Методы экспозиционно-выставочной деятельности экомузеев
Диссертация посвящена экспозиционно-выставочной деятельности экомузеев. Целью работы является выявление экспозиционно-выставочных приёмов, используемых в работе экомузеев для показа материального и нематериального культурного наследия. В первой главе рассматриваются институции , предшествующие появлению экомузеев и оказавшие на них влияние: музеи-скансены, общинные и интегрированные музеи, а также новая музеология, центральным понятием которой является экомузей. Вторая глава посвящена истории, экспозициям и выставкам индустриальных и сельских экомузеев. В третьей главе изучаются способы экспонирования нематериального культурного наследия в экомузеях. При написании работы был изучен опыт крупнейших экомузеев западной Европы и Канады.
Экомузея являются сравнительно новой институцией, они появились во Франции в1970х гг. Уже в 1984 г. после принятия Квебекской декларации они оказались включены в музейную типологию. Экомузеи быстро распространились по всему миру. Несмотря на то, что они появились менее пятидесяти лет назад, сегодня они существуют во многих странах Европы, Америки, Азии.
Жорж Анри Ривьер, основоположник концепции экомузея и создатель первого музея такого типа в Ле Крёзо (Франция), характеризует экомузей как «заповедник», сохраняющий природное и культурное наследие, как «интерпретацию пространства», в процессе которой выбираются наиболее значимые природные объекты. Экомузей является музеем под открытым небом, для посещения которого музейные работники разрабатывают маршруты, изучая и сохраняя природу. Экомузей является местом, где проживает сообщество, жители экомузея сохраняют и воспроизводят нематериальное культурное наследие. Экомузей оказывается институцией, принимающей участие в экспонировании нематериального культурного наследия. Однако, как отмечает Климов Л. А., у музеев нет серьезной теоретической базы, обобщающей принципы сохранения и экспонирования нематериального культурного наследия. Вопрос о экспонировании нематериального культурного наследия и способах экспонирования природного наследия в экомузее является неизученным, этим обусловлена актуальность магистерского исследования.
Как правило, экомузеи создаются на территории, где у жителей возникают трудности с принятием своей культурной идентичности. Миссией экомузеев является улучшение уровня жизни местного сообщества. Согласно Квебекской декларации, внимание экомузеев должно быть направлено на развитие общины. Экспозиции и выставки могут способствовать достижению этой цели, но способы, используемые экомузеями в экспозиционно-выставочной деятельности для этого не изучены.
Литературу, посвящённую экомузеям, можно разделить на три блока. Первый блок включает в себя работы, касающиеся исследования понятия экомузея. Следует отметить статью Ж. А. Ривьера «Эволюционное определение экомузея», в которой формулируются основные принципы деятельности экомузеев, а также работы Ю. де Варина «Термин и его значение» и М. Керьена «О природе феномена», раскрывающие термин «экомузей».
Во второй блок входят исследования, посвященные истории возникновения и деятельности конкретных экомузеев в разных странах. Так как экомузеи возникли во Франции и вскоре появились в Европе и Канаде, первые работы касаются этих регионов. Статьи Р. Ривара, Ч. Энгстрема и А. Набаиша посвящены истории и работе экомузеев Канады, Швеции и Португалии соответственно. Со временем экомузеи распространились за пределы Европы и Америки, и появились исследования, характеризующие деятельность экомузеев по всему миру. Эти работы относятся к более позднему времени. Примером таких исследований может служить работа В. О. Фагундуса, освящающая деятельность экомузея в Бразилии, открывшегося в 2007 г., и статья об экомузеях Китая, возникших в 2003 г.
Так как экомузей называется «заповедником», сохраняющим и интерпретирующим природное наследие, существует блок работ, касающийся исследований о влиянии экомузея на окружающую среду и его связи с экологией. Во вт. пол. ХХ в. в Европе начинают активно обсуждаться вопросы, связанные с сохранением природы, и исследуется потенциал музеев, в том числе экомузеев, в этой сфере деятельности. Ряд статей, посвященных этой теме, был опубликован в сборнике «Музей – Территория – Общество. Новые тенденции / новые практики» 1983 г. Дискуссии на тему влияния экомузея на состояние окружающей среды продолжается и в настоящее время, это видно на примере статьи Р. А. Дункли о роли экомузеев в изменениях, происходящих в природе.
Единственной обобщающей монографией, посвященной деятельности экомузеев, является труд английского исследователя Питера Дэвиса под названием «Экомузеи. Чувство места». Впервые монография была опубликована в 1999 г. П. Дэвис рассматривает исторический и философский контекст появления экомузеев, историю их возникновения в разных странах, и обращается к будущему экомузеев. Тем не менее, нет работ, которые были бы полностью посвящены экспозиционно-выставочной деятельности экомузеев.
Целью исследования является определение аспектов деятельности экомузеев, направленных на формирование экспозиций и выставок, а также на способы репрезентации нематериального культурного наследия. Для этого в работе поставлены следующие задачи: изучение истории экомузеев, их миссии; изучение экспозиционной и выставочной деятельности экомузеев; изучение деятельности экомузеев, направленную на экспонирование и популяризацию нематериального культурного наследия.
Объектом исследования являются экомузеи. Предметом исследования является экспозиционно-выставочная деятельность экомузеев.
При написании диссертации использованы аналитический и сравнительно-исторический методы.
Гипотеза исследования в диссертации: Экомузей – это новый тип музея, который имеет свои особенности и практики экспозиционно-выставочной деятельности для актуализации культурного наследия.
Научная новизна исследования.
Работа способствовала изучению ранее неохваченного аспекта деятельности экомузеев, а именно их экспозиционно-выставочной деятельности. Были изучены практики формирования экспозиций и выставок крупнейших экомузеев Европы и Америки, выявлены закономерности и схожие черты в их работе.
Для написания работы были использованы два вида источников: документы, содержащие тексты конференций и круглых столов, посвященных экомузеям и новой музеологии, а также сайты экомузеев, содержащие информацию об истории экомузеев, их экспозициях и современных и прошедших выставках.
Литературу, используемую в работе, можно разделить на три группы: в первую включаются работы, касающиеся непосредственно деятельности экомузеев. Особо следует выделить монографию П. Дэвиса «Экомузеи: чувство места», а также статьи международного журнала ЮНЕСКО Museum № 148, целиком посвящённого экомузеям. Во вторую группу включается литература, которая косвенно затрагивает экомузеи и посвящена изучению возникновения новой музеологии, так как течение новой музеологии тесно связано с экомузеями. В эту же группу можно отнести работы, посвященные деятельности музеев-предшественников экомузеев, которые, как и экомузеи, возникают одновременно с новой музеологией. Последняя группа литературы касается изучения нематериального культурного наследия.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, кратко знакомит с историей возникновения экомузеев. В первой главе раскрываются предпосылки появления экомузеев, рассматриваются музеи, предшествующие появлению экомузеев, и определяется понятие «экомузей». Вторая глава посвящена экспозиционной и выставочной деятельности индустриальных и сельских экомузеев Западной Европы и Канады. Третья глава касается связи экомузеев с сохранением и экспонированием нематериального культурного наследия. в заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Квебекская декларация: основные принципы новой музеологии // Museum: междунар. науч. журн. ЮНЕСКО. – 1985. – № 148. – С. 20-21.
Ривьер Ж.А. Эволюционное определение экомузея / Ж.А. Ривьер // Museum: международный журнал ЮНЕСКО. – 1985. – № 148. – С. 2–3.
Recommendations presented to Unesco by the round table of Santiago (Chile) // Museum. The role of museums in today’s Latin America. 1973. – Vol XXV, № 3. – P. 200.
Resolutions adopted by the Round table of Santiago (Chile) // Museum, The role of museums in today’s Latin America. – 1973. Vol XXV, № 3. – P. 198-200.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!