Британский историк А. Дж. П. Тейлор: интеллектуальная биография : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук : 07.00.03

📅 2019 год
Коробицына, Л. В.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. А.Дж.П. Тейлор: ученый, историк, интеллектуал………..….. 28
1.1. Британия первой половины ХХ в.: пространство формирования и
эволюции взглядов историка…………………………………………………. 29
1.2. Детство, отрочество, юность. Первые академические успехи………… 50
1.3. Научные труды Тейлора: от истории европейской дипломатии к
истории немецкого народа…………………………………………………… 66
Глава 2. А.Дж.П. Тейлор и проблема происхождения Второй мировой
войны………………………………………………………………………….. 81
2.1. Политика умиротворения в британской исторической науке 1940 –
1950-х гг………………………………………………………………………… 81
2.2. «Происхождение Второй мировой войны» и траектории развития
британской интеллектуальной мысли……………………………………….. 90
2.3. Проблема истоков Второй мировой войны в современной британской
интеллектуальной культуре: наследие Тейлора?………………………………………. 118
Глава 3. А.Дж.П. Тейлор: общественный деятель и популяризатор
исторической науки…………………………………………………………. 139
3.1. Британия второй половины ХХ в.: общественно-политический,
культурный и историко-профессиональный дискурс ……………………… 140
3.2. Радикальный историк, или нарушитель спокойствия…………..……… 158
3.3. Жизнь в угасающих лучах славы………………………………………… 174
Заключение…………………………………………………………………… 181
Список источников и литературы…………………………………………. 189

Актуальность исследования. Обращение к творческому пути и научному
наследию ученых занимает особое место в предметном поле интеллектуальной
истории – одного из наиболее динамично развивающихся направлений
современной исторической науки. В центре внимания исследователей все чаще
оказываются такие вопросы, как роль личности историка в развитии научной
проблемы, осмысление культурного и интеллектуального взаимовлияния между
ученым и научным сообществом, социальные функции и роль историка в
современном обществе. В этом контексте особый интерес представляет
биография и творчество британского историка и общественного деятеля Алана
Джона Персиваля Тейлора (1906 – 1990)1, личность которого не только не
получила должного освещения в отечественной науке, но и продолжает вызывать
споры и дискуссии среди британских исследователей.
Интеллектуальная культура британского профессионального исторического
сообщества ХХ в. во многом определялась общим вектором развития западной
культуры, для которой с завершением Первой мировой войны наступила новая
эпоха. Развитие технологий, налаживание прочных коммуникаций между
отдаленными друг от друга регионами мира, мощные политические,
экономические и социальные потрясения, сопряженные с чередой
международных конфликтов, активное утверждение и распространение новых
принципов морали и нравственности, эмансипация женщин и значительный рост
уровня жизни населения оказывали существенное влияние на общий
интеллектуальный и культурный климат Британии. Все это было неразрывно
связано с трансформацией роли и статуса ученых в жизни общества. С одной
Обращение к изучению интеллектуального вклада А.Дж.П. Тейлора в британскую культуру было связано не
только с безусловной знаковостью и самобытностью личности и творчества ученого, но и с наличием
своеобразной преемственности между диссертантом и английским историком. В 1995 г. научный руководитель
диссертанта В.Н. Земцов проходил стажировку в Университете Уэльса в Ламптере (Великобритания) под
руководством Кита Роббинса, который являлся учеником А.Дж.П. Тейлора и неоднократно в ходе бесед упоминал
о своем наставнике. Диссертант, в свою очередь, проходила научную стажировку у П. Финни, начинавшего свою
научную и преподавательскую карьеру у К. Роббинса.
стороны, перед британскими историками ХХ в. стояли такие важные
внутрипрофессиональные проблемы, как поиск новых путей развития
исторической науки, усложнение методологического арсенала и внедрение
междисциплинарных подходов, расширение тематики и проблемной сферы
исследований, а, с другой стороны, ученые были вынуждены идти в ногу со
временем и отзываться на наиболее актуальные веянья современности.
Существенный прорыв, осуществленный телевидением и радио в середине
ХХ в., обусловил выход наиболее дискуссионных и болезненных исторических
проблем за пределы узко-элитарной группы ученых. Появление «историков-
шоуменов» было не только результатом активной пропагандисткой деятельности,
развернутой британским правительством в годы Второй мировой войны, но и
желанием общества получить ответы на вопросы об истоках пережитых ими
мировых войн, экономических кризисов и социально-культурных потрясений.
Одним из наиболее ярких представителей британского профессионального
исторического сообщества, сочетавшего в себе, как высокий академический
статус, так и научно-популяризаторскую и общественную деятельность, был
А.Дж.П. Тейлор.
Знаковое место в научном наследии А.Дж.П. Тейлора заняла тема
происхождения Второй мировой войны, сохраняющая позиции одной из наиболее
дискуссионных и политически ангажированных. Продолжительные дебаты среди
историков о природе и истоках конфликта 1939 – 1945 гг., начавшиеся с первых
дней войны, не утихают до сих пор. В 1961 г. публикацией книги
«Происхождение Второй мировой войны» Тейлор предложил качественно новую
для исторической науки и общественного сознания интерпретацию
международной политики предвоенных лет, которую можно выразить в пяти
основных тезисах: во-первых, внешняя политика зависит от общемировой
ситуации, а внутренние процессы (идеология, экономика) в условиях взаимных
угроз и дипломатических соглашений не играют существенной роли; во-вторых, у
А. Гитлера были стратегические цели, но не было заранее определенного,
выверенного плана их реализации; в-третьих, стремление к гегемонии в Европе
было естественным желанием всей немецкой нации, что было предопределено
историческим прошлым Германии; в-четвертых, отсутствие ясного плана
определяло специфику политической тактики Гитлера – он действовал по мере
возникновения благоприятных условий для усиления позиций своей страны в
мире; в-пятых, Гитлер заручился поддержкой широких масс населения,
выступавших за ликвидацию несправедливых условий Версальского мирного
договора. В целом, концепция, представленная Тейлором в 1961 г., была не
только вызовом устоявшейся системе взглядов на причины и предпосылки
Второй мировой войны, но и противоречила консенсусу между позицией
представителей академического сообщества и решениями Нюрнбергского
трибунала.
Продолжительные и политически ангажированные дискуссии,
сопровождавшие исследование истоков крупнейшего военного конфликта ХХ в.,
стали неотъемлемой частью научной жизни Британии. Первая попытка осмыслить
значение и содержание политики умиротворения, роль Н. Чемберлена и А.
Гитлера в предвоенных событиях, а также и сам феномен нацизма была
осуществлена историками еще в 1940-е гг. и получила название «концепция
виновников» (guilty men), или ортодоксальной концепции. Сторонники данного
подхода, поддерживая У. Черчилля, как главного противника умиротворителей, и
идя вслед за решениями, вынесенными Нюрнбергским трибуналом, полагали, что
вина за развязывание Второй мировой войны лежала на плечах А. Гитлера и иных
«виновников» из числа британских умиротворителей, которые политикой
соглашательства поощряли экспансионистские амбиции Германии.
Долгие годы ортодоксальная концепция, активно поддерживаемая
политической элитой, была единственным вариантом интерпретации
предвоенных событий. Но в 1961 г. книга Алана Джона Персиваля Тейлора
«Происхождение Второй мировой войны» перевернула представление
британского академического сообщества о международной политике кануна
войны и создала условия для продолжительных и ожесточенных научных и
общественных дискуссий. Послав мощный интеллектуальный импульс, Тейлор
способствовал появлению так называемого ревизионистского направления,
которое на протяжении 1960 – 2000-х гг. находилось в постоянном,
непреходящем противоборстве с концепцией ортодоксов, а затем и
неоортодоксов. Личность британского историка до сих пор неоднозначно
оценивается в англоязычной академической среде, однако бесспорным остается
тот факт, что творчество Алана Тейлора и его общественная деятельность стали
беспрецедентным явлением в британской профессиональной и массовой
интеллектуальной культуре ХХ в., оказав влияние не только на развитие
проблемы происхождения Второй мировой войны и коллективную историческую
память о событиях кануна трагедии, но и на осмысление роли историка в жизни
общества. Дух новаторства, стремление внести зримый вклад в науку, особый
язык и форма подачи материала, политический радикализм и тесное переплетение
британских традиционных подходов к историописанию с привлечением
концепций австрийских историков были каркасом той интеллектуальной
матрицы, в рамках которой существовал особый тейлоровский стиль.
Объектом исследования является культурная и интеллектуальная среда
Великобритании ХХ в., определившая процесс профессионального становления и
эволюции взглядов А.Дж.П. Тейлора, а также появление, развитие и
трансформация идей и научных концепций британских профессиональных
историков, вызванная изданием книги «Происхождение Второй мировой войны».
Предмет исследования – процесс профессионального становления и
эволюции научных и общественно-политических взглядов А.Дж.П. Тейлора и
влияние его академического наследия на интерпретацию проблемы истоков
Второй мировой войны в интеллектуальной культуре британского
профессионального исторического сообщества.
Хронологические рамки. Биографический и интеллектуально-
исторический характер исследования обуславливает выделение двух временных
периодов. Хронологические границы, с одной стороны, определяются годами
жизни А.Дж.П. Тейлора с 25 марта 1906 г. по 7 сентября 1990 г., а, с другой
стороны, – годами создания массива исторических трудов, среди которых, во-
первых, книги, оказавшие влияние на становление и трансформацию научных
взглядов историка (конец XIX – первая половина ХХ в.), во-вторых, работы,
отразившие специфику интеллектуальной культуры британского
профессионального исторического сообщества ХХ в., и, в-третьих, издания,
посвященные проблеме происхождения Второй мировой войны (1939 – 2018 гг.).
Территориальные рамки включают в себя Соединенное королевство
Великобритании и Северной Ирландии, однако в силу интеллектуально-
биографического характера исследования, они являются подвижными и выходят
за пределы одной страны.
Степень разработанности темы. В Британии изучение интеллектуальной
истории является одним из важнейших проблемных полей современной

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету