Формирование счастливых пространств в фантазии ребенка (на материале рассказов А. Линдгрен)

Сыромятникова Марина Валерьевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В данном диссертационном исследовании рассматривается формирование «счастливых пространств» в фантазии детей, на примере нескольких рассказов А. Линдгрен. Счастливое пространство, создаваемое фантазией, анализируется как с позиций теоретического литературоведения, так и в рамках психологической концепции фантазийных пространств, разработанной М.В. Осориной. Тексты рассказов А.Линдгрен были проанализированы с помощью текстологического метода, включающего методики нарратологического подхода к анализу художественного текста, а также с помощью метода психологической интерпретации. В результате анализа была определена роль счастливого пространства в качестве элемента поэтики рассказов, а также его значимость как ментального образования, создаваемого фантазией субъекта для работы с личностными задачами. В качестве практической реализации результатов исследования предложен бизнес-план проекта интерактивного музея «Страна между Светом и Тьмой» по мотивам рассказов, послуживших материалом для данной работы.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА I. ФАНТАЗИЙНЫЕ «ПРОСТРАНСТВА СЧАСТЬЯ» В РАССКАЗАХ А. ЛИНДГРЕН С ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИ…………………………………………………………….9
Рассказы, анализируемые в работе……….……………………………….9
Реальная и ирреальная действительность в художественном произведении…………………………………………………………………………12
Фиктивная природа художественного текста……………………………13
Первичная и вторичная условность………………………………………15
Понятие «фантастического»………………………………………………17
«Воображаемый мир»………………………………………………….…22
Понятие фантазии в психологии, фантазийное пространство…………25
Неоднозначность определения фантазии в психологии……………….26
Фантазия и воображение…………………………………………………29
Концепции фантазии: обзор направлений………………………………30
Внутренние механизмы фантазии по И.М. Розету……………………..32
Фантазийное пространство………………………………………………35
Ментальное пространство………………………………………………..38
Обобщение понятий «фантазийное пространство» и «ментальное пространство»………………..………………………………………………..51
Некоторые особенности фантазирования у детей………………………53
ВЫВОД…………………………………………………………………………..56
ГЛАВА II. АНАЛИЗЫ ТЕКСТОВ РАССКАЗОВ А. ЛИНДГРЕН……………59
О методе, используемом в работе……..…………………………………59
Об аспектах нарратологического анализа………………………………60
Структура анализа текстов………………………………………….……65
Анализы текстов…………………….…………………………………….67
«Кукушка-Подружка»…………………………………………………….67
«Крошка Нильс Карлссон»……………………………………………….80
«В Сумеречной Стране»………………………………………………….91
«Любимая Сестра»……………………………………………………….100
«Звучит ли моя липа, поет ли соловей?»……………………………….110
ВЫВОД…………………………………………………………………………119
ГЛАВА III. БИЗНЕС-ПЛАН ПРОЕКТА ИНТЕРАКТИВНОГО МУЗЕЯ «СТРАНА МЕЖДУ СВЕТОМ И ТЬМОЙ» ПО МОТИВАМ РАССКАЗОВ А. ЛИНДГРЕН……………..………………………………..……………………..123
ВЫВОД…………………………….…………………….………………………….148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………150
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………154
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………155

Астрид Линдгрен – автор-классик, художественный мир которой знаком большому количеству читателей в России. Однако некоторые ее произведения, в том числе исследуемые нами рассказы, не получили до сих пор должного внимания у читательской аудитории и были мало изучены.
Нам представляется актуальным продемонстрировать не только эстетическую ценность данных текстов, но дать психологическую интерпретацию происходящим в них событиям ирреального, фантастического характера. Взгляд на «чудесные» события, отображенные в этих текстах, не как на эпизоды действительно «чудесного» характера, а как на преобразование героем реальности с помощью фантазии, способен, на наш взгляд, раскрыть тексты с новой стороны и предоставить потенциальному читателю возможность взглянуть на фантазирование как на продуктивный ментальный акт, имеющий в высшей степени креативный характер.
Практическая ценность работы выражается в создании проекта интерактивного музея «В Стране между Светом и Тьмой» по мотивам рассказов А. Линдгрен.
Объектом исследования является фантазия детей в рассказах А. Линдгрен «Кукушка-подружка», «Крошка Нильс Карлссон», «В Сумеречной Стране», «Любимая Сестра», «Звучит ли моя липа, поет ли соловей?»
Предметом исследования является формирование детьми счастливых пространств в данных рассказах.
Цель исследования включает в себя доказательство гипотезы о том, что появление ирреальной действительности в повествовании можно интерпретировать в качестве формирования счастливого пространства фантазией персонажа, а также утверждение ценности фантазии как позитивного ментального процесса и проявления творческой силы в поле анализируемых текстов.
В соответствии с поставленной целью был определен к решению ряд конкретных задач:
Выявить в текстах обозначенных рассказов пласты реальной и ирреальной действительности.
Определить случаи появления в повествовании ирреальной действительности как представление «воображаемого мира» персонажей (терминология О.В. Дрейфельд).
Установить, что формой представления «воображаемого мира» персонажа в рассказах является фантазийное «пространство счастья» или счастливое пространство.
Определить роль счастливых пространств в рассказах как элемента поэтики произведения.
Определить ценность счастливых пространств для персонажей с психологической точки зрения, в качестве инструмента для решения тех или иных внутренних задач.
Сформировать понятие о ценности фантазирования для детей в пространстве текстов проанализированных рассказов.
Написать сценарий для проекта интерактивного музея «Страна между Светом и Тьмой» по мотивам рассказов А. Линдгрен, отвечающего взгляду на фантазирование как на позитивный ментальный процесс и проявление творческой силы.
В качестве гипотезы данного исследования выдвинуты следующие предположения:
Переход от реальной действительности к ирреальной можно рассматривать как формирование персонажем фантазийного пространства.
В фантазийном пространстве герой решает те проблемы, которые у него имеются в реальности, поэтому такое пространство можно назвать «счастливым пространством».
Создание «счастливого пространства» является ценным как на повествовательном уровне, в качестве элемента поэтики произведения, так и идеологическом уровне, поскольку поставленные перед героем проблемы решаются именно в этом пространстве.

Мы провели исследование счастливых пространств в фантазии ребенка на материале пяти рассказов А. Линдгрен, выяснив особенности их формирования и функционирования. Счастливые пространства были рассмотрены нами как в качестве элемента поэтики произведения, так и в качестве психологического феномена.
Цель нашего исследования предполагала доказательство гипотезы о том, что появление ирреальной действительности в повествовании можно интерпретировать в качестве формирования счастливого пространства фантазией персонажа, а также утверждение ценности фантазии как позитивного ментального процесса и проявления творческой силы в поле анализируемых текстов.
Данные цели предполагали решение следующих исследовательских задач:
• Выявление в текстах рассказов пластов реальной и ирреальной действительности.
• Рассмотрение случаев появления в повествовании ирреальной действительности в качестве представления «воображаемого мира» персонажей (терминология О.В. Дрейфельд).
• Определение счастливого пространства, создаваемого фантазией персо-нажей, в качестве формы представления «воображаемого мира».
• Выявление роли счастливых пространств в рассказах как элемента поэтики произведения.
• Определение ценности счастливых пространств для персонажей с психологической точки зрения, в качестве инструмента для решения тех или иных внутренних задач.
• Формирование понятия о ценности фантазирования для детей в пространстве текстов проанализированных рассказов.
• Написание сценария для проекта интерактивного музея «Страна между Светом и Тьмой» по мотивам рассказов А. Линдгрен, отвечающего взгляду на фантазирование как на позитивный ментальный процесс и проявление творческой силы.
Проведя текстологический анализ рассказов с использованием методик нарратологического анализа, мы определили счастливое пространство в качестве элемента поэтики произведения, реализующегося как форма представления воображаемого мира героя в произведении.
Рассмотрев счастливые пространства, представленные в текстах, с помощью метода психологической интерпретации, мы отнесли их к категории фантазийных пространств, создаваемых субъектом для работы с внутриличностными задачами и проблемами, и имеющих для него большую ценность.
Для претворения результатов исследования в жизнь с помощью метода бизнес-планирования был разработан проект интерактивного музея «Страна между Светом и Тьмой», созданный по мотивам проанализированных в работе рассказов А. Линдгрен.
Проведенное нами исследование формирования счастливых про-странств в фантазии ребенка на материале рассказов А. Линдгрен имеет междисциплинарный характер, что позволило изучить это явление в качестве двусторонней единицы, имеющей ценность как в качестве элемента поэтики произведения, так и в качестве ментального образования, позволяющего субъекту работать с внутренними задачами, используя творческую силу фантазии.
Разработанный для реализации результатов исследования проект ин-терактивного музея «Страна между Светом и Тьмой» по мотивам рассказов А. Линдгрен является уникальной разработкой, не имеющей аналогов на рынке Санкт-Петербурга в отрасли интерактивных литературных музеев для детей. Целью проекта является обращение внимания к малоизвестным в России произведениям А. Линдгрен, а также утверждение ценности фантазии, как позитивного ментального процесса и творческой силы, поэтому реализация подобного проекта видится нам актуальной и перспективной.
Нам также кажется перспективным продолжение исследования и при-менение его методов для изучения других произведений А. Линдгрен, в ко-торых, по предварительным предположениям, также можно выявить случаи формирования персонажами счастливых пространств с помощью фантазии. Продолжение исследования позволило бы изучить творчество А. Линдгрен с новой стороны, а также разработать смежные проекты по популяризации творчества автора и заложенных в нем ценностей.
Результаты исследования были представлены на следующих конференциях:
XXV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (МГУ, 9-13 апреля 2018 года); XXI Открытая конференция студентов-филологов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ, 16-20 апреля 2018 года)
Публикации по теме исследования:
1. Сыромятникова М.В. Фантазийные «пространства счастья» в рассказах Астрид Линдгрен. Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2018» / Отв. Ред. И. А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] – М.: МАКС Пресс, 2018.
2. Сыромятникова М.В. Фантазийные «пространства счастья» в рассказах Астрид Линдгрен. Программа XXI Открытой конференции студентов-филологов Санкт-Петербургского государственного университета. (Сборник материалов конференции в настоящее время готовится к печати [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://conference-spbu.ru/conference/39/layout/ )

ПРИЛОЖЕНИЕ А
В данном приложении представлен возможный план помещения для интерактивного музея «Страна между Светом и Тьмой» по мотивам рассказов А. Линдгрен.
Указано размещение локаций, экспозиций, технических подсобок.
На Рис. 1 используются сокращения:
Э.№1 – Экспозиция №1
Э.№2 – Экспозиция №2
Э.№3 – Экспозиция №3
Э.№4 – Экспозиция №4
Тех.№1, Тех.№2 – технические подсобки №1 и №2

Рис. 1 Общий вид помещения.

Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания: учеб. пособие / Ананьев Б.Г.– Москва: Просвещение, 1960.– 254с.
Библиография А. Линдгрен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 12.12.2017)
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. – 504 с.
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Сб.– М.: Худ. лит., 1975. – с.234-407
Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в детском возрасте мозга / Мат. межд. конф. «Творчество: взгляд с разных сторон». Москва – Звенигород, 2005
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
Дрейфельд О.В. Воображаемый мир героя как понятие теоретической поэтики: к постановке проблемы / Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (37): в 2-х ч. Ч. I. C. 63-65.
Дрейфельд О.В. «Ирреальность» воображаемого мира героя и «неклассическая» литература ХХ века / Новый филологический вестник. 2015. №2 (33). С. 44-51
Дроженко О. Немного стокгольмской топонимики в шведских книгах для детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 11.05.2018)
Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики / перев. Ал. В. Михайлова.– М.: Искусство, 1981.
Краткая литературная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 10.04.2018)
Лавлинский С.П., Павлов А.М. Фантастическое / Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008.
Лапланш Ж. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис: пер. с франц. Н.С. Автономовой. – М.: Высш.шк., 1996. – 623 с.
Линдгрен А. В Стране между Светом и Тьмой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 15.05.2018)
Линдгрен А. Звучит ли моя липа, поет ли соловей? / Нет в лесу никаких разбойников! М.: Семья и школа, 1995. С. 122-137.
Линдгрен А. Крошка Нильс Карлссон / Нет в лесу никаких разбойников! М.: Семья и школа, 1995. С.7-25.
Линдгрен А. Кукушка-Подружка / Нет в лесу никаких разбойников! М.: Семья и школа, 1995. С. 48-55.
Линдгрен А. Любимая Сестра / Нет в лесу никаких разбойников! М.: Семья и школа, 1995. С. 84-89.
Линдгрен А. В Сумеречной Стране / Нет в лесу никаких разбойников! М.: Семья и школа, 1995. С. 26-37.
Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Вопросы литературы, № 8, 1968. – С. 74-87.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М.: Искусство, 1970. – 384 с.
Манн Ю.В. Эволюция гоголевской фантастики / К истории русского романтизма: сборник статей. – М.: Наука, 1973.
Михайлова А.А. О художественной условности. М.: Мысль, 1970. – 300 с.
Муравьев В.С. Фантастика / Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А.Н. Николюкин. – М.: НПК Интелвак, 2003.
Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 c.
Никитина О.Н. Пеппи Длинный Чулок и Зоки: мир взрослого и ребенка в сказке Л. и И. Тюхтяевых “Зоки и Бада” и А. Линдгрен “Пеппи Длинный Чулок” / Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2016. № 3. С. 127-132.
Николаева Е.И. Психология детского творчества. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010 – 240 с.
Нудельман Р.И. Фантастика / Краткая литературная энциклопедия / под ред. А.А. Суркова. – М.: Сов. энциклопедия, 1972. – Т. 7.
Осорина М.В. Ментальные пространства как психическая реальность / Вестник СПбГУ, Психология и педагогика. Т 7., Вып. 1. С. 6-24
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2009 – 304 с.
Осорина М.В., Чечик А.А. Исследование повседневного фантазирования взрослых. Часть I: подходы и методы / Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2013. Вып. 3. C. 25-34
Осорина М.В., Чечик А.А. Исследование повседневного фантазирования взрослых. Часть II: подходы и методы / Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2013. Вып.4. С. 14-29
Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация. – М.: Эксмо-пресс, 2002. – 416 с.
Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1969. C. 55–231.
Розет И. М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной. деятельности. — 2-е изд., испр. и доп. — Мн.: Университетское, 1991. – 342с.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998.
Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – Спб.: Питер, 2009. – 304 с.
Скуднякова Е.В. Фантастическое как категория поэтики литературного произведения: разнообразие трактовок // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2012. №3 (11). С. 63-70
Тамарченко Н.Д. (ред.) Теория литературы. Том 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М., 2004
Теория литературы: Анализ художественного произведения. Словарь терминов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращение 10.04.2018)
Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999
Топоров В. Н. Странный Тургенев (четыре главы). М.: Изд-во РГГУ, 1998. С. 187-188.
Успенский Б.А. Поэтика композиции. – СПб.: Азбука, 2000. – 348 с.
Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Академия, 2013. – 432 с.
Шмид B. Нарратология. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 312 с.
Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 17.03.2018)

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет