Религиозный экзистенциализм в творчестве Апдайка: «Кентавр» и «Ферма»
В настоящей диссертации проводится анализ религиозно-философского содержания романов Джона Апдайка “Кентавр” и “Ферма” с обращением к идеям таких философов, как С. Кьеркегор, К. Барт, П. Тиллих и Ж.-П. Сартр. В ходе анализа прослеживаются основные смысловые мотивы названных произведений, выделяются их художественные и структурные особенности. В конце работы делается вывод о том, что представляет из себя религиозный экзистенциализм в раннем творчестве Апдайка.
Настоящая работа посвящена анализу религиозно-философского содержания двух ранних произведений Джона Апдайка, а именно романов “Кентавр” и “Ферма”.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время вопросы, касающиеся глубинной сущности человека, смысла бытия и важности религиозного чувства стоят как никогда остро. Такие глобальные процессы, как секуляризация культуры, распад духовных основ и утверждение материальных ценностей, привели к тому, что человек современности подвержен различным типам экзистенциальной тревоги и зачастую оказывается неспособен обнаружить надежную смысловую основу для своего существования. В произведениях, рассматриваемых в настоящей работе, Джон Апдайк обращается к подобным проблемам и делает попытку осмыслить их при помощи религиозной философии.
Следует также отметить, что сегодня в литературоведении наблюдается тенденция к междисциплинарности. Настоящее исследование соответствует указанной тенденции, поскольку оно выполнено на стыке филологии и философии, что дополнительно обуславливает его актуальность.
Объектом настоящего исследования являются тексты романов Джона Апдайка “Кентавр” и “Ферма”, в качестве предмета выступает их религиозно-философское содержание.
Теоретической основой исследования послужили идеи таких представителей религиозного и атеистического экзистенциализма, как Серен Кьеркегор, Карл Барт, Пауль Тиллих, Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр. Для анализа нарративной структуры романа “Кентавр” была использована методология Жерара Женетта.
Цель работы заключается в том, чтобы выявить основные особенности религиозного экзистенциализма в раннем творчестве Джона Апдайка.
Достижение указанной цели предполагает выполнение следующих задач:
1. Дать краткое описание основных идей представителей религиозного и атеистического экзистенциализма, наиболее значимых для раннего творчества Джона Апдайка.
2. Проследить основные религиозно-философские мотивы романов “Кентавр” и “Ферма” в их связи с идеями религиозного и атеистического экзистенциализма.
3. Рассмотреть наиболее актуальные для религиозно-философского содержания произведений нарративные и художественные особенности.
4. На основании полученных результатов сделать обобщение касательно того, что являет собой религиозный экзистенциализм в раннем творчестве Джона Апдайка.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней впервые раскрывается диалектическое противопоставление этического и эстетического, наблюдаемое в романах Джона Апдайка “Кентавр” и “Ферма”, и выводится понятие протоэтического.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней предлагается комплексное осмысление религиозного экзистенциализма, наблюдаемого в ранних произведениях Джона Апдайка.
Возможность использовать результаты работы в курсах лекций, посвященных творчеству Джона Апдайка и религиозному экзистенциализму, обуславливает практическую значимость настоящего исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В романе Джона Апдайка “Кентавр” наблюдается диалектическое противопоставление этического и эстетического.
2. Интегрированные в метадиегетическое повествование романа “Кентавр” мифические образы выполняют дейктическую функцию.
3. Роман “Ферма” является непрямым (смысловым) продолжением романа “Кентавр”, в котором центральным мотивом становится проблема встречи “Я” с “Ты”.
4. Религиозный экзистенциализм в романах “Кентавр” и “Ферма” представляет собой непредельный этико-эстетический опыт, инициированный протоэтическим чувством, понятие которого выводится в настоящей работе.
Объем и структура диссертации. Настоящая работа общим объемом 89 страниц печатного текста состоит из введения, двух глав и заключения. В конце каждой главы приводятся выводы. К работе прилагается список использованной литературы, включающий 45 наименований на русском и 25 на иностранных языках.
Проведенное нами исследование показало, что в романах “Кентавр” и “Ферма” Джон Апдайк затрагивает в первую очередь проблемы веры и неверия, возможности подлинной духовной связи одного человека с другим, противостояния личного эстетического представления отрицающему его внешнему миру. Писатель обращается к идеям таких мыслителей, как С. Кьеркегор, К. Барт, П. Тиллих и Ж.-П. Сартр, однако ни один философский подход не представляется как исчерпывающий сложность и противоречивость человеческого состояния. Мечта человека о христианском идеале, о преодолении своего несовершенного состояния и восполнении экзистенциальной несамодостаточности, об обретении непреходящего смысла, об истинной встрече с ближним, кажется, остается несбыточной, и все же она сохраняется как светлая надежда, которая, быть может, в самом деле указует человеку его путь к Богу и истине. Рассмотренные нами произведения Джона Апдайка показывают, что протоэтическое в человеке никогда не прекратит свой поиск и будет продолжать вести его в размышлениях, созерцаниях, искусстве и литературном творчестве.
1. Updike J. The Centaur. – Harmondsworth: Penguin Books, 1972. – 272 p.
2. Updike J. Of the Farm. – New York: Ballantine Books, 2004. – 129 p.
3. Updike J. Due Considerations. – New York: Alfred A. Knopf, 2007. – 703 p.
4. Updike J. More Matter. – New York: Ballantine Books, 2009. – 928 p.
5. Updike J. Soren Kierkegaard // Atlantic Brief Lives. – Boston: Little, Brown and Company, 1971. – P. 429-431.
6. Апдайк Дж. Голубиные перья. – СПб.: Мир книги, 2005. – 384 с.
7. Апдайк Дж. Кентавр // Апдайк Дж. Кролик, беги. Кентавр. Ферма. – М.: Правда, 1990. – С. 277-505.
8. Апдайк Дж. Кролик, беги // Апдайк Дж. Кролик, беги. Кентавр. Ферма. – М.: Правда, 1990. – С. 19-276.
9. Апдайк Дж. Ферма // Апдайк Дж. Кролик, беги. Кентавр. Ферма. – М.: Правда, 1990. – С. 505-621.
10. Аврелий М. Наедине с собой. Размышления. – М.: АСТ, 2016. – 384 с.
11. Аствацатуров А. И не только Сэлинджер. – М.: АСТ, 2015. – 312 с.
12. Барт К. Церковная догматика: в 4 т. – М.: ББИ, 2007-2015. – 560, 712, 695, 344 c.
13. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс, 1994. – С. 384-391.
14. Бахтин М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986. – С. 9-191.
15. Беляева В. Е. Мужчина и вопрос веры у Джона Апдайка. – М.: Диалог языков, культур и литератур МГПУ, 2014. – С. 149-158.
16. Бергсон А. Творческая эволюция. – СПб.: Азбука, 2016. – 382 с.
17. С. де Бовуар. Второй пол. – СПб.: Азбука, 2017. – 928 с.
18. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 61-272.
19. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 273-306.
20. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. – М.: Академический проект, 2014. – 494 с.
21. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Деррида Ж. Письмо и различие. – СПб.: Академический проект, 2000. – С. 352 -368.
22. Джойс Дж. Улисс. – М.: Эксмо, 2010. – 928 с.
23. Женнет Ж. Фигуры: в 2 т. – М.: Изд.-во им. Сабашниковых , 1998. – 944 с.
24. Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. – М.: Рарог, 1993. – 448 с.
25. Камю А. Миф о Сизифе // Камю А. Посторонний. Миф о Сизифе. Калигула. – М.: АСТ, 2014. – С. 123-280.
26. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Эксмо, 2015. – 736 с.
27. Корман Б. Изучение текста художественного произведения. – М.: Просвещение, 1972. – 110 с.
28. Кьеркегор С. Болезнь к смерти. – М.: Академический проект, 2016. – 157 с.
29. Кьеркегор С. Или-или. – М.: Академический проект, 2016. – 775 с.
30. Кьеркегор С. Понятие страха. -М.: Академический проект, 2016. – 224 с.
31. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.: Академический проект, 2016. – 154 с.
32. Ницше Ф. Антихрист. – СПб.: Азбука, 2015. – С. 125-223.
33. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. – СПб.: Азбука, 2014. – 224 с.
34. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – СПб.: Азбука, 2014. – 352 с.
35. Ницше Ф. Ecce Homo. – СПб.: Азбука, 2015. – С. 5-124.
36. Платон Диалоги. – М.: Э, 2016. – 768 с.
37. Сартр Ж. -П. Бытие и ничто. – М.: АСТ, 2017. – 928 с.
38. Сартр Ж. – П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989. – С. 319-344.
39. Соловьев Вл. Чтения о богочеловечестве // Соловьев Вл. Чтения о богочеловечестве. Теоретическая философия. – М.: Академический проект, 2011. – С. 5-198.
40. Тиллих П. Мужество быть // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. – М.: Юристъ, 1995. – С. 7-131.
41. Тиллих П. Динамика веры // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. – М.: Юристъ, 1995. – С. 132-215.
42. Тиллих П. Кайрос // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. – М.: Юристъ, 1995. – С. 216-235.
43. Тиллих П. Теология культуры // Избранное. Теология культуры. – М.: Юристъ, 1995. – С. 236-395.
44. Фолкнер У. Шум и ярость. Свет в августе. – М.: Правда, 1989. – 608 с.
45. Франк С. Религия и наука // Жизнь С Богом. – Брюссель, 1953. – С. 3-26.
46. Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. – М.: Касталь, 1996. – С. 9-46.
47. Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: Академический проект, 2015. – 460 с.
48. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. – СПб.: Азбука, 2011. – 224 с.
49. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. – М.: Икс-хистори, 2015. – 480 с.
50. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. Мир как воля и представление. – М.: Э, 2017. – 640 с.
51. Balbert P. A Panoply of Metaphor: Exuberances of Style in Pynchon and Updike // Studies in the Novel. – 1983. – Vol. 15. – No. 3. – P. 265-276.
52. De Bellis J. The John Updike Encyclopedia. – London: Greenwood Press, 2000. – 583 p.
53. Crowley S. John Updike and Kierkegaard’s Negative Way: Irony and Indirect Communication in “A Month of Sundays” // Soundings: An Interdisciplinary Journal. – 1985. – Vol. 68. – No. 2. – P. 212-228.
54. Day R. Chiron’s Sacrifice: A Study of John Updike’s The Centaur. – Fresno State College, 1965. – 73 p.
55. Dicken T. God and Pigment: John Updike on the Conservation of meaning // Religion & Literature. – 2004. – Vol. 36. – No. 3. – P. 69-87.
56. Fromer Y. The Liberal Origins of John Updike’s Literary Imagination // Modern Intellectual History. – 2017. – Vol. 14. – No. 1. – P. 187-216.
57. Hoag R. A Second Controlling Myth in John Updike’s “Centaur” // Studies in the Novel. – 1979. – Vol. 11. – No. 4. – P. 446-453.
58. Kaneckiene J. The Functions of Myth in John Updike’s Novel The Centaur. – Vilnius: Vilnius Pedagogical University, 2007. – 54 p.
59. Keener B. John Updike’s Human Comedy. – New York: Peter Lang, 2005. – 149 p.
60. Klinkowitz J. John Updike’s America // The North American Review. – 1980. – Vol. 265. – No. 3. – P. 68-71.
61. Mellard J. The Novel as Lyric Elegy: The Mode of Updike’s The Centaur // Texas Studies in Literature and Language. – 1979. – Vol. 21. – No. 1. – P. 112-127.
62. Meulenberg F. The Hidden Delight of Psoriasis // BMJ: British Medical Journal. – 1997. – Vol. 315. – No. 7123. – P. 1709-1711.
63. Myers D. The Questing Fear: Christian Allegory in John Updike’s “The Centaur” // Twentieth Century Literature. – 1971. – Vol. 17. – No. 2. – P. 73-82.
64. Newman J. John Updike. – Houndmills, Basingstoke, Hampshire and London: Macmillan Publishers, 1988. – 164 p.
65. Pritchard W. Updike’s Way // New England Review. – 2000. – Vol. 21. – No. 3. – P. 55-63.
66. Prosser J. Under the Skin of John Updike: Self-Consciousness and the Racial Unconscious // PMLA. – 2001. – Vol. 116. – No. 3. P. 579-593
67. Stehlikova E. The Function of Classical Myth in John Updike’s The Centaur // Folia Filologica. – 1978. – Vol. 101. – No. 1. – P. 1-12.
68. Uphaus S. The Centaur: Updike’s Mock Epic // The Journal of Narrative Technique. – 1977. – Vol. 7. – No. 1. – P. 24-36.
69. Yates N. The Doubt and Faith of John Updike // College English. – 1965. – Vol. 26. – No. 6. – P. 469-474.
70. Zylstra S. A. John Updike and the Parabolic Nature of the World // Soundings: An Interdisciplinary Journal. – 1973. – Vol. 56. – No. 3. – P. 323-337.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!