Своеобразие воспроизведения социальных проблем Китая и России XIX века в художественных текстах культуры (на произведениях живописи «Школы Хайшан» и «Товарищества Передвижников») : диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии : 24.00.01
Введение ……………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Особенности художественных текстов культуры Китая и России XIX
века ……………………………………………………………………………………………………………… 15
1.1 Произведение живописи как художественный текст культуры. ……………. 15
1.2 «Школа Хайшан» в контексте эстетического «поля» культуры Китая XIX
века…………………………………………………………………………………………………………… 29
1.3 «Товарищество Передвижников» как проявление реалистической
тенденции в художественной культуре России XIX века …………………………… 65
1.4 Художественные образы живописи передвижников как симбиоз
религиозно-философских исканий и революционно-демократических
настроений ……………………………………………………………………………………………….. 81
Глава 2 Специфика изображения социальных проблем XIX века в
художественных текстах «Школы Хайшан» и «Товарищества Передвижников»
……………………………………………………………………………………………………………………. 93
2.1 Символ как смыслопорождающая характеристика образа культуры в
художественных текстах «Школы Хайшан»………………………………………………. 93
2.2 Реалистические образы социальных проблем в художественных текстах
культуры «Товарищества Передвижников» ……………………………………………… 110
2.3 Изменения интерпретаций художественных текстов «Товарищества
Передвижников» и «Школы Хайшан» (XIX- XX- XXI вв.) ………………………. 123
Заключение ……………………………………………………………………………………………….. 144
Список использованной литературы …………………………………………………………… 151
Список иллюстративного материала…………………………………………………………… 151
Приложение ………………………………………………………………………………………………. 203
Актуальность исследования прошлого и его проблем связана, на наш
взгляд, с целым рядом причин, появившихся в ХХI веке:
Особое значение имеет уже то, что актуализация прошлого, а в нашем
исследовании – социальных проблем ХIХ века, помогает человеку, не
успевающему за темпами модернизации бытия, обрести некую устойчивость,
компенсируя таким образом утрату «знакомого» (Г. Люббе). Обращение к
осмыслению ушедших в прошлое проблем – это потребность человека
противопоставить себя повседневности, когда прошлое становится способом
спасения современного человека от тоталитаризма настоящего, а
интенсификация современных виртуальных форм коммуникации неизбежно
приводит к атрофии традиционных механизмов передачи культурной памяти в
межпоколенной трансляции.
Осмысление социальных проблем прошлого на основе художественного
текста, свидетельствующего об этих проблемах, может удовлетворить
актуальные запросы настоящего. Ряд исследователей объясняют интерес к
изучению прошлого в ХХI веке художественной ностальгией, «созидательной
импотенцией» (А. Ассман), невозможностью создать в сфере культуры что-то
новое. В этом контексте прошлое превращается в мощный ресурс,
реанимирующий современную культуру.
Россия и Китай в истории человеческой цивилизации нередко оказывали
влияние на её развитие, что оставило глубокий след во всемирной истории.
Поэтому интерес к исследованию истории культуры этих стран не ослабевает и
в XXI веке. Несмотря на культурные различия, можно увидеть многие схожие
черты в их национальных культурах. Объяснить это возможно лишь осмыслив
особенность каждой из культур в методологии сравнительного анализа и в
границах культурологического исследования. Особенно актуальны такого рода
исследования именно сейчас, когда между Китаем и Россией происходит
постоянное культурно-политическое взаимодействие и расширение прежних
связей.
Для того, чтобы более эффективно осуществлять культурный обмен,
китайский и русский народы должны в полной мере понять друг друга, выявить
культурное различие и сходство между двумя народами, что является весьма
важным в дальнейшем плодотворном развитии отношений. Тем не менее, в
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!