Совершенствование системы стратегического управления предприятием сферы услуг в условиях рынка
Введение 4
Глава 1. Концепция формирования системы стратегического 10
управления предприятием сферы услуг
1.1.Особенности и эффективность стратегического управления 10
предприятия сферы услуг
1.2.Особенности управления малыми предприятиями сферы услуг 40
1.3.Системность управления предприятием сферы услуг, 53
проблемы и перспективы, факторы, влияющие на эффективность
Глава 2. Разработка рекомендаций по организации системы 68
управления на предприятиях сферы услуг
2.1.Методика оценки эффективности менеджмента на 68
основе сбалансированной системы показателей
2.2. Проблемы создания системы менеджмента на предприятии и 78
разработка рекомендаций по их решению
2.3. Оценка влияния факторов на эффективность управления 86
персоналом на предприятиях сферы услуг
Глава 3. Направления совершенствования системы управления 96
организациями сферы услуг
3.1.Развитие реинжиниринга на предприятиях сферы услуг 96
3.2.Проблемы и экономическая целесообразность внедрения 106
технологического менеджмента на предприятиях сферы услуг
3.3.Роль контроллинга в совершенствовании внутрифирменного 116
управления
Заключение 133
Использованная литература 135
Актуальность диссертационного исследования. Построение
эффективной системы стратегического управления процессом производства и
оказания услуг неразрывно связано с вопросами развития менеджмента. Слабая
теоретическая и организационная база российской системы стратегического
управления на микроэкономическом уровне, стала причиной неразвитости
отдельных ее инструментов, таких как менеджмент. Вместе с тем, методология
управления и используемые на практике приемы и методы управления
предприятиями сферы услуг обусловливают необходимость внедрения и
развития менеджмента во всех его направлениях.
В теории и практике российской системы управления использование
менеджмента как новой области знаний стало развиваться на рубеже XX-XXIвв
Использования различных инструментов менеджмента стало возможным
в связи с переходом российской экономики к рыночным отношениям. С
переходом к рыночной экономике хозяйственная деятельность организаций
основывается на принципах самофинансирования. Если до перехода к
рыночным отношениям финансовые отношения в экономике строились на
изъятии и перераспределении финансовых ресурсов предприятий, и не было
смысла работать лучше, т.к. они получали все недостающее через систему
бюджетного перераспределения, то в сегодняшних условиях есть
необходимость в применении различных систем и методов, повышающих
эффективность собственного производства.
Необходимость постоянного совершенствования законодательства и
постоянный поиск новых сфер приложения возникшего в стране частного
кaпитала делают применение различных инструментов хозяйственного
управления жизненно важной не только в оперативной хозяйственной
деятельности, но и в стратегическом плане.
Имеющиеся на сегодняшний день публикации по развитию форм и
методов управления на уровне хозяйствующих субъектов и внедрению
элементов менеджмента свидетельствуют о том, что за решение этих проблем в
Российской Федерации взялись серьезно.
Недостаточность теоретических и практических исследований фундамен-
тального характера в области менеджмента в нашей стране и невозможность
трансформации в отечественную экономику зарубежного опыта в этой области,
связанная с относительно низким уровнем развития отечественной экономики и
несовершенством национального законодательства, объясняют отсутствие
единого подхода к данной функции внутрифирменного управления.
Особую актуальность приобретает проблема внедрения инструментов
управления на малых предприятиях сферы услуг из-за недостатка грамотной
постановки менеджмента, и его своевременной адаптации к
макроэкономическим изменениям. Это требует разработки универсальных
рекомендаций, которые могут быть использованы хозяйствующими субъектами
сферы услуг в рамках имеющихся систем стратегического управления.
Обострение конкурентной борьбы на российском рынке, постоянная
смена лидеров рынка, возрастающая привлекательность российского рынка для
иностранных компаний, делают все более; необходимым разработку и
применение стратегий менеджмента. Центральное место в разработке и
реализации стратегии менеджмента принадлежит реинжинирингу,
технологическому менеджменту и контроллингу.
Необходимость теоретической и практической разработки этих проблем
применительно к предприятиям сферы услуг, обусловили актуальность темы и
направленности диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Теоретические основы
управления и его различные аспекты достаточно полно исследованы в работах
П.Р. Диксона, Ж. Ж. Ламбена, Дж. Р.Эванса, Дж. Эткинсона и в трудах
отечественных экономистов: Г. Азоева, A.A. Бровермана, Е.П. Голубкова, И.И.
Кретова, Б.Л. Межирова, Н.С. Перекалиной, H.A. Платоновой, А.П. Пан-
крухина, Б.А. Соловьева, Л.Б. Сульповара.
Значительное число работ таких зарубежных авторов, как Э. Деминг, М.
Робсон, Ф. Уллах, Э. Мэйо, Л. фон Бертаданфи, а также российских
исследователей – Б. В. Ахлибинский, Р. Г. Баращев, И. В. Васильев, Л. И.
Василевский, А. А. Малиновский, П. М. Полян, Б. А. Резников, В. Н.
Садовский, И. М. Шорохов и др. – посвящено теоретическим и
методологическим аспектам системного подхода к управлению предприятием,
вопросам совершенствования системы стратегического управления
предприятия и входящих в нее элементов.
Теоретические и методологические основы развития инструментов
внутрифирменного управления и внедрения их на практике, в частности,
службы контроллинга, посвятили труды ученые: Дж. Баус, Р. Борнеманн, Э. И.
Вилкас, К. Витт, Э. Майер, Р. Манн, Е. Г. Ойхман, Э. В. Попов, Т. Райхманн, С.
Г. Фалько, П. С. Фишберн, Д. Хан.
Недостаточная разработанность и отсутствие единого подхода к
изучению теоретических и практических проблем менеджмента на
предприятиях малого предпринимательства в условиях рынка предопределили
выбор темы и направлений диссертационного исследования, а также
сформулировать цели и задачи диссертации.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертации
является разработка концептуальных основ и научно-практических
рекомендаций по развитию системы стратегического управления предприятием
сферы услуг в условиях рынка.
Реализация данной цели потребовала решение следующих задач,
определяющих логику диссертационного исследования:
– обобщить теоретические и методические основы управления на
микроэкономическом уровне в мировой теории и практике;
– выявить особенности развития менеджмента в российских организациях
сферы услуг;
– определить систему показателей эффективности внутрифирменного
менеджмента;
– установить основные направления оптимизации внутрифирменного
менеджмента и выявить факторы, воздействующие на этот процесс;
– разработать практические рекомендации для малых предприятий сферы
услуг в рамках оптимизации внутрифирменного менеджмента;
– определить роль современных форм менеджмента в развитии системы
планирования и управления предприятиями сферы услуг.
Предмет исследования является отношения, возникающие в процессе
совершенствования системы стратегического управления, направленные на
повышение эффективности деятельности предприятий сферы услуг.
Объект исследования выступают предприятия сферы услуг всех форм
собственности.
Теоретической основой диссертационного исследования послужили
труды отечественных и зарубежных ученых, монографии и научные статьи
ведущих специалистов по проблемам управления и менеджмента на
предприятиях сферы услуг, связанных с разработкой, реализацией и
внедрением системы стратегического управленческих.
Методологическую основу диссертационного исследования составили
методы и приемы сравнительного анализа, обобщения и синтеза, обработки
информации. Автором использовались такие научные подходы, как системный,
структурный, процессный, функциональный, комплексный. Сбор и обработка
фактических данных осуществлялись с использованием методов
статистических группировок, математического моделирования, экспертных
оценок.
Информационной базой диссертационного исследования – для
подтверждения положений и выводов – послужили законодательные и
нормативные акты Российской Федерации, данные Федеральной службы
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!