Очерк Б.К. Зайцева «Сергий Радонежский» и Житие прп. Сергия Радонежского Епифания Премудрого. Сопоставительный анализ.
Автор работы ставит вопрос об изображении святости и личности Сергия Радонежского в житии Епифания Премудрого и житийном очерке Бориса Зайцева. Также подробно рассматривается вопрос о том, какую роль играл святой в жизни писателя и русских эмигрантов начала XX-го века.
Введение
Глава I. Раннее творчество Б. К. Зайцева в оценке критиков и литературоведов
Глава II. Христианские основы художественного мира Б. К. Зайцева
2.1. Православное монашество в творчестве Б. К. Зайцева эмигрантского периода.
2.2. Концепция «русской святости» в житийном очерке Б.К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»
Глава III. Особенности авторского повествования Епифания Премудрого
3.1. Стиль Епифания Премудрого в контексте современной агиографии Московской Руси
3.2. Особенности стиля «Жития Сергия Радонежского»
Глава IV. Сопоставительный анализ очерка Б. К. Зайцева «Сергий Радонежский» и жития преп. Сергия Радонежского Епифания Премудрого
Заключение
Список использованной литературы
Преподобный Сергий Радонежский – православный русский святой, игумен русской Церкви и основатель ряда монастырей, в том числе Троице- Сергиевой Лавры. Павел Флоренский назвал его «ангелом-хранителем России»1, а агиограф Епифаний Премудрый в житии Сергия Радонежского часто использовал эпитет «ангельский» по отношению к нему.
Праведная жизнь святого, проведённая в труде и молитве, вдохновляла не только монахов и членов Церкви – его образ нашёл своё воплощение в живописи (М. В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею», триптих «Труды Сергия Радонежского, Н. К. Рерих «Святой Сергий Радонежский», В. М. Васнецов «Святой Сергий Радонежский»), скульптуре (А. В. Логановский – горельеф на храме Христа Спасителя), художественной литературе (Б. К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский», Д. М. Балашов «Святая Русь», И. С. Шмелёв «Куликово поле») и др.
Писатели русского зарубежья, особенно Б. К. Зайцев и И. С. Шмелёв, в эмиграции считали своей миссией приобщение соотечественников и западного мира к главному сокровищу Святой Руси и русской культуры – православной вере.
Житийный очерк «Преподбный Сергий Радонежский» стал для Б. К. Зайцева переломным моментом на творческом пути: изменения, которые произошли в его мировоззрении в период эмиграции, побудили писателя искать духовные основы в православной вере. Он занимался поисками истоков русской святости, стремился сохранить и приумножить память о подвижниках, монастырях и духовной жизни русского народа. Жизнеописание преподобного Сергия, «игумена русской земли», стало одним из самых ярких и серьёзных его опытов в этом деле.
1 Флоренский П. А. Православие / Христианство и культура. М.: Фолио, 2001. С. 492.
3
Писатель не просто создал ещё одну версию жития Сергия Радонежского – он стремился напомнить русскому народу о его истоках и о тех добродетелях святого, память о которых хранится и передаётся из поколения в поколение. Для Б. К. Зайцева жизнь преподобного была примером духовного подвига, который преображал мир вокруг. А.М.Любомудров писал: «Создавая книгу о Сергии, Зайцев не пошел по пути беллетризации истории – ему были важны реальные черты личности и суть деятельности великого подвижника, и в этом отношении «Преподобный Сергий Радонежский» ближе к созданным позднее биографиям «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов»2.
На протяжении всего житийного очерка Б. К. Зайцев в первую очередь акцентирует внимание на качествах Сергия Радонежского как человека, а не как служителя Церкви. Этот подход расходится с понятиями житийного канона. Т. Д. Руди считала, что «Цель агиографа не воссоздание исторически достоверной биографии, а выявление сути и вневременного содержания подвига святого, земная жизнь которого была путем к Богу. Поэтому агиограф зачастую сознательно лишает своего героя индивидуальных, «земных» черт и оставляет в его образе лишь типическое и «небесное»»3 .Эту тенденцию мы можем наблюдать в житии Епифания Премудрого.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучения качеств личности Сергия Радонежского в контексте не только житийной, но и «светской» литературы. На наш взгляд, подробное исследование образа святого позволит составить его житийный портрет и обозначить круг характеристик, позволяющих отнести его к образцу русской святости.
2 Любомудров А. М. Книга Бориса Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» // Литература и история. Исторический процесс в творческом сознании русских писателей ХVIII-ХIХ веков / под ред. Ю. В. Стенника. СПб., 1992. С. 267.
3 Руди Т. Д. Жития святых / // Православная энциклопедия: В 60 т. Т. 19. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2013. С. 285.
4
Научная новизна работы заключается в том, что впервые сопоставительный анализ житийного очерка Б.К.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» и жития Епифания Премудрого «Преподобного и богоносного Отца нашего, игумена Сергия Чудотворца» стал объектом аксиологического анализа.
Цель данной работы состоит в изучении особенностей репрезентации образа Сергия Радонежского в очерке Б. К. Зайцева «Сергий Радонежский» и житии преп. Сергия Радонежского Епифания Премудрого.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить творчество Б. К. Зайцева в оценке критиков и литературоведов;
2. Выявить черты православного монашества в творчестве Б. К. Зайцева эмигрантского периода;
3. Выделить концепцию «русской святости» в житийном очерке Б. К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»;
4. Изучить особенности авторского повествования Епифания Премудрого;
5. Провести сопоставительный анализ очерка Б. К. Зайцева «Сергий Радонежский» и жития преп. Сергия Радонежского Епифания Премудрого.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Сравнительно-сопоставительный – при сопоставлении текста жития преп. Сергия Радонежского Епифания Премудрого и очерка Б. К. Зайцева «Сергий Радонежский»;
2. Анализ – при изучении литературных и научных источников, а также исследования особенностей поэтики и идейно-смысловой составляющей изучаемых текстов.
5
3. Абстрагирование–приопределениижанрапроизведений,атакже характеристики стиля повествования.
4. Обобщение – при формирования общего вывода, основываясь на сопоставительном анализе текстов.
Следует отметить, что на сегодняшний день существует множество вариантов «Житий преподобного Сергия Радонежского». Первоисточником является житие, написанное в 1418 г. Епифанием Премудрым. Во второй половине XV в. текст «Жития» был значительно переработан агиографом Пахомием Логофетом и дошел до наших дней в пяти различных редакциях. Материалом для нашего исследования послужит текст жития из «Библиотеки литературы Древней Руси», который «представляет собой компиляцию, составленную в XVI в. на основе других редакций»4. Вместе с тем будет рассматриваться текст житийного очерка Б. К. Зайцева, приведённый в 7-м томе «Святая Русь: Избранная духовная проза» его полного собрания сочинений5.
Объект изучения – особенности репрезентации образа Сергия Радонежского в очерке Б. К. Зайцева «Сергий Радонежский» и житии преп. Сергия Радонежского Епифания Премудрого.
Предмет изучения – качества личности Сергия Радонежского, представленные в житии Епифания Премудрого и житийном очерке Б. К. Зайцева.
Теоретическую базу данного исследования составляют труды критиков и литературоведов, посвящённые анализу поэтики Б. К. Зайцева: Г. В. Адамовича, М. В. Ветровой, З. Н. Гиппиус, П. В. Грибановского,
4 Житие Сергия Радонежского [Электронный ресурс] / подг. текста и коммент. Д. М. Буланина, перевод М. Ф. Антоновой и Д. М. Буланина // Библиотека литературы Древней Руси: в 20 т. Т. 6. СПб.: Наука, 1997. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4989 (дата обращения: 05.10.2020).
5 Зайцев Б. К. Преподобный Сергий Радонежский / Сост. Т. Ф. Прокопов; Примечания Т. Ф. Прокопова // Зайцев Б. К. Полн. собр. соч.: В 11 т. Т. 7. Святая Русь: Избранная духовная проза. М.: Русская книга, 2000. 526 с.
6
А. М. Любомудрова, Т. Ф. Прокопова, А. Н. Топоркова и др. Также оказались полезными работы учёных, которые занимались исследованием жанров и поэтики Древнерусской литературы, в том числе сочинений Епифания Премудрого: В. П. Адриановой-Перетц, С. В. Жилякова, В. О. Ключевского, Д. С. Лихачёва, В. Д. Петровой, А. М. Ранчина, В. Н. Топорова, Г. П. Федотова и др.
При написании выпускной квалификационной работы также были использованы словари: Большой толковый словарь С. А. Кузнецова, Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, Словарь книжников и книжности Древней Руси под ред. Д. С. Лихачёва. Также в работе использовались различные энциклопедические источники: Православная энциклопедия (Т. 19), Литературная энциклопедия (Т. 4) и др.
Структура работы – введение, четыре главы, заключение и список используемой литературы.
Во введении определяются актуальность и научная новизна исследования, его объект, предмет, материал, также сформулированы цели, задачи, описана теоретическая база.
В первой главе представлен обзор раннего творчества Б. К. Зайцева в оценке критиков и литературоведов.
Во второй главе выделены христианские основы художественного мира Б. К. Зайцева, черты которых появились в эмигрантский период его творчества. Также здесь описывается концепция «русской святости» и православного монашества в житийном очерке Б. К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» и других его произведениях позднего периода.
В третьей главе раскрываются особенности авторского повествования Епифания Премудрого, исследуется стиль его житий в контексте современной агиографии Московской Руси.
7
В четвёртой главе проводится сопоставительный анализ очерка Б. К. Зайцева «Сергий Радонежский» и жития преп. Сергия Радонежского Епифания Премудрого.
В заключении сформулированы основные результаты исследования.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!