Корпоративная культура на постсоветском пространстве: сравнительный анализ

Савин Павел Стефанович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Научно-исследовательская работа посвящена изучению вопроса корпоративной культуры организаций на постоветском пространстве и важности данного вопроса в целом. Автором выявлены факторы формирования корпоративной культуры на территории СНГ и сделаны выводы по влиянию исторического и культурного наследия на корпоративную культуру. Актуальность данной научно-исследовательской работы определяется необходимостью профессиональной ориентации и адаптации работника в коллективе, которые выступают инструментами корпоративной культуры как важного составного элемента системы управления организацией и являются регулятором связи личности с организацией. В наше время, в период трансформации бывшего советского общества, сама по себе культура становится особенно актуальным явлением, который играет роль значимого компонента политики устойчивого развития организаций и стран, содействуя их экономическому и социальному развитию. Корпоративная культура способна объединять индивидов, не похожих в сознании и поведении, в рабочие группы. Она провоцирует появление ценностей, упорядочивает и организует группы людей на разных социальных уровнях. Переход в постиндустиальную и информационную эпоху проявляется в совершенно новом состоянии культуры, с акцентом на повышении роли:  знания;  информации и их носителя – человека;  самовыражения личности;  социального партнерства между основными социальными силами (организациями и общественностью); В процессе адаптации к изменениям внешней среды, компании применяют не только новые или модернизированные технологии, финансовые, экономические или управленческие инструменты, но и абсолютно новые корпоративные ценности и ценности культуры общества и личности. Большинство исследований, посвященных организационным вопросам, указывает на то, что культура имеет прямое влияние на производственные показатели и долгосрочную эффективность предприятий. Цель диссертационного исследования – провести сравнительный анализ корпоративной культуры компаний на постсоветском пространстве и выявить особенности формирования корпоративной культуры в современной России. Задачи исследования:  Провести сравнительный анализ существующих определений термина «корпоративная культура»: выявить особенности и общие аспекты, сформулировать собственное понятие корпоративной культуры;  Провести сравнительный анализ теоретических подходов к формированию корпоративной культуры у организации;  Проанализировать типологию корпоративной культуры: выделить типы корпоративной культуры и сделать сравнение по влиянию типов корпоративной культуры на мотивацию персонала;  Анализ культурных и исторических аспектов формирования корпоративной культуры в различных типах обществ: западное, азиатское, российское.  Провести сравнительный анализ корпоративной культуры предприятий СССР и современной России;  Провести сравнительный анализ корпоративной культуры в бывших советских странах;  Проанализировать корпоративную культуру организации ООО «ProdGREEN»;  Предложить ряд мер по совершенствованию корпоративной культуры организации ООО «ProdGREEN»; Объектом научного исследования – являются трудовые отношения в организациях. Предметом научного исследования – являются элементы корпоративной культуры на предприятиях в советском и постсоветском обществе и их зависимость от культурной среды самого общества. Методология исследования – методологической основой научно-исследовательской работы станут: анализ статьей и научных работ ведущих современных экспертов в области экономики, культуры и международного менеджмента, статистические наблюдения в сфере социологии, метод диагностики корпоративной культуры Д. Дэнисона, метод дедукции и другие. На защиту выпускной квалификационной работы выносятся следующие положения: • Существует два подхода к формированию корпоративной культуры: универсальный и индивидуальный. На взгляд автора необходимо анализировать и формировать корпоративную культуру с точки зрения типологии корпоративных культур, но с учетом индивидуальных особенностей нации, культуры, ценностей и традиций каждого конкретного общества и каждой конкретной компании; • Корпоративная культура является индивидуальной особенностью предприятия; • Корпоративная культура компаний имеет взаимосвязь с историческим и культурным наследием общества; • Корпоративная культура определяется текущей культурной, политической и социальной средой данного общества; Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретических основ вопроса корпоративной культуры. В первом параграфе первой главы автор делает сравнительный анализ определений термина «корпоративная культура» зарубежных и отечественных авторов, выделяет особенности и общие черты определений, и, формулирует собственное универсальное определение «корпоративная культура». Во втором параграфе первой главы автор анализирует теоретические аспекты формирования корпоративной культуры организаций, где выделяет два основных направления и на основе их сравнения и теоретической базы выделяет типы корпоративной культуры. В третьем параграфе первой главы, автор, опираясь на теоретические источники анализирует трудовые отношения в организации и взаимосвязь корпоративной культуры и жизненного цикла организаций. В четвертом параграфе первой главы, автор, на основе использованных источников, раскрывает характеристики типов корпоративной культуры, сравнивает методы мотивации, применяемые при каждом типе корпоративной культуры. Во второй главе проводится сравнительный анализ корпоративной культуры СССР и современной России, также проводится сравнительный анализ корпоративной культуры в организациях некоторых стран СНГ. В первом и втором параграфах второй главы исследования автор исследует теоретический материал с целью подтверждения положения о взаимосвязи корпоративной культуры с историческим и культурным наследием общества. В третьем параграфе второй главы автор делает сравнительный анализ корпоративных культур СССР и России. В четвертом параграфе второй главы приводятся особенности корпоративных культур компаний в бывших советских странах, выделяются их особенности и общие черты. В третьей главе исследовательской работы автор на практике анализирует корпоративную культуры организации ООО «ProdGEEN». В первом параграфе третьей главы раскрываются доступные данные по компании. Во втором параграфе третьей главы проводится анализ корпоративной культуры. В третьем параграфе автор предлагает ряд мероприятий для совершенствования корпоративной культуры. В заключение подведены основные итоги научно-исследовательской работы.

Актуальность данной научно-исследовательской работы определяется важностью процесса формирования корпоративной культуры организаций и влияния на корпоративные культуры национальных, культурных и исторических факторов каждого конкретного общества.
В наше время, в период трансформации общества и глобализационных процессов, сама по себе культура становится особенно актуальным явлением, который играет роль значимого компонента политики устойчивого развития организаций и стран, содействуя их экономическому и социальному развитию.
Корпоративная культура способна объединять индивидов, не похожих в сознании и поведении, в рабочие группы. Она провоцирует появление ценностей, упорядочивает и организует группы людей на разных социальных уровнях.
Переход в постиндустиальную и информационную эпоху проявляется в совершенно новом состоянии культуры, с акцентом на повышении роли:
знания;
информации и их носителя – человека;
самовыражения личности;
социального партнерства между основными социальными силами (организациями и общественностью);
В процессе адаптации к изменениям внешней среды, компании применяют не только новые или модернизированные технологии, финансовые, экономические или управленческие инструменты, но и абсолютно новые корпоративные ценности и ценности культуры общества и личности.
Большинство исследований, посвященных организационным вопросам, указывает на то, что культура имеет прямое влияние на производственные показатели и долгосрочную эффективность предприятий.
Цель диссертационного исследования – провести сравнительный анализ корпоративной культуры компаний на постсоветском пространстве и выявить особенности формирования корпоративной культуры в современной России.
Задачи исследования:
Провести сравнительный анализ существующих определений термина «корпоративная культура»: выявить особенности и общие аспекты, сформулировать собственное понятие корпоративной культуры;
Провести сравнительный анализ теоретических подходов к формированию корпоративной культуры у организации;
Проанализировать типологию корпоративной культуры: выделить типы корпоративной культуры и сделать сравнение по влиянию типов корпоративной культуры на мотивацию персонала;
Анализ культурных и исторических аспектов формирования корпоративной культуры в различных типах обществ: западное, азиатское, российское.
Провести сравнительный анализ корпоративной культуры предприятий СССР и современной России;
Провести сравнительный анализ корпоративной культуры в бывших советских странах;
Проанализировать корпоративную культуру организации ООО «ProdGREEN»;
Предложить ряд мер по совершенствованию корпоративной культуры организации ООО «ProdGREEN»;
Объектом научного исследования – являются трудовые отношения в организациях.
Предметом научного исследования – являются элементы корпоративной культуры на предприятиях в советском и постсоветском обществе и их зависимость от культурной среды самого общества.
Методология исследования – методологической основой научно-исследовательской работы станут: анализ статьей и научных работ ведущих современных экспертов в области экономики, культуры и международного менеджмента, статистические наблюдения в сфере социологии, метод диагностики корпоративной культуры Д. Дэнисона, метод дедукции и другие.
На защиту выпускной квалификационной работы выносятся следующие положения:
Существует два подхода к формированию корпоративной культуры: универсальный и индивидуальный. На взгляд автора необходимо анализировать и формировать корпоративную культуру с точки зрения типологии корпоративных культур, но с учетом индивидуальных особенностей нации, культуры, ценностей и традиций каждого конкретного общества и каждой конкретной компании;
Корпоративная культура является индивидуальной особенностью предприятия;
Корпоративная культура компаний имеет взаимосвязь с историческим и культурным наследием общества;
Корпоративная культура определяется текущей культурной, политической и социальной средой данного общества;
Структура работы:
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи исследования.
Первая глава посвящена исследованию теоретических основ вопроса корпоративной культуры. В первом параграфе первой главы автор делает сравнительный анализ определений термина «корпоративная культура» зарубежных и отечественных авторов, выделяет особенности и общие черты определений, и, формулирует собственное универсальное определение «корпоративная культура». Во втором параграфе первой главы автор анализирует теоретические аспекты формирования корпоративной культуры организаций, где выделяет два основных направления и на основе их сравнения и теоретической базы выделяет типы корпоративной культуры. В третьем параграфе первой главы, автор, опираясь на теоретические источники анализирует трудовые отношения в организации и взаимосвязь корпоративной культуры и жизненного цикла организаций. В четвертом параграфе первой главы, автор, на основе использованных источников, раскрывает характеристики типов корпоративной культуры, сравнивает методы мотивации, применяемые при каждом типе корпоративной культуры.
Во второй главе проводится сравнительный анализ корпоративной культуры СССР и современной России, также проводится сравнительный анализ корпоративной культуры в организациях некоторых стран СНГ. В первом и втором параграфах второй главы исследования автор исследует теоретический материал с целью подтверждения положения о взаимосвязи корпоративной культуры с историческим и культурным наследием общества. В третьем параграфе второй главы автор делает сравнительный анализ корпоративных культур СССР и России. В четвертом параграфе второй главы приводятся особенности корпоративных культур компаний в бывших советских странах, выделяются их особенности и общие черты.
В третьей главе исследовательской работы автор на практике анализирует корпоративную культуры организации ООО «ProdGEEN». В первом параграфе третьей главы раскрываются доступные данные по компании. Во втором параграфе третьей главы проводится анализ корпоративной культуры. В третьем параграфе автор предлагает ряд мероприятий для совершенствования корпоративной культуры.
В заключение подведены основные итоги научно-исследовательской работы.

По итогу исследования, можно сказать, что историческое и культурное наследие являются одними из определяющих факторов в развитии общества.
А у каждого общества или государства, существует своя индивидуальная культура, благодаря которой они развиваются.
Соответсвенно предприятия не являются исключением и также имеют свою культуру, т.е. корпоративную культуру, которая формируется благодаря индивидуальным особенностям общества, в котором это предприятие функционирует.
В рамках научно-исследовательской работы автором были получены следующие результаты:
На основе сравнительного анализа определений термина корпоративная культура, данными различными авторами в разное время, выделены общие аспекты определений корпоративной культуры, которые употребляли как зарубежные, так и отечественные авторы в рамках собственных формулировок понятия корпоративной культуры:
Ценности самой компании и ее сотрудников, либо принятые сотрудниками ценности;
Традиции, сформированные внутри коллектива либо привнесенные из культуры самого общества;
Символы, определяющие компанию: отличительные знаки, униформа, фирменный стиль;
Ритуалы, осуществляемые в компании и характер их проведения;
Нормы и установки в поведении сотрудников организации, продиктованные общими культурными правилами поведения, внутрифирменными стандартами, уставами и регламентами, а также общим уровнем взаимодействия сотрудников, будь то строгое деловое общение или дружеское;
Правила, инструкции и регламенты;
Убеждения и ожидания всех работников фирмы;
Также, автор выделяет ряд характеристик термина:
Индивидуальная и уникальная для каждой организации;
Систематизированная, т.е. несет характер системы организации и является ее частью;
Комплексная, т.е. корпоративная культура присутствует во всех духовных и материальных отношениях в компании;
Взаимосвязанная с большим количеством внешних и внутренних факторов организации;
Выраженная в практической деятельности фирмы;
гласная и не гласная;
На основе анализа определений термина «корпоративная культура», данных авторами разных поколений и стран, можно предложить следующее определение:
«Корпоративная культура – это индивидуальная комплексная система внутрифирменных моральных и материальных ценностей организации, традиций, ритуалов, норм поведения, которые сформированы за счет внешних факторов: исторического и культурного наследия, текущей экономической, культурной и политической среды общества, а также совокупности факторов, сложившихся в самой организации: индивидуальные особенности поведения сотрудников, стиль руководства, организационная структура.
Корпоративная культура выражена во всех процессах деятельности компании как формально, например, в виде сформулированных кодексов, правил и регламентов, так и не формально, к примеру, общение сотрудников организации, отношение к компании и мотивация к труду.
Корпоративная культура предопределяет систему управления фирмы и регламентирует деятельность всех сотрудников организации как на сознательном, так и подсознательном уровне.»
По итогу сравнительного анализа теоретических аспектов двух подходов к формированию корпоративной культуры, где в первом случае предлагается использовать лучшие практики, а во втором проектировать корпоративную культуру компании, а также на основе исследования исторических и культурных аспектов формирования корпоративной культуры, автор делает вывод о том, что «пересаживать» систему корпоративной культуры на другую или проектировать корпоративную культуру является сложным или невозможным процессом. Как показали теоретические данные, подобные эксперименты не часто заканчивались успехом.
По мнению автора, особенность формирования корпоративной культуры российских предприятий обусловлена:
во-первых, особенностями национальной культуры хозяйствования, труда и управления, природно-климатических и конфессиональных факторов, которые сформировали непродуктивное поле нравственных императивов хозяйственной деятельности в сознании россиянина;
во-вторых, сочетанием негативных элементов социалистической хозяйственной культуры с мобилизационным, экстремальным и антисоциальным характером реформирования социально-экономической системы современной России;
в-третьих, внесистемным пересаживанием на отечественную почву элементов западной корпоративной культуры без учета особенностей национальной культуры.
Тем не менее, по результатам проведения сравнительного анализа, автор делает выводы, что корпоративная культура современной России, хоть она и является прямым наследником всех ценностей и культуры советского общества, имеет характерные различия, которые были выявлены в данном параграфе исследования. Данные различия автор приводит в следующей таблице.
В целом, можно сказать, что в связи с изменением общества и переходом от советской системы и идеологических ценностей произошли большие изменения в культуре и трудовых отношениях российского общества. Курс и направление перешло от утопической мечты социалистического общества к конкурентному обществу, где каждый думает, живет и работает для себя и своей семьи.
По итогам сравнительного анализа можно сказать, что вне всякого сомнения, корпоративная культура СССР оказало огромное влияния на страны постсоветского пространства. Многие руководители и менеджеры высшего звена воспитывались именно в этой корпоративной культуре.
Тем, не менее после распада СССР, многие страны начали выбирать свой собственный путь развития организационной и корпоративной культуры: страны СНГ подкорректировали курс развития в сторону капитализма, Украина находится на пути избрания и осознания ценности корпоративной культуры, странам Балтии насаждена западная корпоративная культура.
Молдова, хоть и является членом СНГ, по уровню формирования и внедрения корпоративной культуры находится между Украиной и странами Балтии, как по уровни развитию таковой, так и по уровню влияния западной культуры.
Россия же является главным преемником корпоративной культуры СССР и является примером для формирования собственной культуры, преимущественно для стран СНГ.
В рамках практического исследования анализ корпоративной культуры и мотивационного климата ООО предприятия «ProdGREEN» показал, что уровень базовых представлений корпоративной культуры оказывает наибольшее мотивирующее воздействие на сотрудников организации. Основными факторами мотивации базовых представлений культуры организации являются высокий статус сотрудника или его профессии на предприятии, возможность карьерного роста, должностного продвижения, а также возможность самореализации и развития.
В рамках практического исследования автор предложил ряд рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры исследуемой организации, автором было выполнено:
Разработан документ под названием «Стандарты обслуживания», который регламентирует работу сотрудника от «А» до «Я»;
Создана систему обучения сотрудников: тренинги, обучающие материалы, краткие памятки;
Предложены инструменты оценки компетенций персонала и передачи им обратной связи по работе с помощью контрольных листов наблюдения и тестов;
Предложена система мотивации, в которой будут учитываться личные продажи каждого сотрудника;
Предложен ряд базовых организационных традиций;

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету