Виртуальная реальность в творчестве Виктора Пелевина

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Березовская Светлана Дмитриевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Целью ВКР является выявление функций виртуальной реальности (компьютерной симуляции) в произведениях Виктора Пелевина — повести «Принц Госплана» (1991) и романе «Любовь к трем цукербринам» (2014). Первоначально термин «виртуальная реальность» возник в области естественных наук и относился к моделированию стереоскопических изображений, из-за чего впоследствии термин «виртуальная реальность» стал ассоциироваться именно с компьютерной симуляцией. В то же время понятие «виртуальная реальность» может означать и любую иллюзорную «не-действительную» реальность. Творчество Пелевина представляет целую энциклопедию иллюзорных реальностей: в этом качестве выступает не только компьютерная симуляция, но и реальность, генерируемая идеологией, а также искажение мировосприятия человека под влиянием самых разных внешних и внутренних факторов. Тема иллюзорности мира в творчестве писателя восходит к буддистским понятиям сансары и нирваны. Пелевин постоянно указывает на некую вечную истину, которая может быть постигнута только индивидуально; познавший эту истину человек оказывается способен выйти из привычной для него, но иллюзорной по сути реальности в высшую, настоящую, то есть достигнуть нирваны. В ранней прозе Пелевина герой, познавший иллюзорность окружающей его реальности, часто оказывается перед выбором: выйти или остаться, однако в более поздних произведениях сомнению подвергается бытийность всех существующих в рамках произведения реальностей. «Принц Госплана», хотя и принадлежит к самым ранним текстам Пелевина, выражает скепсис по отношению к возможности выхода. В этом тексте стирается граница между миром, в котором существуют протагонист и другие персонажи, и миром компьютерных игр, атрибуты которого воспринимаются героями как реально существующие, и само существование персонажей подчиняется логике компьютерной игры. Смерть становится иллюзией, которая ведет не к выходу из реальности, а к загрузке последнего сохраненного файла. Потенциальный выход в иную реальность главный герой видит во сне, однако этот онейрический выход иллюзорен, так как герой спит в виртуальном пространстве игры “Prince of Persia”. Таким образом, в мире «Принца Госплана» оказывается невозможно покинуть цикл жизни и смерти и выйти в нирвану. Сходная концепция мироздания лежит в основе романа «Любовь к трем цукербринам». Здесь изображенные реальности образуют сложную систему вложенных друг в друга «миров-коробок», ни одна из которых не является по-настоящему реальной. С точки зрения теории Мультивселенной существует множество миров, каждый из которых может быть действительным или возможным в зависимости от положения наблюдателя. Как и в концепции модального реализма Дэвида Льюиса, в романе Пелевина все действительные и возможные миры не только одновременно реальны, но и одновременно иллюзорны, поскольку действительность или возможность мира зависит от положения наблюдателя относительно этих миров. Иллюзией является и компьютерная симуляция, которая снится герою, и мир самого героя, поскольку последний воплощает только один из вариантов развития событий. Иллюзорен и райский мир ангела Сперо, куда после смерти попадают души персонажей, поскольку он существует только для тех «версий» персонажей, которые погибают в предпоследней части романа. Никто из персонажей не способен выйти в некую «окончательную реальность»: она не существует в рамках Мультивселенной. Таким образом, и в раннем, и в позднем произведениях Пелевина функцией виртуальной реальности оказывается демонстрация иллюзорности бытия, замкнутости мира и невозможности его покинуть.

Идея виртуальности как таковая возникла во второй половине XX века в нескольких сферах науки и техники: в квантовой физике, в авиастроении, в психологии и электронике. Первоначально термин «виртуальная реальность» подразумевал под собой особые компьютеры, дающие пользователю стереоскопическое изображение. Впоследствии в массовом сознании словосочетание «виртуальная реальность» стало ассоциироваться именно с компьютерными технологиями. В настоящее время компьютерная виртуальная реальность активно развивается. Специальные устройства (шлемы, перчатки, контроллеры и т.д.) позволяют пользователю воспринимать компьютерную симуляцию всеми органами чувств и взаимодействовать с ней, как с действительным, объективным миром. Однако, несмотря на свою реалистичность и привлекательность для пользователя, виртуальный мир всегда был и будет иллюзией.
Тема иллюзорности окружающего мира нередко встречается в литературе и кинематографе: например, этому посвящена культовая кинотрилогия «Матрица». Увлечение темой компьютерной виртуальной реальности привело к формированию в рамках научной фантастики поджанра киберпанк, основная черта которого – упадок цивилизации одновременно с технологическим прогрессом в компьютерную эпоху. Данный жанр больше популярен на Западе, однако данная тема рассматривается и в отечественном литературоведении. Изучению киберпанка посвящены статьи таких исследователей как В. М. Андрюшин, А. Т. Камалова, Л. Мойжес.
Одним из российских авторов, активно развивающих в своем творчестве тему виртуальной реальности, является Виктор Олегович Пелевин.
В произведениях Виктора Пелевина присутствуют несколько различных типов иллюзорной реальности:
реальность, искажаемая алкоголем или наркотиками (роман «Generaton “П”», роман «Чапаев и Пустота»);
реальность, конструируемая идеологией (роман «Омон Ра», повесть «Желтая стрела», роман «S.N.U.F.F.»);
изменение восприятия реальности под влиянием психических расстройств (роман «Чапаев и Пустота»);
виртуальная (в значении компьютерная) реальность (повесть «Принц Госплана», роман «Любовь к трем цукербринам», роман «IPhuck10»).
В данной работе нас интересует последний тип: виртуальная реальность как компьютерная. Произведения Виктора Пелевина, в которых встречается данный тип виртуальной реальности, невозможно назвать киберпанком в чистом виде, однако автор использует некоторые его черты.
Существует достаточно большое количество статей, так или иначе затрагивающих тему виртуальной реальности как компьютерной в творчестве Пелевина, однако, как правило, она рассматривается в общем контексте проникновения компьютерного дискурса в литературу. Например, А. Л. Бобылева в статье, посвященной роману «Любовь к трем цукербринам», рассматривает информационные технологии как мастерски использованный Пелевиным художественный прием. Также компьютерный дискурс в текстах Пелевина может рассматриваться в контексте постмодернистской литературы как один из видов интертекстуальности, который служит расширению рамок мира. Об этом рассуждает А. Ю. Мельникова в статье «Виртуальное пространство и время в постмодернистском тексте» на примере романа Виктора Пелевина «Священная книга оборотня».
С темой компьютерной реальности в обоих произведениях тесно связана тема видеоигр и их роли в современном обществе. Данной теме также посвящен ряд статей русскоязычных и зарубежных авторов. Компьютерные игры можно рассматривать с точки зрения виртуального нарратива, психологии, как феномен культуры информационного общества, а также как одну из причин образования зависимости. В процессе изучения вышеупомянутых текстов Виктора Пелевина видеоигры интересуют нас как один из источников интертекста.
В качестве изучаемых в рамках данной работы произведений Пелевина мы выбрали повесть «Принц Госплана» (1991) и роман «Любовь к трем цукербринам» (2014). Данные произведения принадлежат не только в разным периодам творчества Виктора Пелевина, но и к разным этапам развития компьютерной реальности: в повести «Принц Госплана» в качестве виртуальной реальности выступают компьютерные игры 80-90-х годов для операционной системы MS-DOS, в то время как в романе «Любовь к трем цукербринам» представлен сложно устроенный виртуальный мир, подобный матрице из одноименной кинотрилогии Вачовски. Стоит сказать о том, что между романом Пелевина и кинотрилогей «Матрица» действительно существует связь. Эту связь мы рассмотрим в соответствующей главе. Посредством изучения повести «Принц Госплана» и романа «Любовь к трем цукербринам», написанных с разницей в больше, чем двадцать лет, возможно проследить развитие темы виртуальной реальности в творчестве Виктора Пелевина и ее видоизменение.
Таким образом, объектами нашего исследования являются тексты Пелевина «Принц Госплана» и «Любовь к трем цукербринам». Предметом исследования является виртуальная реальность, представленная в данных произведениях.
Основная цель нашего исследования – изучить, какую функцию (какие функции) выполняет виртуальная реальность в конкретных произведениях Виктора Пелевина.
Задачи исследования:
– дать определение термину «виртуальная реальность» в контексте изучаемых произведений;
– изучить истоки виртуальной реальности в конкретных произведениях;
– проанализировать виртуальную реальность в повести «Принц Госплана» и романе «Любовь к трем цукербринам» с точки зрения структуры и функций;
– сопоставить и сравнить результаты.

Итак, проанализировав повесть Виктора Пелевина «Принц Госплана» и его же роман «Любовь к трем цукербринам», мы пришли к выводу о том, что виртуальная реальность (или, в случае с романом, реальности) устроены по-разному. В повести «Принц Госплана» виртуальная и действительная реальность практически спаяны в единое целое, в то время как в романе «Любовь к трем цукербринам» мы сталкиваемся со множеством реальностей, которые вкладываются одна в другую и существуют параллельно. Тем не менее, в обоих произведениях виртуальная реальность, какой бы она ни являлась, выполняет одну и ту же функцию. Функция виртуальной реальности заключается в демонстрации замкнутости мира, его иллюзорности и невозможности его покинуть. Можно говорить о том, что этой же цели служит телевизионная реальность, которую моделирует, в том числе, Вавилен Татарский в романе «Generation “П”». С помощью манекенов и специальных технологий создается новая реальность, в которой живет все население России конца 1990-х годов, и покинуть эту реальность можно, только умерев.
В повести «Принц Госплана» хронотоп Саши Лапина, как мы выяснили, представляет цикл жизни и смерти, что можно отождествить с восточной концепцией сансары. В иллюзорном мире смерть также иллюзорна и ведет не к выходу из реальности, а к загрузке последнего сохраненного файла, что соответствует логике компьютерной игры. Выход в реальность, который Саша видит во сне, иллюзорен по трем причинам: во-первых, выйти за рамки монитора может только фигурка Принца; во-вторых, сон – сам по себе иллюзия, как и все увиденное в нем; в-третьих, Саша спит уже в виртуальном пространстве игры Prince of Persia. Таким образом, покинуть цикл жизни и смерти – выйти в нирвану – не представляется возможным для Саши и остальных обитателей замкнутого мира.
В романе «Любовь к трем цукербринам» вложенные друг в друга реальности образуют сложную систему, которую мы назвали мирами-коробками, при этом ни один из миров-коробок не является по-настоящему реальным. Опираясь на концепцию модального реализма Льюиса, мы выяснили, что все действительные и возможные миры не только одновременно реальны, но и одновременно иллюзорны, поскольку действительность или возможность мира зависит от положения наблюдателя относительно этих миров. Фейстоп априори иллюзорен. Мир, который считается действительным для Кеши, за которым наблюдает Киклоп, по умолчанию является альтернативным для «версий» Кеши, существующих в альтернативных реальностях, точно так же как альтернативные реальности по умолчанию иллюзорны для «действительного» Кеши. Мир ангела Сперо также является иллюзорным, поскольку существует только для тех «версий» персонажей, которые погибли при взрыве в редакции газеты «Контра». По отношению к иным вселенным, где Надя жива и не превратилась в ангела Сперо, ее мир будет считаться иллюзорным так же, как и действительная для нее и Кеши реальность. Персонажи не способны выйти в иную, настоящую реальность, поскольку она не существует в рамках такого мироустройства.
В данной работе мы проанализировали только два текста Виктора Пелевина, выбранные нами как один из первых (повесть «Принц Госплана») и один из относительно современных («Любовь к трем цукербринам»), однако остальное творчество Виктора Пелевина также возможно рассмотреть с точки зрения функций виртуальной реальности, в том числе в контексте отечественных и западных фантастических произведений. Особенно любопытно будет рассмотреть с такой точки зрения романы «S.N.U.F.F.» (2011) и «IPhuck10» (2017) и определить, какие функции виртуальная реальность выполняет в этих произведениях и отличаются ли они от выявленных на нашем материале.
При анализе романа «Любовь к трем цукербринам» в рамках данной работы мы обращали внимание только на устройство виртуальных реальностей и оставили без внимания философский подтекст романа. Как и остальные произведения Виктора Пелевина, роман «Любовь к трем цукербринам» можно рассмотреть с буддистской точки зрения. Кроме того, особый интерес представляет устройство мироздания и богоборческие мотивы, переданные в тексте посредством метафоры мобильной игры Angry Birds как противостояние Птиц и Древнего Вепря. Таким образом, сложность устройства романа «Любовь к трем цукербринам» оставляет широкие возможности для дальнейших исследований.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Виртуальная реальность в творчестве Виктора Пелевина»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет