Образ идеального правителя в древнерусской литературе XVI века
Для настоящего исследования выбраны две древнерусские повести – “Сказание о Дракуле воеводе” и “Сказание о Магмет-салтане”, представляющие собой размышления об идеальном правителе, написанные в виде своеобразной утопии (или антиутопии). Цель работы состоит в том, чтобы по возможности точно воссоздать представления людей прошлого, запечатлённые в источниках, и перевести на язык, доступный современному сознанию. Поскольку древнерусские книжники видели предназначение правителя и государства исключительно в эсхатологической перспективе, то образ идеального правителя рассматривается в свете теологических доктрин русского Средневековья – учения о коллективном спасении в христианском царстве, учения об исключительной роли Государя в Ромейском царстве, доктрины династического мессианства. А так же в свете традиционных категорий средневековой русской культуры, таких как “правда” и “истина”. Существенным представляется рассмотрение образа идеального правителя с точки зрения особенностей сознания средневекового человека, таких как более спокойное отношение к жестокости и насилию, склонность к мистике и суевериям, повышенная эмоциональность, грубость нравов и другое. Введение в российский научный оборот новых источников – письма воеводы Дана и ряда других документов – заставляет изменить отношение к роли вымысла в “Сказании о Дракуле воеводе”: очевидно, что автор хорошо видел разницу между Владом III Басарабом, фольклорным Дракулой и героем своего произведения. Структура произведения обусловлена целями исследования и состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Библиографического списка и Приложений. Работа выполнена на 118 страницах, было использовано 97 источников.
Образ идеального правителя в древнерусской литературе привлекал внимание исследователей достаточно давно, и рассматривался под разными углами, с различных точек зрения. Поскольку древнерусские книжники видели предназначение правителя и государства, жизнь человека и историю народа исключительно в эсхатологической перспективе, то образ идеального правителя нельзя рассматривать, не затрагивая представлений об «истине» и «правде», идее Ромейского царства – «Третьего Рима», богоданности власти, коллективном спасении в христианском царстве, доктрине династического мессианства и так далее. Существенным представляется рассмотрение образа идеального правителя с точки зрения особенностей сознания средневекового человека, осознание феномена жестокости, веры в магические ритуалы и много другого. Очевидно, что такое исследование должно носить междисциплинарный характер, не случайно близкой проблематикой занимались филологи, историки, философы, культурологи и политологи.
Для настоящего исследования выбраны две древнерусские повести – «Сказание о Дракуле воеводе» и «Сказание о Магмет-салтане», представляющие собой размышления об идеальном правителе, написанные в виде своеобразной утопии (или антиутопии). Объектом исследования также являются сочинения думского дьяка Ф.В.Курицына, дворянского публициста И.С.Пересветова и некоторые документы середины XV- середины XVI веков. Предметом исследования является образ идеального правителя и выявление литературных и идеологических особенностей этих повестей.
Цель нашей диссертации состоит в том, чтобы по возможности точно воссоздать представления людей прошлого, запечатленные в источниках, перевести их на язык, доступный современному сознанию, без чего невозможна интерпретация, чтобы затем объяснить особенности образа идеального правителя. Соответственно нами решаются следующие задачи исследования: последовательно истолковать тексты, раскрыть особенности мировоззренческих установок средневекового писателя, раскрыть особенности образа идеального правителя с точки зрения русских книжников.
Непосредственно к изучению текста «Сказания о Дракуле воеводе» первыми из исследователей обратились Н.М.Карамзин, А.Х.Востоков, А.Н.Пыпин, Ф.И.Буслаев, А.И.Соболевский, С.М.Соловьев, В.Е.Вальденберг и ряд других русских, а так же и румынских учёных, одним из которых был И.Богдан. В советский период исследованиями текста занимались Н.К.Гудзий, А.А.Зимин, Я.С.Лурье, Д.С.Лихачёв, в постсоветский – М.П.Одесский и другие. Исследованиями публицистики Ивана Пересветова в разное время занимались Н.М.Карамзин, С.М.Соловьёв, В.О. Ключевской, В.Ф. Ржига, А.А.Зимин, Д.С.Лихачёв и другие. К различным аспектам мировоззрения древнерусских книжников этого периода обращались филологи – А.С.Дёмин, А.В.Каравашкин, Б.А.Успенский, А.Н.Ужанков, культурологи А.Я.Гуревич, Б.А.Романов, историки Н.В.Синицына, А.Л.Юрганов, М.А.Юсим, философы А.Ф.Замалеев, А.А.Исаков, В.Ю.Неупокоева, Д.Н.Тананушко, юристы В.В.Момотов, А.А.Рожнов и многие другие.
Попытки рассмотрения особенностей психологии средневекового человека предпринимались довольно давно, в том числе и в русле исторической антропологии, этим занимались А.Я.Гуревич, Л.В.Левшун, Ф.Арьес, М.Блок, Й.Хёйзинги, К.-Г. Юнг и другие, однако даже при выделении истории милосердия в отдельную тему, феномену жестокости уделялось сравнительно немного внимания. Изучением феномена жестокости занимались больше философы и психиатры – А.П.Барковская, П.Б.Ганнушкин – причём жестокость обычно не являлась предметом отдельного рассмотрения. Общепринятого в гуманитарных дисциплинах понятия жестокости пока не существует.
Научная новизна нашего исследования состоит во включении в российский научный оборот новых текстов (письма воеводы Дана, воеводы Стефана) и не привлекавшихся ранее исследований, позволяющих приблизиться к пониманию психологии и мировоззрения средневекового человека и выявить литературные особенности изучаемых повестей.
Иногда исследователи средневековых текстов не учитывают более спокойное отношение человека прошлого к жестокости и насилию, эсхатологические переживания, важность принадлежности к «правильной церкви», склонность к мистике и суевериям, повышенную эмоциональность, грубость нравов и прочее. Именно это обстоятельство делает настоящую работу актуальной в практическом и дидактическом плане. Теоретическая основа диссертации отвечает также новым установкам в преподавании древнерусской словесности (в частности, принципу историзма как важнейшей предпосылки литературоведческой интерпретации средневекового текста).
Были использованы следующие методы: метод герменевтики текста, целью которого становится открытие авторской субъективности и принципиальных установок средневекового книжника, дескриптивный метод исследования, основанный на анализе и синтезе различных фактов, сравнительно-исторический метод, аксиологический подход в оценке мировоззренческих явлений, поэтика художественного текста, с учетом ее внутренней содержательности.
Структура диссертации обусловлена целями исследования и состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложений.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!