Современные методы профессионального самообразования молодых педагогов

Альгасова Юлия Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данное диссертационное исследование направлено на изучение существующих подходов к процессу самообразования педагогических работников и возможных видов образовательных ресурсов, способствующих самообразованию молодых педагогов. Современные педагоги, недавние выпускники, отличаются от своих предшественников рядом качеств и особенностей профессиональных характеристик. Выявление данных особенностей позволило понять, что сложившиеся методы педагогического образования обладают малой эффективностью для данной группы специалистов. Более того, требования к педагогам существенно изменились за последние годы и им необходимо осваивать новые компетенции и подходы к обучению. В ходе теоретического анализа, анализа государственного профессионального стандарта педагога, ряда документов образовательных форумов и собственного педагогического опыта удалось выявить и самостоятельно сформулировать «новые компетенции учителя», позволяющие молодым педагогам решать современные профессиональные задачи. В связи с этим, по результатам проведенного исследования была разработана программа учебного курса «Педагог 2.0» для молодых педагогов, позволяющая ознакомиться и овладеть основами «новых компетенций учителя»: медиадидактики, моделирования интерактивной обучающей среды, профессиональной коммуникации, а также научиться осуществлять и планировать самостоятельное изучение того или иного материала. Результаты проведенного исследования могут быть полезны при разработке образовательных программ для педагогических работников.

Каждая профессия, несомненно, требует от человека постоянного совершенствования навыков и умений. Профессия педагога – не исключение. Получить высшее или специальное образование недостаточно для успешной педагогической деятельности. Мир вокруг нас развивается с большой скоростью, вместе с ним меняются технологии, методы и цели обучения. Специалистом, вовлекающим школьников в инновационную среду, является педагог. Соответственно, профессиональный учитель должен не только отлично владеть своим предметом, но и быть в курсе последних методик организации учебного процесса, технологических новшеств и сведений об окружающем мире. Процесс непрерывного образования для педагогов – неотъемлемая часть профессиональной деятельности. В настоящее время прослеживается несколько противоречий в организации дальнейшего развития профессиональных компетенций среди молодых педагогов. С одной стороны, введение нового профессионального стандарта педагога предусматривает овладение целым рядом новых компетенций, важнейшим из которых является умение обучать детей учиться. Но, с другой стороны, рынок профессиональных образовательных ресурсов для повышения квалификации учителей не дает возможности самостоятельно овладеть некоторыми востребованными педагогическими навыками. Далее: курсы повышения квалификации для педагогов очень широко распространены и являются одной из основных, традиционных форм постпрофессионального образования. Содержание их и формы работы с учителями меняются, но очень медленно. Но, с другой стороны, преподавание на курсах в большинстве случаев остается стандартным, выработанным много лет назад и не всегда отвечает требованиям времени. Более того, даже, если учителя на курсах действительно овладевают новыми подходами к обучению, прохождение этих курсов происходит довольно редко, с интервалом от 1 до 3 лет. Тогда как для молодого педагога временной отрезок в 3 года служит вхождением в профессию, адаптацией в роли учителя и освоением основных используемых практик. В этот период ему необходимо получать и подкреплять всевозможные профессиональные знания и навыки. В связи с этим все более актуальным становится вопрос активного самообразования молодых педагогов.
Однако, молодым педагогам не всегда удается правильно планировать и осуществлять профессиональное педагогическое самообразование. К тому же, существует довольно мало ресурсов, предлагающих возможность освоить востребованные компетенции в формате самообразования. Это приводит к затруднениям в повышении качества образования педагогических кадров и населения в целом.
Перечисленные выше противоречия позволили сформулировать цель нашего исследования.
Цель исследования:
Изучить существующие подходы к процессу самообразования педагогических работников и возможные виды образовательных ресурсов, способствующих самообразованию педагогов; сформулировать характеристики ресурсов современного профессионального самообразования и разработать проект учебного курса.
Объектом исследования является сфера профессионального педагогического самообразования.
Предметом исследования являются образовательные ресурсы для профессионального самообразования педагогов.
Задачи исследования:
Изучить и выявить особенности профессиональных характеристик молодых педагогов, позволяющие определить существенные потребности в самообразовании; провести анализ нового профессионального стандарта педагога, сформулировать и рассмотреть новые компетенции, которые необходимо освоить современным учителям; проанализировать существующие современные ресурсы профессионального самообразования молодых педагогов и выявить их преимущества и недостатки.
Обосновать востребованность новых учительских компетенций и необходимость непрерывного использования современных ресурсов самообразования для овладения данными компетенциями; выявить существующие противоречия в организации работы молодых педагогов, мешающие им находить и осваивать современные ресурсы для самообразования.
Определить содержание и характеристики педагогического курса, выделить показатели качества как эффективного методического и образовательного ресурса; определить формат, способ публикации и продвижения; разработать собственный ресурс для самообразования молодых педагогов.
В качестве гипотезы данного исследования выдвинуто следующее предположение:
Молодые педагоги, специалисты в области школьного образования, не старше 30-ти лет и имеющие не более 3-х лет профессионального опыта, могут повышать собственные профессиональные компетенции с помощью современных ресурсов профессионального образования, если:
1. в течение уже первых лет профессиональной деятельности овладеют навыком стратегического планирования собственного профессионального самообразования
2. совместят существующие способы повышения квалификации в специально организованных форматах с формами самостоятельного поиска и изучения ресурсов профессионального самообразования, повышающими выделенные актуальные компетенции
Методологическая основа исследования. Работа выполнялась с опорой на теоретическую базу отечественных и зарубежных исследований в области теории образования взрослых, теории самообразования, педагогики и профессиональной подготовки учителя (А.Я. Айзенберг, Е.П. Белозерцев, С.Г. Вершловский, Г.М. Коджаспирова, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына и др.). Эмпирическую базу исследования составляют данные опроса молодых учителей г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области и экспертные интервью руководителей школ и методистов г. Санкт-Петербурга.
В исследовании были использованы теоретический анализ, контент-анализ, метод письменного опроса, метод экспертного интервью. В работе над созданием проекта профессионального образовательного ресурса «Педагог 2.0» использовался практический метод бизнес-планирования.
Практическая значимость работы заключается в создании проекта профессионального образовательного курса для молодых педагогов «Педагог 2.0»
В процессе обобщения результатов проведенного исследования были получены следующие основные положения, выносимые на защиту:

В рамках данного исследования было выработано и применено следующее рабочее определение: молодые педагоги – это специалисты, не достигшие тридцатилетнего возраста, которые работают в образовательном учреждении в должности учителя не более 3-х лет. Данные критерии обусловлены периодом профессионального становления педагогов, так как именно в первые три года они постепенно включаются в профессиональную деятельность, осваивают новые методические и психолого-педагогические компетенции, привыкают к специфике работы. Возрастной ценз обусловлен общероссийскими тенденциями в области карьеры: к тридцатилетнему возрасту большинство специалистов уже имеет достаточный опыт в той или иной сфере деятельности – от 5-ти до 8-ми лет. Специалист, владеющий опытом в своей предметной сфере, либо области образования не будет испытывать тех же трудностей, который испытывают молодые педагоги в ходе работы.
Особенности характеристики молодых педагогов, выделенные при помощи теоретического анализа вопроса, с помощью метода опроса и с помощью экспертного интервью, заключаются в следующем. Специалисты, которых мы называем «молодыми педагогами» обладают следующими особенностями:
– Обладание достаточно обширной теоретической базой знаний
– Высокая цифровая грамотность
– Готовность внести изменения в устоявшуюся позицию педагога как «носителя готовых знаний»
– Готовность активно меняться и самосовершенствоваться
– Тяготение к здоровой конкуренции на рабочем месте (амбициозность)
– Неимение достаточного для успешной работы педагогического опыта и компетенций

Молодым выпускникам, получившим педагогическое образование, недостаточно полученных в ходе обучения знаний и компетенций, так как университетское образование учителей не подверглось серьезным изменениям за последние 30 лет. Разрыв между тем, что знают и чем владеют молодые учителя, и тем, что происходит в мире и на практике в школе, очень велик, поэтому педагоги сталкиваются с неизбежными трудностями в первые годы профессиональной деятельности.
Имеется несколько способов решения данной проблемы, касающейся молодых педагогов. Школы предлагают системы наставничества и методическую поддержку, а также предоставляют возможность пройти обучающий курс ил семинар от 1-го до 2-х раз в год. Государство обязывает педагогов проходит курсы повышения квалификации не реже 1-го раза в три года. Однако данные способы не предполагают непрерывной и эффективной поддержки молодых специалистов. В связи с этим, единственным эффективным решением данной проблемы является профессиональное самообразование.
Профессиональное самообразование предполагает самостоятельное целеполагание, планирование, отбор содержания и освоение информации. Его можно осуществлять непрерывно, что необходимо молодым педагогам в процессе профессионального становления. Более того, самообразование позволяет выбрать именно те области, которые самостоятельно планирует развить педагог. Зачастую ресурсы, которыми он хочет воспользоваться, которые ему интересны, не являются специфически педагогическими, однако именно они, по его мнению, помогают в решении современных профессиональных задач. Существует явное противоречие между тем, как происходит процесс подготовки учителя в соответствующем учебном заведении и как потом выстраивается повышение квалификации в процессе его деятельности, какую роль играет непрерывное самообразование педагога в совершенствовании его профессиональных навыков. Во-первых, в существующей профильной педагогической подготовке учителя по-прежнему превалирует предметная подготовка. Знание учебного предмета остается пока главной целью и профессиональной подготовки, и повышения квалификации. Тогда как знание психологии современного ребенка, его возрастных особенностей, его интересов и способностей, по-прежнему занимает среди профессиональных целей скромное второе, а то и третье место, после овладения методикой организации урока и умением ориентироваться в требованиях нового ФГОС.
Согласно Постановлению правительства РФ № 584, переход на новые профессиональные стандарты работников образования вводится с 1 января 2017 года и продолжится до 1 января 2020 года. Новый профессиональный стандарт педагога не является жестко закрепленным, «монолитным» документом – он допускает возможность дополнения требований в зависимости от региональных особенностей и внутренних стандартов учреждений образования. Тем не менее, в рамках стандарта закрепляется ряд профессиональных умений (компетенций), без которых сегодня невозможно успешно выполнять трудовые функции учителя.
Среди обозначенных в стандарте умений для данного исследования было выделено пять, которые, по нашему мнению, востребованы не только из-за профессионального стандарта педагога, но и соответствуют вызовам современной школы, позволяют решать сложные педагогические задачи на уроке и вне урока.
К ним относятся: медиадидактика (медиадидактическая и цифровая грамотность), моделирование интерактивной образовательной среды, психолого-педагогическая эмпатия, умение создавать междисциплинарные педагогические команды и работать в них, а также профессиональная коммуникация.
Востребованность владения данными компетенциями самими педагогами, а также руководителями образовательных организаций была подтверждена в ходе исследования: с помощью опроса для молодых педагогов и экспертных интервью с руководителями школ. Однако, как показано в работе, возможностей освоить данные компетенции у молодых педагогов не так уж много. В силу разных причин именно эти компетенции лучше всего развиваются в условиях так называемых «непрофильных» или «непедагогических ресурсов» (веб –семинары, мастерские и мастер – классы представителей непедагогических профессий, театральные и психологические тренинги и так далее). Таким образом, наиболее удобным способом для освоения новых компетенций также является профессиональное самообразование. В то же время, молодые педагоги не владеют навыком стратегического планирования собственного образования, не понимают, какие ресурсы им лучше использовать и какие компетенции развивать. Методические службы школ предоставляют им помощь и поддержку в данной области на том уровне, на котором наработан годами опыт в этой области, однако, согласно результатам исследования, молодые педагоги ей не пользуются.
Следовательно, молодые педагоги нуждаются в ресурсе, который бы позволил им научился планировать собственное самообразование, а также позволил освоить востребованные компетенции. Нами была создана программа такого ресурса «Педагог 2.0», позволяющая ознакомиться и овладеть основами медиадидактики, моделирования интерактивной обучающей среды, профессиональной коммуникации, а также научиться осуществлять и планировать самостоятельное изучение того или иного материала.
Частичная апробация данной разработки позволила убедиться в том, что она может быть востребована молодыми педагогами и имеется определенный потенциал, для того, чтобы этот ресурс стал серьезным подспорьем для решения профессиональных задач самообразования молодых педагогов.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет