены значения параметров регулятора и максимальное
значение минимальной степени устойчивости системы. Для проверки
полученных результатов построены также переходные процессы в канале
регулирования подводного аппарата во всех режимах его работы.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!