Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова

Тан Юэ
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Аннотация выпускной квалификационной работы магистра филологии Тан Юэ
«Влияние И. С. Тургенева на раннее творчество А. П. Чехова»
Научный руководитель — к.ф.н., доцент Оверина К. С.

Диссертация посвящена изучению восприятия тургеневских произведений А. П. Чеховым в ранний период его творчества и рассмотрению разных аспектов воплощения тургеневского влияния на чеховское раннее творчество. Материалом исследования являются произведения И. С. Тургенева, и чеховские сочинения и письма в период с конца 1870-х по 1888 год.
Работа состоит из четырех частей: введения, трех глав, заключения и списка использованной и цитируемой литературы.
В первой главе рассмотрено отношение Чехова к его предшественнику на материале высказываний о Тургеневе в чеховских ранних письмах и произведениях, и выявлены функции упоминаний персонажей Чехова о Тургеневе.
Вторая глава посвящена тургеневским темам, образам и мотивам в раннем творчестве Чехова. В данной главе рассматриваются чеховские рассказы о «“вольных людях” из народа», где наблюдаются множественные элементы из «Записок охотника», и другие отдельные тургеневские темы, образы и мотивы в чеховских ранних произведениях.
В третьей главе рассмотрена тургеневская художественная манера в пейзаже и психологизме раннего творчества Чехова.
Из проведенного исследования следует, что влияние Тургенева на раннее творчество Чехова было значительным и многогранным. У молодого писателя наблюдается большой интерес к творчеству предшественника и хорошее знание тургеневского стиля и разных элементов его произведений. Тургеневские традиции в ранних произведениях Чехова во многих случаях являются следствием того, что молодой писатель в поисках собственного пути и новаторских приемов, а также стремясь к максимально объективному воспроизведению действительности, учился у своего предшественника.

Оглавление ………………………………………………………………………………………………. 2

Введение …………………………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. И. С. Тургенев в ранних письмах и сочинениях А. П. Чехова … 14

1.1. Упоминания о Тургеневе в ранних письмах Чехова …………………… 14

1.2. Высказывания о Тургеневе в ранних произведениях Чехова ……… 23

Глава 2. Тургеневские темы, образы и мотивы в раннем творчестве
Чехова …………………………………………………………………………………………………….. 40

2.1. «Записки охотника» и Чехов ……………………………………………………… 40

2.2. Другие тургеневские темы, образы и мотивы в раннем творчестве
Чехова ……………………………………………………………………………………………………… 48

Глава 3. Творческая манера Тургенева в раннем творчестве Чехова ….. 57

3.1. Пейзаж в творчестве Тургенева и ранних произведениях Чехова .. 57

3.2. Тайная психология Тургенева и психологизм в ранних
произведениях Чехова ……………………………………………………………………………… 67

Заключение …………………………………………………………………………………………….. 84

Список использованной и цитируемой литературы …………………………….. 88

Для понимания творчества любого писателя и его творческого пути
имеет большой смысл обращаться к его художественной связи с предыдущей
литературой. Подчеркивая «главенствующую роль» 1
преемственности в
искусстве, И. В. Гете произносит: «Когда видишь большого мастера,
обнаруживаешь, что он использовал лучшие черты своих предшественников и
что именно это сделало его великим» 2 . Данный момент может найти
отражение именно в художественном поиске А. П. Чехова, для которого, по
словам Л. П. Громова, «характерен широкий и разнообразный диапазон
творческой учебы у предшественников и у современников» 3 . Среди таких
предшественников Чехова занимает особое место И. С. Тургенев.
Литературная связь Чехова с Тургеневым сначала была отмечена
современными Чехову писателями и критиками в конце 1880-х годов, после
публикации сборника рассказов «В сумерках». Так, К. К. Арсеньев указал на
сближение «Верочки» молодого писателя с тургеневской повестей «Ася» в
«положениях и характерах»4. Оценивая чеховские сборники «В сумерках» и
«Рассказы», Д. С. Мережковский отметил, что в этих циклах произведений
обнаруживается равная любовь автора к природе и человеческому миру,
Эккерман И. П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни / Пер. с нем. Н. Ман.
М., 1986. С. 191.
Там же.
Громов Л. П. Чехов и его великие предшественники [Электронный ресурс] //
Великий художник А. П. Чехов: Сб. ст. Ростов н/Д, 1959. URL: http://apchekhov.ru/books/it
em/f00/s00/z0000009/st003.shtml (дата обращения: 06.05.2021).
Арсеньев К. К. Беллетристы последнего времени. А. П. Чехов —
К. С. Баранцевич — Ив. Щеглов [Электронный ресурс] // Вестник Европы. 1887. Кн. 12.
URL: http://az.lib.ru/a/arsenxew_k_k/text_0040.shtml (дата обращения: 06.05.2021).
которая унаследована от Тургенева и Л. Н. Толстого 5 . Тургеневский след в
чеховском пейзаже еще был упомянут Д. В. Григоровичем 6
и
А. Н. Плещеевым7 в их письмах к Чехову.
Тема «Чехов и Тургенев» обладает актуальностью и в настоящее время.
В течение более века, предлагая свои решения исследовательского вопроса,
поколения исследователей выдвигают новые направления рассмотрения
данной темы.
Одним из первых ученых, проведших исследование по этой теме,
является А. С. Долинин. В его статье, которая опубликована в 1923 году, было
представлено тщательное сравнительное изучение тургеневского «Свидания»
и чеховского «Егеря». Указывая на множественные сходства в теме, сюжете,
мотивах и образах двух рассказов, ученый не считает их достойным
доказательством тургеневского влияния на Чехова. По его мнению, эти
кажущиеся общими элементы могут быть взяты из «окружающей жизни»8 или
«другого источника» 9 . В своей работе А. С. Долинин делает акцент на
существенных отличиях чеховского рассказа от тургеневского: более
объективном повествовании и «служебной» 10 роли пейзажа, который
представлен для раскрытия темы и душевного состояния персонажей.
См.: Мережковский Д. С. Старый вопрос по поводу нового таланта [Электронный
ресурс] // Северный вестник, 1888. № 11. Отд. II. URL:
http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_0150.shtml (дата обращения: 06.05.2021).
См.: Переписка А. П. Чехова: В 2 т. Т. 1. М., 1984. С. 285–286.
См.: Литературное наследство: Чехов. М., 1960. Т. 68. С. 294; Переписка
А. П. Чехова: В 2 т. М., 1984. Т. 1. С. 324.
Долинин А. С. Тургенев и Чехов (Параллельный анализ «Свидания» Тургенева и
«Егеря» Чехова) // Долинин А. С. Достоевский и другие: Ст. и исслед. о рус. классич. лит.
Л., 1989. С. 334. Статья была впервые опубликована в «Творческом пути Тургенева» в 1923
году.
Там же.
Там же. С. 372.
Сравнительный анализ этих же рассказов был сделан еще
П. М. Бицилли 11 , который также указал на функциональность чеховского
пейзажа и относительно слабую связь между описанием природы и общим
планом рассказа у Тургенева. Пытаясь выяснить суть проблемы, ученый
убедительно связал такую функциональность пейзажа с лаконизмом, одним из
самых важных творческих принципов Чехова.
Ценный вклад в изучение творческой связи Чехова с Тургеневым внес
также Г. А. Бялый, который заметил «присутствие»образа «“вольных людей”
из народа»12 во многих чеховских рассказах середины 1880-х годов — это «Он
понял!», «Егерь», «Художество», «Агафья», «День за городом», «Рано!» и
«Свирель». Эти произведения называет ученый «чеховскими “Записками
охотника”»13. По его мнению, обращаясь к тургеневскому сборнику рассказов,
молодой писатель пытался найти «опору в среде простого народа» 14 , для
которого характерна «особая, возвышенная стихия» 15 , чтобы бороться с
«миром обывательщины и мещанства»16.
Данное исследование Г. А. Бялого вызвало интерес многих
исследователей к так называемым «чеховским “Запискам охотника”» в
1970−80-х годах. Так, в своей работе Л. Н. Назарова более подробно
рассмотрела упомянутые Г. А. Бялым произведения и указала на ряд
сближений чеховских рассказов с «Записками охотника» в образах и мотивах.
Самый значимый прогресс исследовательницы в изучении этого вопроса
См.: Бицилли П. М. Творчество Чехова. Опыт стилистического анализа //
А. П. Чехов: pro et contra. СПб., 2010. Т. 2. С. 522–692.
Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм [Электронный ресурс]. М.; Л., 1962.
URL: http://turgenev-lit.ru/turgenev/kritika-o-turgeneve/byalyj-russkij-realizm/zapiski-
ohotnika.htm (дата обращения: 06.05.2021).
Там же.
Там же.
Там же.
Там же.
заключается в том, что она заметила наследование и развитие Чеховым
тургеневских способов в «создании портрета» 17
, пейзаже и «ведении
диалога» 18 . В конце статьи, подтверждая влияние «Записок охотника» на
рассказы Чехова, исследовательница также подчеркивает его «собственный
стиль, более лаконичный и менее лирический, нежели у Тургенева»19.
На чеховские рассказы о «“вольных людях” из народа» обратил
внимание и Г. П. Бердников. В его работе дается более конкретное
определение таких «вольных людей»: «отщепенцы, чудаки, люди, так или
иначе оторвавшиеся от деревенской жизни, чувствующие себя выше ее, и в
тоже самое время неустроенные, бесприютные»20. Более того, исследователь
указал на объективность изображения персонажей у Чехова по сравнению с
«идеализацией крестьян»21 в «Записках охотника».
Изучая влияние тургеневского сборника на творчество Чехова,
А. Л. Гришунин не ограничивался указанными Г. А. Бялым рассказами. С
«Записками охотниками» исследователь еще связал такие чеховские
произведения, как «Нахлебники», «Тина», «На пути», «Перекати-поле»,
«Пассажир 1-го класса» и мн. др., где обнаруживаются отдельные элементы из
тургеневского цикла. Пытаясь выяснить причину обращения Чехова к
«Запискам охотника», исследователь предполагает, что молодого писателя
привлекала «“объективная” манера тургеневского письма» 22 , с помощью
Назарова Л. Н. Тургенев и русские писатели: «Записки охотника» и рассказы
Чехова начала–середины 80-х годов // Тургенев и его современники: Сб. ст. Л., 1977. С. 129.
Там же.
Там же.
Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. 3-е изд., дораб. М.,
1984. С. 51.
Там же. С. 49.
Гришунин А. Л. Чехов и «Записки охотника» // Контекст: Литературно-
теоретические исследования. М., 1989. С. 255.
которой Тургенев раскрыл «язвы крепостничества <…> как бы
неумышленно»23.
В конце 1980-х годов особое внимание И. Г. Ямпольского и
З. С. Паперного уделялось появлению тургеневского имени в произведениях
Чехова. В статье под названием «И. С. Тургенева и его герои в произведениях
других писателей» И. Г. Ямпольский рассмотрел и несколько чеховских
произведений разных периодов. По мнению исследователя, показывая
отношение своих персонажей к тургеневскому творчеству, Чехов их
оценивает и раскрывает их «исключительную поэтическую глухоту и
невежество»24.
Исследование З. С. Паперного строилось на более богатом материале.
Подводя итог, исследователь также указывает на оценочную функцию
«присутствия» Тургенева в художественных текстах Чехова, которое
оказывает помощь в раскрытии отрицательных характеристик персонажей.
При этом исследователь еще заметил изменение отношения Чехова к
Тургеневу в разные периоды творчества: Тургенев входит в ранние
произведения молодого писателя как «бесспорная эстетическая величина»25, а
у Чехова как зрелого писателя наблюдается «сложное и противоречивое» 26
отношение к предшественнику.
Творческая связь Чехова с Тургеневым стала одной из центральных тем
в монографии В. Б. Катаева. Ученым сближаются множественные
произведения Чехова («Безотцовщина», «Тоска», «Иванов», «Леший»,
«Чайка», «Три сестры» и «Вишневый сад») и Тургенева («Маша», «Рудин»,
Гришунин А. Л. Чехов и «Записки охотника» // Контекст: Литературно-
теоретические исследования. М., 1989. С. 255.
Ямпольский И. Г. И. С. Тургенев и его герои в произведениях других писателей //
Поэты и прозаики: Статьи о русских писателях XIX–начала XX в. Л., 1986. С. 302.
Паперный З. С. Творчество Тургенева в восприятии Чехова // И. С. Тургенев в
современном мире: Сб. ст. М., 1987. С. 135.
Там же. С. 136.
«Бретер», «Дворянское гнездо», «Новь», «Записки охотника» и «Нимфы»).
Такое сближение воплощается в образах героев, темах, цитатах, деталях,
пейзаже и литературных традициях. В частности, ученый указал на
использование выразительной детали вместо развернутого описания у Чехова
как один из элементов тургеневской пейзажной техники и развитие Чеховым
тургеневского правила «соединения возвышенного, серьезного и обыденного,
пошлого»27. Более того, говоря о изучении литературных связей, В. Б. Катаев
подчеркивает, что «устанавливаемые связи <…> не становились бы
самоцелью, а открывали что-то новое в произведении и его авторе»28.
В начале нашего века изучение вопроса «Чехов и Тургенев» получило
значительное развитие в работах Е. В. Тюховой. Так, в статье «Тургенев и его
герои в раннем творчестве Чехова» исследовательница продолжала
рассмотренную И. Г. Ямпольским и З. С. Паперным тему и сделала выводы, в
которых наблюдается определенное расхождение с мнением предыдущих
исследователей. По убеждению Е. В. Тюховой, в раннем творчестве Чехова
упоминания о Тургеневе и его героях помогают выявить не только
отрицательные черты некоторых персонажей, но и положительные, такие как
«поэтическая чуткость» 29 и «идеальные устремления» 30 . Помимо этого,
исследовательница еще указывает на роль тургеневского имени в «углублении
Катаев В. Б. Литературные связи Чехова [Электронный ресурс]. М., 1989. URL:
http://chehov-lit.ru/chehov/kritika/kataeva-literaturnye-svyazi-chehova/geroj-leshego.htm (дата
обращения: 06.05.2021).
Там же. URL: http://chehov-lit.ru/chehov/kritika/kataeva-literaturnye-svyazi-
chehova/predislovie.htm (дата обращения: 06.05.2021).
Тюхова Е. В. Тургенев и его герои в раннем творчестве Чехова // Спасский вестник.
2004. № 10. С. 111.
Там же.
комического начала в персонаже» 31
и открытии его «положительных
потенций»32.
В другой статье Е. В. Тюховой была представлена панорама важных
результатов изучения темы «Чехов и Тургенев» на основе работ предыдущих
исследователей и собственных наблюдений. Исследовательница сжато
излагает упоминания о Тургеневе в письмах и сочинениях Чехова, рассказы о
«“вольных людях” из народа», продолжение тургеневской пейзажной
традиции и полемику с ней в зрелом творчестве Чехова, тень «тургеневских
девушек» и образ «лишнего человека» в чеховских зрелых произведениях, и,
наконец, сближение между двумя писателями в психологизме. Подтверждая
существование преемственной связи Чехова с Тургеневым, автор статьи
подчеркивает новаторство первого. По ее мнению, «речь должна идти не
столько о преемственности, сколько о типологии, возникающей на основе
генетической связи»33.
Большой научный интерес к изучению литературной связи Чехова с
Тургеневым наблюдается и в настоящее время. Так, в 2018 году была
опубликована статья А. В. Кубасова под названием «Художественная
рецепция И. С. Тургенева в прозе А. П. Чехова». В работе были рассмотрены
тургеневские интертексты в чеховских произведениях «В ландо»,
«Переполох», «Безнадежный», «Ариадна» и «Чайка». Эти интертексты, по
убеждению ученого, позволяют чеховским героям «обретать литературную и
смысловую перспективу» 34
. Ученый считает, что частью причины
Тюхова Е. В. Тургенев и его герои в раннем творчестве Чехова // Спасский вестник.
2004. № 10. С. 111.
Там же.
Тюхова Е. В. Тургенев и Чехов: преемственные и типологические связи // Спасский
вестник. Тула, 2005. Вып. 12. С. 165.
Кубасов А. В. Художественная рецепция И. С. Тургенева в прозе А. П. Чехова //
Филологический класс. 2018. № 4. С. 130.
использования Чеховым аллюзий на Тургенева является близость двух
писателей в «технике письма», «искусстве повествования и иронизирования»35.
Еще одной важной работой по теме «Чехов и Тургенев» стала
диссертация Г. А. Григорян. В этой работе отношение Чехова к творчеству его
предшественника было рассмотрено с точки зрения писательской критики.
Тщательно исследуя чеховские письма и художественные произведения, где
содержатся высказывания о Тургеневе и тургеневские цитаты, и пейзаж у двух
писателей как воплощение творческой полемики Чехова с предшественником,
исследовательница указывает на «эволюцию “присутствия” Тургенева на
разных уровнях в творческой системе Чехова»36. По ее мнению, для Чехова в
ранний период творчества, Тургенев является «всепроникающей величиной»37,
однако со временем у Чехова наблюдается все больше критики традиций
предшественника.

Из проведенного исследования следует, что влияние Тургенева на
раннее творчество Чехова было значительным и многогранным. Это
проявляется во многочисленных высказываниях чеховских персонажей о
Тургеневе и тургеневских темах, мотивах, образах и творческой манере в
ранних произведениях Чехова. Тургеневские традиции в ранних
произведениях Чехова во многих случаях являются следствием того, что
молодой писатель в поисках собственного пути и новаторских приемов, а
также стремясь к максимально объективному воспроизведению
действительности, учился у своего предшественника.
Особое значение Тургенева-художника для молодого Чехова как
читателя и писателя заметно в чеховских письмах, где нередко упоминается
имя Тургенева. Эти упоминания свидетельствуют о большом интересе
молодого писателя к творчеству предшественника и хорошем знании Чеховым
тургеневского стиля и разных элементов его произведений.
Однако ранние письма Чехова также демонстрируют, что, восхищаясь
творчеством Тургенева, Чехов не видел в нем абсолютный авторитет.
Произведения Тургенева оценивались Чеховым довольно объективно в
соответствии с принципами русского реализма и собственными
литературными убеждениями, хотя данные убеждения, несомненно,
сформировались не без влияния Тургенева.
Имя Тургенева часто появляется и в ранних художественных
произведениях Чехова, где высказывания о Тургеневе, служившем для Чехова
эстетическим критерием, использованы в качестве особого приема, который
выполняет разные функции в текстах: аллюзии, функции изображения
персонажей157, создания комического эффекта, объявления авторской позиции
и придания произведениям «актуальности» и «злободневности» 158 , которая
была важна для «малой прессы».
Тургеневское влияние на раннее творчество Чехова ярко проявляется в
таких аспектах, как темы, образы и мотивы. Судя по этим элементам, можно
считать рассказы, названные Г. А. Бялым «чеховскими “Записками
охотниками”» 159 , наиболее концентрированным воплощением влияния
Тургенева на раннее творчество Чехова. Кроме крестьянской темы и образов
«“вольных людей” из народа»160 , в ранних произведениях Чехова также
наблюдаются другие тургеневские элементы такого рода: мотив угасания
дворянских гнезд, тема отцов и детей, образы героев из одноименного романа,
тургеневские девушки и др.161
Учась у предшественника, Чехов не только продолжал его темы, образы,
мотивы, но и развивал их, придавая им оригинальность. Во многих случаях
Чехов наполнял тургеневские элементы более современным содержанием,
бытовыми подробностями и представлял их в более объективном свете.
На характеристическую функцию высказываний чеховских персонажей о
Тургеневе указали И. Г. Ямпольского, З. С. Паперный, Е. В. Тюхова и Г. А. Григорян. Мы
разделяем мнение Е. В. Тюховой о том, что «присутствие» Тургенева в чеховских
произведениях позволяет раскрыть не только отрицательные черты персонажей, но и
положительные. См.: Ямпольский И. Г. Указ. соч. С. 275–300.; Паперный З. С. Указ. соч.
С. 127−136; Тюхова Е. В. Тургенев и его герои в раннем творчестве Чехова. С. 97−111.;
Григорян Г. А. А. П. Чехов — читатель и критик И. С. Тургенев. С. 96−141.
Оверина К. С. Указ. соч. С. 9.
Бялый Г. А. Указ. соч. [Электронный ресурс]. URL: http://turgenev-
lit.ru/turgenev/kritika-o-turgeneve/byalyj-russkij-realizm/zapiski-ohotnika.htm (дата обращения:
06.05.2021).
Там же.
См.: Алехина И. В. «Дворянское гнездо в изображении А.П. Чехова». 2019. № 1.
С. 88−91; Кубасов А. В. Художественная рецепция И. С. Тургенева в прозе А. П. Чехова.
С. 124−131; Бицилли П. М. Указ. соч. С. 522–692 и др.
Убедительным доказательством преемственной связи Чехова с
Тургеневым становится следование за тургеневской творческой манерой в
пейзаже и психологизме в раннем творчестве Чехова.
Чеховскому пейзажу раннего периода присущи многие характеристики
тургеневских описаний природы: поэтичность, живописность, эмоциональная
наполненность, «лирико-философская тональность»162, пристальное внимание
к деталям и склонность к употреблению таких приемов, как метафора,
сравнение и антропоморфизм.
Однако Чехов не довольствовался лишь усвоением чужих традиций.
Основываясь на опыте предшественника и собственном понимании реализма,
молодой писатель стремился найти свои способы представления пейзажа, и
уже на раннем этапе творчества добился определенных результатов. В
частности, на основе случайных явлений в тургеневском пейзаже Чехов создал
такие новаторские принципы описания природы, как ассоциация явлений
природы с бытовыми явлениями и вещами 163
и описание природы в
соответствии с пространственной позицией наблюдателя164.
Психологизм в раннем творчестве Чехова имеет много общего с
тургеневской тайной психологией: для психологизма обоих писателей
характерна неочевидность, скрытность, смутность и крайняя естественность.
Судя по содержанию психологических описаний у двух писателей, оба
они сосредоточиваются на описании общего душевного состояния персонажей
и основных этапах внутренних движений, а не на детальных сложных
процессах; делают упор на эмоции персонажей, а не на «рациональный»165
анализ. Описания часто остаются смутными и не объясненными, что отражает
Громов Л. П. Указ. соч. [Электронный ресурс]. URL:
http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st003.shtml (дата обращения: 06.05.2021).
Тюхова Е. В. Тургенев и Чехов: преемственные и типологические связи. С. 159.
См.: Белкин А. А. Указ. соч. С. 920.; Чудаков А. П. Указ. соч. С. 460−462.
Есин А. Б. Указ. соч. С. 97.
важный принцип в психологизме Тургенева и Чехова: «расчет на сотворчество
читателей»166.
С точки зрения формы психологические описания у обоих писателей
характеризуются небольшим объемом, они представлены в равных
пропорциях с развитием действия и чаще всего даны через косвенные приемы
воспроизведения внутреннего мира, среди которых многие являются общими
для Тургенева и Чехова.
Обращение молодого Чехова к принципам тайной психологии основано
на некоторых общих эстетических взглядах двух писателей, как то: лаконизм,
стремление к естественности и максимальному воспроизведению реальности,
и, как заметила Е. В. Тюхова, мысль о «недоступности для рационального
знания глубинной сущности личности» 167 . Более того, основной объект
описания в раннем творчестве Чехова — «маленький человек», который
лишен сложных психологических процессов и возможности духовно-
нравственного возрождения, также определяет скрытность и неочевидность
психологизма в раннем творчестве Чехова.
К сожалению, ограниченный объем исследования не позволил подробно
остановиться на развитии Чеховым принципов и методов тургеневской тайной
психологии и новаторстве психологизма в раннем творчестве Чехова. В этом
мы видим перспективы дальнейшего исследования настоящей проблемы.
Есин А. Б. Указ. соч. С. 172.
Тюхова Е. В. Тургенев и Чехов: преемственные и типологические связи. С. 165.

Источники
1.А. П. Чехов в воспоминаниях современников / сост., подг. текста,
коммент. Н. И. Гитович. М.: Худ. литература, 1986. 735 с.
2.Лейкин Н. А. Рассказы[Электронныйресурс]//Писатели
чеховской поры: Избранные произведения писателей 80–90-х годов: В 2 т. Т.
1. М., 1982. URL: http://az.lib.ru/l/lejkin_n_a/text_0050.shtml (дата обращения:
06.05.2021).
3.Литературное наследство: Чехов / под ред. В. В. Виноградова и др.
М.: Изд-во АН СССР, 1960. Т. 68. 974 с.
4.Переписка А. П. Чехова: В 2 т. / сост. и коммент. М. П. Громова,
А. М. Долотовой, В. Б. Катаева. М.: Худ. литература, 1984. Т. 1. 447 с.
5.Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 12 т.
Письма: В 18 т. / под ред. М. П. Алексеева и др. М.: Наука, 1978–2018.
6.Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 18 т. Письма:
В 12 т. / под ред. Н. Ф. Бельчикова и др. М.: Наука, 1974–1982.
7.Чехов М. П. Вокруг Чехова: встречи и впечатления / подг. текста,
коммент. С. М. Чехова. М.: Московский рабочий, 1964. 368 с.
8.Эккерман И. П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни / пер.
с нем. Наталии Ман; вступ. статья Н. Н. Вильмонта; коммент. и указ.
А. А. Аникста. М.: Худ. литература, 1981. 687 с.
Научная и критическая литература
9.Алехина И. В. «Дворянское гнездо» в изображении А. П. Чехова //
УченыезапискиОрловскогогосударственногоуниверситетасерия:
гуманитарные и социальные науки. 2019. № 1. С. 88–91.
10.Алехина И. В. Человек и действительность в пьесе А. П. Чехова
«Безотцовщина»//УчебныезапискиОрловскогогосударственного
университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2013. № 1.
С. 226−234.
11.Арсеньев К. К. Беллетристы последнего времени. А. П. Чехов —
К. С. Баранцевич — Ив. Щеглов [Электронный ресурс]. // Вестник Европы.
1887. Кн. 12. URL: http://az.lib.ru/a/arsenxew_k_k/text_0040.shtml (дата
обращения: 06.05.2021).
12.Батюто А. И. Тургенев и русская литература от Чернышевского
до Чехова (проблема героя и человека). Статья первая / А. И. Батюто
Избранные труды. СПб: Нестор-История, 2004. С. 830−858.
13.Батюто А. И. Тургенев и русская литература от Чернышевского
до Чехова (Проблема героя и человека). Статья вторая / А. И. Батюто
Избранные труды. СПб.: Нестор-История. 2004. С. 859−889.
14.Белкин А. А. Художественное мастерство Чехова-новеллиста. /
А. П. Чехов: pro et contra / сост., ред. И. Н. Сухих. СПб.: РХГА, 2010. Т. 2.
С. 885–929.
15.Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. 3-е
изд., дораб. М.: Худ. литература, 1984. 511 с.
16.Бицилли П. М. Творчество Чехова. Опыт стилистического анализа /
А. П. Чехов: pro et contra / сост., ред. И. Н. Сухих. СПб.: РХГА, 2010. Т. 2.
С. 522–692.
17.Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм [Электронный ресурс]. М.;
Л.: Советский писатель, 1962. URL: http://turgenev-lit.ru/turgenev/kritika-o-
turgeneve/byalyj-russkij-realizm/index.htm (дата обращения: 06.05.2021).
18.Гнедчик А. С.ТрансформацияобразаГамлетаврусской
литературе второй половины XIX века (от Тургенева к Чехову) // Язык и
социальная динамика. 2014. № 14-2. С. 70–78.
19.Головко В. М. Художественно-философские искания позднего
Тургенева (изображение человека). Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1989.
168 с.
20.Градобоева А. А. «Тоска» А. П. Чехова: жанровые особенности
«рассказа открытия» // Актуальные проблемы филологии. 2019. № 18.
С. 30−36.
21.Григорян Г. А. А. П. Чехов — читатель и критик И. С. Тургенев:
дис. … канд. филол. наук. М., 2019. С. 207.
22.Григорян Г. А. И. С. Тургенев в восприятии персонажей ранних
рассказов А. П. Чехова // Litera. 2019. № 4. С. 70–78.
23.Григорян Г. А. Пейзаж в художественном мире Чехова и Тургенева.
Традиции и полемика // Ученые записки Орловского государственного
университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 4. С. 111–
116.
24.Гришунин А. Л.Чехови«Запискиохотника» //Контекст:
Литературно-теоретическиеисследования.М.:Ин-тмир.лит.им.
А. М. Горького, 1989. 247–260.
25.Громов Л. П. Чехов и его великие предшественники [Электронный
ресурс] // Великий художник: Сб. ст. Ростов н/Д: Ростовское кн. изд-во, 1959.
URL:http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st003.shtml(дата
обращения: 06.05.2021).
26.Громов М. П. Чехов. Серия ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1993. 396 с.
27.Долинин А. С. Тургенев и Чехов (Параллельный анализ
«Свидания» Тургенева и «Егеря» Чехова) // Долинин А. С. Достоевский и
другие: Ст. и исслед. о рус. классич. лит. Л.: Худ. лит. Ленингр. отд-ние, 1989.
С. 331−373.
28.Дубинина Т. Г. Концепт «счастье» в прозе И. С. Тургенева и
А. П. Чехова // Спасский вестник. Тула: Аквариус, 2016. Вып. 24. С. 81−88.
29.Дубинина Т. Г. Тургеневские аллюзии в рассказе Чехова «Тина» //
Сб. науч. ст. по материалам Международной научной конференции
«XIII Виноградовские чтения». М.: МПГУ, 2004. С. 252−259.
30.Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М.:
ФЛИНТА, 2017. 176 с.
31.Катаев В. Б. Литературные связи Чехова [Электронный ресурс].
М.: Изд-во МГУ, 1989. URL: http://chehov-lit.ru/chehov/kritika/kataeva-
literaturnye-svyazi-chehova/index.htm (дата обращения: 06.05.2021).
32.Кубасов А. В. Проза Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург:
Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1998. 399 с.
33.Кубасов А. В. Художественная рецепция И. С. Тургенева в прозе
А. П. Чехова // Филологический класс. 2018. № 4. С. 124–131.
34.Курляндская Г. Б. Художественный метод Тургенева-романиста.
Тула: Приокское кн. изд-во, 1972. 342 с.
35.Манн Ю. В. Тургенев и другие. М.: РГГУ, 2008. 630 с.
36.Мережковский Д. С. Старый вопрос по поводу нового таланта
[Электронный ресурс] // Северный вестник, 1888. № 11. Отд. II. URL:
http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_0150.shtml(датаобращения:
06.05.2021).
37.Назарова Л. Н. Тургенев и русские писатели: «Записки охотника»
и рассказы Чехова начала–середины 80-х годов // Тургенев и его
современники: Сб. ст. Л.: Наука, 1977. С. 109−129.
38.Оболенский Л. Е. Народ в жизни и народ в литературе // Одесский
листок. 1897. 29 апреля. № 112.
39.Оверина К. С. Ранняя проза А.П. Чехова (1880-1884 гг.): проблема
повествования: дис. … канд. филол. наук. СПб., 2015. 252 с.
40.Паперный З. С. Творчество Тургенева в восприятии Чехова //
И. С. Тургенев в современном мире: Сб. ст. М.: Наука, 1987. С. 127−136.
41.Прозоров В. В. «Он очень хороший писатель. А как он про любовь
писал!»: Читатели-персонажи А. П. Чехова об И. С. Тургеневе // Известия
Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика,
2019. Т. 19. № 1. С. 45–49.
42.Пустовойт П. Г. И. С. Тургенев — художник слова. М.: Изд-во
МГУ, 1987. 301 с.
43.Ребель Г. М.Чехови«тургеневскаядевушка»:
Мировоззренческий и художественный аспекты тургеневской традиции //
Тургенев в русской культуре. М., СПб.: Нестор-История, 2018. С. 309−352.
44.Ребель Г. М.ЧеховкакБазаров.Мировоззренческийи
художественный аспекты тургеневской традиции // Вопросы литературы, 2018.
№ 3. С. 218−258.
45.Сергиевский И. В. Мотивы и образы И. С. Тургенева //
Литературная учеба. 2016. № 6. С. 158–172.
46.Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения / Сост.
В. В. Прозоров, Ю. Н. Борисов. М.: Высш. шк., 2007. 535 с.
47.Строганов М. В. Тургенев и «равнодушная природа» //
И. С. Тургенев: текст и контекст: Коллективная монография / под ред.
А. А. Карпова, Н. С. Мовниной. СПб.: Скрипториум, 2018. С. 20−29.
48.Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова [Электронный ресурс].
Л.:Изд-воЛенингр.гос.ун-та,1987.URL: http://chehov-
lit.ru/chehov/kritika/suhih-problemy-poetiki-chehova/index.htm (дата обращения:
06.05.2021).
49.Тюхова Е. В. Тургенев и его герои в раннем творчестве Чехова //
Спасский вестник. 2004. № 10. С. 97−111.
50.Тюхова Е. В. Тургенев и Чехов: преемственные и типологические
связи // Спасский вестник. Тула: Гриф и К, 2005. Вып. 12. С. 158−165.
51.Тюхова Е. В. Тургеневские цитаты и реминисценции в пьесах
Чехова // Спасский вестник. 2004. № 11. С. 111–120.
52.Чудаков А. П. Поэтика Чехова. Мир Чехова: возникновение и
утверждение. СПб.: Азбука, 2016. 701 с.
53.Шаталов С. Е. Черты поэтики (Чехов и Тургенев) // В творческой
лаборатории Чехова. М.: Наука, 1974. С. 296−309.
54.Ямпольский И. Г. И. С. Тургенев и его герои в произведениях
других писателей // Ямпольский И. Г. Поэты и прозаики: Статьи о русских
писателях XIX–начала XX в. Л.: Сов. писатель, 1986. С. 275–300.
55.Янина М. М. Человек в художественном мире Чехова и Тургенева
(Гамлет и Дон Кихоты. Структура образа) // Литературный календарь: книги
дня. 2010. Т. 4. № 1. С. 37–53.
Справочная литература
56.А. П. Чехов: Энциклопедия / сост. и ред. В. Б. Катаев. М.:
Просвещение, 2011. 695 с.
57.Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / гл. ред. А. А. Сурков.
М.: Советская энциклопедия, 1962–1978.
58.Литературный энциклопедический словарь / под. общ. ред.
В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.
750 с.
59.Словарь русского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1999.
60.Успенский Б. А. Поэтика композиции: структура художественного
текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. 223 с.
61.Фарино Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие. СПб.:
Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 639 с.
62.Шмид В. Нарратология М.: Языки славянской культуры, 2003.
312 с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Поток сознания как кинематографический прием
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Поэтика женских образов в прозе А.П. Чехова
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Каноны Косьмы Маюмского: опыт филологического анализа
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет