Рецепция творчества Н.В. Гоголя в сербской реалистической литературе
Данная работа представляет собой исследование рецепции творчества Н. В. Гоголя в сербской реалистической литературе второй половины XIX – начала XX веков. В первой главе проводится обзор историко-культурных предпосылок возникновения реализма в сербской литературе, рассматривается переход от романтизма к реализму, причины, обусловившие влияние творчества Гоголя на литературный процесс в Сербии во второй половине 19 века; во второй, третьей и четвертой главах исследуется влияние и типологические сходства в произведениях Гоголя и сербских писателей, условия, и причины их возникновения. Материалом для данного исследования послужили произведения Н. Гоголя, М. Глишича, С. Сремаца и Б. Нушича. Метод исследования: сравнительно-сопоставительный и культурно-исторический подходы.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Н.В.Гоголь у сербов во второй половине XIX века……………7
1.1. Первый этап влияния творчества Н. В. Гоголя
на сербскую литературу…………………………………………………………7
1.2. Второй этап влияния творчества Н.В.Гоголя
на сербскую литературу…………………………………………………………15
Глава II. М. Глишич и Н.В.Гоголь………………………………………28
Глава III. Творчество Б.Нушича и комедии Н.В.Гоголя……………….44
Глава IV. Традиции Н.В.Гоголя в творчестве С. Сремаца ……………56
Заключение……………………………………………………………….78
Список использованной литературы……………………………………80
Список источников………………………………………………….……84
Данная работа посвящена исследованию рецепции творчества Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) в сербской реалистической литературе второй половины XIX – начала ХХ в.
Реализм данного периода характеризуется стремительным развитием сербской литературы, обусловленным особенностями культурных традиций, духовным и историческим наследием сербского общества и его потребностью осознавать себя частью европейского культуры.
На формирование сербского реализма большое и значимое влияние оказал опыт русской литературы. Об этом позволяет говорить этническая, культурная и языковая общность сербой и русских.
Необходимость и стремление сербской литературы второй половины XIX в к острой социальной направленности, идее национального освобождения, сохранению национальных традиций способствовало использованию художественного опыта народов и, прежде всего, русской литературы, уже являющейся на тот момент значимым явлением в европейской художественной культуре.
Сербская реалистическая проза, вдохновляемая типологически сходными явлениями в русской литературе, стремилась к расширению диапазона, исследованию новых пластов жизни разных социальных групп; отражала столкновение патриархального образа жизни и наступающего буржуазного, монархическую бюрократическую систему общества. Человек в сербской реалистической литературе представляет собой среду, бытовые особенности жизненного уклада своего времени. Все это изображается предельно достоверно, детально и многообразно. Эстетические теории, развивающиеся в тот период в русской реалистической прозе, не могли не привлечь внимание сербских писателей родственностью сюжетов и образов. Безусловно, сыграли свою важную роль контакты сербской интеллигенции, непосредственно обучавшейся в учебных заведениях Киева и Петербурга.
В развитии сербской литературы XIX века у славян творчество Гоголя, являвшегося одним из самых популярных русских писателей среди славянских народов, оставило значительный след. Н. В. Гоголь – «современник национального возрождения большинства славянских народов, когда они особенно интенсивно и жадно впитывали чужой творческий опыт» (Будагова 2012:58-67). Русский писатель получил первое признание у сербов в 1849 году, после публикации повести «Сорочинская ярмарка» в журнале «Српске новине». В последующие два десятилетия все произведения Гоголя были переведены на сербский язык.
В настоящей работе, посвященной рецепции творчества Гоголя выдающимися представителями сербской реалистической прозы и драматургии, нами была предпринята попытка проследить процесс зарождения и формирования реализма в Сербии, выявить его национальное своеобразие и те черты, которые способствовали интеграции этого направления в общественном литературном развитии.
Влияние творчества Гоголя на сербских реалистов свидетельствует о том, какую большую роль литературная деятельность великого русского писателя сыграло в формировании национальной литературной типологии, в частности, в создание национального типа реализма, а без выявления общего и особенного в литературном развитии отдельных стран невозможно понять многие важные закономерности мирового литературного процесса.
Национальные варианты развития реализма, роль литературных связей и влияний привлекали и привлекают внимание исследователей. И все-таки мы не можем считать их достаточно изученными.
Отталкиваясь от романтизма сербская реалистическая проза в своих поисках средств сближения с жизнью использует произведения Гоголя и под его влиянием стремится изменить функцию фольклора. Вместо ориентации на героический народный эпос писатели-реалисты обращаются к устной народной прозе, к юмористическим жанрам, к стихии народной смеховой культуры. Вместе в тем деромантизация касается и произведений, связанных мистической и фантастической. Наглядный пример – изображение нечистой силы в глишечевской «Голове сахара».
Влиянием Гоголя, его одухотворенным служением народу, народностью и гражданственностью, во многом объясняется обращение сербских реалистов к народной, преимущественно крестьянской жизни, как основе нации, составляющей ее идеальный и нравственный фундамент.
Гоголевское влияние во многом (хотя и не всегда) препятствовало развитию идеализирующих тенденций в сербском реализме, способствовало усилению его социального критицизма. С этим связано обращение сербских писателей не только к народной смеховой культуре, но и к сатире и гротеску.
Изучение сербского реализма позволяет говорить о том, что его развитие не было плавным поступательным движением. На этом пути были неожиданные прорывы и отступления, был несомненный разрыв между степенью реалистичности отдельных произведений, однако типологическая близость к гоголевскому периоду русской литературы и творчеству Гоголя была той константой, которая неизменно помогала сербским писателям 70-х годов XIX – начала XX века создавать произведения, вошедшие в золотой фонд сербской литературы.
Гоголевское влияние на сербских писателей не ограничивается указанным периодом. Гоголь был одним из любимейших авторов Марко Ристича (1902-1984), лидера сербского сюрреализма.
О гоголевском характере творчества Бранко Чопича (1915-1984) писал Й. Деретич в своей “Истории сербской литературы”. Гоголевский след в прозе М. Павича обнаружил С. Мещеряков. Но это уже тема для другого исследоания. Как утверждал Гете “каждое решение какой-либо проблемы, есть новая проблема”.
Бадалич И.М. Русские писатели в Югославии. М.,1966.
Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1996.
Беляева Ю.Д. Сербская литература в русской науке и критике последней четверти XIX –начала XX века. // Из истории русско-славянских литературных связей XIX в. М. –Л., 1963.
Бошков Ж. Русско-югославские литературные связи. Вторая половина XIX – начало XX века. М., 1975.
Брагин Ю.А. Гоголь в Сербии. // Русские писатели в Югославии. Из истории русско-югославских литературных связей. М.,1966.
Будагова Л.Н. Восприятие Гоголя в литературах западных и южных славян // Гоголь и традиционная славянская культура. Двенадцатые Гоголевские чтения. Новосибирск: Новосиб. Изд. Дом, 2012.
Взаимосвязи и взаимовлияние русской и европейских литератур. СПб, 1997.
Виноградов В.В. Различия между закономерностями развития славянских литературных языков и донациональную и национальную эпохи // В кн,: У Международный Съезд славистов 1963. М.,1963.
Витомир Р. Вулетић. Светозар Марковић и руски револуционарни демократи. Нови Сад, 1964.
Воробьев Л. Любен Каравелов. М., 1980.
Воропаев В. Гоголь и «русско-украинский вопрос» // Московский журнал. №1.М.,2002.
Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971.
Доронина Р.Ф. Литература славянских и балганских народов конца XIX – начала XX веков. Реализм и дургие течения. М., 1976.
Доронина Р.Ф. Становление реализма в сербской литературе. М.,1983.
Дробышева М.Н., Гоголь на сценах Белграда и Загреба. // в кн. Н.В. Гоголь и славянские литературы. М., 2012.
Зарубежные славянские литературы XX век. М.,1970.
История литератур западных и южных славян: в 3-х тт. М.: Изд. «Индрик», 1997-2001.
Кулешов В.И., История русской критики XVIII – XIX веков. Учебное пособие для студентов филологических специальных университетов и педагогических институтов. М.,1972.
Кулешов В.И., Литературные связи России и Западной Европы в XIX веке. 2-е издание. М.,1977.
Липатов А.В., Смена парадигм // История литератур западных и южных славян. Т.1. М., 1997.
Литература славянских и балканских народов конца XIX – начала XX веков. М.:Наука, 1976.
Литература славянских и балканских народов конца XIX – начала XX веков. Реализм и другие течения. М., Наука, 1976.
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М.,1996.
Манн Ю.В. Творчество Гоголя: смысл и форма. Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007.
Н.В.Гоголь и славянские литературы / отв. Редактор Л.Н. Будагова. М.: Индрик, 2012.
Н.В.Гоголь и славянские литературы. Индрик, М.,2012.
Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблема сравнительного и системного анализа. М.,1976.
Никольский С.В., Соловьева А.П. Гоголь и становление реализма в чешской литературе. Краткие сообщения Ин-та славяноведения АН СССР. М.,1952. Вып 8.
Попович Т. К вопросу о рецепции Гоголя в сербской литературе // Н.В. Гоголь и русская литература. К 200- летию со дня рождения великого писателя. Девятые Гоголевские чтения. М.: Фестпартнер, 2010.
Соливетти К. Возрождение Хомы и кривизна мира// Гоголь как явление мировой литературы, Сб. ст. По материалам международной науной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя. Ред. Ю.В. Манн, М., 2003.
Солнцева Л.П., Бранислав Нушич и его комедии // Нушич Б. Комедии. М.: искусствр, 1956.
Сравнительное изучение славянских литератур // Международная клнцеренция 18-20 мая 1971 года. М.,Наука, 1973.
Стойнич М. Сербский реализм и русская литература // Из истории русско-славянских литературных связей XIX в. М.,-Л. 1975.
Толстой Н.И. Заметки по славянской демонологии: Откуда дьяволы разные? Каков облик дьявольский? // Язык и народная культура. Очерки по славянской демонологии. М., 1995.
Флакер А. Хорватская литература XIX века и русский реализм //Русско- югославянские литературные связи. М., 1975.
Хватов А. Бранислав Нушич. М.; Л.: искусство, 1964.
Эйхенбаум Б.М. Как сделана Шинель Гоголя// О прозе. О поезии. Л., 1986.
Бобовић М. Достоjевски код Срба. Титоград, 1961.
Богдановић М. О руским утицаjгма у српскоj књижевности. Београд,1949.
Боковић М. Бранислав Нушич. Београд, 1964.
Витомир Р. Вулетић. Светозар Марковић и руски револуционарни демократи. Нови Сад, 1964.
Вулетић В. Н.В. Гогољ и српска књижевна ориентациja пре jедног века // Зборник Матице српске за славистику. Нови Сад, 1976.
Вулетић С. Руси и Срби у сусрету. Нови Сад, 1995.
Вулетић С. Руско-српска књижевна поређена. Нови Сад. 1997.
Вученов Д. О српским реалистима и њиховим предходницима. Београд, 1970.
Вученов Д. Трагом епохе реализма. Крушевац,1981.
Глигорић В. Позоришта у Србиjи // Књижевност. 1950. № 7-8.
Глигорић В. Ревизор Гоголя // Нова светлост. № 8. 1921.
Глигорић В. Српске реалисти. Београд, 1954.
Деретић J. Српски роман 1800-1950. Београд, 1981.
Добрашиновић Г. Милован Глишић: Живот и дела. Београд, 1963.
Живковић Д. Народна фантастика у тквину српске уметничке приповетке друге половине XIX века. Београд., 1973.
Здравковић Р. Ревизор код Срба // Покрет. 1902.
Иванић Д. Српски реализам. Нови Сад.1996.
Иванић М. Помен Гогољу о педесетгодишици смрти његове. Нова исквра. 1902.
Игнтятовић J. Поглед на књижевность. Српски летопис. 1857.
Игњатовић J. Поглед на књижевност. Српски летопис. Београд.,1857.
Маркович С. Избранные сочинения. М.,1956.
Маслеша В. Проблеми наше књижевне графе. №6. 1931.
Милидраговиx М. Гоголь у сербов во второй половине XIX века // Русско-югославянские литературные связи. Вторая половина XIX – начало XX века. М.: Наука, 1975.
Митропан П. Глишић и Гогољ// Књижевность. 1951.
Надановић М. Сеоска реаличтичка приповетка у српскоj књижевности XIX века. Београд, 1968.
Ничев Б. Бранислав Нушич. Београд,1964.
Ничев Б. От фолклор кем литература. София,1976.
Погодин А. Руски писци у српским преводима. Кн.28.Београд, 1928.
Погодин А. Руско-српска библиографиjа 1800-1925 I-II, Београд, 1932, 1936.
Радонић Н. Списатељ и списатељство. Даница. Нови Сад, 1865.
Савковић М. Социjални покрет у српскохрватском реализму. Кн.25.Београд, 1928.
Скерлић J. Омладина и њена књижевности. Београд.,1906.
Скерлић J. Писци и књиге. Београд, 1964.
Скерлић J. Сабрана дела. Београд: Мисао, 1964-1967.
Скерлић J. Светозар Марковић. Његов живот, род и идеjе. Београд,1910.
Скерлић J. Стеван Сремац. Сабрана дела. Београд, 1964.
Скерлић J. Историjа нове српске књижевности. Београд, 1953.
Стоjнић М. Руско-српска књижевна преплитања. Београд, 1994.
Чаjкановић В. Стара српска религиja и митологиja. Сабрана дела. Т 5.
Jовановић Р. Бранислав Нушич: живот и дело. Београд: Службени гласник, 2012.
Marjanovic P. Mala istorija pozorista: XIII- XXI vek. Novi Sad, 2005.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!