Русская народная песня в современных социокультурных условиях: пути сохранения и популяризации

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Девятов Владимир Сергеевич
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1
Теоретические предпосылки исследования проблемы сохранения русских
народно-песенныхтрадиций ………………………………………………………………….. 21
1.1 Народное творчество: к истории
вопроса……………………………………………………………………………..21
1.2 Русская народная песня как часть традиционной культуры ………… 38
1.3 Народная песня в контексте соотношения традиционной, элитарной
и массовой культуры …..…………………………….………………………… 52

ГЛАВА 2
Современные условия функционирования русской народной песни ….. 60
2.1 Фольклорная песенная традиция в современных социокультурных
условиях: динамика, формы и механизмы существования ………………………60
2.2 Особенности распространения и популяризации русской народной
песни в современных сценических условиях…………………………………………….. 74
2.3 Русская народная песня в информационно-коммуникационном
пространстве ………….………………………………………………………… 92

ГЛАВА 3
Пути сохранения и популяризации русской народной
песни……………………………………………………………………………………108
3.1 Государственная культурная политика в сфере нематериальной
традиционной культуры и административно-управленческий ресурс …… 108
3.2 Образовательная деятельность как фактор сохранения и
популяризациирусской народной
песни…………………………………………………………………………………… 118
3.3 Тенденции к актуализации процессов сохранения и популяризации
русской народной песни ………………………………………………………133

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 155

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………. 157

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..193

Во Введении обоснована актуальность и степень научной
разработанности темы исследования, поставлена научная проблема,
сформулированы цель и задачи, объект и предмет исследования, обозначены
методологические принципы работы и основные положения, выносимые на
защиту, обоснована ее научная новизна, теоретическая и практическая
значимость.
Первая глава диссертационной работы «Теоретические предпосылки
исследования проблемы сохранения русских народно-песенных
традиций» посвящена интерпретации категории «русская народная песня» в
научном знании, а также понятий, находящихся с ней в смысловом
взаимодействии.
В первом параграфе «Народное творчество: к истории вопроса»
представлена характеристика феномена народного творчества как особой
области народной культуры; раскрыты исторические аспекты становления
зарубежной и отечественной фольклористики как науки о народном
творчестве;освещеныосновныевехиразвитияроссийского
этномузыкознания. Отдельное внимание уделено этномузыковедческим
концепциям Е. Э. Линёвой и Б. В. Асафьева. В разделе в контексте изучения
народно-певческих традиций и современных условий их бытования, раскрыто
содержание понятия «народное творчество», а также взаимосвязанных с ним
дефиниций «традиционная культура», «народная культура», «народная
художественная культура», «народное художественное творчество»,
«фольклор».
Народное творчество является синкретичным по своей природе,
сложным и многогранным явлением, имеющим огромное общественно-
историческое значение и получившим обширную разработку в научном
знании. Будучи многофункциональным, народное творчество, представляет
собой способ личностно-творческого самовыражения, обнаруживающегося в
свободных, нерегламентированных формах, отражающих особенности
национального сознания и при этом ориентированных на региональную
традицию.
Проведенный ретроспективный анализ позволяет говорить о наличии в
отечественной фольклористике богатейшей эмпирической и теоретической
базы. Отечественными этнографами и фольклористами разработаны идеи об
эволюционном развитии фольклора; созданы соответствующие концепции по
изучению основных видов и жанров народного творчества; в синтезе со
смежными дисциплинами осуществлено комплексное исследование
народного творчества.
Рассмотрение условий бытования и особенностей жанрово-стилевого
развития русского музыкального народного творчества в ХХ столетии, и,
прежде всего, песенных традиций, показало, что во многом они определены
региональными особенностями, тем социокультурным положением, которое
занимает народная культура в конкретном регионе, наличием в нем моделей и
программ сохранения и развития традиционной культуры с учетом
региональной специфики.
Во втором параграфе первой главы «Русская народная песня как часть
традиционной культуры» автор обосновывает положение о том, что русская
народная песня функционирует в системе традиционной культуры как
локальная музыкально-фольклорная традиция, имеющая свои характерные
особенности и отличия.
Традиция выступает одним из механизмов сохранения и
воспроизводства русской народной песни: на всех этапах своего
существования русская народная песня неразрывно связана с традицией.
Именно традиция является для нее своего рода жизненной средой.
Исследование традиции как способа формирования функционирования
народной культуры привело ученых к формулировке понятия «фольклорная
традиция».Русскоенародно-певческоеискусствопредставляет
самостоятельную фольклорную традицию. Одним из путей сохранения
русской народной песни является создание условий для комфортного
существования традиционной среды. Исследование русской народной песни
как части традиционной культуры позволяет говорить о важности ее
осмысления не только как собственно музыкального и художественно-
эстетического феномена, но и как полифункцинального средства трансляции
этнокультурных традиций в современный социум, формирования
национального самосознания и сохранения ценностей духовной культуры.
Также в разделе дается характеристика понятия «народная музыкальная
культура», в контексте которой ряд исследователей полагает нужным
рассматривать сущность и особенности народной певческой культуры. В
параграфе рассматриваются основные формы и жанры песенного фольклора,
а также его особые характеристики (устность, вариативность, совместность и
коллективность, полистадиальность, укорененность в традиционной
культуре).
Третий параграф первой главы – «Народная песня в контексте
соотношения элитарной, традиционной и массовой культуры».
Рассмотрение данной проблематики обусловливается необходимостью
определения позиций народной песни в существующей культурной среде,
выявления области и силы влияния на нее иных сложившихся форм культуры,
социальных условий и технического прогресса. В разделе с философских,
социологических и культурологических позиций рассматриваются параметры
и особенности трех основных типов культуры: элитарной, традиционной и
массовой.
Автор акцентирует мысль о том, что традиционная культура, имея
многовековую историю, и по сей день продолжает играть в обществе
существенную роль, определенную ей в результате исторического развития.
Свойствами традиционной культуры выступают: устная форма передачи
информации,общинныйспособфункционирования,сохранность,
нединамичность (медленное накопление и изменение информации),
анонимность происхождения объектов, отсутствие профессиональных
авторов и др. Большая часть образцов традиционной культуры понятна
широкому кругу потребителей и не требует специальной подготовки для
полноценного восприятия.
Народная песня, входящая в структуру традиционной культуры, как и
сам этот тип культуры, на протяжении всего времени своего существования
была подвержена влиянию различных факторов развития общества. Проблемы
соотношения различных типов культур в современном социальном
пространстве находят прямое отражение на характере, условиях и формах
бытования народной песни, ее смыслах и функциях. Для определения
реальных, эффективных путей сохранения и популяризации народной песни в
современном обществе крайне важно уяснить картину ее соотношения,
взаимодействия как части традиционной культуры, с массовым и элитарным
типами культуры.
Результатом взаимодействия русской народной песни, как части
традиционной культуры, с другими типами культуры, по мнению автора,
можно считать привнесение в систему ее бытования таких ранее не
свойственных ей черт, как: знаковая фиксация; открытость первоисточника;
развитие образовательного компонента; практически повсеместный переход
из бытовой в сценическую форму существования; привлечение специалистов-
профессионалов и наличие профессиональных авторов; применение
современных, в том числе электронных форм передачи информации;
расширение коммерческой составляющей и т.д.
В качестве примера существования народной песни в современной, не
свойственной традиционной культуре среде, ее взаимодействия с массовой
культурой, в параграфе рассматривается феномен «фольклоризма», суть
которого как раз отражает адаптацию и трансформацию фольклора к условиям
современной культурной реальности.
Выступая сценической формой бытования фольклора, фольклоризм
может выполнять двоякую роль и соответствующе оцениваться. С одной
стороны, сценическое воплощение получают объекты аутентичного
фольклора, представляемые, например, этнографическими ансамблями или
исполнителями экспериментального направления, обратившихся к
реставрации жанров традиционного песенного фольклора. С другой стороны,
фольклоризм может выступать воплощением так называемого «эстрадного
фольклоризма» (Л. В. Шамина), ориентирующегося «на рынок». Имитируя
традиционную культуру, такое творчество на самом деле активно развивается
в лоне поп-музыки как ответвления массовой культуры. Это происходит в силу
ориентированности массовой культуры на усредненный стандартизированный
музыкальный продукт, который быстро становится популярным. Вследствие
этого народная песенная традиция подвергается модернизации и деформации.
С одной стороны, ей становятся доступны пути необыкновенно широкой и
быстрой популяризации, с другой стороны, специфичность, неповторимость
региональной песенной традиции становится менее востребованной.
Вовторойглавеисследования«Современныеусловия
функционированиярусскойнароднойпесни»раскрывается
социокультурный контекст современного развития рассматриваемого
феномена.
В первом параграфе главы «Фольклорная песенная традиция в
современных социокультурных условиях: динамика, формы и
механизмы существования» автор отвечает на вопрос о том, насколько
сохранными остаются в настоящее время характерные признаки народной
музыкальной культуры в целом, и в какой мере изменения уклада жизни,
технологические достижения, развитие коммуникативных средств и систем
влияют на содержание, язык и способы бытования народной песенной
традиции.
В ходе изучения выдвинутых вопросов автор приходит к утверждению
о том, что устойчивые характеристики аутентичного музыкального фольклора
в последние десятилетия теряют свою константность, происходит все более
очевидная «профессионализация» исполнительства народной песни. Сам
исполнительский процесс утрачивает свой функциональный характер,
отрываясь от конкретных обрядов, календарных праздников, трудовых
действий и пр. Почти утеряна и изустная передача песенной традиции
последующим поколениям, поскольку повсеместно преобладает не только
письменная фиксация фольклорных текстов, но и сохранение их в аудио- и
видеозаписи. Уходят из исполнительской практики древние народные
музыкальные инструменты, происходит жанрово-стилевое «размывание»
традиционного фольклора, смешение жанров народного творчества с жанрами
профессиональной музыки. Серьезной причиной появления проблем
сохранения и распространения русской народной песенной традиции является
существенное сокращение естественной социальной среды ее бытования в
регионах. Таким образом, социально-экономические преобразования,
изменения в идеологической ориентации, индустриализация, распространение
новых технологий, не только повышают жизненный уровень населения, но и
по-иному организуют культурное пространство человека, в котором зачастую
не находится места для бытования традиций народа, к которому он
принадлежит.
Современная народная песенная традиция сложна и многообразна, она
отражает многослойность и многомерность современного фольклора.
Бытование фольклора в аутентичной среде представляет собой фрагментарное
включение элементов традиционной культуры в повседневную жизнь, и
считается на сегодняшний день преобладающим. Полная форма его бытования
возможна лишь в условиях целостного сохранения традиционного уклада
жизни, поэтому главным средством распространения народно-песенной
традиции становится воссоздание и сохранение ее местных (региональных,
локальных) вариантов.
Для определения направлений распространения и популяризации
русской народной песни в настоящее время, необходимо обозначить
социокультурные механизмы, определяющие векторы развития этого
феномена. В качестве основных из них мы выделяем способы культурной
трансформации и инновации, а также самосохранение, адаптацию,
реставрацию, модернизацию, профессионализацию, стилизацию, имитацию.
В следующем параграфе второй главы диссертации «Особенности
распространения и популяризации народной песни в современных
сценическихусловиях»рассматриваетсяхарактернаятенденция
функционирования народной песни на современном этапе, когда народное
песенное творчество выходит за рамки быта и становится частью
сценического искусства.
Проблема интерпретации фольклора на современной сцене с годами
приобретает все более насущный характер: архаичные традиции постепенно
утрачиваются, и современники пытаются их сохранить, заставляя звучать
лучшие образцы песенной культуры прошлого в новых сценических условиях.
В аутентичной среде народная песня выполняет, прежде всего,
традиционно-нормативные функции. При перенесении ее в область
сценического воплощения происходит усиление декоративно-эстетических
функций, демонстрационных форм и, как следствие, при реализации на сцене
неподготовленными исполнителями возникает угроза утраты самобытности и
исконной семантики. В сценическом воплощении обрядовые действа
становятся более театрализованными, аутентичные песенные образцы
адаптируются к эстрадным критериям яркости и доступности и т.д. Такая
трансформация в современных условиях становится необходимой и
неизбежной.
В диссертации бытование народной песни на сценической эстраде
рассматривается нами как современная форма культурной трансформации
песенной традиции, которая, впрочем, имеет свои исторические предпосылки
и динамику (от творчества скоморохов до современности), этапы развития
которых представлены в параграфе. Отдельное место в описании
сценического бытования народной песни уделено деятельности
самодеятельных художественных коллективов, позиционирующих себя как
фольклорные ансамбли, раскрыты негативные и положительные аспекты их
творчества.
Автор приходит к выводу о том, что несмотря на неизбежное
видоизменение облика первоисточника, его характер и художественный
смысл, при искусственном воспроизведении народного оригинала на сцене
культурные явления так называемого «фольклоризма» («вторичного
фольклора») и «неофольклоризма» способствуют сохранению национальной
основы искусства, позволяют приобщить к народной музыке широкий круг
зрительской аудитории.
Осуществленный анализ, а также многолетний личный артистический
опыты диссертанта позволили сформулировать методологические ориентиры
в интерпретации русского народного песенного искусства на современной
сцене, в числе которых: сохранение и изучение аутентичных образцов
народного песенного творчества; сохранение жанрового и регионального
своеобразия народной песни; изучение специфических черт мелодики, ладо-
гармонического строя, исполнительской манеры народной песни; владение
техникой обработки, аранжировки, переложения и русской народной песни.
Таким образом, на фоне утраты народно-песенным искусством
прикладных функций и развития его эстетического и досугового
предназначения,функциональноепространствонародно-певческого
искусства в настоящее время сжимается. Современное сценическое
исполнительство представляет собой концертное искусство, массовое зрелище,
в связи с этим, народное песенное исполнительство переместилось в сферу
профессионального искусства, воплощаясь в сценические представления.
Третий параграф второй главы «Русская народная песня в
информационно-коммуникационном пространстве» продолжает линию
рассмотрения современных позиций бытования народного песнетворчества в
культурно-цивилизационном контексте, и в частности, в аспекте
взаимодействия с культурой техногенной цивилизации и, в частности,
медиакультурой.
Высокотехнологичная информационная среда занимает все больше
места в пространстве культуры. Современные технологии обеспечивают
новые возможности доступа к информации о тех или иных объектах
нематериальной культуры, к которым относится и народная песенная
традиция. Особую роль в этом процессе играют медиасредства, основной
функцией которых по отношению к национальной культуре выступает
пропаганда и популяризация народной песни через ее систематическую
трансляцию, через создание соответствующего контента и предоставление
достаточного количества информации об исполнителях и коллективах этого
жанра.
Основное внимание в разделе уделяется изучению проблемы позиций
народной музыкальной культуры в сегодняшнем информационном
пространстве России. С этой целью автором был осуществлен общий обзор и
анализ деятельности четырех основных видов средств массовой информации:
печати, радио, телевидения и интернета – их структуры и функций,
специфических особенностей, направленности действия, степени влияния и
охвата аудитории. Затем был проведен качественный и количественный
анализ присутствия народной песни в отечественных СМИ. По его
результатам были представлены статистические результаты. Так, суммарное
время звучания народной песни на 20 федеральных общероссийских
телеканалах (первый и второй мультиплекс) составляет около 3680 минут в
год, или, с учетом погрешности, около 0,7% годового эфирного времени
каналов. Примерно такая же ситуация складывается и на российском радио: на
волнах ведущих радиохолдингов России практически отсутствует звучание
народной песни (музыки) и соответствующих тематических программ.
Анализируя российский медиарынок печатных СМИ, диссертант получил
данные о том, что, по данным на 2019 г., из 55850 наименований печатных
изданий России единицы (не более 10, с учетом региональных изданий)
располагают на своих страницах информацию о народной песне, коллективах
и исполнителях этого жанра. При этом выходят четыре Всероссийских
периодических печатных издания, специально посвященных народному
творчеству («Живая старина», «Традиции», «Народное творчество»,
«Традиционная культура»).
Более позитивная тенденция по все большему использованию в качестве
информационного поля коллективами и исполнителями народной песни
наметилась в сети Интернет. Согласно опросу, проведенному среди
коллективов и исполнителей народной песни, около 70 % из них имеют свои
сайты в интернет-пространстве. Также около 66% опрошенных размещают
информацию о себе в социальных сетях. Кроме того, жанр народной песни
достаточно широко представлен на видеохостинге «YouTube». Таким образом,
интернет в настоящее время, несомненно, является ведущим СМИ по
трансляции жанра народной песни.
В целом осуществленный в рамках диссертации анализ позволяет
говорить не только о крайне низкой доле присутствия народной музыки в
информационном пространстве отечественных СМИ, но и о практически
полном отсутствии целенаправленной политики по организации пропаганды
народной песни как культурного достояния средствами современных
медиатехнологий.
Резюмируя содержание второй главы исследования автор подчеркивает,
что именно ввиду прогрессирующего перехода народной нематериальной
культуры из бытовых форм существования в сценические и информационные,
при организации поддержки народного песнетворчества на всех уровнях, а
также в работе по руководству народными музыкальными коллективами,
следует учитывать необходимость постоянного и все большего внедрения
форм и методов работы, соответствующих современному периоду.
Непринятие современных методов работы со средствами массовой
информации, продюсирования, PR-технологий, маркетинга, организации
работы менеджмента, аранжировок и сценических решений, звуко- и
видеозаписи и пр., как минимум, не приведет к необходимому повышения
интереса широких масс к жанрам нематериальной национальной культуры.
Третья глава диссертации «Пути сохранения и популяризации
русской народной песни» дает представление о тех стратегиях, с помощью
которых возможна активизация процессов возрождения и дальнейшего
развития русской народной песенности, стимулирование организации работы
по сохранению национальных песенных традиций.
В первом параграфе главы диссертационного исследования
«Государственная культурная политика в сфере нематериальной
традиционной культуры и административно-управленческий ресурс»
обосновывается приоритетная роль административного и культурного
регулированиясредисовременныхмеханизмоввозрожденияи
распространениянародно-певческойкультуры.Административно-
управленческое регулирование данных процессов осуществляется как на
федеральном, так и на региональном уровне. Для этого в настоящий момент
создана определенная законодательная база, дающая возможность построения
названной работы. В параграфе представлены результаты подробного
изучения содержания Конституции РФ, целого ряда федеральных законов, а
также отдельных государственных документов, разделы которых посвящены
исследуемой проблеме. Из данных текстов автором выделены определения
базовых понятий, которые составляют основу административно-
управленческой работы в области народной художественной культуры:
культурная деятельность, культурные ценности, культурное наследие народы,
государственная культурная политика, творческая деятельность, творческий
работник и др.
В параграфе рассмотрены проблемы, тормозящие процессы сохранения
и популяризации народной песни в России, в том числе административно-
управленческого уровня. Среди них:
–недостаточный опыт культурно-досуговых учреждений и
курирующих их органов управления по разработке и реализации
инновационных проектов, отражающих региональную специфику народных
песенных традиций;
–малоэффективное использование потенциала современных
информационно-коммуникационных технологий;
–неподготовленность художественных руководителей и директоров
коллективов народной песни к работе в рыночных условиях;
–необходимость совершенствования менеджерской деятельности в
сфере народной музыкальной культуры;
–отсутствие системной работы по повышению квалификации
исполнителей, руководителей коллективов и специалистов профильных
ведомств по продвижению народной песни в музыкальной бизнес-индустрии;
–устаревшие музыкальные и сценические решения выступлений
большинства коллективов и исполнителей народного жанра и др.
Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на наличие достаточно
большого числа проблем в сфере сохранения и популяризации народного
песенного творчества, государственные и административные органы
Российской Федерации проявляют стремление к их решению, что
подтверждается наличием определенной нормативно-правовой базы,
сохранением структуры бюджетных учреждений соответствующего профиля,
финансированием народных музыкальных коллективов, развитием системы
грантовой поддержки, содействием организации и проведению праздничных
иконкурсно-фестивальныхмероприятийразличногоуровня,
совершенствованием системы профессионального и дополнительного
образования соответствующей направленности и пр.
Одновременно в сфере административно-управленческого обеспечения
сохранения и популяризации народного музыкального творчества
наблюдается тенденция к перенесению прав и полномочий от центра к
регионам, от федеральных структур к структурам муниципальным и
самоуправлению, что дает возможность общественности более активно
участвовать в решении проблем развития народной песенной культуры.
Второй параграф третьей главы «Образовательная деятельность как
фактор сохранения и популяризации русской народной песни» обращается
к важнейшему аспекту проблемы исследования, разработка которого
позволяет наметить перспективы эффективного решения проблемы всего
исследования.
Воспитательный потенциал народной песни всегда осознавался русским
народом, фольклор исторически являлся неотъемлемой частью национальных
традиций воспитания ребенка. Вместе с тем, образовательная составляющая
исторически не была свойственна народной песенной культуре (напомним,
что основным способом передачи фольклорно-песенных традиций являлся
изустный способ).
Первостепенное значение в вопросе сохранности русской песни играет
обучение подрастающего поколения народному пению, приобретение им
этнокультурного исполнительского опыта. В параграфе содержится анализ
зарубежной и отечественной педагогической практики дореволюционного
периода по включению народной песни в программы общеобразовательных
учреждений, прежде всего, народных школ второй половины XIX в.;
охарактеризованы руководства по школьному пению на основе народных
песен. В частности, представлен уникальный сборник школьных народных
песен, собранный Н. Х. Весселем и Е. К. Альбрехтом1.
Образовательный концепт традиционной культуры реализуется сегодня
в двух направлениях: как этнокультурный компонент воспитательной системы
и как сфера профессионального образования. Изучение российской
образовательной практики ХХ–XXI в. по включению русской народной песни
в учебные программы позволило автору сформулировать проблему
необходимости качественных изменений в содержании программ по музыке
общеобразовательных учреждений с точки зрения представленности в них
образцов русской народной музыки.
Соединение народного искусства с музыкальным образованием подняло
проблему сохранения народно-певческих традиций на принципиально новый,
профессиональный уровень, поэтому значимым условием сохранности и
популяризациирусскойнароднойпесниявляетсяналичие
высокопрофессиональных кадров – специалистов, подготовленных к работе в
современной социально-культурной среде. В рамках раздела автор дает
подробныйразборобразовательныхстандартовипрограмм
профессиональной подготовки исполнителей-солистов и руководителей
народных хоровых, который позволяет говорить о некотором отставании их
содержания от требований времени. В частности, выпускникам названных
профилей зачастую не хватает знаний в области менеджмента и управления;
правовых, законодательных и финансовых компетенций, PR-знаний, а также
профессионального владения современной сценографией, музыкальной
аранжировкой, навыками технического сопровождения творческих процессов
и т.д. В целом, несмотря на высокий уровень музыкально-исполнительской
Школьные песни. 115 народных, литературных, исторических и военных песен,
положенных для школ на 1, 2, 3 голоса / собрали Н. Х. Вессель и Е. К. Альбрехт. – СПб.:
Издание П. Юргенсона, 1904. – 66 с.
подготовки специалистов, в современных условиях это не позволяет в
должной степени осуществлять эффективную работу по развитию жанра
народной песни.
Таким образом, общее и профессиональное образование содержат в себе
значительные резервы для сохранения и развития русской народно-певческой
культуры, однако эти цели не реализуются в полной мере. Вместе с тем
изучение научно-методической литературы позволяет утверждать, что в
теории и практике музыкальной этнографии и музыкальной этнопедагогики
накоплен достаточный опыт по реализации воспитательного, культурного,
нравственно-эстетического и развивающего потенциала русской народной
песни. Обобщая наиболее значимые позиции в данном направлении, автор
особо подчеркивает роль этномузыкального подхода, базирующегося на
концепции этномузыкального слуха, созданной И. И. Земцовским и
Б. В. Асафьевым, развитой Л. В. Шаминой, и воплощенной в деятельности
«Детской народно-певческой школы» при ГБУКиО города Москвы «Центр
русской культуры и искусства под управлением Владимира Девятова».
Заключительный параграф третьей главы «Тенденции к актуализации
процессов сохранения и популяризации русской народной песни»
посвящен комплексной характеристике системы мер и средств, направленных
на поддержку народно-песенной культуры.
Особое место в разделе уделено событийной деятельности в сфере
народной культуры: организации и проведению фольклорных смотров,
конкурсов и фестивалей разного уровня, подробный обзор которых
представлен в работе. Освещение получила и деятельность научных
организаций, осуществляющих исследования в области народно-певческой
традиции и создающих единую, систематизированную базу данных
фольклорных явлений и процессов. В параграфе подчеркивается важность
создания и развития специальных социальных инфраструктур, создающих
жизнеобеспечение народной культуры; включение в подготовку и проведение
событийных мероприятий компетентных специалистов, организаторов,
педагогов, которые будут поддерживать и сохранять соответствующее
содержание и направленность.
Автор также выделяет три группы комплекса согласованных и
последовательных действий для сохранения и популяризации народного
песенного искусства на современном этапе: вовлечение детей и подростков в
народное музыкальное творчество (корректировка образовательных программ,
проведение детских фольклорных праздников, поддержка деятельности
профильных молодежных объединений, проведение экологических
фестивалей и т.д.); повышение качества методического сопровождения,
создание соответствующей исследовательской и образовательной базы для
оказания методической помощи со стороны профессиональных исполнителей
и специалистов самодеятельным коллективам народного музыкального
творчества. Третья группа мер – государственная и информационная
поддержка, к которой относятся: обеспечение выполнения указов Президента
и Правительства РФ, программ, направленных на поддержку и развитие
национальных традиций, в том числе песенных; организация профильных
подразделений в государственных теле- и радиокомпаниях, отвечающих за
освещение народной нематериальной культуры России; увеличение числа
теле- и радио- интернет-программ и проектов, посвященных народной
культуре, а также рост выступлений в СМИ профильных коллективов и
исполнителей; усиление роли PR-специалистов в работе профессиональных
коллективов и исполнителей народной песни, которые бы способствовали
формированию положительного «образа» народно-песенной культуры в СМИ
диссертационного исследования
В Заключении подводятся итоги проведенного исследования,
намечаются основные тенденции и перспективы дальнейшего изучения
проблемы сохранения и популяризации русской народной песни в ХХI в.
Автор обозначает пути, позволяющие преодолеть негативные тенденции,
вызванные влиянием факторов техногенного и экономического порядка,
изменениями в социально-культурном укладе жизни россиян, развитием
современных коммуникативных средств и иных технологических систем,
неизбежно влияющих на содержание, язык и способы бытования фольклора.
В итоге установлено, что смысл распространения и популяризации
народной песенной традиции в таком контексте состоит в обеспечении ее
адаптации к изменяющимся современным социокультурным условиям, при
сохранении духовной и культурной преемственности поколений.

Актуальность темы исследования определяется тем, что народная
песенная культура занимает особое место в жизни российского общества,
выполняя духовную, социокультурную, воспитательную, образовательную и
другие функции. Народное песнетворчество способствует утверждению
национального единства, принципов согласия и толерантности, воспитывает
уважение к истории своей страны и народа, объединяет поколения, формирует
преемственность национальных традиций. В то же время настало время
поиска новых, современных путей сохранения русского народного песенного
наследия, обновления форм и механизмов его распространения и
популяризации.
Проблема актуализации русской песенной традиции имеет важное
социокультурное значение. Народное песнетворчество выступает
неотъемлемой составляющей традиционной культуры, которой в российском
обществе стало уделяться всё больше внимания в последние годы. Роль
национального культурного наследия как духовно объединяющего начала
неоднократно подчеркивалась Президентом Российской Федерации
В. В. Путиным. Данная позиция нашла отражение в ряде нормативно-
правовых актов. Одним из первых документов в этом направлении стал указ
Президента «Об утверждении Основ государственной культурной политики»
(от 24.12.2014 г.), в котором говорится о необходимости «сохранения
этнических культурных традиций и поддержке основанного на них народного
творчества», о «создании условий для развития всех видов народного
искусства» [6].
Наряду с наличием ряда негативных тенденций в сфере художественно-
эстетических приоритетов россиян, в стране наблюдается повышение
интереса населения к народной культуре. Происходит повсеместное
возрождение фольклорных праздников и обрядов, заметно увеличивается
стремление людей к участию в конкретных культурных проектах
муниципального или регионального уровней, связанных с возрождением
национальных песенных традиций.
Вместе с тем, русская народная песня продолжает оставаться
этнокультурным феноменом, теряющим свою самобытность и аутентичность
в силу объективных обстоятельств, и поэтому нуждающимся в эффективной и
продуманной системе мер по ее сохранению и пропаганде. Русская народная
песня на всех этапах своего существования неразрывно связана с традицией.
«Даже самая подлинная и прочная традиция формируется не просто
естественным путем, благодаря способности к самосохранению того, что
имеется в наличии, но требует согласия, принятия, заботы, – писал
Х.-Г. Гадамер. – По существу своему традиция – это сохранение того, что есть,
сохранение, осуществляющееся при любых исторических переменах» [114,
с. 333].
Актуальность сохранения и популяризации русской народной песни в
современных социокультурных условиях обусловлена необходимостью
понимания заложенных в них механизмов функционирования социальных
отношений, реализующихся в разнообразных формах интегрированной
социальной коммуникации. Именно реалии современности обусловливают
особенности бытования народной песенной традиции, способы и формы ее
развития. Возникают проблемы соотношения традиционной культуры с
другими типами культуры – элитарной и массовой. Требуют изучения
проблемы существования народного песнетворчества в современных
сценических условиях, способов взаимодействия традиционной музыкальной

Проведенное исследование путей сохранения и популяризации русской
народной песни в современных условиях позволяет сформулировать
следующие выводы.
Феномен русской народной песни в системе традиционной культуры
является одним из важнейших факторов духовного становления личности,
основой для сохранения культурной самобытности русского народа,
определяющей вектор социокультурных процессов в общественной жизни
россиян, специфику формирования их мироощущения, мировосприятия и
мировоззрения в многомерном пространстве отечественной культуры.
Современная государственная политика в сфере культуры, в ряду других
направлений, выделяет особое значение сохранения национальных
культурных традиций в условиях усиления социальной напряженности,
потери четких ценностных ориентиров, развития процессов социальной
дезинтеграции в современном российском обществе.
В исследовании раскрыты условия функционирования народной
песенной культуры, выделены социокультурные механизмы и современные
формы ее бытования.
В работе показано, что изменения экономического и культурного уклада
жизни, технологические достижения, развитие коммуникативных средств и
систем неизбежно влияют на содержание, язык и способы бытования
фольклора, а, значит, ведут к трансформации народной песенной традиции.
Смысл распространения и популяризации народной песенной традиции в
таком контексте состоит в обеспечении ее адаптации к изменяющимся
современным социокультурным условиям, при сохранении духовной и
культурной преемственности поколений.
Человек, воспитанный на принципах традиционной культуры своего
народа, способен противодействовать этнической и религиозной ненависти,
насилию, сепаратизму и другим формам экстремизма. В связи с этим особое
внимание следует обратить на воспитательный потенциал этномузыкального
образования.
Рассмотрены особенности и проблемы бытования народной песни в
современном информационном пространстве, представлен общий обзор
структуры российских СМИ, изучена степень влияния и охвата аудитории
современными медиасредствами. На основе таких показателей, как
системность, периодичность, объем звучания выявлена качественная и
количественная сторона присутствия русской народной песни в
информационном поле телевидения, радио, печатных изданий и интернета. В
современном отечественном информационном пространстве русская народная
песня занимает достаточно слабые позиции, задача сохранения и пропаганды
народной песни как культурного достояния требует целенаправленной
организации данного процесса средствами современных СМИ.
В работе представлено исследование состояния работы по сохранению
и популяризации народной песни в России на административно-
управленческом уровне: представлен анализ нормативно-правовой базы, на
основе которой осуществляется административное регулирование данных
процессов как на федеральной, так и на региональной ступенях власти;
выделены и описаны условия и средства развития народной песенной
культуры; рассмотрены практические аспекты их реализации. В результате
проведенного исследования раскрыты как положительные аспекты
деятельности государства в сфере народной культуры, так и проблемы,
тормозящие процессы сохранения и популяризации народной песни в России
на управленческом уровне. На основе изучения современной практики
бытования русской народной песни, определены трудности и перспективы
развития народного песнетворчества в современных экономических и
социокультурных реалиях.
Современная жизнь предполагает не только воспроизводство тех или
иных форм и видов нематериальной национальной культуры, но и их
изменение, совершенствование, внедрение инноваций. Именно по этой
причине, а также ввиду прогрессирующего перехода народной
нематериальной культуры из бытовых форм существования в сценические,
при организации поддержки народной нематериальной культуры на всех
уровнях управления, а также в работе по руководству коллективами народной
песни следует учитывать всё более интенсивное внедрение в современную
художественную культуру бизнес-отношений. Непринятие современных
методов работы со средствами массовой информации, продюсирования, пиар-
технологий, маркетинга и организации менеджмента, отсутствие обновления
аранжировок и сценических решений, средств звуко- и видеозаписи, ведение
работы «по старинке», как минимум, не позволит поддерживать интерес
широких слоев населения к традиционной музыкальной культуре, а, как
максимум, приведет к проигрышу в конкурентной борьбе за интерес к жанру
народной песни, за его жизнеспособность, и как следствие, к потере
национальной самобытности и идентичности. В этой связи требуется поиск
новых механизмов включения ценностей нематериальной культуры в
культуру техногенной цивилизации.
Поддержка, сохранение, распространение и популяризация
традиционного русского народно-песенного творчества в условиях
модернизации современного российского общества подразумевают не только
необходимость глубокого и объективного анализа данного процесса, но и его
синхронизацию и взаимодействие с другими современными
социокультурными процессами, что актуализирует использование
инновационных технологий.
Смысл распространения и популяризации народной песенной традиции
заключается в обеспечении ее адаптации к изменяющимся современным
социокультурным условиям, в сохранении духовной и культурной
преемственности поколений. В современных социокультурных условиях
народная песенная традиция способна выполнять важнейшую социальную
функцию по отношению к личности. Ценности народной традиционной
культуры оказывают воздействие на его мировоззрение и ценностные
установки, ощущение сопричастности к подлинной культурной традиции.
Важная роль в сохранении и распространении русской народно-
песенной традиции сегодня отводится сфере образования. В ряде
государственных нормативных документов подчеркивается значимость
отечественного культурно-исторического и национально-культурного
наследия как основы всего современного образовательного пространства
страны. Это говорит о наличии государственного подхода к исследуемой
проблематике, который, в том числе, реализуется в ряде законов и
нормативных документов.
Каждый регион России отличается своими культурными традициями, на
которые ориентированы комплексные программы сохранения и развития
народной культуры, деятельность фольклорных центров, домов народного
творчества, фольклорных фондов, самодеятельных народных художественных
коллективов, проведение фестивалей и конкурсов народной песни,
существующих во многих субъектах Российской Федерации.
Русская народная песня заключает в себе живые, непреходящие
ценности, сохранение которых имеет важнейшее значение для существования
русской нации. Эти ценности необходимо всячески поддерживать и развивать,
памятуя о том, в какое время существует сам народно-песенный жанр.
Понимание этого бесспорно ведет к сохранности народно-песенной культуры,
ее развитию в современных социокультурных условиях, а, в конечном итоге –
к укреплению жизнеспособности. Исторически сложившиеся формы
фольклора в современной социокультурной ситуации в значительной степени
определяют целостность, своеобразие и непрерывность национальной
культурной традиции, что обусловливает актуальность разработки системы
мер и технологий распространения и популяризации народной песни.
Приоритет здесь принадлежит сохранению и развитию песенных традиций
России.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Русская народная песня в современных социокультурных условиях: пути сохранения и популяризации»

    Публикации автора в научных журналах

    В. С. Девятов //Культура и искусство. – 2– № – С. 1–– DOI: 7256/2454-0230(0,7 п.л.).
    В. С. Девятов // Человек икультура. – 2– № – С. 79–– DOI: 25136/2409-8229796(0,8 п.л.).
    Сохранение и популяризация русской народной песни в современной России. – Текст: непосредственный
    В. С. Девятов //Культура и цивилизация. – 2– Т. – № 6 А. – С. 56–– DOI:
    Детская вокальная школа. – Текст: непосредственный
    В. С. Девятов // Проблемы вокально-исполнительскоготворчества: теория и практика: сб. ст. – Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2– Т. – С. 68–74 (0,4 п.л.).
    Русская народная песня в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы. – Текст: непосредственный
    В. С. Девятов // Музыка в синтезе искусств и науки:история и современность: кол. монограф. по матер. междунар науч.-практ.конфер. и первого междунар. конкурса этнокультурных пед. проектов «Нашенаследие» (в рамках V Московского междунар. фестиваля искусств «ЗвукиДутара» (Москва, 29 октября 2019 г.). – М.: Ритм, 2– С. 186–(0,5 п.л.).
    Народная песня в контексте элитарной, традиционной и массовой культуры. – Текст: непосредственный
    В. С. Девятов // Художественные традиции Сибири: матер. II междунар. науч.конфер. (Красноярск, 14–15 ноября 2019 г.). – Красноярск: СГИИ им.Д. Хворостовского, 2– С. 160–163 (0,3 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Образ северного оленя в культуре древних саами
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
    Культурное наследие Крыма как фактор развития регионального туризма
    📅 2022 год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Идея бессознательного в западной культуре XX века
    📅 2022 год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Глитч-арт как феномен современной художественной культуры
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»