Влияние И.С. Тургенева на раннее творчество А.П. Чехова
Аннотация выпускной квалификационной работы магистра филологии Тан Юэ
«Влияние И. С. Тургенева на раннее творчество А. П. Чехова»
Научный руководитель — к.ф.н., доцент Оверина К. С.
Диссертация посвящена изучению восприятия тургеневских произведений А. П. Чеховым в ранний период его творчества и рассмотрению разных аспектов воплощения тургеневского влияния на чеховское раннее творчество. Материалом исследования являются произведения И. С. Тургенева, и чеховские сочинения и письма в период с конца 1870-х по 1888 год.
Работа состоит из четырех частей: введения, трех глав, заключения и списка использованной и цитируемой литературы.
В первой главе рассмотрено отношение Чехова к его предшественнику на материале высказываний о Тургеневе в чеховских ранних письмах и произведениях, и выявлены функции упоминаний персонажей Чехова о Тургеневе.
Вторая глава посвящена тургеневским темам, образам и мотивам в раннем творчестве Чехова. В данной главе рассматриваются чеховские рассказы о «“вольных людях” из народа», где наблюдаются множественные элементы из «Записок охотника», и другие отдельные тургеневские темы, образы и мотивы в чеховских ранних произведениях.
В третьей главе рассмотрена тургеневская художественная манера в пейзаже и психологизме раннего творчества Чехова.
Из проведенного исследования следует, что влияние Тургенева на раннее творчество Чехова было значительным и многогранным. У молодого писателя наблюдается большой интерес к творчеству предшественника и хорошее знание тургеневского стиля и разных элементов его произведений. Тургеневские традиции в ранних произведениях Чехова во многих случаях являются следствием того, что молодой писатель в поисках собственного пути и новаторских приемов, а также стремясь к максимально объективному воспроизведению действительности, учился у своего предшественника.
Оглавление ………………………………………………………………………………………………. 2
Введение …………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. И. С. Тургенев в ранних письмах и сочинениях А. П. Чехова … 14
1.1. Упоминания о Тургеневе в ранних письмах Чехова …………………… 14
1.2. Высказывания о Тургеневе в ранних произведениях Чехова ……… 23
Глава 2. Тургеневские темы, образы и мотивы в раннем творчестве
Чехова …………………………………………………………………………………………………….. 40
2.1. «Записки охотника» и Чехов ……………………………………………………… 40
2.2. Другие тургеневские темы, образы и мотивы в раннем творчестве
Чехова ……………………………………………………………………………………………………… 48
Глава 3. Творческая манера Тургенева в раннем творчестве Чехова ….. 57
3.1. Пейзаж в творчестве Тургенева и ранних произведениях Чехова .. 57
3.2. Тайная психология Тургенева и психологизм в ранних
произведениях Чехова ……………………………………………………………………………… 67
Заключение …………………………………………………………………………………………….. 84
Список использованной и цитируемой литературы …………………………….. 88
Для понимания творчества любого писателя и его творческого пути
имеет большой смысл обращаться к его художественной связи с предыдущей
литературой. Подчеркивая «главенствующую роль» 1
преемственности в
искусстве, И. В. Гете произносит: «Когда видишь большого мастера,
обнаруживаешь, что он использовал лучшие черты своих предшественников и
что именно это сделало его великим» 2 . Данный момент может найти
отражение именно в художественном поиске А. П. Чехова, для которого, по
словам Л. П. Громова, «характерен широкий и разнообразный диапазон
творческой учебы у предшественников и у современников» 3 . Среди таких
предшественников Чехова занимает особое место И. С. Тургенев.
Литературная связь Чехова с Тургеневым сначала была отмечена
современными Чехову писателями и критиками в конце 1880-х годов, после
публикации сборника рассказов «В сумерках». Так, К. К. Арсеньев указал на
сближение «Верочки» молодого писателя с тургеневской повестей «Ася» в
«положениях и характерах»4. Оценивая чеховские сборники «В сумерках» и
«Рассказы», Д. С. Мережковский отметил, что в этих циклах произведений
обнаруживается равная любовь автора к природе и человеческому миру,
Эккерман И. П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни / Пер. с нем. Н. Ман.
М., 1986. С. 191.
Там же.
Громов Л. П. Чехов и его великие предшественники [Электронный ресурс] //
Великий художник А. П. Чехов: Сб. ст. Ростов н/Д, 1959. URL: http://apchekhov.ru/books/it
em/f00/s00/z0000009/st003.shtml (дата обращения: 06.05.2021).
Арсеньев К. К. Беллетристы последнего времени. А. П. Чехов —
К. С. Баранцевич — Ив. Щеглов [Электронный ресурс] // Вестник Европы. 1887. Кн. 12.
URL: http://az.lib.ru/a/arsenxew_k_k/text_0040.shtml (дата обращения: 06.05.2021).
которая унаследована от Тургенева и Л. Н. Толстого 5 . Тургеневский след в
чеховском пейзаже еще был упомянут Д. В. Григоровичем 6
и
А. Н. Плещеевым7 в их письмах к Чехову.
Тема «Чехов и Тургенев» обладает актуальностью и в настоящее время.
В течение более века, предлагая свои решения исследовательского вопроса,
поколения исследователей выдвигают новые направления рассмотрения
данной темы.
Одним из первых ученых, проведших исследование по этой теме,
является А. С. Долинин. В его статье, которая опубликована в 1923 году, было
представлено тщательное сравнительное изучение тургеневского «Свидания»
и чеховского «Егеря». Указывая на множественные сходства в теме, сюжете,
мотивах и образах двух рассказов, ученый не считает их достойным
доказательством тургеневского влияния на Чехова. По его мнению, эти
кажущиеся общими элементы могут быть взяты из «окружающей жизни»8 или
«другого источника» 9 . В своей работе А. С. Долинин делает акцент на
существенных отличиях чеховского рассказа от тургеневского: более
объективном повествовании и «служебной» 10 роли пейзажа, который
представлен для раскрытия темы и душевного состояния персонажей.
См.: Мережковский Д. С. Старый вопрос по поводу нового таланта [Электронный
ресурс] // Северный вестник, 1888. № 11. Отд. II. URL:
http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_0150.shtml (дата обращения: 06.05.2021).
См.: Переписка А. П. Чехова: В 2 т. Т. 1. М., 1984. С. 285–286.
См.: Литературное наследство: Чехов. М., 1960. Т. 68. С. 294; Переписка
А. П. Чехова: В 2 т. М., 1984. Т. 1. С. 324.
Долинин А. С. Тургенев и Чехов (Параллельный анализ «Свидания» Тургенева и
«Егеря» Чехова) // Долинин А. С. Достоевский и другие: Ст. и исслед. о рус. классич. лит.
Л., 1989. С. 334. Статья была впервые опубликована в «Творческом пути Тургенева» в 1923
году.
Там же.
Там же. С. 372.
Сравнительный анализ этих же рассказов был сделан еще
П. М. Бицилли 11 , который также указал на функциональность чеховского
пейзажа и относительно слабую связь между описанием природы и общим
планом рассказа у Тургенева. Пытаясь выяснить суть проблемы, ученый
убедительно связал такую функциональность пейзажа с лаконизмом, одним из
самых важных творческих принципов Чехова.
Ценный вклад в изучение творческой связи Чехова с Тургеневым внес
также Г. А. Бялый, который заметил «присутствие»образа «“вольных людей”
из народа»12 во многих чеховских рассказах середины 1880-х годов — это «Он
понял!», «Егерь», «Художество», «Агафья», «День за городом», «Рано!» и
«Свирель». Эти произведения называет ученый «чеховскими “Записками
охотника”»13. По его мнению, обращаясь к тургеневскому сборнику рассказов,
молодой писатель пытался найти «опору в среде простого народа» 14 , для
которого характерна «особая, возвышенная стихия» 15 , чтобы бороться с
«миром обывательщины и мещанства»16.
Данное исследование Г. А. Бялого вызвало интерес многих
исследователей к так называемым «чеховским “Запискам охотника”» в
1970−80-х годах. Так, в своей работе Л. Н. Назарова более подробно
рассмотрела упомянутые Г. А. Бялым произведения и указала на ряд
сближений чеховских рассказов с «Записками охотника» в образах и мотивах.
Самый значимый прогресс исследовательницы в изучении этого вопроса
См.: Бицилли П. М. Творчество Чехова. Опыт стилистического анализа //
А. П. Чехов: pro et contra. СПб., 2010. Т. 2. С. 522–692.
Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм [Электронный ресурс]. М.; Л., 1962.
URL: http://turgenev-lit.ru/turgenev/kritika-o-turgeneve/byalyj-russkij-realizm/zapiski-
ohotnika.htm (дата обращения: 06.05.2021).
Там же.
Там же.
Там же.
Там же.
заключается в том, что она заметила наследование и развитие Чеховым
тургеневских способов в «создании портрета» 17
, пейзаже и «ведении
диалога» 18 . В конце статьи, подтверждая влияние «Записок охотника» на
рассказы Чехова, исследовательница также подчеркивает его «собственный
стиль, более лаконичный и менее лирический, нежели у Тургенева»19.
На чеховские рассказы о «“вольных людях” из народа» обратил
внимание и Г. П. Бердников. В его работе дается более конкретное
определение таких «вольных людей»: «отщепенцы, чудаки, люди, так или
иначе оторвавшиеся от деревенской жизни, чувствующие себя выше ее, и в
тоже самое время неустроенные, бесприютные»20. Более того, исследователь
указал на объективность изображения персонажей у Чехова по сравнению с
«идеализацией крестьян»21 в «Записках охотника».
Изучая влияние тургеневского сборника на творчество Чехова,
А. Л. Гришунин не ограничивался указанными Г. А. Бялым рассказами. С
«Записками охотниками» исследователь еще связал такие чеховские
произведения, как «Нахлебники», «Тина», «На пути», «Перекати-поле»,
«Пассажир 1-го класса» и мн. др., где обнаруживаются отдельные элементы из
тургеневского цикла. Пытаясь выяснить причину обращения Чехова к
«Запискам охотника», исследователь предполагает, что молодого писателя
привлекала «“объективная” манера тургеневского письма» 22 , с помощью
Назарова Л. Н. Тургенев и русские писатели: «Записки охотника» и рассказы
Чехова начала–середины 80-х годов // Тургенев и его современники: Сб. ст. Л., 1977. С. 129.
Там же.
Там же.
Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. 3-е изд., дораб. М.,
1984. С. 51.
Там же. С. 49.
Гришунин А. Л. Чехов и «Записки охотника» // Контекст: Литературно-
теоретические исследования. М., 1989. С. 255.
которой Тургенев раскрыл «язвы крепостничества <…> как бы
неумышленно»23.
В конце 1980-х годов особое внимание И. Г. Ямпольского и
З. С. Паперного уделялось появлению тургеневского имени в произведениях
Чехова. В статье под названием «И. С. Тургенева и его герои в произведениях
других писателей» И. Г. Ямпольский рассмотрел и несколько чеховских
произведений разных периодов. По мнению исследователя, показывая
отношение своих персонажей к тургеневскому творчеству, Чехов их
оценивает и раскрывает их «исключительную поэтическую глухоту и
невежество»24.
Исследование З. С. Паперного строилось на более богатом материале.
Подводя итог, исследователь также указывает на оценочную функцию
«присутствия» Тургенева в художественных текстах Чехова, которое
оказывает помощь в раскрытии отрицательных характеристик персонажей.
При этом исследователь еще заметил изменение отношения Чехова к
Тургеневу в разные периоды творчества: Тургенев входит в ранние
произведения молодого писателя как «бесспорная эстетическая величина»25, а
у Чехова как зрелого писателя наблюдается «сложное и противоречивое» 26
отношение к предшественнику.
Творческая связь Чехова с Тургеневым стала одной из центральных тем
в монографии В. Б. Катаева. Ученым сближаются множественные
произведения Чехова («Безотцовщина», «Тоска», «Иванов», «Леший»,
«Чайка», «Три сестры» и «Вишневый сад») и Тургенева («Маша», «Рудин»,
Гришунин А. Л. Чехов и «Записки охотника» // Контекст: Литературно-
теоретические исследования. М., 1989. С. 255.
Ямпольский И. Г. И. С. Тургенев и его герои в произведениях других писателей //
Поэты и прозаики: Статьи о русских писателях XIX–начала XX в. Л., 1986. С. 302.
Паперный З. С. Творчество Тургенева в восприятии Чехова // И. С. Тургенев в
современном мире: Сб. ст. М., 1987. С. 135.
Там же. С. 136.
«Бретер», «Дворянское гнездо», «Новь», «Записки охотника» и «Нимфы»).
Такое сближение воплощается в образах героев, темах, цитатах, деталях,
пейзаже и литературных традициях. В частности, ученый указал на
использование выразительной детали вместо развернутого описания у Чехова
как один из элементов тургеневской пейзажной техники и развитие Чеховым
тургеневского правила «соединения возвышенного, серьезного и обыденного,
пошлого»27. Более того, говоря о изучении литературных связей, В. Б. Катаев
подчеркивает, что «устанавливаемые связи <…> не становились бы
самоцелью, а открывали что-то новое в произведении и его авторе»28.
В начале нашего века изучение вопроса «Чехов и Тургенев» получило
значительное развитие в работах Е. В. Тюховой. Так, в статье «Тургенев и его
герои в раннем творчестве Чехова» исследовательница продолжала
рассмотренную И. Г. Ямпольским и З. С. Паперным тему и сделала выводы, в
которых наблюдается определенное расхождение с мнением предыдущих
исследователей. По убеждению Е. В. Тюховой, в раннем творчестве Чехова
упоминания о Тургеневе и его героях помогают выявить не только
отрицательные черты некоторых персонажей, но и положительные, такие как
«поэтическая чуткость» 29 и «идеальные устремления» 30 . Помимо этого,
исследовательница еще указывает на роль тургеневского имени в «углублении
Катаев В. Б. Литературные связи Чехова [Электронный ресурс]. М., 1989. URL:
http://chehov-lit.ru/chehov/kritika/kataeva-literaturnye-svyazi-chehova/geroj-leshego.htm (дата
обращения: 06.05.2021).
Там же. URL: http://chehov-lit.ru/chehov/kritika/kataeva-literaturnye-svyazi-
chehova/predislovie.htm (дата обращения: 06.05.2021).
Тюхова Е. В. Тургенев и его герои в раннем творчестве Чехова // Спасский вестник.
2004. № 10. С. 111.
Там же.
комического начала в персонаже» 31
и открытии его «положительных
потенций»32.
В другой статье Е. В. Тюховой была представлена панорама важных
результатов изучения темы «Чехов и Тургенев» на основе работ предыдущих
исследователей и собственных наблюдений. Исследовательница сжато
излагает упоминания о Тургеневе в письмах и сочинениях Чехова, рассказы о
«“вольных людях” из народа», продолжение тургеневской пейзажной
традиции и полемику с ней в зрелом творчестве Чехова, тень «тургеневских
девушек» и образ «лишнего человека» в чеховских зрелых произведениях, и,
наконец, сближение между двумя писателями в психологизме. Подтверждая
существование преемственной связи Чехова с Тургеневым, автор статьи
подчеркивает новаторство первого. По ее мнению, «речь должна идти не
столько о преемственности, сколько о типологии, возникающей на основе
генетической связи»33.
Большой научный интерес к изучению литературной связи Чехова с
Тургеневым наблюдается и в настоящее время. Так, в 2018 году была
опубликована статья А. В. Кубасова под названием «Художественная
рецепция И. С. Тургенева в прозе А. П. Чехова». В работе были рассмотрены
тургеневские интертексты в чеховских произведениях «В ландо»,
«Переполох», «Безнадежный», «Ариадна» и «Чайка». Эти интертексты, по
убеждению ученого, позволяют чеховским героям «обретать литературную и
смысловую перспективу» 34
. Ученый считает, что частью причины
Тюхова Е. В. Тургенев и его герои в раннем творчестве Чехова // Спасский вестник.
2004. № 10. С. 111.
Там же.
Тюхова Е. В. Тургенев и Чехов: преемственные и типологические связи // Спасский
вестник. Тула, 2005. Вып. 12. С. 165.
Кубасов А. В. Художественная рецепция И. С. Тургенева в прозе А. П. Чехова //
Филологический класс. 2018. № 4. С. 130.
использования Чеховым аллюзий на Тургенева является близость двух
писателей в «технике письма», «искусстве повествования и иронизирования»35.
Еще одной важной работой по теме «Чехов и Тургенев» стала
диссертация Г. А. Григорян. В этой работе отношение Чехова к творчеству его
предшественника было рассмотрено с точки зрения писательской критики.
Тщательно исследуя чеховские письма и художественные произведения, где
содержатся высказывания о Тургеневе и тургеневские цитаты, и пейзаж у двух
писателей как воплощение творческой полемики Чехова с предшественником,
исследовательница указывает на «эволюцию “присутствия” Тургенева на
разных уровнях в творческой системе Чехова»36. По ее мнению, для Чехова в
ранний период творчества, Тургенев является «всепроникающей величиной»37,
однако со временем у Чехова наблюдается все больше критики традиций
предшественника.
Из проведенного исследования следует, что влияние Тургенева на
раннее творчество Чехова было значительным и многогранным. Это
проявляется во многочисленных высказываниях чеховских персонажей о
Тургеневе и тургеневских темах, мотивах, образах и творческой манере в
ранних произведениях Чехова. Тургеневские традиции в ранних
произведениях Чехова во многих случаях являются следствием того, что
молодой писатель в поисках собственного пути и новаторских приемов, а
также стремясь к максимально объективному воспроизведению
действительности, учился у своего предшественника.
Особое значение Тургенева-художника для молодого Чехова как
читателя и писателя заметно в чеховских письмах, где нередко упоминается
имя Тургенева. Эти упоминания свидетельствуют о большом интересе
молодого писателя к творчеству предшественника и хорошем знании Чеховым
тургеневского стиля и разных элементов его произведений.
Однако ранние письма Чехова также демонстрируют, что, восхищаясь
творчеством Тургенева, Чехов не видел в нем абсолютный авторитет.
Произведения Тургенева оценивались Чеховым довольно объективно в
соответствии с принципами русского реализма и собственными
литературными убеждениями, хотя данные убеждения, несомненно,
сформировались не без влияния Тургенева.
Имя Тургенева часто появляется и в ранних художественных
произведениях Чехова, где высказывания о Тургеневе, служившем для Чехова
эстетическим критерием, использованы в качестве особого приема, который
выполняет разные функции в текстах: аллюзии, функции изображения
персонажей157, создания комического эффекта, объявления авторской позиции
и придания произведениям «актуальности» и «злободневности» 158 , которая
была важна для «малой прессы».
Тургеневское влияние на раннее творчество Чехова ярко проявляется в
таких аспектах, как темы, образы и мотивы. Судя по этим элементам, можно
считать рассказы, названные Г. А. Бялым «чеховскими “Записками
охотниками”» 159 , наиболее концентрированным воплощением влияния
Тургенева на раннее творчество Чехова. Кроме крестьянской темы и образов
«“вольных людей” из народа»160 , в ранних произведениях Чехова также
наблюдаются другие тургеневские элементы такого рода: мотив угасания
дворянских гнезд, тема отцов и детей, образы героев из одноименного романа,
тургеневские девушки и др.161
Учась у предшественника, Чехов не только продолжал его темы, образы,
мотивы, но и развивал их, придавая им оригинальность. Во многих случаях
Чехов наполнял тургеневские элементы более современным содержанием,
бытовыми подробностями и представлял их в более объективном свете.
На характеристическую функцию высказываний чеховских персонажей о
Тургеневе указали И. Г. Ямпольского, З. С. Паперный, Е. В. Тюхова и Г. А. Григорян. Мы
разделяем мнение Е. В. Тюховой о том, что «присутствие» Тургенева в чеховских
произведениях позволяет раскрыть не только отрицательные черты персонажей, но и
положительные. См.: Ямпольский И. Г. Указ. соч. С. 275–300.; Паперный З. С. Указ. соч.
С. 127−136; Тюхова Е. В. Тургенев и его герои в раннем творчестве Чехова. С. 97−111.;
Григорян Г. А. А. П. Чехов — читатель и критик И. С. Тургенев. С. 96−141.
Оверина К. С. Указ. соч. С. 9.
Бялый Г. А. Указ. соч. [Электронный ресурс]. URL: http://turgenev-
lit.ru/turgenev/kritika-o-turgeneve/byalyj-russkij-realizm/zapiski-ohotnika.htm (дата обращения:
06.05.2021).
Там же.
См.: Алехина И. В. «Дворянское гнездо в изображении А.П. Чехова». 2019. № 1.
С. 88−91; Кубасов А. В. Художественная рецепция И. С. Тургенева в прозе А. П. Чехова.
С. 124−131; Бицилли П. М. Указ. соч. С. 522–692 и др.
Убедительным доказательством преемственной связи Чехова с
Тургеневым становится следование за тургеневской творческой манерой в
пейзаже и психологизме в раннем творчестве Чехова.
Чеховскому пейзажу раннего периода присущи многие характеристики
тургеневских описаний природы: поэтичность, живописность, эмоциональная
наполненность, «лирико-философская тональность»162, пристальное внимание
к деталям и склонность к употреблению таких приемов, как метафора,
сравнение и антропоморфизм.
Однако Чехов не довольствовался лишь усвоением чужих традиций.
Основываясь на опыте предшественника и собственном понимании реализма,
молодой писатель стремился найти свои способы представления пейзажа, и
уже на раннем этапе творчества добился определенных результатов. В
частности, на основе случайных явлений в тургеневском пейзаже Чехов создал
такие новаторские принципы описания природы, как ассоциация явлений
природы с бытовыми явлениями и вещами 163
и описание природы в
соответствии с пространственной позицией наблюдателя164.
Психологизм в раннем творчестве Чехова имеет много общего с
тургеневской тайной психологией: для психологизма обоих писателей
характерна неочевидность, скрытность, смутность и крайняя естественность.
Судя по содержанию психологических описаний у двух писателей, оба
они сосредоточиваются на описании общего душевного состояния персонажей
и основных этапах внутренних движений, а не на детальных сложных
процессах; делают упор на эмоции персонажей, а не на «рациональный»165
анализ. Описания часто остаются смутными и не объясненными, что отражает
Громов Л. П. Указ. соч. [Электронный ресурс]. URL:
http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st003.shtml (дата обращения: 06.05.2021).
Тюхова Е. В. Тургенев и Чехов: преемственные и типологические связи. С. 159.
См.: Белкин А. А. Указ. соч. С. 920.; Чудаков А. П. Указ. соч. С. 460−462.
Есин А. Б. Указ. соч. С. 97.
важный принцип в психологизме Тургенева и Чехова: «расчет на сотворчество
читателей»166.
С точки зрения формы психологические описания у обоих писателей
характеризуются небольшим объемом, они представлены в равных
пропорциях с развитием действия и чаще всего даны через косвенные приемы
воспроизведения внутреннего мира, среди которых многие являются общими
для Тургенева и Чехова.
Обращение молодого Чехова к принципам тайной психологии основано
на некоторых общих эстетических взглядах двух писателей, как то: лаконизм,
стремление к естественности и максимальному воспроизведению реальности,
и, как заметила Е. В. Тюхова, мысль о «недоступности для рационального
знания глубинной сущности личности» 167 . Более того, основной объект
описания в раннем творчестве Чехова — «маленький человек», который
лишен сложных психологических процессов и возможности духовно-
нравственного возрождения, также определяет скрытность и неочевидность
психологизма в раннем творчестве Чехова.
К сожалению, ограниченный объем исследования не позволил подробно
остановиться на развитии Чеховым принципов и методов тургеневской тайной
психологии и новаторстве психологизма в раннем творчестве Чехова. В этом
мы видим перспективы дальнейшего исследования настоящей проблемы.
Есин А. Б. Указ. соч. С. 172.
Тюхова Е. В. Тургенев и Чехов: преемственные и типологические связи. С. 165.
Источники
1.А. П. Чехов в воспоминаниях современников / сост., подг. текста,
коммент. Н. И. Гитович. М.: Худ. литература, 1986. 735 с.
2.Лейкин Н. А. Рассказы[Электронныйресурс]//Писатели
чеховской поры: Избранные произведения писателей 80–90-х годов: В 2 т. Т.
1. М., 1982. URL: http://az.lib.ru/l/lejkin_n_a/text_0050.shtml (дата обращения:
06.05.2021).
3.Литературное наследство: Чехов / под ред. В. В. Виноградова и др.
М.: Изд-во АН СССР, 1960. Т. 68. 974 с.
4.Переписка А. П. Чехова: В 2 т. / сост. и коммент. М. П. Громова,
А. М. Долотовой, В. Б. Катаева. М.: Худ. литература, 1984. Т. 1. 447 с.
5.Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 12 т.
Письма: В 18 т. / под ред. М. П. Алексеева и др. М.: Наука, 1978–2018.
6.Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 18 т. Письма:
В 12 т. / под ред. Н. Ф. Бельчикова и др. М.: Наука, 1974–1982.
7.Чехов М. П. Вокруг Чехова: встречи и впечатления / подг. текста,
коммент. С. М. Чехова. М.: Московский рабочий, 1964. 368 с.
8.Эккерман И. П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни / пер.
с нем. Наталии Ман; вступ. статья Н. Н. Вильмонта; коммент. и указ.
А. А. Аникста. М.: Худ. литература, 1981. 687 с.
Научная и критическая литература
9.Алехина И. В. «Дворянское гнездо» в изображении А. П. Чехова //
УченыезапискиОрловскогогосударственногоуниверситетасерия:
гуманитарные и социальные науки. 2019. № 1. С. 88–91.
10.Алехина И. В. Человек и действительность в пьесе А. П. Чехова
«Безотцовщина»//УчебныезапискиОрловскогогосударственного
университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2013. № 1.
С. 226−234.
11.Арсеньев К. К. Беллетристы последнего времени. А. П. Чехов —
К. С. Баранцевич — Ив. Щеглов [Электронный ресурс]. // Вестник Европы.
1887. Кн. 12. URL: http://az.lib.ru/a/arsenxew_k_k/text_0040.shtml (дата
обращения: 06.05.2021).
12.Батюто А. И. Тургенев и русская литература от Чернышевского
до Чехова (проблема героя и человека). Статья первая / А. И. Батюто
Избранные труды. СПб: Нестор-История, 2004. С. 830−858.
13.Батюто А. И. Тургенев и русская литература от Чернышевского
до Чехова (Проблема героя и человека). Статья вторая / А. И. Батюто
Избранные труды. СПб.: Нестор-История. 2004. С. 859−889.
14.Белкин А. А. Художественное мастерство Чехова-новеллиста. /
А. П. Чехов: pro et contra / сост., ред. И. Н. Сухих. СПб.: РХГА, 2010. Т. 2.
С. 885–929.
15.Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. 3-е
изд., дораб. М.: Худ. литература, 1984. 511 с.
16.Бицилли П. М. Творчество Чехова. Опыт стилистического анализа /
А. П. Чехов: pro et contra / сост., ред. И. Н. Сухих. СПб.: РХГА, 2010. Т. 2.
С. 522–692.
17.Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм [Электронный ресурс]. М.;
Л.: Советский писатель, 1962. URL: http://turgenev-lit.ru/turgenev/kritika-o-
turgeneve/byalyj-russkij-realizm/index.htm (дата обращения: 06.05.2021).
18.Гнедчик А. С.ТрансформацияобразаГамлетаврусской
литературе второй половины XIX века (от Тургенева к Чехову) // Язык и
социальная динамика. 2014. № 14-2. С. 70–78.
19.Головко В. М. Художественно-философские искания позднего
Тургенева (изображение человека). Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1989.
168 с.
20.Градобоева А. А. «Тоска» А. П. Чехова: жанровые особенности
«рассказа открытия» // Актуальные проблемы филологии. 2019. № 18.
С. 30−36.
21.Григорян Г. А. А. П. Чехов — читатель и критик И. С. Тургенев:
дис. … канд. филол. наук. М., 2019. С. 207.
22.Григорян Г. А. И. С. Тургенев в восприятии персонажей ранних
рассказов А. П. Чехова // Litera. 2019. № 4. С. 70–78.
23.Григорян Г. А. Пейзаж в художественном мире Чехова и Тургенева.
Традиции и полемика // Ученые записки Орловского государственного
университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 4. С. 111–
116.
24.Гришунин А. Л.Чехови«Запискиохотника» //Контекст:
Литературно-теоретическиеисследования.М.:Ин-тмир.лит.им.
А. М. Горького, 1989. 247–260.
25.Громов Л. П. Чехов и его великие предшественники [Электронный
ресурс] // Великий художник: Сб. ст. Ростов н/Д: Ростовское кн. изд-во, 1959.
URL:http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st003.shtml(дата
обращения: 06.05.2021).
26.Громов М. П. Чехов. Серия ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1993. 396 с.
27.Долинин А. С. Тургенев и Чехов (Параллельный анализ
«Свидания» Тургенева и «Егеря» Чехова) // Долинин А. С. Достоевский и
другие: Ст. и исслед. о рус. классич. лит. Л.: Худ. лит. Ленингр. отд-ние, 1989.
С. 331−373.
28.Дубинина Т. Г. Концепт «счастье» в прозе И. С. Тургенева и
А. П. Чехова // Спасский вестник. Тула: Аквариус, 2016. Вып. 24. С. 81−88.
29.Дубинина Т. Г. Тургеневские аллюзии в рассказе Чехова «Тина» //
Сб. науч. ст. по материалам Международной научной конференции
«XIII Виноградовские чтения». М.: МПГУ, 2004. С. 252−259.
30.Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М.:
ФЛИНТА, 2017. 176 с.
31.Катаев В. Б. Литературные связи Чехова [Электронный ресурс].
М.: Изд-во МГУ, 1989. URL: http://chehov-lit.ru/chehov/kritika/kataeva-
literaturnye-svyazi-chehova/index.htm (дата обращения: 06.05.2021).
32.Кубасов А. В. Проза Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург:
Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1998. 399 с.
33.Кубасов А. В. Художественная рецепция И. С. Тургенева в прозе
А. П. Чехова // Филологический класс. 2018. № 4. С. 124–131.
34.Курляндская Г. Б. Художественный метод Тургенева-романиста.
Тула: Приокское кн. изд-во, 1972. 342 с.
35.Манн Ю. В. Тургенев и другие. М.: РГГУ, 2008. 630 с.
36.Мережковский Д. С. Старый вопрос по поводу нового таланта
[Электронный ресурс] // Северный вестник, 1888. № 11. Отд. II. URL:
http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_0150.shtml(датаобращения:
06.05.2021).
37.Назарова Л. Н. Тургенев и русские писатели: «Записки охотника»
и рассказы Чехова начала–середины 80-х годов // Тургенев и его
современники: Сб. ст. Л.: Наука, 1977. С. 109−129.
38.Оболенский Л. Е. Народ в жизни и народ в литературе // Одесский
листок. 1897. 29 апреля. № 112.
39.Оверина К. С. Ранняя проза А.П. Чехова (1880-1884 гг.): проблема
повествования: дис. … канд. филол. наук. СПб., 2015. 252 с.
40.Паперный З. С. Творчество Тургенева в восприятии Чехова //
И. С. Тургенев в современном мире: Сб. ст. М.: Наука, 1987. С. 127−136.
41.Прозоров В. В. «Он очень хороший писатель. А как он про любовь
писал!»: Читатели-персонажи А. П. Чехова об И. С. Тургеневе // Известия
Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика,
2019. Т. 19. № 1. С. 45–49.
42.Пустовойт П. Г. И. С. Тургенев — художник слова. М.: Изд-во
МГУ, 1987. 301 с.
43.Ребель Г. М.Чехови«тургеневскаядевушка»:
Мировоззренческий и художественный аспекты тургеневской традиции //
Тургенев в русской культуре. М., СПб.: Нестор-История, 2018. С. 309−352.
44.Ребель Г. М.ЧеховкакБазаров.Мировоззренческийи
художественный аспекты тургеневской традиции // Вопросы литературы, 2018.
№ 3. С. 218−258.
45.Сергиевский И. В. Мотивы и образы И. С. Тургенева //
Литературная учеба. 2016. № 6. С. 158–172.
46.Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения / Сост.
В. В. Прозоров, Ю. Н. Борисов. М.: Высш. шк., 2007. 535 с.
47.Строганов М. В. Тургенев и «равнодушная природа» //
И. С. Тургенев: текст и контекст: Коллективная монография / под ред.
А. А. Карпова, Н. С. Мовниной. СПб.: Скрипториум, 2018. С. 20−29.
48.Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова [Электронный ресурс].
Л.:Изд-воЛенингр.гос.ун-та,1987.URL: http://chehov-
lit.ru/chehov/kritika/suhih-problemy-poetiki-chehova/index.htm (дата обращения:
06.05.2021).
49.Тюхова Е. В. Тургенев и его герои в раннем творчестве Чехова //
Спасский вестник. 2004. № 10. С. 97−111.
50.Тюхова Е. В. Тургенев и Чехов: преемственные и типологические
связи // Спасский вестник. Тула: Гриф и К, 2005. Вып. 12. С. 158−165.
51.Тюхова Е. В. Тургеневские цитаты и реминисценции в пьесах
Чехова // Спасский вестник. 2004. № 11. С. 111–120.
52.Чудаков А. П. Поэтика Чехова. Мир Чехова: возникновение и
утверждение. СПб.: Азбука, 2016. 701 с.
53.Шаталов С. Е. Черты поэтики (Чехов и Тургенев) // В творческой
лаборатории Чехова. М.: Наука, 1974. С. 296−309.
54.Ямпольский И. Г. И. С. Тургенев и его герои в произведениях
других писателей // Ямпольский И. Г. Поэты и прозаики: Статьи о русских
писателях XIX–начала XX в. Л.: Сов. писатель, 1986. С. 275–300.
55.Янина М. М. Человек в художественном мире Чехова и Тургенева
(Гамлет и Дон Кихоты. Структура образа) // Литературный календарь: книги
дня. 2010. Т. 4. № 1. С. 37–53.
Справочная литература
56.А. П. Чехов: Энциклопедия / сост. и ред. В. Б. Катаев. М.:
Просвещение, 2011. 695 с.
57.Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / гл. ред. А. А. Сурков.
М.: Советская энциклопедия, 1962–1978.
58.Литературный энциклопедический словарь / под. общ. ред.
В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.
750 с.
59.Словарь русского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1999.
60.Успенский Б. А. Поэтика композиции: структура художественного
текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. 223 с.
61.Фарино Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие. СПб.:
Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 639 с.
62.Шмид В. Нарратология М.: Языки славянской культуры, 2003.
312 с.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!