Оценка релевантности текстовых отзывов сервиса анкетирования
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………… 4
1 Теоретические основы расчета критериев оценки релевантности текстовых
отзывов………………………………………………………………………………………………………..6
1.1Сервис анкетирования студентов СФУ……………………………………………….. 6
1.2Критерии оценки релевантности текстовых отзывов…………………………… 7
1.3Методы нормализации текста………………………………………………………………8
1.3.1 Стемминг…………………………………………………………………………………….. 8
1.3.2 Лемматизация……………………………………………………………………………….9
1.4 Подходы к решению задачи автоматической классификации текстовых
отзывов………………………………………………………………………………………………………11
1.4.1 Методы, основанные на машинном обучении…………………………….. 11
1.4.2 Метод, основанный на словаре тональностей…………………………….. 17
2 Исследование и выбор методов классификации текстов…………………………..20
2.1Анализ и сравнение методов машинного обучения при расчете критерия
принадлежности…………………………………………………………………………………………24
2.1.1 Предобработка данных………………………………………………………………. 24
2.1.2 Машинное обучение……………………………………………………………………25
2.2Анализ и сравнение методов нормализации при расчете критерия
тональной принадлежности словарным подходом………………………………………28
3 Программный модуль расчета критериев оценки релевантности текстовых
отзывов………………………………………………………………………………………………………31
3.1Описание программного модуля……………………………………………………….. 31
3.2Апробация программного модуля………………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………50
Сервисы анкетирования на сегодняшний день находят широкое
применение во многих областях деятельности, как с практической, так и с
научной точки зрения. Рассматривая механизм анкетирования студентов на
базе личного кабинета «Института космических и информационных
технологий», можно сказать о том, что анкетирование является одним из
непростых процессов механизма мониторинга образовательной среды.
Данный факт связан с тем, что в опросе определяющую роль играет
человеческий фактор. Именно в данном случае стоит более ответственно
подходить к анализу полученных результатов.
В случае, когда система анкетирования предусматривает возможность
дополнять числовую оценку текстовым комментарием, возникает задача
анализа текстовой части отзыва. Регулярная обработка результатов
практически всегда требует большое количество ресурсов, тем более если
данные представлены в свободной форме. Так же, не все отзывы можно
использовать как достоверную информацию. Проблема релевантности таких
результатов связанно с субъективным отношением человека и эмоциональным
фактором. Анализ текстовой части отзыва позволяет наиболее продуктивно
реализовывать обратную связь путем выделения числовых показателей
релевантности текста, используя современные методы машинного обучения.
Объектом исследования является сервис анкетирования студентов на
Не смотря на развитие современных IT-технологий, на текущий момент
нет совершенного алгоритма автоматического анализа текстов. Как правило,
любая задача из области классифицирования текстов отталкивается от
конечного результата, и успешность решения таких задач состоит из
правильного подбора технологий, например, технологий нормализации
данных перед машинным обучением и т.п.
В ходе работы по теме диссертации были проведены исследования по
выбору оптимальных технологий для автоматического анализа текстовых
отзывов сервиса анкетирования Сибирского федерального университета.
Прежде всего, были изучены аспекты нормализации данных. На практике,
рассмотрены стемминг и лемматизация текстов. Далее, были
проанализированы два метода автоматической классификации текстовых
отзывов: метод, основанный на машинном обучении и метод, основанный на
применении тональных словарей. В результате изучения метода с
применением машинного обучения, были рассмотрены пять математических
моделей.
По итогу работы, основываясь на результатах исследований, был
разработан модуль расчета критериев оценки релевантности текстовых
отзывов. По результатам апробации разработанного алгоритма был сделан
вывод о том, что выбранные технологии анализа являются оптимальными в
контексте решаемой задачи.
1. Даничев А.А., Якунин Ю.Ю. Аспектный анализ тональности
отзывов в образовательной среде // Информатизация образования и методика
электронного обучения Материалы III Международной научной конференции.
В двух частях. Сибирский федеральный университет, Институт космических и
информационных технологий. 2019. С. 61-65.
2. Обзорметодовклассификациивмашинномобучении
[Электронныйресурс].IT-портал«TProger.ru»–Режимдоступа:
https://tproger.ru/translations/scikit-learn-in-python/ (дата обращения 13.04.2020).
3. Документация модуля «Tree Tagger» [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://www.cis.uni-muenchen.de/~schmid/tools/TreeTagger/
4. Документациябиблиотеки«nltk»,описаниестеммера
«SnowballStemmer» [Электронный ресурс]. IT-ресурс «kite» – Режим доступа:
https://kite.com/python/docs/nltk.SnowballStemmer
5. Онлайн-тезаурус русского языка «Карта слов» [Электронный
ресурс].–URL:https://github.com/dkulagin/kartaslov(датаобращения:
12.04.2020).
6. Описаниенаивногобайесовскогоалгоритмадля«Python»
[Электронныйресурс]:IT-ресурс«StackAbuse»–Режимдоступа:
https://stackabuse.com/the-naive-bayes-algorithm-in-python-with-scikit-learn/
7. Описание метода опорных векторов для «Python» [Электронный
ресурс]:IT-ресурс«StackAbuse»–Режимдоступа:
https://stackabuse.com/implementing-svm-and-kernel-svm-with-pythons-scikit-
learn/
8. Описание метода k-средних [Электронный ресурс]: IT-портал
«data science» – Режим доступа: https://stackabuse.com/implementing-svm-and-
kernel-svm-with-pythons-scikit-learn/
9. Описаниеклассификаторадереварешенийдля«Python»
[Электронныйресурс]:IT-ресурс«StackAbuse»–Режимдоступа:
https://stackabuse.com/decision-trees-in-python-with-scikit-learn/
10. Описание метода логистической регрессии [Электронный ресурс]:
«Википедия»–Режимдоступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/
Логистическая_регрессия
11. Глубоко аннотированный корпус русского языка [Электронный
ресурс]:«Википедия»–Режимдоступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/
Глубоко_аннотированный_корпус_русского_языка
12. Документация модуля TreeTager для «Python» [Электронный
ресурс]: TreeTagger Python Wrapper’s documentation – Режим доступа:
https://stackabuse.com/decision-trees-in-python-with-scikit-learn/
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!