Влияние национальных СМИ на политико-географические процессы в Кыргызской Республике
В настоящем исследовании анализируется современное состояние системы СМИ и медиадискурс Кыргызстана в контексте геополитических факторов влияющих на внутренние и внешние процессы.Политические изменения, происходящие в современном Кыргызстане, во многом уникальны. Согласно гипотезе настоящего исследования, средства массовой информации Кыргызстана оказывают непосредственное воздействие как на внутреннюю, так и внешнюю политику государства, причём в этом воздействии решающее значение имеют национальный и геополитический аспекты. Данные изменения создают насущную необходимость в изучении их различных аспектов, важнейшие из которых, по мнению исследователя – политико-географические, региональные аспекты, а также аспект воздействия средств массовой информации. Волатильность киргизской политической системы определяется не только особенностями переходного периода от автократии к демократии, протекающего в особых условиях столкновения интересов различных геополитических центров силы. Непредсказуемость и шаткость политической системы также определяются сложнейшей политико-географической структурой и особенностями политической фрагментации территории Кыргызстана.
Объект исследования – политико-географические процессы в Республике Кыргызстан на современном этапе.
Предмет исследования – влияние национальных СМИ на развитие политико-географические процессы в Республике Кыргызстан на современном этапе.
Цель исследования – выявить и проанализировать влияние национальных СМИ на развитие современных политико-географических процессов в Республике Кыргызстан.
Гипотеза исследования – современные национальные СМИ в Республике Кыргызстан оказывают влияние на политические процессы внутри государства и за его пределами, можно утверждать о особенностям восприятия, информации представляемой в СМИ в различных регионах страны, что отражается на электоральном поведении населения, оценке внутри- и внешнеполитической ситуации, принятия решений в сфере управления политическими процессами.
Исходя из вышеизложенного, нами определены задачи исследования:
Определить характерные черты политико-географических процессов внутри государства, степень вовлечения государства в региональные и глобальные политико-географические процессы
Раскрыть механизмы влияния СМИ на внешнюю и внутреннюю политику государства;
Выделить основные этапы и характерные черты эволюции киргизских СМИ с момента обретения независимости, определить степень подверженности их влиянию национальных и зарубежных лоббистских групп;
Проанализировать особенности национальной информационной политики республики Кыргызстан;
Исследовать динамику доверия граждан к СМИ с момента обретения страной независимости на различных уровнях (индивидуальный, организационный, системный).
Методы исследования – количественный и качественный методы сбора и анализа данных, экспертные интервью, сравнительный анализ. В их числе: полевой опрос по выборке на основе социально-демографического портрета населения Кыргызстана, 12 глубинных интервью с журналистами, экспертами медиасферы и преподавателями ведущих вузов страны, фокус-группа с участием студентов факультета журналистики Кыргызского национального университета. Выборка респондентов: 187 человек в 7 областях (городская и сельская местность) + два города республиканского значения – Ош и Бишкек.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Политико-географические процессы и возможности воздействия
СМИ на них 8
1.1. Особенности политико-географических процессов Кыргызстана 8
1.2 Кыргызстан на перекрёстке геополитических интересов России, США и Китая 12
1.3 СМИ как фактор развития внутриполитических и внешнеполитических процессов в Кыргызстане 18
1.4. Место и роль СМИ в политической системе Кыргызстана 25
II. Роль СМИ в формировании национального дискурса
в Кыргызстане 33
2.1 Особенности СМИ в Кыргызстане: история, структура, типологические особенности, региональная специфика 33
2.2 Региональная специфика национальной информационной политики Кыргызстана 62
2.3 Доверие к СМИ в Кыргызстане: региональные особенности 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ 83
По мнению большинства современных исследователей, занимающихся вопросами геополитики, экономической географии, мировой экономики и политических процессов, Кыргызстан является ключевым объектом Среднеазиатского региона, оказывающим непосредственное влияние на мировую политику. Географическое положение Кыргызстана в центре Средней Азии – на стыке геополитических интересов мировых сверхдержав России, Китая и США, а также сильного регионального игрока Ирана, влияние которого в регионе Средней Азии и непосредственно прилегающего к ней Ближнего Востока по прогнозам экспертов будет лишь возрастать.
Выгодное географическое положение и обеспеченность территории современного Кыргызстана природными ресурсами во все времена делало регион привлекательным для сильных региональных и глобальных игроков. Во времена Античности территория современного Кыргызстана – регион Ферганской долины был одним из центров мировой цивилизации. Во времена греко-персидских войн пределов современного Кыргызстана – долины Арсланбоб достигли войска Александра Македонского, принеся с собой культуру Древней Греции, что во многом способствовало культурно-экономическому прогрессу региона. В Средние века через Кыргызстан пролегал Великий Шёлковый путь – маршрут, имеющий решающее значение для развития мировой торговли и экономических отношений Китая, Кореи и Японии с европейскими странами, Византийской империей и регионами ближнего Востока. Во времена завоевательных походов Чингиз-хана данный регион служил опорной базой для дальнейшей экспансии монголов в Европу, а во времена Тамерлана территория Кыргызстана была ядром империи знаменитого завоевателя. В Новое время территория Кыргызстана стала ареной геополитической борьбы Британской и Российской империй за влияние в Средней Азии. Хотя в последней трети XIX века регион был присоединен к России, британское влияние из близлежащей Британской Индии, активно подогревавшей националистические настроения среди местных элит, активно ощущалось вплоть до конца 1920-х годов.
В настоящее время Кыргызстан, несмотря на свой суверенитет, последовавший за выходом из состава СССР, находится в орбите влияния глобальных игроков – России (и, в меньшей степени, Китая), которые влияют на международную политику государства как напрямую, так и посредством международных военно-политических и экономических организаций, таких как ШОС, ОДКБ и Таможенный союз.
Согласно гипотезе настоящего исследования, средства массовой информации Кыргызстана оказывают непосредственное воздействие как на внутреннюю, так и внешнюю политику государства, причём в этом воздействии решающее значение имеют национальный и геополитический аспекты.
В современном обществе в целом и в Кыргызстане в частности информация является важным ресурсом, а одним из основных типов производственной деятельности – ее сбор, обработка, распространение и дальнейшее использование во всех сферах жизни общества. В условиях быстро развивающих технологий, а также влияния ряда внешних факторов, которые расширяют круг возможностей получения и доступа к информации, ситуация на рынке медиа постоянно меняется. Все более доступными и распространенными среди населения становятся современные устройства, открывающие для пользователя большое разнообразие информационных источников. Развитие новых технологий привело к уменьшению барьеров доступа к информации внутри страны и размытию информационных границ. Изменились статусы субъектов коммуникации и природа исходных источников информации: СМИ перестали быть основным источником информации, а государство практически утратило монополию власти над информацией о себе и конкурирует за право информировать население с крупными медийными холдингами и другими государствами. С каждым годом в Кыргызстане растет уровень проникновения интернета. Всемирная паутина и новые возможности, которые она предоставляет становится все доступнее и разнообразнее. Практически повсеместно интернет, наравне с другими медиа источниками, используется для эффективного ведения и продвижения бизнеса ни только в частной сфере, но и в государственных структурах, а также среди различных СМИ. Появление новой категории информационного общества – социальных сетей – сделало интернет-пользователей важным звеном в информационной цепи, по которой распространяются новости, зачастую без участия СМИ.
Телевидение за последние десятилетия также претерпевает значительные изменения. Ежегодно увеличивается число телеканалов, телезрителю предлагается разнообразие жанров и широкий спектр передач, география вещания становится шире и все больше совершенствуется технология распространения сигнала. Вместе с техническим развитием меняется облик самого телевидения. Все происходящие изменения и усовершенствования на медиа рынке оказывают влияние на развитие существующих направлений, что приводит к изменению поведения аудитории. Меняются ценности аудитории, предпочтения и отношение к различным медиа направления и источникам СМИ.
Объект исследования – политико-географические процессы в Республике Кыргызстан на современном этапе.
Предмет исследования – влияние национальных СМИ на развитие политико-географические процессы в Республике Кыргызстан на современном этапе.
Цель исследования – выявить и проанализировать влияние национальных СМИ на развитие современных политико-географических процессов в Республике Кыргызстан.
Гипотеза исследования – современные национальные СМИ в Республике Кыргызстан оказывают влияние на политические процессы внутри государства и за его пределами, можно утверждать о особенностям восприятия, информации представляемой в СМИ в различных регионах страны, что отражается на электоральном поведении населения, оценке внутри- и внешнеполитической ситуации, принятия решений в сфере управления политическими процессами.
Исходя из вышеизложенного, нами определены задачи исследования:
Определить характерные черты политико-географических процессов внутри государства, степень вовлечения государства в региональные и глобальные политико-географические процессы
Раскрыть механизмы влияния СМИ на внешнюю и внутреннюю политику государства;
Выделить основные этапы и характерные черты эволюции киргизских СМИ с момента обретения независимости, определить степень подверженности их влиянию национальных и зарубежных лоббистских групп;
Проанализировать особенности национальной информационной политики республики Кыргызстан;
Исследовать динамику доверия граждан к СМИ с момента обретения страной независимости на различных уровнях (индивидуальный, организационный, системный).
Методы исследования – количественный и качественный методы сбора и анализа данных, экспертные интервью, сравнительный анализ. В их числе: полевой опрос по выборке на основе социально-демографического портрета населения Кыргызстана, 12 глубинных интервью с журналистами, экспертами медиасферы и преподавателями ведущих вузов страны, фокус-группа с участием студентов факультета журналистики Кыргызского национального университета. Выборка респондентов: 187 человек в 7 областях (городская и сельская местность) + два города республиканского значения – Ош и Бишкек.
В подготовке настоящего исследования мы опирались на труды Г.К. Ибраевой, С.В. Куликовой, Н.И. Алишевой, Д.А. Голованова, Б.Д. Усенова, Умурзакова С. У., Б. Коэна, Э. Цукера, В. Колосова, Р. Туровского, А. Белова, С. Абрамова, Н. Петрова, С. Манакова, С. Чугрова, В. Гимпельсона, А. Баранова и др. и других исследователей. Эмпирическую базу диссертации составили исследования Фонда Сороса (Кыргызстан), отчёты международных гуманитарных организаций, аналитические публикации в СМИ, научные разработки киргизских вузов, а также анализ информации, полученной исследователем на основе интервью, опросов и анкетирования респондентов в Кыргызстане.
Работа состоит из трёх глав, шести параграфов, введения, заключения, инфографических приложений и списка использованной литературы.
Исследование, проведенное на стыке географии, политологии, журналистики и экономики может стать основой дальнейшего изучения медиа-системы стран Среднеазиатского региона, проблематики свободы СМИ и свободы слова, а также служить справочным пособием для исследователей и студентов специальностей «журналистика», «политология» и «политическая география».
В данной работе, опираясь на результаты проведённого исследования мы определили следующие черты политико-географических процессов внутри государства и степень вовлечения государства в региональную и глобальную геополитику. Среди них:
Идеологический раскол между городскими и сельскими районами страны.
Культурно-территориальный раскол индустриального Севера (центр – Бишкек) и сельскохозяйственного Юга (центр – Ош).
Национальный раскол по линии киргизы – узбеки.
Геополитическое влияние северного соседа, главного экономического партнёра и военного союзника – России, во многом контролирующей информационное поле Кыргызстана.
Языковой раскол по линии образованного городского меньшинства, в быту использующего русский язык и периферийного меньшинства, не владеющего никаким языком кроме киргизского и, в ряде случаев, узбекского.
СМИ Кыргызстана непосредственно влияют на внешнюю и внутреннюю политику государства, в первую очередь это касается российских медиа, свободно действующих в информационном поле Кыргызстана и во многом контролирующих его. События 2010 года показали, что местные киргизские медиа, не способны противостоять массированной информационной кампании со стороны России ввиду несопоставимым по мощи ресурсам, технологической базе, охвату и профессионализму редакций. В сравнении с российскими СМИ киргизские медиа больше сконцентрированы на локальных проблемах и их способность влиять на внутри- и внешнеполитическую повестку дня серьёзно ограничена. Однако значительное влияние на внутриполитический дискурс на юге страны оказывают узбекские медиа, во многом формирующие националистические настроения среди узбекского национального меньшинства.
Среди механизмов влияния СМИ на внутреннюю и внешнюю политику государства можно выделить:
Формирование политической повестки дня в соответствии с интересами групп влияния (центральная власть, региональные олигархи, соседнее государство)
Различие в доступе к СМИ различных групп населения (образованное городское, малообразованное сельское и малообразованное городское населения живут в различных информационных средах, что открывает широкие возможности для манипуляции информацией и общественным мнением)
Уровень финансирования СМИ (доверие к СМИ, создающему высококлассный контент и обладающему инфраструктурой для его создания, а также возможностью привлечения лучших кадров существенно выше, что затрудняет конкуренцию, например, национальных СМИ с российскими)
Мы можем выделить следующие черты и основные этапы в эволюции киргизских медиа:
1991-1992 гг. – провозглашение свободы прессы;
1993-1995 гг. – дистанцирование от государственной власти, выработка собственных позиций о роли и функциях СМИ;
1996-1999 гг. – окончательное «размежевание» с властью;
1999-2005гг. – распределение и концентрация медиа-собственности, путем образования медиа-холдингов;
2005-2014 годы– перераспределение медиа-собственности и усиление влияния медиа-холдингов;
С 2014 по настоящее время: усиление роли российских СМИ как политического фактора до ключевого, частичная национализация медийных активов, медийные войны между локальными центрами силы.
Мониторинг показывает, что в последние несколько лет СМИ являются предметом строгого негласного контроля со стороны политических структур и вместе с этим, важным инструментом реализации общественно-политических процессов. В настоящее время национальная информационная политика Кыргызстана находится в стадии становления, однако уже сейчас на основе объективных данных можно сделать вывод, что информационное поле страны как минимум наполовину контролируется иностранными медиа – в первую очередь российскими, в меньшей степени у узбекскими, что несёт существенные риски для государственной стабильности.
Ситуация на медиарынке страны – яркий пример того, что если ключевые институты государства должным образом не функционируют, правовые практики государства западного образца не применяются, и тем более отсутствуют институты гражданского общества, создающие оплачиваемый запрос на расследовательскую и аналитическую журналистику – такая модель ведёт к деградации институтов журналистики. Публикации СМИ практически не влияют на позицию власти, в то время как общество также испытывает раздражение или апатию от материалов СМИ которые ради траффика, просмотров, тиража, политических амбиций своих хозяев делают упор на заказных материалах, негативе, фейках и «жёлтой» информации.
Кыргызстан является во многом уникальным государством: будучи расположенным в одном из самых тоталитарных регионов мира, он имеет демократическую структуру государственных институтов, плюрализм мнений, свободные выборы и частично свободные СМИ. Частичная свобода СМИ объясняется их зависимостью от финансово-промышленных групп ввиду хронической нехватки ресурсов.
СМИ Кыргызстана представляют собой сложную многоуровневую систему из СМИ, контролируемых правительством в Бишкеке, региональных СМИ, являющихся инструментов в руках местных олигархов, российских СМИ, являющихся инструментом влияния на киргизскую политику, “мягкой силой” России в регионе, а также национальных узбекских СМИ, являющихся выразителем интересов узбекского меньшинства в республике. СМИ Китая и зарубежные СМИ международных англосаксонских медиахолдингов в настоящее имеют в Кырыгзстане ограниченное влияние.
Влияние СМИ на внутренние политические процессы огромно: например, в 2010 году российские СМИ, выходящие в Кыргызстане, стали инструментом скоротечной революции, приведшей к свержению президента Бакиева, в 2010-2011 годах СМИ стали инструментом противостояния элит промышленного севера страны (Бишкек) и аграрного юга (Ош), чуть было не приведшего к гражданской войне.
Несмотря на угрозу суверенитета и ослабления государственного контроля, правительство Кыргызстана старается проводить сбалансированную политику в области СМИ, не вмешиваясь в редакционную политику независимых медиа и деятельность журналистов.
Доверие к СМИ в Кыргызстане существенно меняется в зависимости от возраста, региона проживания и уровня образования респондентов. Если со стороны образованной городской молодёжи и граждан среднего возраста характерен критический уровень доверия к публикациям основных национальных СМИ, то в регионах высок уровень доверия к локальной прессе и материалам центральных каналов. На индивидуальном уровне среди аудитории наблюдается доверия к отдельным журналистам, обладающим устойчивой позитивной репутацией. На организационном уровне (печатные СМИ, телеканалы, интернет-СМИ) и системном уровне к СМИ как институту в целом уровень доверия низкий из-за низкого качества контента, ангажированности и испорченной репутации большинства медиа. Единственное исключение – региональные печатные СМИ и центральные телеканалы в провинции, где уровень доверия к ним высок у старшей аудитории от 60 лет.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!