Жанровая специфика романа Стивена Кинга «Сияние»
В работе исследуются традиционные элементы литературы ужасов, которые применяются в романе Стивена Эдвина Кинга «Сияние»: как устойчивые приемы, исторически сложившиеся в жанре, так и свойственные этому жанру темы. Целью исследования стало отследить в «Сиянии» влияние предшествующей литературной традиции, начиная с готического романа и заканчивая такими поздними образцами литературы ужасов, как произведения Роберта Блоха и Ширли Джексон, чтобы таким образом определить место романа в современном развитии жанра. Помимо выявления в романе элементов, характерных для литературы ужасов, анализ позволил изучить особенности применения этих элементов, их роль и функции в тексте. Помимо этого, в работе исследуется тематика романа, в которой устойчивые темы, свойственные литературе ужасов, пересекаются с современными и актуальными вопросами, которые писатель поднимает в своем творчестве в целом и в романе «Сияние» в частности.
Данное исследование посвящено роману Стивена Эдвина Кинга (Stephen Edwin King) «Сияние» (The Shining, 1977). В творчестве Стивена Кинга этот роман стал третьим, после принесшей ему славу «Кэрри» и «Салимова удела», который стал своеобразной литературной игрой на тему «Дракулы» Брэма Стокера. Роман «Сияние» стал обладателем нескольких литературных премий, вошел в список бестселлеров “New York Times”, а также стал материалом для двух экранизаций, одна из которых – культовый фильм Стэнли Кубрика (The Shining, 1980), а другая – мини-сериал 1977 года, срежиссированный Миком Гаррисом.
Став одним из самых популярных и продаваемых авторов в мире, Стивен Кинг обратил на себя внимание и литературоведов. За пятьдесят лет творчества писателя были изданы «руководства по творчеству» – например, «Полная энциклопедия Стивена Кинга» Стивена Спигнези (Stephen Spignesi, The Complete Stephen King Encyclopedia), биографические и библиографические труды об авторе: в числе прочих, о Кинге писал именитый биограф и автор «литературных путеводителей» Джордж Бим (George Beahm), а также профессор Университета Вермонта и литературный критик Энтони Мэджистрейл (Anthony Magistrale); написано множество критических статей, в которых творчество Стивена Кинга рассматривалось как “феномен” или откровенно порицалось: таким антагонистом писателю стал, например, литературный критик Гарольд Блум (Harold Bloom). К современным проблемам в творчестве писателя с интересом отнеслись исследователи самых разных подходов: о нем существуют и феминистские, и психоаналитические статьи – к примеру, статья Элизабет Джин Хорнбек, старшего преподавателя в университете Миссури, «Кому страшен серый волк? Домашнее насилие в “Сиянии”» (Elizabeth Jean Hornbeck, «Who’s Afraid of the Big Bad Wolf? Domestic Violence in The Shining»), оказавшая значительное влияние на наше исследование. Существуют и сравнительные исследования, изучающие влияние на Стивена Кинга его конкретных предшественников – например, Эдгара Аллана По, чей рассказ «Маска Красной смерти» напрямую цитируется в романе «Сияние»: это влияние исследует Марош Будей (Marosz Budey) в статье «От одного мастера к другому: следы влияния Э. По в романе Стивена Кинга “Сияние”» [38]. Также влияние на данное исследование оказала книга специалистки по английской литературе О. Разумовской «По. Лавкрафт. Кинг. Четыре лекции по литературе ужасов», в которой также в общих чертах прослеживается тенденция развития жанра.
При всем вышесказанном, новизна данного исследования заключается в более комплексном рассмотрения романа с жанровой точки зрения. Актуальность работы заключается в необходимости изучения современного этапа развития жанра: исследовав то, каким образом и в каких своих чертах роман относится к литературе ужасов, можно определить его как часть литературного процесса, что поможет, в свою очередь, говорить о влиянии романа, как и всего творчества С. Кинга, на последующую жанровую традицию, причем как в литературе, так и в других медиа, то есть кино и видеоиграх.
Цель настоящего исследования – проанализировать роман «Сияние» с точки зрения жанра, изучив те черты, которые позволяют причислить его к литературе ужасов, и особенности их применения. Это потребовало выполнения нескольких задач:
• Рассмотреть творчество С. Кинга, чтобы описать его тематику и прокомментировать ее присутствие в «Сиянии»;
• Составить перечень жанровых характеристик литературы ужасов и описать то, каким образом они сложились в американской литературе;
• Проанализировать роман и выделить в нем вышеуказанные характеристики;
• Описать то, как и зачем эти жанровые черты используются в романе.
Объектом исследования, таким образом, стал роман С. Кинга «Сияние», а предметом – его жанровая принадлежность и особенности.
Теоретическо-методологическую базу исследования составили, во-первых, ряд русскоязычных и зарубежных научных трудов, ставших источниками сведений об американской литературе ужасов: в том числе исчерпывающая работа Е.В. Скобелевой «Традиция «готического» романа в английской литературе XIX и XX веков», пособие Е.В. Староверовой «Американская литература», а также статья Г.Ф. Лавкрафта «Сверхъестественный ужас в литературе» (H.P. Lovecraft, «Supernatural Horror in Literature») и литературоведческий труд «Пляска смерти» (Danse Macabre, 1981) самого С. Кинга. Кроме того, анализ самого романа «Сияние» и творчества автора потребовал обращения к уже существующим научным работам, связанным с этим произведением: в их числе статья Сары Мартин Алегр, доцента кафедры английской литературы Барселонского университета, «Кошмары детства: дитя и монстр в четырех романах Стивена Кинга» (Sara Martin Alegre, Nightmares Of Childhood: The Child And The Monster In Four Novels By Stephen King“). Научные работы исследователей из США позволили с большей уверенностью говорить об американской культуре, о которой идет речь в «Сиянии». Определенное влияние на исследование оказали и работы, посвященные экранизациям романа: несмотря на значительные расхождения знаменитого фильма Кубрика с первоисточником, как эстетические, так и тематические, многие исследователи обращаются к тем культурным и психологическим вопросам, которые поднимает С. Кинг и которые С. Кубрик не исключает уже из своего повествования.
Основные положения исследования, выносимые на защиту:
• Роман С. Кинга «Сияние» – произведение литературы ужасов, наделенное рядом характерных для жанра черт и тропов.
• С. Кинг использует конвенции жанра особенным образом, комбинируя или рассматривая под новаторским для жанра углом.
• Устойчивые элементы литературы ужасов позволяют писателю затронуть интересующие его темы, такие как: американское общество, кризис семьи, вопрос истории.
Апробация результатов исследования была произведена на XXIV Открытой конференции студентов-филологов Санкт-Петербургского Государственного Университета, прошедшей с 19 по 24 апреля 2021 года; доклад озаглавлен «Жанровое своеобразие романа С. Кинга “Сияние”».
Диссертационная работа насчитывает 93 страницы и состоит из введения, двух глав в основной части, заключения и списка литературы. Список использованной литературы включает в себя 56 наименований, 26 из которых русскоязычные, 30 – англоязычные.
Данная работа была направлена на анализ романа «Сияние» С. Кинга с точки зрения его жанровой принадлежности и особенностей применения в нем жанровых традиций.
В разделе 1 главы 1 был проведен общий обзор творчества С. Кинга, в ходе которого были выявлены общие темы, которые затрагивает автор в рассказах и романах. Ряд таких тем: семья и детство, разум и безумие, столкновение человека со сверхъестественным и роль творчества в жизни человека – отражены и в «Сиянии».
Раздел 2 главы 1 был посвящен описанию жанровых особенностей литературы ужасов и становлению этих особенностей исторически и в американской литературе. Поскольку одним из главных истоков жанра является готическая литература, многие черты, существовавшие в ней, отразились и на литературе ужасов – в прежнем или видоизмененном виде.
Проведенный в главе 2 анализ продемонстрировал присутствие в романе «Сияние» ряда черт, характерных для литературы ужасов, каждой из которых посвящен отдельный подраздел. В разделе 1 главы 2 рассматривается система образов в романе: это как трое главных героев, семья Торренс, так и отель «Оверлук», поскольку последний, как показано в разделе 1 главы 1, выполняет в романе задачу не только места действия, но и сверхъестественного антагониста. При этом результаты анализа доказали, что отель «Оверлук» наделен всеми чертами готического замка и создает соответствующее пространство для сюжета – но и имеет вполне конкретную территориальную окраску. Оверлук – это готический замок «американского типа», его история тесно сплетена с историей самих Соединенных штатов, что позволяет говорить о присутствии в романе темы исторического прошлого.
В образе каждого из трех главных героев романа при исследовании, которому посвящены разделы 2-4 главы 1, были выявлены определенные устойчивые типы персонажей, сложившихся в ходе развития жанра. Так, Джек Торренс оказывается одновременно персонажем-безумцем и «голосом разума», готическим злодеем и персонажем-исследователем, благодаря чему не только складывается цельный, объемный образ персонажа, но и появляется возможность привнести в историю этого персонажа социальную и психологическую проблематику.
В подразделе 2.1 приведено исследование того, как в романе применены методы воздействия на читателя, традиционные для литературы ужасов, а именно terror и horror. Анализ показал, что эти «два вида ужаса», психологического воздействия на читателя, в романе не только ясно разграничены, но и особым образом взаимодействуют: нагнетание саспенса завершается визуально откровенными картинами ужасного, высвобождая накопленное читателем напряжение. Такую динамику обнаружил как весь сюжет романа целиком, так и конкретные его сцены.
Подразделы 2-3 главы 2 посвящены тематике «Сияния». Эта тематика оказалась одновременно типичной для литературы ужасов и актуальной в контексте, в котором написан роман. Так, С. Кинг развивает тему безумия, которая сложилась еще в готической литературе США рубежа XVIII-XIX веков; однако рассматривает он эту тему с психологической точки зрения, изучая влияние травмы на человека и отношение окружающих к нарушениям и особенностям психики. В тему семьи, семейной тайны и родового прошлого тоже вкладывается актуальный контекст: писатель изучает психологические травмы, которые складываются внутри семьи и передаются от родителей детям, поднимает проблему «наследования» нездоровых убеждений и паттернов. При этом в романе рассматривается как уже сложившаяся травма (Джек, Венди), так и травма «в становлении» (Дэнни).
Таким образом, анализ романа «Сияние» и изучение его жанровых черт позволяет утверждать, что С. Кинг подходит к литературе ужасов как исследователь, со знанием канонов и условий, в которых работает. В этих условиях писатель поднимает важные для себя и для читателя проблемы: отношения родителей и детей, природа безумия и насилия, а также взгляд на историю своей страны. Эту задачу решает в том числе новаторский подход к классическим тропам и конвенциям.
King, S. Danse Macabre – London: Hodder, 2012. – 480 p.
King S. Doctor Sleep – London: Hodder&Stoughton, 2013. – 486 p.
King S. On Writing: A Memoir on the Craft – Scribner. – 2010. – 288 p.
King S. The Dark Half – New York: Pocket Books. – 2016. – 608 p.
King S. The Shining. – New York: Anchor Books, 2012. – 660 p.
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худ. лит., 1975. — С. 234—407.
Васильева Э.В. Особенности хронотопа в новоанглийской готике: «Дом о семи фронтонах» Н. Готорна и «Призрак дома на холме» Ш. Джексон // Вестник Костромского государственного университета. – 2020. – Т. 26, № 1. – С. 87-92.
Гладков С.А. Призраки рядом с нами: наследие готического романа в современной культуре // Пушкинские чтения. 2012. №XVII. – С. 150-156.
Горохов П. А. Фантастика Стивена Кинга: традиции и новаторство // Вестник ОГУ. – 2004. – № 11. – С. 179-184.
Григорьева Е. В. “Ужас – главное орудие автора” (“Готический” роман в европейском художественном дискурсе) // Научная мысль Кавказа. – 2009. №4 (60). – С. 89-94.
Заломкина Г.В. Подходы к пониманию готического мифа. – СПб.: Библиотечное дело, 2013. – №18 (204). – С. 2-6.
Зубинова А. Ш. Идиостиль С. Кинга // Гуманитарные науки. – 2017. – № 4. – С. 58-63.
Катермина В. В. Концепт “horror” и языковая личность Стивена Кинга // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. – 2017. – № 3(26). – с. 66-71
Ковалев Ю. В. Ирвинг [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://feb-web.ru/feb/ivl/vl6/vl6-5542.htm (Дата обращения: 15.04.2020).
Кравцова Т. А. Метаязыковой комментарий как элемент идиостиля писателя (на материале произведений Стивена Кинга) // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 1 (44). – С. 228-230.
Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. – СПб.: Алетейя, 2003. – С. 36-67
Лавкрафт Г. Ф. Сверхъестественный ужас в литературе / пер. Л. Володарской [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://lib.ru/INOFANT/LAWKRAFT/sverhestestvennyj_uzhas_v_literature.txt. (Дата обращения: 06.05.2020).
Николюкин А. Н. Американский романтизм и современность. – М.: Наука. – 1968. – 412 с.
Овсянников М. Ф. Эстетика американского романтизма. М.: Искусство, 1977. – 464 с.
Осипова Э. Ф. Об особенностях художественного метода Эдгара По // Вестник СПбГУ. Серия «Язык и литература». – 2004. – №1-2. – С. 3-9.
Осовский О. Е., Бурыкина Т. М. Готическая традиция в англоязычной прозе. История и современность. (Обзор). – М.: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература, 1998. – №2. – С. 48-66.
Рабкина Н. В. Художественный универсум Cтивена Кинга: имена собственные как средство создания достоверной реальности / Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 4 (64) Т. 4. – С. 204-208.
Разумовская О. В. По. Лавкрафт. Кинг. Четыре лекции по литературе ужасов. – М.: Панглосс, 2019. – 223 с.
Скобелева Е. В. Традиция «готического» романа в английской литературе XIX и XX веков. – М.: Литературный институт им. А. М. Горького, 2008. – 196 с.
Сметанина Т. А., Климович А. О. Образ готического злодея в контексте постмодернистской культуры: роман Стивена Кинга «Мизери» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2018. – №9-2 (87). – С. 297-300.
Староверова Е. В. Американская литература // Серия: По страницам литературной классики. – Саратов: Лицей, 2005. – 320 С.
Тахтарова С. С., Зубинова А. Ш. The main characteristics of Stephen King’s idiostyle / Science Journal of VolSU. Linguistics. – 2018. – Vol. 17. No. 3. – P. 139-147.
Федунина О.В. Роман «Семейной тайны» как жанр (постановка проблемы) // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2016. №5 (14). – С. 21-42.
Филистова Н. Ю., Сакова А. С. Вербальная реализация концептов «fear» и «madness» в литературе жанра ужасов / Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. – 2019. – № 1(32). – С. 73-80.
Шалимова И. В., Годунова К. Е. Концепты «imprisonment» (заключение) и «madness» (безумие) в творчестве Стивена Кинга // Вестник КемГУ. – 2013. – № 4 (56) Т. 2. – С. 153-157.
Alegre S.. Nightmares Of Childhood: The Child And The Monster In Four Novels By Stephen King // Atlantis. – 2001. – Vol. 23. – No. 1. – Р. 105-114.
Bailey D. American Nightmares: The Haunted House Formula in American Popular Fiction. – University of Wisconsin Press, 1999. – 158 p.
Balanzategui J. The Child and Adult Trauma in American Horror of the 1980s // Balanzategui J. The Uncanny Child in Transnational Cinema. – Amsterdam: Amsterdam University Press, 2018. – Р. 35-66.
Bierce A. The Damned Thing [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.gutenberg.org/files/23172/23172-h/23172-h.htm (Дата обращения: 01.02.2018)
Bloom C. Gothic histories: The taste for terror, 1764 to the present. – L.; N.Y.: Continuum, 2010. – VIII, 211 p.
Brockden Brown C. Wieland, or the Transformation [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.gutenberg.org/files/792/792-h/792-h.htm (Дата обращения: 01.02.2018)
Bruhm S. On Stephen King’s Phallus; Or the Postmodern Gothic / Narrative – 2016. = Vol. 4, No. 1. – pp. 55-73.
Buday, M. From One Master of Horror to Another: Tracing Poe’s Influence in Stephen King’s The Shining / Prague Journal of English Studies. – 2015 – Vol. 4, №. 1, – pp. 47-59.
Clover, C. J. Men, Women, and Chain Saws: Gender in the Modern Horror Film – Updated Edition. – Princeton University Press, 1992. – 276 p.
Crow C. A Companion to American Gothic – Wiley-Blackwell, 2013. – 613 p.
Dyson C. Biography of Stephen King // Bloom’s Bio-Critiques: Stephen King. – Philadelphia: Chelsea House Publishers, 2002. – pp. 3-48.
Hendrix G. Writing Your Fear: Stephen King’s The Shining [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.tor.com/2017/10/02/writing-your-fear-stephen-kings-the-shining (Дата обращения: 12.04.2020)
Hornbeck E. J. Who’s Afraid of the Big Bad Wolf?: Domestic Violence in The Shining / Feminist Studies , Vol. 42, No. 3 (2016), pp. 689-719
Jackson, S. The Haunting of Hill House – New York: Penguin Classics, 2006. – 208 p.
James H. The Turn of The Screw. – London: Harper Collins UK, 2011. – 180 p.
Leibowitz F., Jeffress L. Review: The Shining by Stanley Kubrick // Film Quarterly (1981) 34 (3): 45–51.
Lovecraft H. Collected stories; M.: T8trugram, 2017. – 128 p.
Perakos P.S. Stephen King on Carrie, The Shining, etc. // Scraps from the loft [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://scrapsfromtheloft.com/2018/03/28/stephen-king-on-carrie-the-shining-etc/ (Дата обращения: 20.01.2020)
Poe E. A. MS. Found in a Bottle // Poe E. A. // The Fall of the House of Usher and Other Tales. – New York: The Penguin Group, 2006. – pp. 16-27.
Poe E. A. The Black Cat // The Fall of the House of Usher and Other Tales. – New York: The Penguin Group, 2006. – pp. 106-116.
Poe E. A. The Fall of the House of Usher // The Fall of the House of Usher and Other Tales. – New York: The Penguin Group, 2006. – pp. 117-137.
Poe E. A. The Imp of the Perverse [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://poestories.com/read/imp (Дата обращения: 23.05.2020)
Poe E. A. The Masque of the Red Death // The Fall of the House of Usher and Other Tales. – New York: The Penguin Group, 2006. – pp. 155-161.
Poe E. A. Narrative of Arthur Gordon Pym of Nantucket // The Fall of the House of Usher and Other Tales. – New York: The Penguin Group, 2006. – pp. 212-400.
Poe E. A. The Tell-Tale Heart // The Fall of the House of Usher and Other Tales. – New York: The Penguin Group, 2006. – pp. 183-188.
Pollin, Burton. Stephen King’s Fiction and the Heritage of Poe // Journal of the Fantastic in the Arts. – 1993. – Vol. 5, № 4 (20). – pp. 2-25
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!