Механизмы реализации документов территориального планирования на примере Ленинградской области
Территориальное планирование является одним из инструментов реализации земельной политики со стороны государства. При этом, сама система территориального планирования на данный момент находиться в процессе становления. Основываясь изначально на градостроительной деятельности, оно не способно всеобъёмно реализовывать земельную политику государства. Европейские страны более широко используют элементы комплексного подхода в стратегической и пространственной деятельности. В работе рассматривается то, как на примере муниципальных районов Ленинградской области прослеживаются основные проблемы реализации документов территориального планирования в России. Были классифицированы основные проблемы и предложены пути их решения. Автор приходит к выводу о том, что для решения данных проблем необходим комплекс мер организационного, экономического и технического характера.
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………..2
1. Общие положения территориального планирования ……………………………………………………………….. 5
1.1 Современное территориальное планирование: опыт России и зарубежных стран. ………………. 5
1.2 Нормативно-правовые основы территориального планирования в РФ ……………………………….12
2. Анализ схем территориального планирования на примере СТП Ленинградской области …………23
2.1 Анализ соответствия территориального планирования и нормативно-правовой базы. ………..23
2.2 Анализ взаимоотношения органов государственной и муниципальной власти с бизнесом и
общественностью. …………………………………………………………………………………………………………………40
3. Предложения по решению проблем в реализации территориального планирования в
Ленинградской области …………………………………………………………………………………………………………….47
3.1 Проблемы в реализации документов территориального планирования в Ленинградской
области. ………………………………………………………………………………………………………………………………..47
3.2 Рекомендации и предложения по решению проблем реализации документов
территориального планирования. …………………………………………………………………………………………..51
Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………………55
Список основной литературы ……………………………………………………………………………………………………57
Приложения ……………………………………………………………………………………………………………………………..64
Тема работы – Механизмы реализации документов территориального
планирования субъектов Российской Федерации на примере Ленинградской
области.
Актуальность: Земля является одним из уникальнейших ресурсов,
который всегда был актуален как для жизни общества, так и для реализации
государственной политики. Российская Федерация занимает первое место по
площади среди всех стран мира. Исходя из этого, вопрос проведения
качественной земельной политики является необходимым условием для
осуществления функций государства, а также для повышения
конкурентоспособности страны на международной арене.
В результате исследования механизмов реализации территориального
планирования на примере Ленинградской области, мы приходим к выводу о
том, что в процессе планирования участвуют многие структуры
муниципальной и государственной власти, представители бизнеса и
общественности. Однако при таком активном вовлечении различных
стейкхолдеров в данный вид деятельности, часть проблем остаются
неразрешенными. Были выделены три группы проблем: Организационные,
технические и экономические. Для решения указанных групп проблем нами
было предложено предпринять следующие меры:
В решении организационных вопросов – актуализация Приказа №169, с
учётом изменившейся нормативно-правовой базы. Внедрение лучших
достижений комплексного всеобъемливающего подхода, а также опыт схем
некоторых муниципальных районов, подходящих к процессу планирования
наукоориентированно. Помимо всего этого удачным решением может быть
создание единой системы повышения квалификации специалистов в области
девелопмента, землеустройства, архитектуры и строительства.
В решении технических вопросов – для повышения эффективности
существующего информационного портала ФГИС ТП необходимо внедрение
аналитического блока, который будет выполнять функции мониторинга и
ускорит процесс согласования документов территориального планирования.
В решении проблем экономического характера – необходимо включать
инструменты, которые ранее были характерны для городов-миллионеров
(например – инвестиционный паспорт муниципального района). Необходима
работа по внедрению 224-ФЗ в проекты и программы каждого региона
Российской Федерации. В данном вопросе – Ленинградской области
понадобится меньше временных и организационных ресурсов для его
реализации.
Процесс трансформации системы территориального планирования
нельзя назвать завершенным. В существующем ключе происходят позитивные
изменения, которые повышают функциональность механизма реализации
документов территориального планирования. При этом, если на
концептуальном уровне рассматривать территориальное планирование
исключительно в качестве инструмента для решения задач, описанных в
Градостроительном кодексе, то ряд системных ошибок текущие изменения не
смогут решить и эффективность таких документов будет сохраняться на
достаточно низком уровне.
Нормативно-правовые акты и статистика.
«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 г. №145-ФЗ
(ред. от 22.12.2020) [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 17.07.1998,
одобрен Советом Федерации 17.07.1998. Доступ из справочно-правовой
системы «КонсультантПлюс»;
«Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (ред. от
08.12.2021 г.) [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 12.04.2006,
одобрен Советом Федерации 26.05.2006. Доступ из справочно-правовой
системы «КонсультантПлюс»;
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!