Система поддержки научных исследований медицинской диагностики

Сидоров, Владислав Викторович Отделение информационных технологий (ОИТ)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Объект исследования – модель классификации условных типов бронхиальной астмы, разработанная учеными СибГМУ. Целью исследования – создание системы поддержки научных исследований медицинской диагностики, изучение и применение методов анализа данных для подтверждения или опровержения возможности применения новой классификации, предложенной учеными СибГМУ. В данной работе был проведен анализ предметной области. Произведен обзор методов сокращения размерности, кластеризации, построения деревьев решений. Также произведен выбор инструментария для выполнения поставленной цели. Была выполнена программная реализация проекта.

Введение ………………………………………………………………………………………………….. 15
Обзор литературы…………………………………………………………………………………….. 17
Глава 1 Анализ предметной области …………………………………………………………. 21
1.1 Объект и цели исследования…………………………………………………………….. 21
1.2 Исходные данные и классификации бронхиальной астмы ………………… 21
1.3 Формальная постановка задачи ………………………………………………………… 24
Глава 2 Методы и инструменты для решения поставленной задачи…………… 26
2.1 Выбор методов решения…………………………………………………………………… 26
2.1.1 Методы заполнения пропущенных значений ………………………………. 26
2.1.2 Методы сокращения размерности ………………………………………………. 34
2.1.3 Кластеризация, анализ качества кластеризации …………………………… 36
2.1.4 Дерево решений …………………………………………………………………………. 37
2.2 Выбор инструментов ……………………………………………………………………….. 41
2.2.1 Скриптовый язык R …………………………………………………………………… 45
2.2.2 Типы данных языка R …………………………………………………………………. 46
2.2.3 Импортирование данных в R ………………………………………………………. 47
Глава 3 Реализация проекта ……………………………………………………………………… 48
3.1 Последовательность действий выполнения поставленной задачи ……… 48
3.2 Первичная обработка данных …………………………………………………………… 49
3.2.1 Анализ выбросов ………………………………………………………………………… 49
3.2.2 Восстановление пропущенных значений …………………………………….. 50
3.3 Сокращение размерности …………………………………………………………………. 52
3.4 Выявление однородных групп пациентов …………………………………………. 54
3.5 Построение СППР в виде дерева решений ……………………………………….. 57
3.6 Анализ полученных результатов ………………………………………………………. 59
Глава 4 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и
ресурсосбережение…………………………………………………………………………………… 60
Введение……………………………………………………………………………………………….. 60
4.1 Оценка коммерческого потенциала и перспективности проведения
научных исследований с позиции ресурсоэффективности и
ресурсосбережения ……………………………………………………………………………….. 61
4.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования ……………… 61
4.1.2 Анализ конкурентных технических решений ………………………………. 62
4.1.3 Технология QuaD ……………………………………………………………………….. 63
4.1.4 SWOT-анализ …………………………………………………………………………….. 65
4.2 Планирование научно-исследовательских работ ………………………………. 66
4.2.1 Структура работ в рамках научного исследования ………………………. 66
4.2.2 Определение трудоемкости выполнения работ ……………………………. 67
4.2.3 Разработка графика проведения научного исследования ……………… 69
4.3 Бюджет научно-технического исследования (НТИ) ………………………….. 72
4.3.1 Расчет материальных затрат НТИ ……………………………………………….. 72
4.3.2 Основная заработная плата исполнителей темы ………………………….. 73
4.3.3 Дополнительная заработная плата ………………………………………………. 74
4.3.4 Отчисления во внебюджетные фонды (страховые отчисления)……. 75
4.3.5 Накладные расходы ……………………………………………………………………. 75
4.3.6 Формирование бюджета затрат научно-исследовательского проекта
…………………………………………………………………………………………………………… 76
4.4 Определение ресурсной (ресурсосберегающей), финансовой,
бюджетной, социальной и экономической эффективности исследования .. 76
Глава 5 Социальная ответственность ………………………………………………………… 80
Введение……………………………………………………………………………………………….. 80
5.1 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности …… 80
5.2 Производственная безопасность ………………………………………………………. 82
5.2.1 Анализ выявленных вредных факторов при разработке и
эксплуатации проектируемого решения ………………………………………………. 83
5.2.1.1 Отклонение показателей микроклимата……………………………………. 83
5.2.1.2 Недостаточная освещенность рабочей зоны ……………………………… 84
5.2.1.3 Превышение уровня шума ……………………………………………………….. 87
5.2.1.4 Опасные и вредные производственные факторы, связанные с
электромагнитными полями ……………………………………………………………….. 88
5.2.1.5 Психофизиологические факторы ……………………………………………… 89
5.2.2 Анализ выявленных опасных факторов при разработке и
эксплуатации проектируемого решения ………………………………………………. 90
5.2.2.1 Повышенное значение напряжения в электрической цепи,
замыкание которой может произойти через тело человека ………………….. 90
5.3 Экологическая безопасность…………………………………………………………….. 92
5.4 Безопасность в чрезвычайных ситуациях …………………………………………. 92
5.5 Выводы по разделу ………………………………………………………………………….. 94
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 96
Список использованных источников ………………………………………………………… 97
Приложение А ……………………………………………………………………………………….. 106
Приложение Б ………………………………………………………………………………………… 128
Приложение В………………………………………………………………………………………… 137

Бронхиальная астма – это заболевание, в основе которого лежит
повышенная чувствительность бронхов к различным раздражителям (в
частности, аллергенам). В ответ на действие этих раздражителей развивается
сужение (обструкция) бронхов. Этот процесс обусловлен несколькими
причинами: повышением тонуса бронхов, избыточного отделяемого в
просвет бронхов и их воспаления. При астме приступы чаще всего возникают
эпизодически, например, после контакта с раздражителем. При тяжелой
астме обструкция бронхов часто сохраняется и между приступами. Данное
заболевание является хроническим, поэтому ему требуется постоянный
контроль. [26]
В настоящее время, по данным ВОЗ, с каждым годом увеличивается
количество человек с таким заболеванием как «Бронхиальная астма» (БА). За
последние двадцать лет количество больных людей с данным заболеванием
стало составлять около трехсот миллионов человек в мире. Данное
заболевание является одним из самых распространенных хронических
заболеваний в мире, которому подвержены и мужчины, и женщины вне
зависимости от возраста. При этом в большинстве случаев при появлении
данного заболевания в детстве оно сохраняется и во взрослой жизни. [43]
Благодаря работе ученых, которая заключалась в анализе 34
исследований заболеваемости бронхиальной астмой в Европе, мы узнали, что
в Австрии за 10 лет в период с 1992 по 2002 год заболеваемость детей
выросла в 4 раза. В Италии в период с 1974 по 1998 увеличение составило 6%
с 7% до 13%. Во многих странах Европы заболеваемость росла до середины
90-х годов ХХ века, но на текущий момент есть незначительное снижение
[27].
Хоть в настоящее время идет эффективная терапия данного
заболевания, но распространение астмы и увеличение количества больных
ею, привело к тому, что исследователей вновь заинтересовал вопрос
типирования этого заболевания. При этом методы типирования различались.
Одни исследовали клинические показатели больных, на основе которых
принимали решение. Другие же рассматривали психологическое
направление, при этом больные расценивались как однородная популяция
людей в плане соматического статуса, но с разными психоэмоциональными
состояниями. Но многообразие психологических и соматических состояний
необходимо изучать комплексно.
В связи с этим актуальность работы не вызывает сомнений.
В основе исследования лежит предложенная томскими медиками
(Языков К.Г., Немеров Е.В.) психосинергетическая модель психогенной
бронхиальной астмы. В соответствии с данной моделью выделены
эмпирические группы условно названные: БАПИ – бронхиальная астма
психогенно – индуцированная; БАСП – бронхиальная астма
соматопсихогенная (предварительный термин); БАНП – бронхиальная
астма непсихогенная; ПО – психогенная одышка. [42]
Классификация является одним из самых важных и фундаментальных
процессов в научных исследованиях и дальнейших применениях на практике.
Внедрение же данной классификации бронхиальной астмы может привести к
более конкретным методам лечения больных с различным типом данного
заболевания.

В результате выполнения магистерской диссертации, была получена
система поддержки научных исследований медицинской диагностики в виде
дерева решений, на основе полученных клинико-лабораторных показателей.
В процессе разработки, были рассмотрены объекты и цели
исследования, были описаны исходные данные. Был выбран метод для
заполнения пропущенных значений, метод для сокращения размерности,
описаны виды кластеризации и метод построения дерева решений, а также
были выбраны и описаны инструменты для реализации поставленной задачи.
Был разработан алгоритм выполнения поставленной задачи. Была полностью
реализована поставленная задача, в соответствии с шагами, описанными в
алгоритме.

1. Макарова Л.С., Берестнева О.Г., Семерякова Е.Г. Математические
методы в задачах медицинской диагностики [Электронный ресурс]. – URL:
https://science-education.ru/pdf/2012/6/180.pdf (дата обращения: 06.02.2019).
2. Орлов А.И. Математические методы теории классификации
[Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/matematicheskiemetody-teorii-klassifikatsii (дата обращения: 06.02.2019).
3. Н. Бейли. Математика в биологии и медицине [Электронный ресурс].
– URL: http://stu.sernam.ru/book_m_bio.php?id=71 (дата обращения:
06.02.2019).
4. Новосельцев В.Н. Математические методы в медицине
[Электронный ресурс]. – URL:
http://бмэ.орг/index.php/МАТЕМАТИЧЕСКИЕ_МЕТОДЫ (дата обращения:
06.02.2019).
5. Черкашина Ю.А. Применение математических методов в задаче
диагностики состояния здоровья детей первого года жизни [Электронный
ресурс]. – URL: https://applied-research.ru/pdf/2015/5-1/6752.pdf (дата
обращения: 06.02.2019).
6. М.Л.Жмудяк, А.Н. Повалихин, А.В. Стребуков, А.В.Гайнер,
А.Л.Жмудяк, Г.Г.Устинов. Диагностика заболеваний методами теорий
вероятностей [Электронный ресурс]. – URL:
http://medbooks.org/index.files/book/Matematika/012708/Diagnostika_zabolevanij
_metodami_teorii_verojatnostej.pdf (дата обращения: 06.02.2019).
7. М.Д. Степанова, С.А. Самодумкин, Т.Л. Лемешева. Математические
методы диагностики в медицинских интелектуальных системах
[Электронный ресурс]. – URL: http://900501.ucoz.ru/_ld/0/31_–____.pdf (дата
обращения: 06.02.2019).
8. В.А. Биллиг, О.В. Иванова, Н.А. Царегородцев. Построение
ассоциативных правил в задаче медицинской диагностики [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postroenie-assotsiativnyh-pravilv-zadache-meditsinskoy-diagnostiki (дата обращения: 06.02.2019).
9. Компанченко А.С. Сравнение эффективности ансамблей
интеллектуальных технологий в задачах медицинской диагностики
[Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnenieeffektivnosti-ansambley-intellektualnyh-tehnologiy-v-zadachah-meditsinskoydiagnostiki (дата обращения: 06.02.2019).
10. Локтионова Н.Н. Фильчакова К.А. Применение математических
методов исследования в медицине [Электронный ресурс]. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-matematicheskih-metodovissledovaniya-v-meditsine (дата обращения: 07.02.2019).
11. Горбунова Т.И. Интеллектуальная система поддержки принятия
решений в медицинской диагностике [Электронный ресурс]. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnaya-sistema-podderzhki-prinyatiyaresheniy-v-meditsinskoy-diagnostike (дата обращения: 07.02.2019).
12. Черкашина Ю.А., Вадутова Ф.А. Оценка состояния здоровья
детей с экстремально низкой массой тела на основе технологии
искусственных нейронных сетей [Электронный ресурс]. – URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=29810157& (дата обращения: 07.02.2019).
13. Черкашина Ю.А. Статистический анализ медико-биологических
показателей у детей, больных ожирением [Электронный ресурс]. – URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=23172055& (дата обращения: 07.02.2019).
14. Заброда Н.Н., Артеменко М.В. Математические методы анализа
заболеваемости населения региона Курской магнитной аномалии
[Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/matematicheskiemetody-analiza-zabolevaemosti-naseleniya-regiona-kurskoy-magnitnoy-anomalii
(дата обращения: 07.02.2019).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Проектирование информационной системы для логистического центра
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка автономной системы навигации для безэкипажного катера
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)