Территориальные диспропорции в обеспеченности налоговыми доходами местных бюджетов в Санкт-Петербургской агломерации
В работе рассмотрены территориальные закономерности обеспечения налоговыми доходами местных бюджетов муниципальных образований в Санкт-Петербургской агломерации 2017 году. Установлены сходства и различия в формировании налоговой базы местных бюджетов соседствующих субъектов РФ (Санкт-Петербурга и Ленинградской области). Изучены территориальные особенности механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности. Исследована структура местных бюджетов для Санкт-Петербурга, Ленинградской области и муниципалитетов Ленинградской области, относящихся к агломерации. Дана оценка сложившейся ситуации.
Введение ……………………………………………………………………………………………………………. 4
Глава 1. Теоретические и методические основы исследований
территориального распределения налоговых доходов в Российской Федерации
…………………………………………………………………………………………………………………………… 7
1.1. Бюджетно-налоговый федерализм…………………………………………………………………………..7
1.2. Критерии устойчивости местных бюджетов и источники их наполнения …….12
1.3. Методика исследования территориальных диспропорций бюджетной
обеспеченности. ……………………………………………………………………………………………………………….23
Глава 2. Территориальные различия в обеспеченности налоговыми доходами
местных бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербургской
агломерации ……………………………………………………………………………………………………. 26
2.1. Особенности формирования налоговых доходов местных бюджетов
муниципальных образований Ленинградской области ……………………………………………..26
2.2. Особенности формирования налоговых доходов местных бюджетов
муниципальных образований Санкт-Петербурга ……………………………………………………….49
2.3. Сходства и различия в формировании налоговой базы муниципальных
образований Санкт-Петербурга и Ленинградской области ………………………………………61
Глава 3. Современные подходы к выравниванию бюджетной обеспеченности
местных бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербургской
агломерации ……………………………………………………………………………………………………. 63
3.1. Механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных
образований Ленинградской области. ………………………………………………………………………….63
3.2. Механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных
образований Санкт-Петербурга …………………………………………………………………………………….72
3.3. Сходства и различия механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности
муниципальных образований Санкт-Петербурга и Ленинградской области ………..86
Заключение ……………………………………………………………………………………………………… 90
Список используемых источников …………………………………………………………………. 92
Приложение №1 ………………………………………………………………………………………………. 98
Приложение №2 …………………………………………………………………………………………….. 108
Приложение №3 …………………………………………………………………………………………….. 113
Список встречаемых в тексте сокращений:
БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации
ЕНВД – единый налог на вменённый доход для отдельных видов
деятельности
МО – муниципальное образование
НДФЛ – налог на доходы физических лиц
НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации
УСН –упрощённая система налогообложения
ФЗ – Федеральный закон
ФНС –Федеральная налоговая служба
Нынешний период бюджетных и налоговых реформ в Российской Федерации отличается высокой активностью. За период реформ приняты многочисленные поправки и совершенствования по отдельным видам налогов согласно Налоговому кодексу РФ (НК РФ), активно реализуется общая концепция развития налоговой и бюджетной системы, направленные на создания рациональной системы налогообложения и межбюджетных
отношений [24].
Насущность проблемы построения эффективной модели бюджетно- налогового федерализма в России обусловлены двумя причинами:
• во-первых, необходимостью сбалансирования бюджетной нагрузки между субъектами бюджетных отношений, характеризующихся как реципиенты и доноры;
• во-вторых, оптимизацией и рациональной децентрализацией налоговых прав субъектов федерации и местных органов самоуправления.
Тема межбюджетных отношений всегда была актуальной для Российской Федерации. Большое внимание уделялось региональному уровню, вопросам его зависимости от федерального центра (данная проблема рассматривалась такими авторами как Михайлова А.А., Климанов В.В., Сафина А.И., Коротких А.М., Зубаревич Н.В. и др.). Местному же уровню до последнего времени было уделено гораздо меньше внимания, несмотря на его непосредственную «близость» к гражданам страны. На него обращают своё внимание такие авторы как: Татаркин А.И., Михайлова А.А., Виноградова Н.А., Морозова Е.А. и другие.
Местным органам власти необходимо иметь достаточные объёмы финансовых средств, для осуществления предоставленных им
4
законодательством полномочий, касающихся вопросов социально- экономического развития муниципалитетов, качества жизни проживающего на его территории населения и ряда других вопросов.
Санкт-Петербург является одним из трех городов Российской Федерации, обладающих статусом городов федерального значения. Система управления ресурсами и налоговой базой в данных городах имеет свои значительные особенности в правовом аспекте управления. В связи с этим, полигоном исследования была определена территория Санкт-Петербурга, а также прилегающие муниципалитеты Ленинградской области. Санкт-Петербургская агломерация на сегодняшний день является второй по численности населения (около 6,3 млн. человек) в Российской Федерации. Агломерацию нельзя назвать окончательно сформировавшейся, так как её развитие все ещё активно продолжается. Что повышает необходимость эффективного функционирования не только региональных властей, но и местного уровня власти, для решений возникающих перед агломерацией вызовов. Устойчивое развитие муниципальных образований невозможно без стабильного, прогнозируемого бюджета.
Так, главной целью данной работы является выявление территориальных закономерностей обеспечения налоговыми доходами местных бюджетов муниципальных образований в Санкт-Петербургской агломерации.
Объектом исследования являются налоговые доходы местных бюджетов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также их безвозмездные поступления.
Предметом исследования являются территориальные диспропорции в обеспеченности налоговыми доходами и безвозмездными поступлениями местных бюджетов в Санкт-Петербургской агломерации.
5
В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом исследования, перед автором были определены задачи, которые необходимо было решить в рамках данной работы:
• Выявить сходства и различия в формировании налоговой базы местных бюджетов соседствующих субъектов РФ.
• Выявить территориальные диспропорции налоговых доходов местных бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербурга, прилегающих к нему муниципалитетов Ленинградской области, и Ленинградской области в целом.
• Рассмотреть территориальные особенности механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности.
• Установить структуру местных бюджетов для Санкт-Петербурга, Ленинградской области и муниципалитетов Ленинградской области, относящихся к агломерации.
Хотелось бы выразить отдельную благодарность Шендрику Александру Владимировичу, ассистенту кафедры экономической и социальной географии, за помощь на всех этапах выполнения исследовательской работы.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!