Формирование комплекса компетенций эффективного менеджера
В работе исследованы понятия компетентностного подхода и эффективного менеджера. Проанализированы методы формирования моделей компетенций, сформирован комплекс компетенций эффективного менеджера. Проведено исследование существующих методов оценки персонала на предмет возможности их использования для оценки руководящего состава. Проведена оценка взаимообусловленности эффективности работы менеджеров по закупкам со степенью развитости компетенций из сформированного комплекса. Сформирована программа мероприятий по развитию компетенций эффективного менеджера.
Реферат ……………………………………………………………………………………………………… 5
Определения, обозначения, сокращения, нормативные ссылки …………………… 6
Введение ……………………………………………………………………………………………………. 9
1 Теоретические подходы к формированию компетенций эффективного
менеджера ……………………………………………………………………………………………….. 12
1.1 Понятие, происхождение и развитие компетентностного подхода ……. 12
1.2 Теоретические подходы к типологии менеджеров ……………………………. 25
1.3 Сущность и характеристика эффективного менеджера в условиях
развития предприятия ………………………………………………………………………………. 34
2 Теоретические подходы к формированию компетенций эффективного
менеджера ……………………………………………………………………………………………….. 45
2.1 Основные подходы и методы формирования комплекса ключевых
компетенций ……………………………………………………………………………………………. 45
2.2 Формирование комплекса ключевых компетенций эффективного
менеджера ……………………………………………………………………………………………….. 60
2.3 Оценка уровня ключевых компетенций эффективного менеджера ……. 66
3 Применение компетентностного подхода при формировании ключевых
компетенций эффективного менеджмента на предприятии ……………………….. 77
3.1 Краткая характеристика ООО «Камелот-А» …………………………………….. 77
3.2 Оценка взаимообусловленности ключевых компетенций эффективного
менеджера с эффективностью менеджмента …………………………………………….. 89
3.3 Формирование рекомендаций по повышению уровня компетенций
эффективного менеджмента на предприятии ……………………………………………. 93
4 Социальная ответственность …………………………………………………………….. 104
4.1 Сущность корпоративной социальной ответственности ………………….. 104
4.2 Анализ эффективности программ КСО предприятия ………………………. 107
Заключение …………………………………………………………………………………………. 113
Список публикаций студента ………………………………………………………………. 115
Список источников ……………………………………………………………………………… 117
Приложение А …………………………………………………………………………………….. 125
Приложение Б Алгоритм формирования модели компетенций по Ивановой
С.А. …………………………………………………………………………………………………….. 141
Приложение В Сводная таблица рассматриваемых методик разработки
модели компетенций ……………………………………………………………………………. 142
Приложение Г Компетенции начальника проектно-конструкторского
центра …………………………………………………………………………………………………. 145
Приложение Д Компетенции руководителя антимонопольной практики . 147
Приложение Е Бухгалтерский баланс ООО «Камелот-А» …………………….. 150
Приложение Ж Бланк оценки уровня развитости компетенций …………….. 151
Приложение И Бланк оценки выраженности компетенций менеджеров по
закупкам ……………………………………………………………………………………………… 153
Приложение К Критерии оценки эффективности деятельности менеджеров
по закупкам …………………………………………………………………………………………. 156
Приложение Л Затраты на реализацию мероприятий по развитию
компетенций ……………………………………………………………………………………….. 157
Приложение М Программы корпоративной социальной ответственности
ООО «Камелот-А» ………………………………………………………………………………. 158
Приложение Н Оценка эффективности работы менеджеров по закупкам 159
За последние десятилетия экономика России претерпела множество
изменений, которые напрямую повлияли на многие сферы жизни населения и
принципы ведения хозяйственной деятельности. Построение рыночной
экономики, подобной экономикам других развитых стран, сопряжено с
изменением требований к персоналу, сложившихся за 70 лет существования
плановой экономики. Существенно поменялись не только требования к
основным рабочим и служащим, но и к менеджменту.
Ответом на требования внешней среды послужил компетентностный
подход, пришедший в российский бизнес через систему образования. Все чаще
говорят об «эффективном менеджменте» и «эффективном менеджере», не имея
четкой позиции по поводу того, что включают в себя данные термины.
Также неохваченными остаются требования, которые компании готовы
предъявлять к своим управленческим кадрам. Множество профессиональных
стандартов не дают четкого понимания того, какой менеджер может считаться
эффективным. Различные модели компетенций зачастую не предоставляют
методического аппарата по оценке степени выраженности входящих в их состав
компетенций. Отсутствие понимания фигуры эффективного менеджера, его
ключевых качеств и способов их оценки не позволяет организациям
задействовать значительную часть своего потенциала, что связано либо с
недостаточно эффективной расстановкой управленческих кадров, либо с
отсутствием понимания того, какие именно компетенции необходимо поощрять
в руководителях различного уровня. Лишенные данного преимущества,
организации менее эффективно осуществляют свою деятельность на рынке.
Целью данной работы является формирование универсального комплекса
компетенций эффективного менеджера, справедливого для любых руководящих
должностей без привязки к определенной организации или сфере деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
− провести исследование литературных источников для формирования
единого понятия «компетенция» и «компетентность»;
− раскрыть суть компетентностного подхода, а также историю его
развития и появления в России;
− рассмотреть взгляды на типологию менеджеров российских и
зарубежных авторов;
− описать основные представления об эффективном менеджере,
существующие в настоящее время в литературе и на российском рынке;
− проанализировать существующие методы формирования моделей
компетенций;
− сформировать комплекс ключевых компетенций эффективного
менеджера;
− проанализировать существующие методы оценки персонала на
предмет их применения для оценки выраженности компетенций, входящих в
состав сформированного комплекса;
− охарактеризовать деятельность компании ООО «Камелот-А»;
− провести оценку того, насколько эффективность менеджмента отдела
закупок свежих фруктов и овощей зависит от наличия компетенций, входящих
в состав выделенного комплекса;
− сформировать перечень рекомендаций по повышению уровня
выраженности ключевых компетенций.
В качестве объекта исследования предлагается рассматривать ООО
«Камелот-А» – компанию, владеющую сетью магазинов «Ярче!».
Предметом исследования являются: экономико-управленческие
отношения в процессе формирования комплекса компетенций эффективного
менеджера.
Научная новизна исследования представлена следующими положениями:
– сформирован отсутствующий в зарубежной и отечественной литературе
единый комплекс компетенций, развитие которых у менеджера делает его
деятельность эффективной;
– предложен универсальный подход к формированию комплекса
компетенций для любой должности, в том числе не относящейся к
управленческой категории;
– выделены методы оценки, необходимые для использования в части
измерения уровня выраженности компетенций для управленческих
должностей, обозначены их ограничения;
– разработана программа мероприятий, которые могут способствовать
развитию предлагаемого перечня компетенций у группы сотрудников
структуры управления предприятием.
1 Теоретические подходы к формированию компетенций
эффективного менеджера
Изменения, произошедшие в экономике России, оказали существенное
влияние на многие сферы жизни населения, ведение хозяйственной
деятельности, требования к рабочим, служащим и менеджерам.
Компетентностный подход, появившийся в России в сфере высшего образования,
распространяется в область регулирования трудовых отношений. Появляется
потребность в определении понятия «эффективный менеджер», которое можно
дать в том числе через призму набирающего популярность компетентностного
подхода.
В рамках данной работы был сформирован комплекс ключевых
компетенций эффективного менеджера и предложены методы оценки степени
развитости данных компетенций для их использования при назначении на
должность и оценке деятельности. Проведена апробация данного комплекса в
отделе закупок свежих фруктов и овощей компании ООО «Камелот-А» и
предложен комплекс мер по развитию ключевых компетенций в менеджерах по
закупкам.
В первой части работы было проведено исследование литературных
источников, сформированы основные понятия компетентностного подхода
«компетенция» и «компетентность». Обзор типологий менеджеров показал, что
существующие классификации часто содержат в себе несколько схожих типов
менеджеров (таких как диктатор, патерналист, демократ и либерал), однако часто
существенно различаются в зависимости от подхода и личного опыта автора.
Эффективный менеджер в таких типологиях встречается редко, однако его
описание в литературе вне сформированных типологий встречается чаще и более
проработано. Изучение характеристик эффективного менеджера, которые
приводятся как учеными-классиками, так и современными известными
фигурами в мире коучинга и консалтинга, а также исследование ожиданий рынка
от эффективного менеджера позволило выделить ряд характерных и часто
встречающихся черт, которые с наибольшей вероятностью описывают
эффективного менеджера. К ним относятся навыки в управлении собой,
коллективом, заинтересованность в результатах компании и расширении
собственных знаний.
Во втором разделе работы были проанализированы методы
формирования модели компетенций. Те методы, которые могли быть
применены при формировании универсального комплекса компетенций
эффективного менеджера, требовали значительных временных,
информационных и финансовых затрат. В качестве решения было предложено
рассмотреть профессиональные стандарты для руководящих должностей с
целью выявить наиболее часто повторяющиеся компетенции. Полученные
компетенции были дополнены перечнем черт, необходимых для реализации
основных функций управления, а также составленным ранее портретом
эффективного менеджера. Также были рассмотрены существующие методы
оценки персонала с целью выявить те способы, которые могли бы позволить
проводить оценку менеджеров на предмет выраженности требуемых
компетенций. В результате анализа были выявлены методы, которые
теоретически возможно преобразовать таким образом, чтобы получать
объективную оценку сотрудников на руководящих должностях.
В третьей части работы было проведено описание деятельности
компании ООО «Камелот-А». Проведена оценка эффективности деятельности
менеджеров по закупкам свежих фруктов и овощей, также оценен уровень
выраженности ключевых компетенций, входящих в сформированный ранее
комплекс. Показано наличие связи эффективности деятельности с развитостью
компетенций эффективного менеджера. Определены методы, с помощью
которых возможно осуществлять развитие ключевых компетенций.
Сформированы рекомендации по увеличению уровня выраженности
ключевых компетенций у менеджеров по закупкам свежих фруктов и овощей
в сети магазинов «Ярче!».
Список публикаций студента
1. Смирнова А.А., Антонова И.С. Модификация матрицы БКГ для
оценки портфеля проектов компании // Beneficium научное периодическое
сетевое издание. – 2020. – С. 21-29.
2. Смирнова А.А., Никулина И.Е. Комплекс компетенций, необходимых
эффективному менеджеру // Сборник XXVIII Международной научно-
практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в
современном мире» Город Гатчина. – 29 мая 2020, с. 32-38,№5.
3. Никулина И. Е., Смирнова А. А. Анализ опыта применения
эффективного контракта в высших учебных заведениях России и мира
//Московский экономический журнал. – 2019. – №. 11.
4. Брайченко А. А. Исследование трактовок компетенций эффективного
менеджера //Идеи и проекты молодежи России. – 2019. – С. 5-10.
5. Брайченко А. А., Баннова К. А. Оценка последствия создания КГН
для российских групп компаний // Информационные технологии в науке,
управлении, социальной сфере и медицине. – 2017. – С. 375-378.
6. Брайченко А.А. Учет степени депрессивности при построении
социально-эффективной модели налогообложения //Материалы
Международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и
молодых ученых «Научная сессия ТУСУР–2017», посвященной 55-летию
ТУСУРа. – 2017. – №7. – С. 38-40.
7. Брайченко А.А. Оптимизация налоговой нагрузки на малый бизнес
//Школа В.Д. Новодворского: Материалы XI международной научно-
практической конференции молодых ученых, студентов и магистрантов/
под.ред. Е.Н. Щетинина, Т.Д. Чугаевой. – Барнаул: ООО «Палитра», 2017. –
170 с.
8. Брайченко А.А. Анализ показателя депрессивности по регионам
России // Международный экономический симпозиум — 2017: Материалы
международных научных конференций 20–21 апреля 2017 г.: Международной
конференции молодых учёных-экономистов «Развитие современной
экономики России», IV международной научно-практической конференции
«Устойчивое развитие: общество и экономика», IV международной научной
конференции: Соколовские чтения «Бухгалтерский учёт: взгляд из прошлого в
будущее» / Ред. колл.: О.Л. Маргания, С.А. Белозеров [и др.]. — СПб.: Скифия-
принт, 2017. — 676 с.
9. Баландина А.С., Баннова К.А., Брайченко А.А. Создание и
функционирование особых экономических зон в развивающихся зарубежных
странах //Проблемы учета и финансов. – 2016. – №.3(23) – С.49.
10. Баландина А.С., Баннова К.А., Брайченко А.А.Зарубежный опыт
создания особых экономических зон в развитых странах //Проблемы учета и
финансов. – 2016. – №.3.
11. Chistyakova N. et al. Influence of social-economic institutions on
innovative environment development: Russian case study //SHS Web of
Conferences. – EDP Sciences, 2016. – Т. 28.
12. Брайченко А. А., Зайцева В. В. Продвижение бренда. Технология
нейминга // Проблемы управления рыночной экономикой: межрегиональный.
– 2016. – С. 38.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!