Особенности и тенденции развития сервисных услуг в нефтегазовой отрасли (на примере ПАО «Газпромнефть»)
Объектом исследования данной работы являются сервисные услуги в нефтегазовой отрасли Российской Федерации. Цель выполненной работы произвести анализ рынка нефтесервисных услуг Российской Федерации, подбор маркетинговой стратегии контрактования в ПАО “Газпром нефть”. Актуальность работы заключается в разработке эффективной маркетинговой стратегии контрактования потребностей по услуге “строительство эксплуатационных скважин”.
Введение ……………………………………………………………………………………………………… 12
1 Тенденции развития современного рынка сервисных услуг для нефтегазовых
компаний …………………………………………………………………………………………………….. 15
1.1 Основные тенденции развития нефтесервисных услуг ……………………………. 15
1.2 Развитие нефте- и газодобычи как основы для перспектив нефтесервисного
рынка ………………………………………………………………………………………………………….. 21
1.3 Субаддитивность издержек как обоснование аутсорсинга в нефтегазовой
отрасли………………………………………………………………………………………………………… 29
1.4 Краткий обзор развития зарубежных нефтесервисных компаний …………… 32
2 Проблемы и перспективы развития нефтесервисного рынка России ………….. 36
2.1 Анализ структуры нефтесервисного рынка России …………………………………. 36
2.2 Проблематика развития нефтесервисного рынка России …………………………. 41
2.2.1 Импортозамещение на нефтесервисном рынке …………………………………….. 41
2.2.2 Финансово-экономические условия развития отрасли ………………………….. 49
2.2.3 Государственное регулирование нефтесервисного рынка …………………….. 52
2.2.4 Влияние человеческого фактора на развитие нефтесервисного рынка…… 54
2.3 Прогноз развития нефтесервисного сектора в России …………………………….. 56
2.4 Сравнительная характеристика конкурентоспосбности сервисных
компаний …………………………………………………………………………………………………….. 59
3 Современная маркетинговая стратегия по выбору сервисной компании на
проведение работ по бурению скважин в ООО «Газпромнефть-Восток» ………. 62
3.1 Анализ фактической ситуации и разработка SWOT-анализа маркетинговой
стратегии …………………………………………………………………………………………………….. 62
3.2 Общие подходы, выбор стратегии и определение графика контрактования
услуг бурения в ООО «Газпромнефть-Восток» ……………………………………………. 66
3.3 Анализ факторов внешней и внутренней среды для разработки
маркетинговой стратегии …………………………………………………………………………….. 71
3.4 Критерии оценки бурового подрядчика ………………………………………………….. 75
3.5 Долгосрочное контрактование и варианты долгосрочных договоров ………. 84
4 Социальная ответственность …………………………………………………………………….. 86
4.1 Анализ эффективности программ корпоративной социальной
ответственности, движущая сила. ………………………………………………………………… 86
4.2 Определение структуры программ КСО …………………………………………………. 89
4.3 Определение затрат на программы КСО …………………………………………………. 92
4.4 Оценка эффективности программ и выработка рекомендаций…………………. 94
Заключение …………………………………………………………………………………………………. 96
Список публикаций магистранта………………………………………………………………….. 99
Список использованных источников ………………………………………………………….. 100
Целью энергетической политики Российской Федерации считается
наиболее действенное внедрение естественных энергетических ресурсов и
потенциала энергетической отрасли для значительного подъема экономики,
увеличения качества жизни народонаселения государства и содействия
укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Стратегия характеризует цели и задачи долговременного и
эффективного действия энергетического комплекса государства на грядущий
период, ценности и ориентиры, а также механизмы энергетической политики на
государственном уровне на отдельных шагах ее реализации, обеспечивающие
достижение намеченных целей.
Нефтегазовый сервис занимает обособленное место в нефтегазовой
отрасли, выступая в виде основного и незаменимого ресурса, для обеспечения
запланированных объемов бурения, добычи, транспортировки нефти и газа
(планирование исследования и облагораживание месторождений, ремонт
скважин, автоматизация промыслов, увеличение нефтеотдачи, прокладка
трубопроводов, возведение морских платформ), механизма получения
информационной базы о состоянии и перспективах минерально-сырьевых
ресурсов страны (последствия геолого-разведочных процедур, сейсморазведки,
бурения, геофизических изысканий скважин на суше и море).
Нефтегазовый сервис считается комплексом услуг, от масштабов и
свойства которых находится в зависимости благосостояние нефтегазовой
отрасли РФ – одного из ключевых агентов-поставщиков денежных отчислений
в государственную казну, соответственно, и благополучие страны.
Нефтегазовый сервис неразрывно связан с такими секторами
национальной экономики как машиностроение, металлургия, приборостроение,
а также с компьютерными и информационными технологиями.
Нефтегазовый сервис – один из самых многообещающих областей
производства. Если в 2010 году размер сервисного рыночного сегмента
составлял семнадцать миллиардов долларов, то к 2020 году предполагается его
повышение до сорока трех миллиардов долларов [1, с.19].
Цель данной работы заключается в рассмотрении особенностей и
тенденций развития сервисных услуг в нефтегазовой отрасли на примере ПАО
«Газпром нефть».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
− дать общую характеристику нефтесервисных услуг и выделить их
особенности;
− осуществить анализ рынка и конкурентоспособности заданной
сервисными компаниями на мировом рынке;
− рассмотреть развитие российского рынка сервисных услуг в
современных условиях;
− выделить инновационный потенциал развития нефтесервиса
российского нефтегазового комплекса;
− рассмотреть особенности проведения конкурентного отбора в
периметре группы компаний ПАО «Газпром нефть».
Объектом научного исследования является – российский
нефтесервисный рынок. Предметом исследования – ПАО «Газпром нефть» и
ООО «Газпромнефть-Восток» в частности.
Научная новизна заключается в разработке маркетинговой стратегии для
качественного контрактования сервисных услуг.
Информационной базой послужили данные Министерства энергетики
РФ, Министерства природных ресурсов РФ, внутренние отчеты ПАО «Газпром
нефть», результаты экономических исследований, фактологические и
эмпирические материалы, содержащиеся в работах отечественных и
зарубежных ученых, консалтинговых компаний и групп, опубликованные в
научных журналах, в периодических изданиях, материалах круглых столов,
семинаров и конференций, сборниках научных трудов, электронных научных
изданиях.
Результаты исследований представлены в материалах и трудах
Международных и Всероссийских конференций, а также апробированы в
группе компаний ПАО «Газпром нефть».
1 Тенденции развития современного рынка сервисных услуг для
нефтегазовых компаний
1.1 Основные тенденции развития нефтесервисных услуг
1Устав ООО «Газпромнефть-Восток» – 2015 год, 73 стр.
2Портал ООО «Газпромнефть-Восток» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://vostok.gazprom-neft.ru, свободный – Загл. с экрана
3Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября
2009 г. №1715-р «Энергетической стратегии России на период до 2030 г.»
[Электронныйресурс].–Режимдоступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94054/, свободный – Загл. с
экрана
4Авраменко М. А. Нефтегазовый сервис в начале пути // Континент
Сибирь. Красноярск. – 2011. – С. 561.
5Александров В.В. Готовность номер один. Нефтегазовый сервис
восстанавливает свой докризисный потенциал // Нефть России. Нефтяной
сервис. – 2011. – С. 18-21.
6Баскаев К.А. Бурная работа. Нефтегазовый сервис пострадал от
финансового кризиса не так сильно, как опасались игроки рынка // Нефть
России. Нефтяной сервис. – 2010. – С. 16-22.
7Был ли Апокалипсис? Отечественный нефтегазовый сервис быстро
восстанавливается после глобального финансово-экономического кризиса //
Нефть России. Нефтяной сервис. – 2011. – С. 6-9.
8Дудырева Н.В. Исследование отрасли нефтесервисных услуг в
России. Сервис. – М.:Республика, 2009. – С. 180-210.
9Информационно-аналитическийпортал«Нефтегазовоедело»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ogbus.ru, свободный – Загл. с
экрана
10Комлев М.Х. Система ключевых показателей эффективности как
инструмент совершенствования менеджмента организации // Теория и практика
общественного развития. – 2015. – С. 107 – 109.
11Латфуллин Г,А., Никитин А.С., Серебрянников С.С. Теория
менеджмента. – СПб.: Питер, 2016. – 464 с.
12Котляров И. Д. Внутренняя и внешняя среда фирмы: уточнение
понятий // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и
управление производством. – 2012. – С. 56-61.
13Котляров И. Д. Маркетинг конкурентов и связи с конкурентами. //
Практический маркетинг, 2010, №4 (158), С. 25-29.
14КротковГ.И.Принципыипредпосылкиформирования
нефтегазодобывающего кластера фирменного обслуживания. // Проблемы
экономики и управления нефтегазовым комплексом, 2011, № 10, С. 22-29.
15Лавровский И.К. Будущее нефтяных компаний // Нефть России.
№10, 2009.
16Латышев Д. Ю. Развитие нефтяного комплекса России при переходе
на эффективную систему контроля за разработкой запасов. СПб.: Санкт-
Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2010.
17Логинова Е. Проблемы отраслей, обеспечивающих нефтегазовый
комплекс.[Электронныйресурс].–Режимдоступа:
http://www.gosbook.ru/node/7518, свободный – Загл. с экрана
18Национальныйпорталпроизводителейнефтегазового
оборудования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.derrick.ru,
свободный – Загл. с экрана
19Николайчук Н.Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. –
СПб.: Питер, 2011.
20Окрепилов В.В. Управление качеством. – М.: Экономика, 2010.
21УгрюмоваН.В.,БлиновА.О.Теорияорганизациии
организационное поведение. – СПб.: Питер, 2015. – 288 с.Портал НО
«Союзнефтегазсервис». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://n-
gs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=49&Itemid=83&lang=ru,
свободный – Загл. с экрана
22ПорталRusenergy.Годоваяемкостьроссийскогорынка
нефтегазового сервиса оценивается примерно в 10 млрд. долл. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/tek/partnernews/161611.shtml,
свободный – Загл. с экрана
23Пирадова, Н. Оценка конкурентоспособности продукции [Текст] /
Н. Пирадова, Е. Табачный // Маркетинг. – 2014. – № 1. – С.133-141. – ISBN 978-
5-390-00143-3.
24Электронныйресурсwww.Ruenergy.com
geointek.ru/index.php?view=article&catid=3:newsflash&id=158:2011-
25Рогожа И.В. Нефтяной комплекс России: государство, бизнес,
инновации. – М.: ИНФРА-М, 2010.
26Рыжова А. В. Британские инвестиции в нефтегазовую отрасль
России: ретроспективный анализ и современность. Автореф. дисс…. на соиск.
уч.степ. канд. эк. наук. СПб.: Санкт-Петербургский государственный
университет экономики и финансов, 2010.
27Савостьянов Н.А., Лаптев В.В. О государственной политике России
в сфере нефтегазового сервиса // Геология нефти и газа. №2, 2011.
28СеменоваН.В.ДипломнасоисканиестепениМагистр
нефтегазового дела. М.: Российский Государственный Университет нефти и
газа им. И.М. Губкина, 2010 год, на правах рукописи.
29Сергеев И. Б., Шкатов М. Ю., Сираев А. М. Нефтегазовые
сервисные компании и их инновационное развитие // Фадеев А. М., Ларичкин
Ф. Д. Стратегические приоритеты устойчивого развития сервисных услуг при
освоении шельфовых месторождений // Записки Горного института. – 2011. – Т.
191. – С. 197-204.
30Тирон Д.В., Павловская А.В. Проблемы развития нефтегазового
сервиса.Социально-экономическиепроблемыразвитияпредприятийи
регионов:сборникстатей13-ойМеждународнойнаучно-практической
конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний,2011. – С. 114-117.
31Тюленев И.В. Развитие нефтегазового сервиса в России в контексте
мирового опыта. Автореф. дис. на соискание уч. ст. к.э.н. М., 2011.
32Ушакова Е. В., Шамина Л. К. Роль государства в развитии
инновационного потенциала в Российского Федерации и за рубежом //
Экономика и экологический менеджмент. – 2011. – № 2. – С. 266-273.
33Фадеев А. М., Ларичкин Ф. Д. Стратегические приоритеты
устойчивогоразвитиясервисныхуслугприосвоениишельфовых
месторождений // Записки Горного института. – 2011. – Т. 191. – С. 293-301.
34Фадеев А. М., Череповицын А. Е., Ларичкин Ф. Д. Зарубежный
опыт освоения углеводородных ресурсов Арктического континентального
шельфа // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.
– 2011. – Т. 13, № 11. – С. 79-89.
35ШаталовД.А.,НебогинД.А.,СеменовД.А.идр.
Совершенствование нефтегазового сервиса на месторождениях Западной
Сибири. // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом, 2011,
№ 8, С. 4-7.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!