Творчество В. В. Владимирова (1880-1931) в контексте развития русского искусства первой трети ХХ века : диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения : 17.00.04
Том 1.
Введение ………………………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Символизм и модерн как семантический и стилистический контекст
творчества В. В. Владимирова …………………………………………………………………………….. 15
Глава 2. 1898-1905 гг. Ранний московский период творчества В. В. Владимирова:
неоромантизм, модерн ………………………………………………………………………………………… 31
Глава 3. 1906-1916 гг. Расцвет символистской графики В. В. Владимирова «между
двух революций» ………………………………………………………………………………………………… 71
Глава 4. 1921-1930 гг. В. В. Владимиров среди мирискусников и конструктивистов в
детском книгоиздательстве в Ленинграде ………………………………………………………….. 132
Заключение……………………………………………………………………………………………………….. 170
Список сокращений …………………………………………………………………………………………… 176
Список источников ……………………………………………………………………………………………. 177
Список использованной литературы ………………………………………………………………….. 183
Список опубликованных работ по теме диссертации………………………………………….. 194
Том 2.
Приложение 1. Каталог избранных работ В. В. Владимирова ………………………..3
Приложение 2. Документы и фотографии ……………………………………………162
Приложение 3. Факсимиле изданных статей В. В. Владимирова …………………..171
Исследование посвящено творчеству художника Василия Васильевича Влади-
мирова (1880-1931) и культурно-историческому контексту конца XIX – первой трети
XX в., в рамках которого оно развивалось.
Актуальность исследования. Исследование наследия русского модерна и
символизма, в полной мере начавшееся лишь в 1970-е гг., продолжается до сих пор.
1990-е гг. стали временем открытия забытых имен в русском искусстве начала XX в.
Одним из них стало имя В. В. Владимирова: его работы из собрания Государствен-
ного Русского музея (ГРМ) экспонировались в 1996 г. на выставке «Символизм в
России», а в 1999 г. была опубликована статья Ю. Б. Демиденко1, посвященная его
биографии и творчеству – единственная более или менее полная публикация о ху-
дожнике на сегодняшний день. В целом наследие Владимирова остается мало изу-
ченным в силу своей разрозненности, а между тем его творчество несомненно пред-
ставляет научный интерес. Введение в искусствоведческий оборот произведений,
которых еще не было в поле внимания исследователей, а также анализ работ, уже
фигурировавших в публикациях о художнике, позволит составить наиболее исчер-
пывающую картину его творчества и вписать его в историю русского искусства кон-
ца XIX – первой трети XX в.
Контекст творчества В. Владимирова позволяет обратиться к вопросу о стили-
стических разновидностях модерна и его символистском образном наполнении, а
также определить расстановку художественных сил в детской книжной графике
1920-х гг., к которой в этот период обратился Владимиров. Как неоднократно отме-
чали исследователи, стиль эпохи нельзя увидеть, ограничиваясь примером творче-
ства выдающихся мастеров того или иного периода. В то время как пример Влади-
мирова позволяет проследить некоторые из направлений, в которых развивалось
Демиденко Ю. В. В. Владимиров художник первой книги Блока // Труды Государственного музея истории Санкт-
Петербурга. СПб., 1999. Вып. IV (Музей-квартира А. Блока: материалы научных конференций). С. 253-265.
русское искусство указанного периода, и, в частности, акцентировать излюбленные
темы и мотивы художников символизма и модерна 1900-10-х гг. и детских книжных
иллюстраторов 1920-х гг.
Степень изученности проблемы. Самое раннее поступление в музейный
фонд работ Василия Владимирова – это передача им самим двадцати пяти гравюр в
Музей изящных искусств (сегодня – ГМИИ им. А. С. Пушкина) в 1920-е гг.2 После
смерти художника в 1931 г. его имя было почти забыто, часть работ пропала во вре-
мя войны. В 1969 г. его сын, тоже художник и тоже Василий Васильевич Владими-
ров3 , преподававший на художественно-графическом факультете Ленинградского
государственного педагогического института им А. И. Герцена, организовал там вы-
ставку «В. Владимиров (1880–1931). Художник, исследователь, теоретик и популя-
ризатор». Одновременно он передал Русскому музею двадцать гравюр, датируемых
1906–1911 гг., а сотрудник музея В. Наумов начал работу по систематизации све-
дений о художнике. В 1975 г. два эскиза обложек детских книг, выполненных Вла-
димировым в 1925 г. для издательства «Радуга», были приобретены музеем у
С. В. Поляковой – дочери журналиста Полякова, помощника основателя издатель-
ства «Радуга» Льва Клячко. В 1981 и 1989 гг. жена сына Владимирова Тамара Гера-
симовна Чистякова передала коллекцию рисунков и акварелей 1900-х гг., а также
альбом зарисовок 1901 г. и два офорта в собрание Вологодской областной картин-
ной галереи (ВОКГ).
Имя Василия Владимирова неизменно встречается в научных работах, посвя-
щенных литературе Серебряного века, в частности жизни и творчеству Андрея Бе-
лого4. Там он фигурирует как один из близких друзей поэта в годы студенчества и
один из участников кружка тогда еще будущих «аргонавтов».
ОР ГМИИ. Ф. 5. Оп. XII. Ед. хр. 8. Л. 98.
3
Второй сын Василия Владимирова – Сергей Васильевич Владимиров (1921–1972) – был известным ленинградским
театроведом; третий, старший, сын – Михаил Васильевич.
4
Богомолов Н. Вокруг «Серебряного века»: Статьи и материалы. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 385, 626;
Быстров В. Н. Между утопией и трагедией.: Идея преображения мира у русских символистов. М.: Прогресс-Плеяда,
2012. С. 98; Воспоминания об Андрее Белом / Сост. и вступ. ст. В. Пискунова. М.: Республика, 1995. С. 411 – здесь в
частности сообщается о фотографии, запечатлевшей А. Белого на карнизе квартиры Владимировых на Смоленском
Интерес к художественному наследию Владимирова возобновился благодаря
выставке 1996 г. «Символизм в России» в Русском музее, где были представлены его
акватинты. Например, известный зарубежный исследователь русского Серебряного
века Дж. Боулт приводит имя Владимирова в ряду художников «несомненного та-
ланта, которыми долго пренебрегали» вплоть до 1990-х гг., когда они «заняли свои
законные места в пантеоне русской культуры XX века»: Б. Анисфельда, В. Денисо-
ва, М. Фармаковского, Н. Калмакова, Вс. Максимовича, В. Масютина, В. Замирай-
ло5.
Наиболее полное описание жизни и творческого наследия художника содер-
жит упомянутая статья Ю. Б. Демиденко, где собраны воедино разрозненные факты
его биографии, включая и поздний период, и где В. Владимиров представлен в
первую очередь как художника сборника «Стихи о Прекрасной даме» Александра
Блока 6 . В своей книге «Символизм в русском изобразительном искусстве»
О. Ф. Петрова7 посвятила Владимирову (наряду с Анисфельдом и др.) один из раз-
делов главы «Забытые художники»; в нем она привела краткий стилистико-
семантический анализ некоторых из гравюр начала 1910-х гг. из собрания Русского
музея.
В 2005 г. журнал «Антикварное обозрение» опубликовал статью о Владими-
рове Л. Вострецовой, что было связано, по словам автора, с появлением на анти-
кварном рынке части архива художника8. В эти годы работы Владимирова фигури-
ровали на различных аукционах и в салонах антиквариата (в частности, салоне Ан-
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!