Музей Боевой Славы города Железноводска: опыт фондовой работы, экспозиции и выставок

Пучкова Валентина Николаевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В Выпускной квалификационной работе содержится краткая история города Железноводска, рассказывается об инициативе создания в школе № 1 Музея Боевой Славы, рассматривается формирование коллекции и описывается экспозиция музея с раскрытием биографий бойцов, также раскрываются данные о современном состоянии музея. Автор характеризует работу в фонде музея и в Центральном архиве Министерства обороны, благодаря которым был найден большой объем ранее неизвестной информации. В заключении приводятся важнейшие выводы исследования.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что исследование региональных музеев в настоящее время не только способствует усовершенствованию внутренней работы музейных учреждений, но и привлекает жителей и гостей городов к изучению отечественной истории, к организации тематических вечеров, праздничных концертов, лекций, викторин и так далее. Совместная деятельность музеев и их посетителей налаживает личностные контакты, обеспечивает культурный досуг, эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Определяющей формой существования музеев являются их экспозиции. В них соединяется физическое и духовное хранение предметов, имеющих культурную ценность. Реализация современных выставок дает возможность провести научное и / или творческое исследование, улучшить имидж музея, привлечь посетителей из разных возрастных групп. Формирование выставочного пространства представляет собой выражение замыслов и чувств авторов проектов. Выставка является формой коммуникации между посетителем и экспонатом, а также музейным работником. Путем демонстрации музейных предметов осуществляются воспитательные и образовательные функции выставки. В связи с вышесказанным данная проблема представляет особый интерес.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении истории и развития Музея Боевой Славы «Их воспитала школа», располагающегося в городе Железноводске (Ставропольский край), а также создании на основе его коллекции выставки, посвященной воинам Великой Отечественной войны. Достижение поставленной цели предполагает решение комплекса исследовательских задач, главные из которых следующие:
1. ознакомиться с краткой историей города Железноводска;
2. изучить историю появления и развития Музея Боевой Славы;
3. оценить современное состояние музея и его коллекции;
4. провести работу с музейными предметами, находящимися в экспозиции и в фондах музея, обратиться к документам из Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО);
5. обозначить место для расположения новой выставки и описать ее.
Объектом изучения выбранной темы является история и коллекция железноводского Музея Боевой Славы «Их воспитала школа». Предмет исследования – формирование выставочного пространства на основе экспонатов школьного музея.
Методология и методы исследования. В ходе проведения исследования нами были применены такие универсальные методы познания как анализ различных источников и их синтез. Благодаря им удалось определить важнейшие направления исследования, изучить разложенные на составные части тематические блоки и, объединив собранную информацию, раскрыть суть выбранной темы. Путем описания и сравнения первоначального и современного вида экспозиции Музея Боевой Славы «Их воспитала школа» были сделаны выводы о плюсах и минусах переезда музея в новое помещение и расположении в нем коллекции. Используя исторические методы исследования (в частности, историко-системный, историко-культурный и историко-сравнительный) нам удалось изучить явления прошлого как целостную историческую систему, проследить преемственность передачи культурного достояния музея, рассмотреть его коллекцию с разных сторон, упорядочить ее и классифицировать. Использование этих методов предоставило возможность вне зависимости от субъекта познания и его сознания дать максимально возможную объективную оценку.
В качестве литературы по истории Железноводска были использованы труды советских ученых и исследователей. Появлением и развитияем Железноводска занималась кандидат медицинских наук, заслуженный врач РСФСР Т. А. Засорина, писатель-историк И. В. Кузнецов. Об истории города и о его знаменитых посетителях писал прозаик и краевед В. Н. Кравченко, а также исследователи и журналисты В. А. Азлецкий, А. Иваненко, А. Бучко, К. Бабаларова. Кандидат исторических наук А. З. Лозовенко и железноводский краевед и профессиональный экскурсовод В. И. Коваленко рассказали об этапах формирования города. Работая с 1992 г. в Железноводском краеведческом музее научным сотрудником, Коваленко написал много статей, посвященных памятным местам и знаменитым людям курорта. В 2000 г. он, пользуясь данными из архивов (Центральный Государственный Исторический Архив Санкт-Петербурга, Центральный Государственный архив Северной Осетии и других), написал первый историко-краеведческий календарь Железноводска.
Работу В. И. Коваленко уже в постсоветский период продолжили доктор исторических наук, доцент и профессор Северо-Кавказского федерального университета Ю. А. Прокопенко, писатель-краевед и заслуженный работник культуры Российской Федерации В. А. Хачиков, а также Н. И. Шейко, Н. В. Маньшина и другие. В 2010 г. вышла книга С. В. Боглачёва «Архитектура старого Железноводска», в которой автор опирался на различные исторические документы из российских архивов, на многочисленные периодические и отдельные печатные издания XVIII–XX вв. из библиотек страны, а также на опубликованные работы видных краеведов XX века.
Большую роль в развитии железноводского музейного дела сыграла Л. С. Марченко. Она, будучи учителем химии и организатором внеклассной работы школы № 1, занималась оформлением стендов Музея Боевой Славы вместе с художником Ю. К. Залялютдиновым. Благодаря ей также была организована первая выставка Железноводского краеведческого музея, началась научная работа по комплектованию его фондов. Несколько статей Марченко и других сотрудников краеведческого музея послужили вспомогательной информацией к данной выпускной квалификационной работе.
Также нами были изучены материалы по подготовке выставочных пространств. В работах Т. П. Полякова, Т. А. Зотовой, Ю. В. Пустовойт и других исследователей мы нашли актуальные методы и технологии для создания современных выставок. Благодаря статье Джеймса Скотта был выбран принцип подачи информации в музее военного профиля. Мы воспользовались рекомендациями по сохранению в фондах и представлению на выставке фотодокументов и музейных предметов на бумажной основе, изложенными в работах С. В. Успенской, В. И. Кобякова и В. А. Добарской.
Если история появления и развития Железноводска и экспозиционная деятельность в целом обеспечены большим объемом доступной литературы, то тема, касающаяся непосредственно Музея Боевой Славы, в сравнительно меньшей степени изучена и требует многостороннего рассмотрения. Завершая историографический обзор, хотелось бы отметить, что работы как общего характера, так и посвященные смежным вопросам подготовили базу для разработки представленной темы.
Источниковая база выпускной квалификационной работы включает в себя разнообразный комплекс источников, материалы которых содержат ценные сведения об истории создания железноводского Музея Боевой Славы «Их воспитала школа» и его коллекций. 7 марта 2020 г. нами было взято интервью у директора музея Анны Петровны Рожковской. Она подробно рассказала об инициативе создания музея, о том, кто был задействован в работе по сбору материалов, о выпускниках школы № 1, не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны. Разговор коснулся образовательной и воспитательной работы музея с посетителями. Также мы обсудили текущие проблемы школьного музея и планы на будущее.
Сделанные нами фотографии старой и новой экспозиций (хранятся в архиве автора) позволили выявить их преимущества и недостатки, глубже изучить представленные материалы. Помимо этого, нам удалось поработать в фонде Музея Боевой Славы. В выпускной квалификационной работе использованы письменные источники (советские газеты; записанные со слов родителей биографии выпускников, их аттестаты; письма с фронта; наградные листы; благодарственные письма и извещения о смерти), благодаря которым мы больше узнали о судьбах бойцов.
Отдельно стоит выделить фотодокументы. В большей степени они представлены портретными снимками выпускников в школьные и военные годы. На некоторых присутствуют родные и близкие, друзья и сослуживцы, несколько изображают места захоронения железноводских воинов. Немногочисленные личные вещи выпускников школы дополнили образ и помогли прочувствовать горечь потерь, спустя много лет после окончания войны. В дальнейшем это способствовало формированию нового выставочного пространства.
Электронные источники позволили ознакомиться с работой известного русского врача, общественного деятеля и гуманиста Ф. П. Гааза, который обозначил дату основания Железноводска. Об открытии и использовании минеральных источников писал профессор медико-хирургической Академии России А. П. Нелюбин. В одном из дневников Л. Н. Толстого мы нашли описание его пребывания в городе Железноводске. Российская музейная энциклопедия позволила уточнить некоторые термины. Автобиография генерал-лейтенанта авиации А. В. Белякова помогла расширить знания о судьбе его приемного сына Георгия Жарова, учившегося в железноводской школе. На официальном сайте школы № 1 мы нашли видеоэкскурсию о Музее Боевой Славы, с которой началось исследование выбранной темы. На официальном сайте Центрального музея военнопленных в Ламбиновице-Ополе – данные о лагере, в котором находился выпускник школы Андрей Анцев. Большую помощь оказал портал «Память народа», на котором мы смогли ознакомиться с материалами Центрального архива Министерства обороны. Были уточнены имеющиеся данные о выпускниках школы, обнаружены ранее не известные факты об их судьбе, подвигах, гибели и местах захоронения. Все перечисленные виды источников в своей совокупности позволяют проследить основные этапы развития Музея Боевой Славы «Их воспитала школа» и сформировать на основе его коллекции новую выставку.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы музейными сотрудниками в их научно-исследовательской и научно-просветительской деятельности, преподавателями средней и высшей школ в учебном процессе или при написании работ по развитию музейного дела в городе-курорте Железноводске. Также предполагается создание выставки, посвященной железноводчанам, сражавшимся на фронтах Великой Отечественной войны.
Структура выпускной квалификационной работы подчинена её целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе содержится краткая история города Железноводска, рассказывается об инициативе создания в школе № 1 Музея Боевой Славы, рассматривается формирование коллекции и описывается экспозиция музея с раскрытием биографий бойцов, также раскрываются данные о современном состоянии музея. Вторая глава посвящена описанию работы в фонде музея и в Центральном архиве Министерства обороны, благодаря которым был найден большой объем ранее неизвестной информации. В заключении приводятся важнейшие выводы исследования. Результаты, полученные в рамках проделанной работы, прошли апробацию на научных конференциях и отражены в двух публикациях.

В ходе исследования нами была рассмотрена история Железноводска. Кратко обозначены основные вехи развития города и более подробно описаны события, происходившие в годы Великой Отечественной войны. Погрузившись в историческую канву, мы перешли к 1974 г., когда в школе № 1 (сейчас МБОУ ООШ – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 1) был открыт музей Боевой Славы «Их воспитала школа». Необходимо было выделить ключевые имена людей, благодаря которым образовался музей (Зоя Фёдоровна Хорошко, Лидия Семёновна Марченко, Юрий Константинович Залялютдинов, Анна Петровна Рожковская).
Нами была описана работа по сбору материалов для формирования коллекции музея и подробно изучены биографии железноводчан, ушедших на войну. С учетом того, что на момент образования музея с окончания войны прошло 29 лет, то поисковая работа представляла собой затяжной и трудоемкий процесс. Не всех родственников удалось найти, мало кто отдавал личные вещи и письма погибших детей. Определенные трудности добавлял тот факт, что не было специализированного сотрудника, который следил бы за правильным оформлением поступающих музейных предметов, обеспечением мер по их хранению и представлению в экспозиции. Все делалось своими силами и без методических рекомендаций, поэтому ошибки были неизбежны.
Также была проанализирована работа музея, в стенах которого ежегодно проводятся встречи с ветеранами и уроки Победы, проходит подготовка школьников к праздничным мероприятиям, олимпиадам, конкурсам и викторинам, посвященным Великой Отечественной войне. Музей Боевой Славы организуют лекции, тематические экскурсии и беседы, как в самом музее, так и вне его. Познакомившись с историей и современным состоянием музея, мы перешли к изучению его внутренней составляющей.
В первую очередь, получив имена, даты рождения и / или даты смерти бойцов, мы через открытый портал «Память народа» обратились к данным Центрального архива Министерства обороны. Нами было проверено 99 воинов-железноводчан. У 15 из них были обнаружены награды, найдены 7 фотографий выпускников, 2 карточки военнопленных (с фотографиями), 13 фотографий / схем мест захоронения. Предполагается, что архивные материалы (в электронном и / или распечатанном виде) пополнят коллекцию музея и будут представлены на выставке.
Осваивая выбранную тему, мы столкнулись с проблемой, вызванной коронавирусной пандемией 2020 г., которая спровоцировала переезд музея в другое помещение. Вследствие этого была развернута большая работа по изучению и систематизации фонда, а также были выявлены недостатки старой экспозиции. Информация о некоторых выпускниках (М. Ф. Барсукова, П. Ф. Горелов, В. А. Дмитриев, Н. М. Лошкарёв, В. Г. Сиванков) оказалась разбросанной по разным стендам, в ходе формирования экспозиции перепутаны биографии четырех братьев Белоус, а также данные Н. М. Лошкарёва приписаны Г. К. Гайворонскому. Недостаточные сведения о бойцах (В. М. Григорьев, П. Н. Дегтярёв, Ю. И. Зайцев, Б. Н. Иванов, Т. Е. Карамышев, Г. М. Кобылянский, Г. В. Луценко, Д. И. Стариков, Б. М. Старов, П. К. Тверитин, Н. А. Рожков) затруднили их поиск по ЦАМО и изучение их судеб в целом.
Если говорить об экспозиционных недостатках, то следует отметить отсутствие фотографий нескольких выпускников, о которых рассказывается в музее (О. И. Бондаренко, Д. В. Ткачёв, М. Л. Янковская), неидентифицированность личностей на фотографии (А. В. и А. Н. Анцевы, К. Т. Кузьмин, И. М. Морозов, В. Т. и Н. Т. Рудько), на которых изображено двое и более бойцов. Этикетаж и даже фондовые данные не уточняют эту информацию. Также данные, находящиеся на стендах, не всегда соответствовали их названию. Например, в стенде «Они выпускники 41 года» большая часть бойцов окончила школу раньше этого года.
Неудачное расположение экспонатов (например, в стенде «Мы ушли из этой школы») затруднило ознакомление с представленной информацией, поскольку некоторые документы были расположены в перевернутом виде, перекрывали друг друга, не давая полноценно ознакомиться с текстом письма или справки. Стенд «Люди в белых халатах» оказался самым неинформативным, поскольку о судьбах людей на фотографиях нет практически никакой информации (только несколько вырезок из советских газет). В дальнейшем планируется изучить материалы из фонда музея, связанные с темой «Железноводск – город-госпиталь», чтобы восполнить этот пробел в экспозиции. Самым большим недостатком нами считается приклеивание подлинных фотографий и музейных предметов на бумажной основе к стендам, поскольку после их снятия для размещения на обновленной экспозиции некоторые из них были повреждены.
Результатом нашей работы стало предложение и создании выставки, посвященной железноводчанам, воевавшим в годы Великой Отечественной войны в разных частях страны. Выставка будет разделена на тематические блоки по территориальному признаку. Посетители вместе с экскурсоводом пройдут боевыми дорогами от Украинской ССР до Берлина, узнают о судьбах выпускников школы № 1, которые не жалели своих жизней ради свободы. Для создания атмосферы военных лет будут показаны театральные этюды и использовано музыкальное сопровождение экскурсии. У кажущегося бесконечным списка защитников Родины каждый сделает собственные выводы о Великой Отечественной войне.
Для самого Музея Боевой Славы был создан временный электронный фонд, куда уже внесли 311 музейных предметов. Также будут приняты меры по обеспечению сохранности экспонатов. В ходе исследования доски памяти и фонда музея было обнаружено еще 98 фамилий бойцов, о которых кроме полного имени практически ничего не известно. В дальнейшем планируется начать их поиск в ЦАМО и других архивах.
Музей Боевой Славы «Их воспитала школа» играет большую роль в развитии моральных и интеллектуальных качеств у школьников. Он хранит память о тех людях, которые, несмотря на все трудности и страдания, стойко защищали каждую деревню, каждый город, о тех, которые смогли сохранить светлый разум и чистое сердце, о тех, которые верили в победу и шли к ней сквозь все преграды. Смотря на фотографии этих молодых парней и девушек, невозможно поверить, что они не вернулись домой. Война унесла жизни миллионов и нанесла неизлечимые раны многим последующим поколениям, она и сейчас вызывает лишь горькую боль. Только помня о той ужасной войне, мы способны избежать ее повторения.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету