Предвестия футуризма в поэзии Андрея Белого

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Лащева Анна Сергеевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В предлагаемом исследовании рассматриваются аспекты сближения поэзии Андрея Белого с художественной системой литературного футуризма. Как и футуристы, Белый верил в близящееся преображение действительности и необходимость участия в нём поэта. Сходство и различия образа будущего в обеих художественных системах рассматриваются в первой главе исследования. Устанавливается, что преображение действительности, которое мыслится поэтами как осуществление будущего, для Белого и футуристов возможно при условии взаимодействия с сакральным началом бытия – для этого необходимо новое мировосприятие. Принципиальное различие заключается в том, что футуристы, не отказавшись, в сущности, от традиционного различения сакрального и профанного, демонстративно отвергли необходимую в символистской картине мира зону трансцендентного.
Особое место в поэтических концепциях Белого и футуристов занимает обеспечивающее новое восприятие слово – изучению его специфики в их художественных методах посвящена вторая глава исследования. Слово используется для взаимодействия с областью сакрального как инструмент-медиатор, но в то же время оно и в самом себе содержит сакральные потенции, обеспечивающие его самодостаточность. Природа языка (звуковая, визуальная и коммуникативная) исследуется поэтами для выявления и поэтической реализации сакрального. Это приводит к взаимодействию разных видов искусств в поэзии Андрея Белого и футуристов. Примечательно, что характер взаимодействия искусств в поэзии Белого иногда оказывается особенно близок к опытам футуристов. Театральные элементы в стихотворениях поэта обеспечивают взаимодействие поэзии и действительности, то есть действенность или перформативность поэтического слова.
Двойственной природой в поэзии Белого и футуристов обладает не только слово, но и поэт. Роль поэта в творчестве Белого и футуристов анализируется в третьей главе исследования. В стихотворениях может быть эксплицирована мета-позиция автора, проявляющаяся в рефлексии о языке или в наглядности процесса создания произведения. Образ поэта-экспериментатора соответствует задаче преображения действительности, он как учёный занят созданием слова, которое обеспечит новое восприятие мира. Иначе выглядит другое явленное в тексте авторское амплуа – поэта-пророка. Вступая в позицию медиатора, фигура поэта-пророка у Белого частично компрометирует идею самостоятельности слова, действенность которого поставлена в зависимость от личности творца. Самосакрализация фигуры поэта редуцирует сакральность слова. В обеих художественных системах возникает мотив осмеяния поэта-пророка. У Белого вместе с безответностью мира Вечного это приводит к сомнению не только в собственном соответствии пророческой миссии, но и в самой природе сакрального. Противоречивое самоощущение поэта-пророка-шута содержит в себе потенции для развёртывания сюжета компрометации трансцендентного, который характерен для творчества футуристов.

Введение……………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Устремлённость в будущее …………………………………………………………. 17
1.1 Специфика образа будущего ……………………………………………………………. 17
1.2 Поэзия как метод познания ………………………………………………………………. 23
1.3 «Всесвязность»………………………………………………………………………………… 26
Глава 2. Роль художественного слова в преображении действительности …. 29
2.1 Слово-медиатор……………………………………………………………………………….. 29
2.2 Самодостаточность слова…………………………………………………………………. 33
2.3 Взаимодействие искусств…………………………………………………………………. 41
Глава 3. Роль поэта в художественном мире Андрея Белого и футуристов … 52
3.1 Поэт-учёный ……………………………………………………………………………………. 52
3.2 Поэт-пророк …………………………………………………………………………………….. 55
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 65
Список литературы ………………………………………………………………………………….. 69
I. Источники……………………………………………………………………………………….. 69
II. Научная литература …………………………………………………………………………. 72

Вопрос о соотношении символизма и футуризма был поставлен с момента возникновения футуризма. Полемические выпады футуристов в адрес символизма отчасти обусловлены его колоссальной популярностью: к началу деятельности футуристов символизм был устоявшимся литературным направлением, достигшим успеха и превратившимся в «литературную моду»1. Футуризму необходимо было противопоставить себя существующей литературной традиции, в его манифестах, в частности, провозглашалось полное отречение от эстетики символизма. Существовала и более «прозаическая» причина: «Из всех “гилейцев” лишь Б. Лившиц печатался в “Аполлоне” в 1910 году, для всех остальных символистские издания (за исключением “Весны” <...>) были закрыты. Это предопределило – при всем тяготении на раннем этапе своего творчества к символизму – резкое неприятие символистов у Хлебникова, Д. Бурлюка, В. Каменского, В. Маяковского (не говоря об А. Крученых), проявившееся в публичных выступлениях и манифестах 1912–1915 годов»2. Тем не менее, литературное отталкивание (как и «преодоление») не может быть в полном смысле этого слова реализовано в ходе литературного процесса3, так как оно неминуемо связано с наследованием: открещиваясь от определённого литературного направления, писатель создаёт свои произведения «с оглядкой» на него; отталкиваясь, приближается. Символизм традиционно рассматривается в качестве одного из источников футуризма4: по мнению В. Ф. Марков, русский символизм «подверг пересмотру всю иерархию эстетических
1 Богомолов Н. А. Постсимволизм (общие замечания) // Русская литература рубежа веков: (1890-е – начало 1920-х годов). М.: Наследие, 2001. Кн. 2. С. 381.
2 Клинг О. А. Футуризм и «старый символистский хмель»: Влияние символизма на поэтику раннего русского футуризма // Вопросы литературы. 1996. No 5. C. 65.
3 См.: Богомолов Н. А. Постсимволизм. С. 382.
4 См., например: Марков В. Ф. История русского футуризма / Пер. с англ. В. Кучерявкина, Б. Останина. СПб.: Алетейя, 2017. С. 8–9; Баран Х., Гурьянова Н. А. Футуризм // Русская литература рубежа веков: (1890-е – начало 1920-х годов). Кн. 2. С. 501.
3
ценностей»5, что вполне соответствовало задачам футуристов и соотносилось с важной для них установкой на новизну.
Из всех символистов именно Андрей Белый, с его индивидуальным стилем, был особенно близок к футуризму. Его творчество вызывало несомненный интерес у самих футуристов6. Д. И. Чижевский прямо называл его «отцом футуризма»7. Н. А. Бердяев утверждал, что «единственным замечательным футуристом в художественной прозе может быть назван Андрей Белый»8. Вяч. Вс. Иванов писал, что «Андрей Белый, по его собственным словам, всегда остававшийся символистом, вместе с тем в очень большой степени в лучших своих произведениях переходил стилистические границы символизма и шел гораздо дальше в том направлении “эстетического эксперимента” (его термин), который ближе всего был именно к футуризму»9.
Вяч. Вс. Иванову принадлежит наиболее обстоятельное исследование близости некоторых элементов поэтики Андрея Белого к футуризму. Существуют статьи, в которых анализировались предвестия футуризма в романах Белого10. Однако вопрос о «футуристичности» как одной из
5 Марков В. Ф. История русского футуризма. С. 8–9.
6 Например, в поэтической автобиографии «Я сам» В. Маяковский пишет: «Перечел все новейшее. Символисты — Белый, Бальмонт. Разобрала формальная новизна. Но было чуждо. Темы, образы не моей жизни. Попробовал сам писать так же хорошо, но про другое. Оказалось так же про другое — нельзя», «Ведь вот лучше Белого я все-таки не могу написать. Он про свое весело — “в небеса запустил ананасом”, а я про свое ною — “сотни томительных дней”» (Маяковский В. Полн. собр. соч.: В 13 т. / Подгот. текста и примеч. В. А. Катаняна. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955–1961. Т. 1. С. 17, 18). Далее ссылки на это издание приводятся в тексте в квадратных скобках, с литерой «М» и указанием тома римской цифрой и страницы арабской.
Объектом предлагаемого исследования является поэзия Андрея Белого, а предметом – те её особенности, в которых обнаруживается общность с художественной системой футуризма.
Цель настоящей работы – выявить те аспекты художественного метода Андрея Белого, которые могут быть соотнесены с творчеством поэтов- футуристов. Выполнение поставленной цели предполагает следующие задачи:
 Выявить общие основания в мировоззренческих установках символизма и футуризма.
 Рассмотреть особенности образа будущего у Белого и футуристов.
 Определить и описать моменты близости в концепциях художественного слова Андрея Белого и футуристов.
 Отметить на этом фоне моменты их решительных расхождений.
 Сопоставить представления о роли поэта в художественном мире
Андрея Белого и футуристов.
Материалом исследования является поэтическое наследие Андрея
Белого, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского и Василия Каменского, а также теоретические высказывания Белого и футуристов.
Обзор исследовательской литературы.
Рассмотрение «футуристских» особенностей идиостиля Андрея Белого невозможно без обращения к вопросу о соотношении символизма и футуризма, так как некоторые из этих особенностей объясняются моментами сходства двух художественных систем.
Процесс «смены» символизма футуризмом проанализирован в работе И. П. Смирнова «Символизм и авангард (элементы постсимволизма в
романа А. Белого «Петербург» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. 2013. No 13 (3). С. 88–93.
5

символизме)», которая впервые была опубликована в журнале «Russian Literature» в 1988 году11. Исследователь выделяет два ключевых отношения в художественном мире символизма – интранзитивность и обусловленную ею панкогерентность. В эстетике младосимволизма ослабевает одна из форм панкогерентности – одно-всеместная связь, что приводит к изображению замкнутого на себе мира, ставшего онтологичным и самодовлеющим в постсимволизме12. Рассмотрим тезисы И. П. Смирнова подробнее.
Под интранзитивностью исследователь понимает нарушение медиации: мир данного и мир искомого, по его мнению, «регулярно связывались в символистских текстах так, что посредующее между двумя мирами звено подвергалось отрицанию»13. И. П. Смирнов выделяет типовые сюжеты интранзитивности, в которых неудачливым медиатором, как правило, является персонаж-посредник, то есть один из элементов художественного мира. Однако концепция интранзитивности игнорирует одну из важнейших особенностей символизма – истончение грани между поэзией и действительностью. В культуре символизма роль медиатора принадлежит символу14, который хотя и воплощён в художественном слове, по определению выходит за пределы художественного текста. Таким образом, для символистов связь между земным и трансцендентным выходит за рамки художественного факта – с помощью искусства происходит подлинная медиация между действительностью и миром Вечного. Подтверждением истончения грани между художественными текстами символистов и
11
12 Смирнов И. П. Психодиахронологика. С. 159–160.
13 Там же. С. 136.
14 Д. С. Мережковский пишет, что греческое слово, от которого произошло русское
«символ», «значит: сливать, спаивать, соединять» (Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский / Изд. подг. Е. А. Андрущенко. М.: Наука, 2000. С. 25).
Концепция истории литературы И. П. Смирнова изложена в книге «Психодиахронологика» (1994) и основана на идее вытеснения «с творческой позиции одного характера другим, доминирование некоторой логической процедуры, становящейся системообразующей, над прочими» (Смирнов И. П. Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М.: Новое литературное обозрение, 1994. С. 9). Указанная статья открывает в этой книге раздел, посвящённый символизму.
6

творчеством жизни являются биографические примеры успешной медиации: свидания Вл. Соловьёва с Софией Божественной Премудростью или посмертное общение Вяч. Иванова со своей женой Лидией. Это, несомненно, справедливо и для Андрея Белого: как замечает А. В. Лавров, «символизм Белому дорог не как художественное творчество, а как миропонимание; искусство не самоценно, оно только ступень к чему-то большему и значительнейшему»15.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Предвестия футуризма в поэзии Андрея Белого»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет