Эффективные GR-стратегии частных компаний и госкорпораций в освоении Арктической зоны Российской Федерации
Значение Арктики в современном мире возросло многократно, её природный, ресурсные, стратегический потенциал не только вызывают гордость Российской Федерации, но и заставляет устремить взоры в её направлении иностранных государств и крупных корпораций. Развитие бизнеса в Арктике, как и в любом ином регионе, востребует выстраивания отношений с органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также с международными акторами, в связи с чем автором, применительно к названному региону рассмотрен институт GR, его суть, история становления, региональная специфика.
Для проведения исследования был избран методологический инструментарий, состоящий из сравнительного, системного, нормативного подходов, использованы структурно-функциональный и институциональный анализы, теория принятия решений, коммуникативная и сетевая теории, концепты координационного государства и публичной политики. Также были использованы статистические данные экспертных и рейтинговых опросов, проведён мониторинг сети Интернет и СМИ, использован метод «case study».
Объект исследования – эффективность Governmental Relations (GR) как особого института социального взаимодействия бизнес-структур, в том числе государственных корпораций, участвующих в освоении Арктической зоны Российской Федерации, и органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов.
Предмет исследования – формы и механизмы обеспечения интересов государственных корпораций и частных организаций (бизнеса) в ходе освоения Арктической зоны Российской Федерации.
Целью исследования является изучение специфики института GR и исследование его основных форм, механизмов, направлений, тенденций и перспектив развития применительно к деятельности государственных корпораций и бизнеса при выстраивании отношений с государственными институтами Российской Федерации различного уровня, а также муниципальными органами и организациями.
Задачи исследования:
– раскрыть сущность понятия GR и рассмотреть общественно-политические предпосылки становления его как особой формы социального взаимодействия;
– проанализировать существующие модели взаимодействия частного бизнеса, госкорпораций и государства, а также характер развития институтов GR в каждой из моделей;
– на основе проведенного анализа определить эффективные стратегии GR, которые могут использоваться для продвижения интересов частного бизнеса и госкорпораций в Арктической зоне Российской Федерации.
Основные выводы работы:
– происходит трансформация модели сугубо вертикальной коммуникации государства и бизнеса к модели динамической вертикально-сетевой, которая соответствует координационной роли государства, за счёт включения различных акторов публичного управления и профессиональных сообществ, включённых в инновационные крупные проекты;
– всё большее значение приобретите принадлежность к акторам, участвующим в выполнении геополитических и экономически конкурентоспособных задач и проектов, имеющих государственное значение, что обеспечивает включение в постоянные коммуникации лиц, принимающих решения на уровне государства;
– обладание госкорпорацией уникальными и «прорывными» технологиями, обеспечивает конкурентоспособность на мировом рынке;
– государство сегодня готово использовать гибкие инструменты регулирования в результате плотного диалогового коммуникативного взаимодействия с хозяйствующими субъектами;
– в целях решения публичных задач создаются публичные площадки для организации постоянного диалога государственных органов и органов муниципального управления, ассоциаций бизнеса и гражданского общества;
– хозяйствующие субъекты принимают активное участие в повышении качества и уровня жизни населения на территориях присутствия, в том числе создание новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях (ЖКХ, инфраструктура, информационная инфраструктура и информационные технологии, образовательные проекты, экологические мероприятия, локальный туризм и иное);
– используемые GR-стратегии и GR-технологии эффективны за счёт разнообразия многоуровневых постоянных коммуникаций с широким кругом агентов, принимающих участие в принятии решений;
– необходимость использования стратегий GR госкорпорациями и частными компаниями формируется с учётом объективных факторов (история организации, форма собственности, место на рынке за счёт обладания уникальными знаниями и технологиями и иное);
– для осуществления эффективного GR-взаимодействия в условиях Арктики, особенно при участии частных компаний в реализации крупных национальных проектов, необходимо формирование современных актуальных компетенций для GR-специалистов (междисциплинарность знаний, владение «цифровыми» компетенциями, понимание биосоциальных особенностей региона и иное).
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА GOVERNMENT RELATIONS В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ……………………………………………………………………….. 8
1.1. Government relations: понятие, сущность, предпосылки формирования и
правовое регулирование ………………………………………………………………………….. 8
1.2. Этапы институциализации деятельности в сфере GR ………………………. 17
1.3. Модели взаимодействия государства и бизнес-структур ………………….. 22
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ АРКТИКА: СОВРЕМЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЕ И
ПОТЕНЦИАЛ ………………………………………………………………………………………….. 28
2.1. Социо-экономическое и политическое значение Арктического региона
для Российской Федерации ……………………………………………………………………. 28
2.2. Направления и масштаб деятельности государственных корпораций в
Арктической зоне Российской Федерации ……………………………………………… 38
2.3. Сферы деятельности частных компаний в российской Арктике ……….. 44
ГЛАВА 3. GR В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ
«РОСАТОМ» И ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ ……………………………………………….. 51
3.1. GR-технологии в деятельности Государственной корпорации
«Росатом» ……………………………………………………………………………………………… 51
3.2. GR-технологии в деятельности частных компаний ………………………….. 57
3.3. Эффективные GR-технологии и стратегии частных компаний и
государственной корпорации «Росатом» ……………………………………………….. 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………. 74
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 91
Актуальность темы исследования. Мир динамичен, он меняется,
совершенствуется, усложняется. Каждый год, месяц, день в нашу жизнь
врываются новые, всё более сложные и совершенные технологии,
нацеленные, прежде всего, на улучшение и упрощение нашей жизни. Однако,
вместе с ними, неизбежно, появляются и новые вызовы, опасности, угрозы.
С начала XXI века минуло два десятилетия и, казалось бы, прекрасное,
стабильное время процветания и гармонии медленно, но верно идёт к своему
логическому завершению. Перед человечеством стоит проблема глобального
выживания, возникли угрозы исчерпания ресурсов, нехватки пресной воды и
пищи.
В этой связи освоение арктического региона вызывает всё больший
интерес как со стороны государств, расположенных в Арктике, так и иных
заинтересованных стран (Индия, Китай, Корея, Сингапур, Эстония и иные).
Всё чаще в арктических процессах участвуют крупные государственные
компании, зачастую перенимающие функции государства как в
традиционных для них сферах промышленности и добычи полезных
ископаемых, так и осваивая новые, например, социальную.
Арктика – уникальный регион, который по праву может называться
цивилизационным резервом всего человечества. Россия обладает огромными
пространствами в Арктической зоне (почти 3 млн кв. км, из которых более
2,2 млн кв. км суши с численностью населения около 2,5 млн человек, что
составляет более половины населения всей Арктики)1.
Освоение Арктической зоны имеет и стратегическое значение для
Российской Федерации, так как оно неразрывно связано с развитием
транспортной инфраструктуры региона, главным маршрутом которого,
Кадочников А. Н., Моргуненко-Крамар Я. Д. К вопросу о формировании государственной политики в
области экологического просвещения как залога успешного формирования среды обитания в заповедной
Арктике // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-
исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета. – 2020. – № 2. – С. 55.
безусловно, является Северный морской путь (далее – СМП). С точки зрения
геополитической повестки особенно важно отметить географическое
расположение СМП, позволяющие существенно сократить сроки доставки
грузов, а значит и издержки, связанные с этим2.
В Арктике соединяются интересы государства, государственных
корпораций и бизнеса от оборонных до социальных, от политических до
экономических, а потому особое значение приобретают практики
согласования интересов всех участников освоения региона, формирование
специфики GR-деятельности, характерной для рассматриваемого региона.
Степень разработанности темы исследования. Концепции,
описывающие формы и механизмы взаимодействия органов государственной
власти и частных (бизнес) структур описаны в работах: А. Бентли3,
Р. А. Даля4, Д. Трумена5, Ф. Шмиттера6, П. Бемхагена7, П. Боуэна8,
Т. Гранта9, Р. Гросса10, Д. Коэна11, и др.
Среди российских авторов, обращавшихся к исследуемой теме следует
назвать Е. А. Дорину12, Е. А. Королева13, К. Ю. Кисель14, С. П. Перегудова15,
А. И. Попандопуло16 и др.
Скрипнюк Д. Ф., Киккас К. Н. Международные транспортные коридоры и Арктика // Современные
проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем. материалы
XII международной научной конференции: в 4-х частях. – 2016. – С. 62-63.
3
Bentley A. The Process of Government: A Study of Social Pressures / A. Bentley. – Cambridge: Harvard
University Press, 1967. – 501 p.
4
Даль Р. А. Полиархия: участие и оппозиция / пер. с англ. С. Деникиной, В. Баранова. – М.: изд. дом
Высшей школы экономики, 2010. – 288 с.
5
Трумэн Д. Процесс государственного управления: политические интересы и общественное мнение //
Теория и практика демократии. – М., 2006. – 308 с.
6
Шмиттер Ф. Неокорпоративизм // Полис. Политические исследования. – 1997. – № 2 – С. 14-22.
7
Bernhagen P., Mitchell N. The Determinants of Direct Corporate Lobbying in the European Union // European
Union Politics. – 2009. – Vol. 10 (2). – P. 155-176.
8
Bouwen P. Corporate lobbying in the European union: towards a theory of access. – Firenze, 2009. – 206 p.
9
Grant T. Lobbying, Government Relations, and Campaign Finance Worldwide. – Oxford, 2006. – 253 p.
10
Grosse R. International Business and Government Relations in the 21st Century. – Cambridge, 2005. – 152 p.
11
Coen D. The European Business Interest and the Nation State: Large-firm Lobbying in the European Union and
Member States. – Cambridge: University Press, 1998. – 182 р.
12
Дорина Е. А. Взаимодействие государства и бизнес-корпораций в современной России: Дис. … канд.
полит. наук. – М., 2013. – 239 с.
13
Королев Е. А. Взаимодействие бизнеса и власти на примере политических институтов Европейского
Союза: Дис. … канд. полит. наук. – М., 2009. – 168 с.
Институты GR анализируются в работах А. Н. Болговой17,
Т. А. Кулаковой18, Д. О. Матвеенкова19, А. В. Павроза20, Н. З. Почхуа21,
Л. Н. Тимофеевой22, П. А. Толстых23 и др.
Исследование вопросов формирования Арктической политики РФ
нашло отражение в работах отечественных и зарубежных учёных, таких как:
А. В. Сбойчакова24, А. А. Кравчук25, А. К. Несоленая26, Д. С. Чумаков27,
А. Г. Тарасов28, Н. Д. Найдёнов29, С. Н. Большаков30, Л. В. Ларченко31,
А. С. Матвеев, О. А. Матвеев32, А. И. Соловьев33 и др.
Кисель К. Ю. Современные модели взаимодействия бизнес-структур и государственной власти: Дис. …
канд. полит. наук. – М., 2013. – 176 с.
15
Перегудов С. П. Крупная корпорация как субъект публичной политики: учеб. пособие / С. П. Перегудов;
Гос. ун-т Высш. шк. экономики. – М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006 – 162 с.
16
Попандопуло А. И. Государство и бизнес: модели взаимодействия и трансформация деловых
коммуникаций в России: Дис. … канд. полит. наук. – М., 2012. – 129 с.
17
Болгова А. Н. GR-менеджмент – инструмент цивилизованного лоббизма? // Вестник Пермского
университета. Серии: История и Политология. – 2009. – № 1. – С. 55-61.
18
Кулакова Т. А. Government Relations в процессе принятия политических решений // Политическая
экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2005. – Т. 1. – № 2. – С. 226-237; Кулакова Т. А. Институционализация GR в
современной России / Т.А. Кулакова, Н.В. Кузнецов // Конфликт – политика – общество: Сб. науч. статей
кафедры конфликтологии СПбГУ / Под ред. А. И. Беглова, А. И. Стребкова. – СПб., 2007. – С. 94-113.
19
Матвеенков Д. О. Эволюция института GR в системе частно-государственного партнерства в современной
России: Дис. … канд. полит. наук. – М., 2011. – 215 с.
20
Павроз А. В. Сущность и противоречия российской модели взаимодействия бизнеса и государства // Труд
и социальные отношения. – 2010. – № 5. – С. 32-36.
21
Почхуа Н. З. Связи с правительством (GR) как новая социальная практика постсоветской России: Дис. …
канд. социол. наук. – М., 2011. – 178 с.
22
Тимофеева Л. Н. Управление через сотрудничество государства и общества: проблемы обоюдной
ответственности // Государство и граждане в электронной среде. – 2017. – № 1. – С. 188-203.
23
Толстых П. А. GR. Практикум по лоббизму в России / П. А. Толстых. – М., 2007. – 378 с.
24
Сбойчакова А. В. Роль Арктического совета в формировании политики экологической безопасности в
Арктике: Дис. … канд. полит. наук. – СПб, 2018. – 332 с.
25
Кравчук А. А. Основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации в Арктике и
формирование государственной политики по их нейтрализации: Дис. … канд. полит. наук. – Владивосток,
2017. – 225 с.
26
Несоленая А. К. Политический механизм обеспечения национально-государственных интересов в
Арктике: российский и зарубежный опыт: Дис. … канд. полит. наук. – М., 2011. – 163 с.
27
Чумаков Д. С. Энергоресурсы российской Арктики в мировом хозяйстве: Дис. … канд. экон. наук. – М.,
2009. – 183 с.
28
Тарасов А. Г. Правовые и политические аспекты разграничения морской территории в Западной Арктике:
Дис. … канд. юрид. наук. – М., 2007. – 182 с.
29
Найдёнов Н. Д. Основные черты промышленной политики в Арктической зоне и районах Крайнего Севера
Российской Федерации // Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил
севера – 2018. VI Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием): в 3 частях. – 2018. – С. 232-240.
30
Большаков С. Н. Геополитическое и геоэкономическое измерение Арктической политики стран
Скандинавии // Социально-экономические, политические и исторические аспекты развития северных и
арктических регионов России. материалы Всерос. науч. конф. (с международным участием). – 2018. – С. 12-
20.
Объект исследования – эффективность Governmental Relations (GR)
как особого института социального взаимодействия бизнес-структур, в том
числе государственных корпораций, участвующих в освоении Арктической
зоны Российской Федерации, и органов государственной власти Российской
Федерации и её субъектов.
Предмет исследования – формы и механизмы обеспечения интересов
государственных корпораций и частных организаций (бизнеса) в ходе
освоения Арктической зоны Российской Федерации.
Целью исследования является изучение специфики института GR и
исследование его основных форм, механизмов, направлений, тенденций и
перспектив развития применительно к деятельности государственных
корпораций и бизнеса при выстраивании отношений с государственными
институтами Российской Федерации различного уровня, а также
муниципальными органами и организациями.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие
задачи:
– раскрыть сущность понятия GR и рассмотреть общественно-
политические предпосылки становления его как особой формы социального
взаимодействия;
– проанализировать существующие модели взаимодействия частного
бизнеса, госкорпораций и государства, а также характер развития институтов
GR в каждой из моделей;
– на основе проведенного анализа определить эффективные стратегии
GR, которые могут использоваться для продвижения интересов частного
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!