Социокультурный потенциал цифровой фотографии в создании образа города : диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии : 24.00.01
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Образ города как феномен культуры и предмет культурологического исследования ……………………………………….23 § 1. Генезис представлений об образе города в западноевропейской и русской культуре ………………………………………………………………………….23 § 2. Образ города как результат социокультурных практик: спонтанная, официальная, исследовательская версии………………………………………52 § 3. Выявление социокультурного потенциала города в культурологических исследованиях ……………………………………………………………………75
Глава 2. Культурологическая методика создания образа города средствами цифровой фотографии…………………………………………..79 § 1. Социокультурный потенциал цифрового фотоизображения…………… 79 § 2. Эмансипация визуального и учет темпоральности как основа культурологической методики исследования образа города средствами цифровой фотографии…………………………………………………………..92 § 3. Апробация методики создания образов современных российских городов (на примере Екатеринбурга)……………………………………………………108 Заключение …………………………………………………………………….117 Список литературы…………………………………………………………..121 Список иллюстраций…………………………………………………………144 Приложение……………………………………………………………………148
Процессы урбанизации и развитие технологий коммуникации в начале XXI века приводят к тому, что образ современного города как предмет изучения специалистов-культурологов уже невозможно рассматривать в отрыве от средств и способов его репрезентации, учета сетевой структуры этого процесса.
Репрезентация образа города средствами фотографии становится заметным явлением культуры с конца XIX века и в XXI веке расширяет области применения, что делает необходимым теоретическую проработку понятия в содержательном, ценностно-смысловом и практико- ориентированном аспектах. Это актуально и потому, что в информационном обществе образ города формируется как самостоятельный продукт, во многом определяющий интенсивность коммуникаций как с внутренними (жители), так и внешними (инвесторы, бизнесмены, туристы) аудиториями.
Специалисты по маркетингу и брендингу территории давно оперируют этим понятием, не доходя до его концептуализации. Ставший хрестоматийным архитектурный труд К. Линча объективирует понимание образа города как суммы предметно-пространственных элементов, с которыми соотносит себя человек. Конструктивистский подход к образу города, главенствующий сегодня в официальных источниках и проектах администраций городов и предполагающий отбор в основном «парадных» качеств и конвенциональной композиции, не всегда дает понять социокультурные особенности и резервы конкретного города, его истории, традиций, культурной самобытности. Часто он обезличивает город либо сводит весь его образ к совокупности объектов-достопримечательностей. Такой подход оправдывает себя на ранних этапах продвижения города либо в ходе кратких туристических контактов, но не имеет стратегической перспективы, в особенности в городах с относительно короткой либо
4
«одномерной» (промышленной, военно-промышленной, монопрофильной) историей.
Сказанное напрямую касается множества российских городов – индустриальных моногородов, городов-заводов Уральского региона, нефтепромысловых городов Тюменского севера, закрытых административно- территориальные образований (ЗАТО) и т. п. При решении остро стоящих сегодня задач диверсификации производства, удержания и привлечения жителей, инвесторов или туристов, повышения качества жизни всем им необходимо будет «всмотреться» в себя, лучше прочувствовать и понять все грани своей истории, культуры, самобытности, преодолеть недооценку своего потенциала и представить результаты подобной визуальной саморефлексии как горожанам, так и внешним аудиториям. Выполнить эту всеобъемлющую работу можно в ходе различных культурных практик, включая цифровую фотографию, поскольку именно культурологический подход стремится преодолеть оппозиции известного – неизвестного, тайного – явного, типичного – уникального и т. п.
Процесс активизируется благодаря происходящей на наших глазах смене подходов к изучению культуры. Современная культурология, в первую очередь, опирается на практику работы с методиками cultural studies (культуральные исследования) и, в частности, visual studies (визуальные исследования). Это соответствует исторически свершившемуся пикториальному повороту – переходу к исследованиям культуры с опорой именно на анализ изображений (Д. Бахманн-Медик1, О. В. Беззубова2, К. Дженкс3, У. Дж. Т. Митчелл4 и др.).
1 Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре. – М.: Новое литературное обозрение, 2017. – 590 с.
2 Беззубова О. В. Гетеротопии городского пространства: к истории концепта // Эстетика архитектуры и дизайна. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (4–6 октября 2010 г.). – М.: Архитектура-С, 2010. С. 27–31.
3 Jenkins G. Convergence Culture. Where Old and New Media Collide. New York University Press, 2006. – 336 p.
4 Митчелл У. Дж. Т. Иконология. Образ. Текст. Идеология / пер. с англ. В. Дрозда – Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017. – 240 с.
5
Для специалиста-культуролога, исходящего из тезиса о неповторимости отдельных субъектов культуры, каждый город динамичен, целостен, своеобразен и разнообразен. Это и делает его привлекательным для жителей, гостей, инвесторов. Новые технологии создания и репрезентации его образа, прежде всего цифровая фотография, дают исходный материал, подтверждающий возможность выхода за пределы нарочито сфокусированных на немногих характеристиках официальных имиджей предшествующих десятилетий. Такой материал, активно накапливающийся, к примеру, в социальных сетях, можно использовать для спонтанного либо целенаправленного исследования образа города в процессе выявления определенных феноменов, тенденций повседневности, ценностей сообществ, особенностей локального образа жизни.
Поняв закономерности возникновения образа города с помощью цифровых технологий, можно способствовать его созданию в ходе культуротворческих практик. Благодаря этому появляется возможность проследить феноменологию отдельного города в реальном времени. Цифровая фотография, дающая обширные базы визуальных данных, способна зафиксировать уникальные черты каждого отдельного города, а значит, может использоваться как эффективный инструмент культурологической работы с его образом.
Объект исследования – образ города как феномен культуры и элемент коммуникаций.
Предмет исследования – социокультурный потенциал цифровой фотографии в системе действий по созданию образа города.
Цель исследования – определить на теоретическом и практическом уровнях специфические социокультурные возможности использования цифровой фотографии в создании образа современных городов.
6
Задачи работы:
1) проанализировать генезис образа города в культуре и гуманитарных исследованиях, определить основные тенденции этого процесса, инструменты создания и специфические черты образа города на разных этапах развития культуры;
2) определить границы понятий «образ», «мета-образ» и «социокультурный потенциал» применительно к цифровой фотографии как инструменту создания индивидуализированного динамичного целостного образа современного города;
3) обосновать статус образа города, создаваемый цифровой фотографией, как полисемантического единства культурных репрезентаций;
4) определить социокультурный потенциал цифровой фотографии как инструмента создания индивидуализированного динамичного целостного образа города;
5) в ходе контент-анализа визуального эмпирического материала – фотографических изображений российских городов – оценить объем незадействованных социокультурных ресурсов цифровой фотографии в создании их образов;
6) сформировать и апробировать авторскую методику анализа образа города средствами цифровой фотографии, расширяющую возможности репрезентации образа города как культурного феномена на примере Екатеринбурга.
Гипотеза исследования – цифровая фотография является инструментом для создания образа современного города как полисемантического единства культурных репрезентаций.
Методологическая основа исследования. Основная идея работы – обоснование возможности включения цифровой фотографии в культурологическое исследование города и создание на его основе
7
полисемантического культурного образа – требует уточнения представления об исследовательских методах.
Для анализа изобразительной и предметной специфики фотографического изображения используются феноменологический, семиотический, структурный, сравнительный методы.
Феноменологический метод исследования обеспечивает интуитивное, непринужденное, доскональное, аналитическое установление различий и приведение феноменов культуры к дескриптивной ясности. Данный подход позволяет рассматривать фотографическое изображение города как материал для его культурологического анализа, близкого к феноменологии М. Мерло- Понти5 и Ж. Диди-Юбермана6 – теоретиков, разрабатывавших проблематику визуального восприятия.
Использование семиотического метода предполагает, что исследуемый объект интерпретируется как знак, по его материальным следам, чувственно воспринимаемым признакам или другим знакам, представляющим его в процессе познания. Применительно к нашему исследованию, материальным следом является фотографическое изображение образа города. Метод позволяет оценить социокультурный потенциал фотографического изображения как способа формирования полисемантического единства культурных репрезентаций.
Для анализа фотографических практик используется неформализованное включенное полевое наблюдение в условиях городской среды, а именно, наблюдение за субъектами фотосъемки (горожанами, туристами, профессиональными фотографами) и их поведением в виртуальном пространстве социальных сетей Facebook, Instagram и ВКонтакте. Выбор данного метода продиктован технической спецификой цифровой фотографии и детально рассмотрен в Главе 2.
5 Мерло-Понти М. Око и дух. – М.: Искусство, 1992. – 64 с.
6 Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. – СПб.: Наука, 2001. – 264 с.
8
Степень разработанности проблемы.
Образ города как предмет исследования в силу сложности интерпретации смыслов и значений требует обращения культуролога к различным дисциплинам и понятиям. Используя наработки историков, социологов, урбанистов, культурология получает доступ к широкому спектру социокультурных данных, как количественного, так и качественного характера. Специфику культурологического подхода к изучению образа города определяет стремление к отражению исторических и территориальных изменений, учет индивидуальных особенностей места, стремление к полным и емким динамичным образам. Отметим сознательный отказ от одногранного «инструментального» прочтения образа города, свойственного исследованиям в области PR и брендинга территорий, трактующих этот феномен исключительно в контексте эффективности маркетинговых, туристических или иных коммуникаций.
Вопросы восприятия городской среды изучает такая специализированная междисциплинарная область, как urban studies (англ. городские исследования). В классическом западном варианте отрасль городских исследований сформировалась в XIX веке и рассматривает следующие проблемы:
1) пространственные структуры: проблемы физической организации города;
2) процессы, которые поддерживают пространственную структуру: вопросы о том, как работает структура города;
3) нормативный анализ: построение мнений, подтверждаемых фактами, для улучшения методов городского планирования.
Российские городские исследования (В. С. Вахштайн7, В. А. Куренной8, Е. Г. Лапина-Кратасюк9) в большей степени направлены на
7
Вахштайн В. С. Социология архитектурного объекта. Между формальной и практической рациональностью // Новое Литературное Обозрение. 2013. No 3 (121). URL: http://www.nlobooks.ru/node/3561 (дата обращения: 28.01.2019)
9
решение проблем глобализации в крупных городах, организацию культурных, многонациональных сообществ внутри мегаполисов и проблем благоустройства.
Проведем типологизацию подходов к анализу образа города. Принимая во внимание, что между методами анализа иногда отсутствуют дисциплинарные различия, гуманитарные исследования городской среды и образов городов можно охарактеризовать как:
– исторические исследования: прежде всего, обширный блок
источников по
урбанистические
Э. Вардиман12,
В. В. Малявин16,
необходимы исследователю современного города для того, чтобы проследить трансформацию внутригородской культуры и «квазигородской культуры» (Г. Б. Зданович20) способов ее репрезентации. Особо необходимо выделить работы представителей «Школы анналов» Ф. Броделя21, Ж. Ле Гоффа22,
ранним цивилизациям, в которых происходили процессы (В. А. Белявский10, Г. М. Бонгард-Левин11, В. И. Гуляев13, М. Е. Каулен14, М. Е. Кравцова15,
В. М. Массон17, П. Монте18, А. Оппенхейм19, др.). Они
8 Куренной В. Медиа: средства в поисках целей // Отечественные записки. No. 4. – М.: Страна ОЗ, 2003. – С. 1–20
9 Лапина-Кратасюк Е. Г. Микроурбанизм. Город в деталях / Сб. статей; под отв. редакцией О. Бредниковой, О. Запорожец. – М.: Новое литературное обозрение, 2014. – 352 с.
10 Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. – М.: Мысль, 1971. – 319 с.
11 Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии: Загадки истории древних ариев. – М.: Мысль, 1974. – 128 c.
12 Вардиман Э. Мода в древности // Наука и жизнь. – М.: АНО Редакция журнала «Наука и жизнь», 1988. – No. 1. С. 64.
13 Гуляев В. И. Шумер, Вавилон, Ассирия: 5000 лет истории. – М.: Алетейа, 2004. С. 347–352.
14 Каулен М. Е. Роль музея в сохранении и актуализации нематериальных форм наследия // Культура памяти: Сб. науч. статей. – М.: Древлехранилище, 2003. – С. 123–138.
15 Кравцова М. Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 2003. – 416 с.
16 Малявин В. В. Китай в XVI–XVII веках: Традиция и культура. – М.: Искусство, 1995. – 287 с.
17 Массон В. М. Древние цивилизации востока и степные племена в свете данных археологии // Stratum plus. Археология и культурная антропология. 1999. No 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/drevnie-tsivilizatsii- vostoka-i-stepnye-plemena-v-svete-dannyh-arheologii (дата обращения: 28.01.2019)
18 Монтэ П. Египет Рамсесов. – Смоленск: Русич, 2002. – 416 с.
19 Оппенхейм А. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации / Изд. 2-е, испр. и доп. Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. Послесл. М. А. Дандамаева. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. – 319 с.
20 Зданович Г. Б., Батанина И. М. Аркаим-«Страна городов». Пространство и образы (Аркаим: горизонты исследований). – Челябинск: Крокус: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2007. – 260 с.
21 Бродель Ф. Очерки истории / Пер. с фр. Э. Орловой. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2017. – 223 с. 22 Ле Гофф. Ж. Другое Средневековье: время, труд и культура Запада. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. – 2000. – 328 c.
10
А. Я. Гуревича23, Ж. Дюби24 – как корпус работ, представляющих культуру средневековых европейских городов в качестве предмета изучения и формирующих сферу культуральной истории, и как методологию, ориентированную на работу с историческими документами с целью проанализировать городскую повседневность;
– социологические исследования по возникновению и существованию городов – работы М. Вебера25, Л. Вирта26, Г. Зиммеля27, Л. Б. Когана28, Л. Н. Когана29, М. Кастельса30, Л. Мановича31, Р. Парка32, П. А. Сорокина33, А. Филиппова34, Д. Харви35. В частности, им принадлежит деление на индустриальные, постиндустриальные и информационные общества, необходимое исследователю многоуровневого полицентричного культурного пространства современного города. Ими введены в научный обиход такие концепты, как «информационный город» (М. Кастельс), «интегральный город» (М. Хэмилтон36), «голодный город» (К. Стил37) и т. п. Эти концепты помогают зафиксировать разнообразные аспекты и состояния образа современного города, интерпретировать его как многоуровневую
23 Гуревич А. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1972. – 318 с.
24 Дюби Ж. Время соборов: Искусство и общество 980–1420 годов / Ж. Дюби; пер. с фр. М. Ю. Рожновой, О. Е. Ивановой. – М.: Ладомир, 2002. – 379 с.
25 Вебер М. Город // М. Вебер. Избранное. Образ общества. – М.: Юрист, 1994. – С. 309–354
26 Вирт Л. Избранные работы по социологии. Сборник переводов / РАН ИНИОН. Центр социальных научно- информационных исследований. Отдел социологии и социальной психологии. Пер. с англ. – Николаев В. Г.; Отв. ред. Гирко Л. В. – М.: ИНИОН, 2005 – 244 с.
27 Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь / Пер. с нем. – М.: Strelka Press, 2018. – 112 с.
28 Коган Л. Б., Листенгурт Ф. М. Урбанизация и природа // Природа. – М.: Наука, 1975. – No 3. – С. 13–25.
29 Коган Л. Н. Теория культуры: Учеб. пособие. – Екатеринбург: УрГУ, 1993. – 160 с.
30 Castells M. The Informational City: Information technology, Economic restructuring, and the Urban-regional process. Blackwell Publishers, 1989. – 416 p.
31 Манович Л. Теории софт-культуры. – Нижний Новгород: Красная ласточка, 2017. – 208 с.
32 Парк Р. Э. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. – 2000. – No 3. – С. 136–150. – Режим доступа: http://sociologica.hse.ru/data/2011/03/14/1211453107/5_1_3.pdf (дата обращения: 28.01.2019)
33 Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. – М.: Астрель, 2006. – 1176 с.
34 Филиппов А. Пустое и наполненное: трансформация публичного мест // Социологическое обозрение. – 2009. – Т. 8. – No 3. – C. 16–30.
35 Харви, Д. Социальная справедливость и город. Перевод с английского Е. Ю. Герасимовой. – М.: Новое литературное обозрение, 2018. – 440 с.
36 Хэмилтон М. Интегральный город. Эволюционные интеллекты человеческого улья. – М.: Litres, 2017. – 490 с.
37 Стил К. Голодный город: Как еда определяет нашу жизнь / Пер. с англ. – М.: Strelka Press, 2014. – 456 с.
11
самоорганизующуюся систему, в которой сегодня происходит движение к тождеству технологических и социальных процессов;
– философско-антропологические работы (С. А. Азаренко38, Н. П. Анциферов39, В. Беньямин40, Ж. Бодрийяр41, В. Ванчугов42, С. Б. Веселова43, М. С. Каган44, Б. В. Марков45, Р. Редфилд46, С. А. Смирнов47, Е. Э. Сурова48, У. Уорнер49, и др.). Например, принципиально важным для нашего исследования является введенное философами понятие «душа города», дающего возможность фиксировать инвариантное смысловое «ядро» городской культуры, присутствующее во всех репрезентациях и практиках горожан. Философско-антропологические исследования необходимы для понимания жизни человека в городе, влияния городского пространства и городской культуры на человека. Как показано в работе, эти моменты может смоделировать, зафиксировать и изучить не только взгляд теоретика, но и цифровая фотография;
– искусствоведческие исследования города и городской архитектуры (В. Басс50, Г. Земпер51, А. В. Иконников52, Г. З. Каганов53, А. Ю. Каптиков54,
38 Азаренко С. А. Топология культурного воспроизводства: на материале русской культуры. – Екатеринбург: изд-во Уральского университета, 2000. – 224 с.
39 Анциферов Н. П. Душа Петербурга. – Пг.: Брокгауз и Ефрон, 1922.. – Л.: Агентство «Лира», 1990. – 249 с. 40 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. – М.: Медиум, 1996. – С. 163–209.
41
Бодрийар Ж. Фотография, или письмо света. URL: http://cs5.a5.ru/media/6e/20/49/6e204984c118847b3a389be9cefcf83c.pdf (дата обращения: 28.01.2019)
42 Ванчугов В. Философия города. – М.: РИЦ «Пилигрим», 1997. – 222 с.
43 Веселова С. Б. Формирование городов // Символы, образы, стереотипы современной культуры. М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. С.-Петербург. отд-ние; С.-Петербург. союз ученых. Филос.- культурол. исслед. центр «Эйдос»; Глав. ред. Л. Морева. – СПб.: Эйдос, 2000. – 365 с.
44 Каган М. С. и др. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб.: Лань, 1998. – 443 с.
45 Марков Б. В. Культура повседневности: учебное пособие по специальности 031401.65 «Культурология». – СПб.: Питер, 2008. – 353 с.
46 Redfield R. The folk society // American Journal of Sociology. – 1947. – Т. 52. – No 4. – pp. 293–308.
47 Смирнов С. А. Современная антропология. Аналитический обзор // Человек. – М.: Академизатцентр «Наука» РАН, 2003. – No 4. – С. 86–94.
48 Сурова Е. Э. Идентичность. Идентификация. Образ. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. – 269 с.
49 Уорнер У. Л. Живые и мертвые: исследование символической жизни американцев. – М.-СПб.: Университетская книга, 2000. – 671 с.
50 Басс В. Петербургская неоклассика 1900–1910-х гг. Архитектурные конкурсы: зодчий, цех, город. – СПб.: ИПК «НППринт», 2005. – 84 c.
51 Земпер Г. Практическая эстетика. – М.: Искусство. 1970. – 320 с.
52 Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре. – М.: Стройиздат, 1986. – 288 с.
53 Каганов Г. З. Город в картине и «на самом деле» // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога / Сост. Т. В. Степугина. – М.: Наука, 1996. – С. 197–210.
12
А. Г. Раппапорт55, А. В. Рябушин56), позволяющие оценить выразительность образа города и различные средства ее достижения;
– семиотические исследования города и других культурных пространств и текстов (Р. Барт57, К. Линч58, Д. С. Лихачев59, Ю. М. Лотман60, В. Н. Топоров61 и др.), анализирующие город как текст, как совокупность кодов или знаков, а его фрагменты – как носители некоторых смыслов. Р.Барт, например, рассматривает формирование городских мифологий и соответствие репрезентаций образа города этим мифологиям. В. Н. Топоров анализирует структуру городского текста, что, в свою очередь, может помочь при моделировании процессов взаимодействия локальных городских культур. Вцелом их работы доказывают особый характер и плотность семантического поля городской культуры, частоту его репрезентаций, возрастающую в связи с развитием массовой цифровой фотосъемки городов;
– работы по формированию или использованию имиджа города (Ю. Ю. Абышева62, И. С. Важенина63, Н. Ф. Дмитриевская64, Г. Г. Почепцов65 и др.), рассматривающие образ города в контексте его коммуникаций, в том числе визуальных. В частности, выделение Г. Г. Почепцовым вслед за авторами по персональному имиджу «спонтанного», «желаемого»,
54 Каптиков А. Ю. Архитектура Урала (XVII–перв. пол. XIX в.). – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. – 87 с.
55 Раппопорт П. А. О роли византийского влияния в развитии древнерусской архитектуры // Византийский временник. – М.: Издательство МГУ, 1984. – Т. 45. – С. 185–191.
56 Рябушин А. В. Архитекторы рубежа тысячелетий. – М.: Искусство-XXI век, 2014. – 416 с.
57 Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Ролан Барт; пер. с фр., послесл. и коммент. Михаила Рыклина. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2011. – 272 с.
58Линч К. Образ города / пер. с англ. В. Л. Глазычева; сост. А. В. Иконников. – М.: Стройиздат, 1982. – 328 с. 59 Лихачев Д. С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Согласие: ОАО «Тип. “Новости”», 1998. – 471 с.
60 Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблемы переводимости. – М.: Наука. 1987. – С. 3–11.
61 Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. – М.: Наука, 1983. – С. 227–284.
62 Абышева Ю. Ю. Проблема формирования имиджа города. – Н. Новгород: Символ, 2005. URL: http://www.dslib.net/sociologia-upravlenia/problema-formirovanija-imidzha-goroda-socialno-upravlencheskij- aspekt.html (дата обращения: 28.01.2019)
63 Важенина И. С., Важенин С. Г. Имидж, репутация и бренд территории // ЭКО. – Новосибирск: ЭКО, 2008. – No 8. – С. 3–16.
64 Дмитриевская Н. Ф. Образ города как социальный феномен. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1999. – 207 с.
65 Почепцов Г. Г. Имиджелогия. 5-е изд., испр. и доп. – Киев: Ваклер; М.: Рефл-бук, 2006. – 574 c.
13
«требуемого» типов имиджа направляет автора данной работы к рассмотрению понятия «образ» с тех же позиций;
– градостроительные и архитектурные труды, чаще всего представляющие собой версии кейс-стади, (В.Л.Глазычев66, Ч.Дженкс67, А.В.Ефимов68, А.В.Иконников, Р.Колхаас69, Л.Мамфорд70, Ф.Л.Райт71, А. Росси72,) разрабатывающие, в том числе важнейшие футурологические концепты «идеального города», как ориентира для социокультурных изменений;
– труды урбанистов (К. Александер73, Я. Гейл74, Дж. Джекобс75, Ч. Лэндри76, В. Рыбчинский77, С. Сассен78, Э. Сойя79, Е. Г. Трубина80, Р. Флорида81,), использующие междисциплинарную методологию и новые концепты, появившиеся во второй половине XX – начале XXI веков в связи с бурным развитием городов и их культуры. Отдельный интерес представляют региональные урбанистические исследования (Т. Ю. Быстрова82, П. А. Путинцев83);
66 Глазычев В. Л. Урбанистика. – М.: Европа, 2008. – 219 с.
67 Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Пер. с англ. В. Рябушина, М. В. Уваровой; Под ред. А. В. Рябушина, Л. Хайта. – М.: Стройиздат, 1985. – 136 с.
68 Ефимов А. В. и др. Дизайн архитектурной среды. – М.: Архитектура-С, 2004. 177 с.
69 Колхаас Р. Нью-Йорк вне себя: Ретроспективный манифест Манхэттена. – М.: Strelka Press, 2013. – 336 с. 70 Mumford, L. The City in history: Its origins, its transformations and its prospects. – London: Penguin Books, 1966. – 223 p.
71 Райт Ф. Л. Исчезающий город. – М.: Strelka Press, 2018. – 180 с.
72 Росси А. Научная автобиография / Пер. с ит. – М.: Strelka Press, 2015. – 176 с.
73 Город в процессах исторических переходов. Теоретические аспекты и социокультурные характеристики / Отв. ред. Э. В. Сайко. – М.: Наука, 2001. – 392 с.
74 Гейл Я. Жизнь среди зданий, Изд. на русском языке – Концерн «КРОСТ», пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 200 с.
75 Джейкобс Дж. Смерть и жизнь больших американских городов. – М.: Новое издательство, 2011. – 460 с.
76 Лэндри Ч. Креативный город. – М.: Классика-ХХI, 2011. – 399 с.
77 Рыбчинский В. Городской конструктор: Идеи и города / 2-е изд. – М.: Strelka Press, 2015. – 232 с.
78 Сассен С. Глобальный город: введение понятия // Глобальный город: теория и реальность. Под ред. Н. А. Слуки. – М.: ООО “Аванглион”, 2007. – С. 9–27.
79 Сойя Э. Как писать о городе с точки зрения пространства? // Логос. – 2008. No 3 (66). – С. 130–140. – Режим доступа: http://www.intelros.ru/pdf/logos_03_2008/07.pdf (дата обращения: 28.01.2019)
80 Трубина Е. Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 520 с.
81 Флорида Р. Большая перезагрузка. Как кризис изменит наш образ жизни и рынок труда. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2012. – 240 с.
82 Быстрова Т. Ю. Аксиология бренда: к методологии культурного брендинга территории // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. – No 9. – С. 85–95.
83 Путинцев П. А. Имидж города и имидж-дизайн города // URL: http://www.eff-com.ru/index.php (дата обращения: 28.01.2019)
14
К культурологическим работам, использующим междисциплинарную методологию, можно отнести работы: Д.А.Алисова84, Т.Ю.Быстровой85, Н. С. Галушиной86, Ж. Ле Гоффа, Л. Б. Зубановой, В. А. Куренного, С. Маккуайра87, И. Я. Мурзиной88, С. В. Пирогова89, И. В. Тулиганова90. Для них характерно изучение города как уникальной культурно-исторической целостности, не сводимой к совокупности сторон, элементов, аспектов.
Анализ культурных процессов прошлого представляет обширную почву для прогнозирования социокультурных изменений в современном городе. Так, проанализировав появление фотографических техник репрезентаций в XIX веке, С. Маккуайр отмечает, что восприятие образа современного города опосредовано медиа. Ссылаясь на работы М. Маклюэна91, С. Маккуайр рассматривает медиа как часть контекста восприятия городской среды. Продолжая логику исследования С. Маккуайра (где медиа опосредует контекст) и Ф. Киттлера92 (медиа как оптического фильтра), подчеркнем, что цифровое изображение – самый распространённый в XXI веке вид визуальной информации, именно поэтому возникает необходимость обязательного учета особенностей его применения в рамках исследования современной культуры. Важность цифровых медиа в
84 Алисов Д. А. Культура городов Среднего Прииртышья в XIX – начале XX вв. – Омск: Омский гос. университет, 2001. – 200 с.
85 Быстрова Т. Ю. Ценностный подход как методологическая основа культурного брендинга территории // Малые и средние города России как проблемное поле геобрендинга. URL: http://igup.urfu.ru/docs/SbornGeobrend2012.pdf (дата обращения: 28.01.2019)
86 Галушина Н. С. Город как объект культурологического исследования: дис…. канд. культурологии. М.: б.и., 1998. URL: http://www.dissercat.com/content/gorod-kak-obekt-kulturologicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 28.01.2019)
87 Маккуайр С. Медийный город. Медиа, архитектура и городское пространство. – М.: Strelka Press, 2014. – 392 с.
88 Мурзина И. Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры //Социологические исследования. – М.: Издательство РАН, 2004. – No 2. – С. 60–65.
89 Пирогов С. В. Город как феномен культуры: когнитивный подход // Вестник Томского гос. ун-та. Серия: Культурология и искусствоведение. – 2011. – No 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gorod-kak-fenomen- kultury-kognitivnyy-podhod (дата обращения: 28.01.2019)
90 Тулиганова И. В. Социокультурное пространство современного города: автореф. дисс… канд. филос. наук. – 2009. – 166 с.
91 Маклюэн М. Понимание медиа. – М.-Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. – 464 с.
92 Киттлер Ф. Оптические медиа. – М.: Логос (30), 2009. – 272 с.
15
анализе культуры и культуротворческих практиках подробно рассматриваются в работах Н. Б. Кирилловой93.
Перечисленные подходы чрезвычайно важны для культурологического исследования, они обладают обширными возможностями для анализа культуры и, на наш взгляд, позволяют решить многие из поставленных задач в исследованиях образа современного города.
Отдельно отметим исследования, посвященные городским типажам (В. Беньямин, М. Кастельс, С. Маккуайр, Н. А. Симбирцева94, Р. Флорида, а также исследования культуры русских и уральских городов разных периодов (А. Белый95, Л. А. Закс96, Д. Н. Мамин-Сибиряк97, И. Я. Мурзина98, др.).
Анализируя опыт предшественников, можно увидеть два принципиально разных подхода в оценке фотоизображения как исследовательского инструмента. Первый из них – осмысление содержание изображения: семиотический (Р. Барт99, Р. Краусс100, Е. Петровская101, С. Сонтаг102), феноменологический (Ж. Диди-Юберман103, М. Мерло-Понти) – предлагает рассмотрение фотографических медиа как системы знаков символического нарратива. Второй – попытка осмыслить медиа фотографии как технику репрезентации. Данный подход можно обозначить, как окуляроцентристский, в силу того, что ряд исследователей (Д.Крэри104,
93 Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. – М.: Академический проект, 2005. – 448 с.
94 Симбирцева Н. А. Визуальный текст как явление современной культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2013. – No 7–1. – С. 183–185.
95 Белый А. Москва. – М.: Советская Россия, 1990. – 768 c.
96 Закс Л. А. Город как машина культуры: прошлое и современность // Современный город: социальность, культуры, жизнь людей. – Екатеринбург, Издательство Гуманитарного Университета, 2014. – С. 17–37.
97 Мамин-Сибиряк Д. Н. Статьи и очерки. – Свердловск: Свердлгиз, 1947. – 408 c.
98 Мурзина И. Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры // Социологические исследования. – М.: Издательство РАН, 2004. – No 2. – С. 60–65.
99 Барт, Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Ролан Барт; пер. с фр., послесл. и коммент. Михаила Рыклина. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2011. – 272 с.
100 Краусс Р. Фотографическое: опыт теории расхождений. – М.: Ad Marginem, 2014. – 304 с.
101 Петровская Е. В. Теория образа. – M.: РГГУ, 2012. – 281 с.
102 Сонтаг C. О фотографии. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. – 272 c.
103 Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. – СПб.: Наука, 2001. – 264 с.
104 Crary, J. Techniques of the Observer: on Vision and Modernity in the Nineteenth Century. Cambridge, Massachusetts: MIT, 1990. – 183 p.
16
Б. Латур105, Л. Мохой-Надь106, Ф. Киттлер) рассматривают фотографию как особую оптику, формирующую восприятие репрезентуемого объекта, и, как следствие, конструирующую особый образ картины мира. В рамках окуляроцентристского подхода, который обеспечивает связь оптических медиа с культурными практиками, выделим: визуальную антропологию (М. Мид107, документальные фильмы Ж. Руша), визуальную социологию (Г. Беккер108, Л. Болтански109, П. Бурдье) и часть исследований, посвященных визуальным медиа (Н. Б. Кириллова110, Ф. Киттлер, М. Маклюэн111, Н. А. Симбирцева112).
В целом положительно оценивая имеющийся опыт, отметим необходимость формирования отдельной методологии исследования, отличной от перечисленных. В частности, это связано с тем, что актуализируется необходимость синтеза феноменологического, социологического и интегралистского подходов. Структурными элементами образа города выступают артефакты, ценности, значения, предметные и организационные визуальные формы. Потенциал метода видится возможным изучать, сосредоточившись именно на формальных и технических особенностях фотографических медиа вкупе с его цифровой основой.
Определение специфики изображения и особенностей изобразительного языка фотографии происходило с привлечением работ
105 Latour B., Hermant E. Paris: The Invisible City, 1998. URL: http://www.brunolatour.fr/virtual/index.html (дата обращения: 28.01.2019)
106 Мохой-Надь Л. Telehor. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. – 112 с.
107 Mead M., Bateson G. Balinese character: a photographic analysis. New York: Academy of Sciences, 1942. – 277 p.
108 Becker H. Photography and Sociology // Studies in the Anthropology of Visual Communication. – 1974. – Vol. 11. – No 1. – pp. 3–26.
109 Бурдье П., Болтански Л, Кастель Р., Шамборедон Ж.-К. Общедоступное искусство: опыт о социальном использовании фотографии. Пер. с франц. Б. М. Скуратова; послесловие А. Т. Бикбова. – М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2014. – 456 с.
110 Кириллова Н. Б. Медиасреда российской модернизации. – М.: Академический проект, 2005. – URL: http://www.ifap.ru/library/book046.pdf (дата обращения: 28.01.2019)
111 Маклюэн М. Понимание медиа. – М.-Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. – 464 с.
112 Симбирцева Н. А. Визуальный текст как явление современной культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2013. – No 7–1. – С. 183–185.
17
Р. Арнхейма113, Б. В. Раушенбаха114, Х. Шиффмана115, и др., которые изучают физиологическую основу восприятия изображения. Технологический аспект цифровой фотографии, без которого невозможна оценка потенциала доступных средств репрезентации,освещен в литературе более широко; например, в работах П. Косенко116, Р. Краусс, Л. Мохой-Надя, А. Руйе117.
В частности, Л. Мохой-Надь еще в 1935 году детально рассматривает перспективные возможности фотографической техники, которые в конце 2010-х годов стали нормой в рамках бытовых практик, но еще не осмыслены в полной мере как творческий либо исследовательский инструментарий.
Существенную роль в разработке темы диссертации играет личный опыт автора, для которого фотография является областью профессиональной деятельности. Кроме этого, анализ формальных качеств фотографических медиа апробирован автором в рамках 4-ой и 5-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства, а именно в программе дискуссий «Образ как свидетель».
Научная новизна исследования.
Впервые показано, что применение цифровой фотографии при создании образа города позволяет трактовать образ как единство культурных репрезентаций.
На основе систематизации теоретических источников, посвященных изучению природы визуального образа, классифицировано четыре основных теоретико-методологических подхода к трактовке понятия «образ» – образ как первофеномен и идеал, образ как цель развития, образ как результат отражения действительности, образ как самостоятельный феномен; показана
113 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Архитектура-С, 2012. – 392 с.
114 Раушенбах Б. В. Системы перспективы в изобразительном искусстве // Общая теория перспективы. – М.: Наука, 1986. – 252 с.
115 Шиффман Х. Ощущение и восприятие. – СПб.: Питер, 2003. – 928 с.
116 Косенко П. Живая цифра. Книга о цвете, или Как заставить дышать цифровую фотографию – М.: Тримедиа Контент, 2013. – 286 с.
117 Руйе А. Фотография. Между документом и современным искусством. – СПб.: Клаудберри, 2014. – 712 с.
18
возможность их синтеза при работе с продуктами цифровой фотографии, создающими и исследующими образ города.
Проведен историко-генетический анализ визуальных средств репрезентации образа города, позволяющий проследить динамику культурных процессов фиксации и репрезентации образа города. Показана эволюция культурных представлений об образе города от начальных этапов становления городов до XX века и техниками его создания.
В контексте культурологического изучения образа города концептуализировано понятие «социокультурный потенциал цифровой фотографии», аргументирующее возможность создавать образ города как динамичного индивидуализированного целого средствами фотографии. При этом фотография понимается и как определенная культурная практика, и как ее результат.
Введено в научный оборот понятие «мета-образ города», обеспечивающее разработку и дескрипцию эффективной методики создания образов городов средствами цифровой фотографии, адекватной динамически меняющемуся культурному пространству городов начала XXI века.
Актуализирован подход Л. Мохой-Надя (1895–1946) к пониманию фотографии как дискурсивного инструмента создания образа. Показано, что включение в область исследования не только самого фотографического материала, но и культуротворческих практик цифровой репрезентации, прообразом которых можно считать восемь типов фотографического зрения, выделенные Л. Мохой-Надем, приводит к полноте представления образа города как динамического индивидуализированного целого, адекватного исследовательским задачам культурологии.
Разработана и апробирована авторская методика создания и культурологического исследования образа города средствами цифровой фотографии.
19
Теоретическая значимость исследования связана с определением специфики образа города, создаваемого с применением цифровой фотографии, как единства культурных репрезентаций. С одной стороны, это позволяет проследить закономерности создания образов городов в культуре и роль этого феномена в процессах саморефлексии и презентации городов. Сдругой стороны, характеризует цифровую фотографию как особый инструмент создания образов, синтезирующий в себе все смысловые аспекты концепта «образ» (образ как первофеномен и идеал, образ как цель развития, образ как результат отражения действительности, образ как самостоятельный феномен) и приводящий к появлению мета-образа.
Практическая значимость исследования. Разработанная автором методика создания образа города средствами цифровой фотографии может быть применена практикующими дизайнерами, специалистами по связям с общественностью, рекламе, туризму, брендингу территории, администрациями городов при выявлении и создании привлекательных, полных, динамичных образов, в том числе тематических. Методология визуальных исследований может быть использована в учебных курсах «Культурология», «Урбанистика», «Брендинг территорий» «Теория медиа», «Фотографика».
Положения, выносимые на защиту:
1. Историко-генетический анализ визуального и литературного материала позволяет рассматривать образ города как самостоятельный социокультурный феномен, в создании и трансляции которого используются различные техники репрезентации и творческие практики, в том числе искусство, литература, картография, а в XXI веке – цифровая фотография. Помере расширения спектра техник и материалов, используемых для создания образа города, меняются не только его масштаб и объем, но полнота представленности и эмоциональная насыщенность, позволяющая передать конкретные особенности и «дух места».
20
2. Этапы развития образов городов в западноевропейской и русской культурах в целом коррелируют с социокультурными изменениями хронотопа и образа жизни; понимание возможностей целенаправленного создания образов городов появляется только в XX веке в связи с появлением новых экономических (конкуренция городов), социокультурных (концепция «города для горожан», развитие городской культуры и туризма) и технологических (кинематограф, фотография) реалий.
3. Разработанные в ходе развития гуманитарного знания четыре трактовки образа, выявленные в работе (образ как первофеномен и идеал, образ как цель развития, образ как результат отражения действительности, образ как самостоятельный феномен), синтезируются цифровой фотографией, формируя мета-образ. Этот процесс происходит в том числе при создании динамичных индивидуализированных образов современных городов, подтверждая высокий социокультурный потенциал цифровой фотографии в создании образов городов.
4. Независимо от эпохи и дискурса, образ города, создаваемый в ходе различных социокультурных практик, стремится к внутренней полноте, единству детали и чувства, дескрипции и эмоции. Общая тенденция – нарастание многообразия деталей и эмоций, увеличение объема и динамических характеристик – проявляется в образах современных городов благодаря цифровой фотографии, фиксирующей многообразные динамичные аспекты жизни конкретного города оперативно, персонализовано и без каких-либо существенных технических ограничений, а потому – более масштабно и вариативно.
5. Эмансипация визуальной составляющей цифровой фотографии позволяет рассматривать и формировать образы в отрыве от необходимости утилитарного или иллюстративного назначения изображений. Эмансипированный визуальный материал позволяет сформировать мета- образ современного города.
21
6. Цифровая фотография обладает социокультурным потенциалом, который связан с её способностью фиксировать и создавать полисемантические индивидуализированные образы современных городов в полноте, недоступной аналоговым технологиям. В силу этого она может использоваться как инструмент создания образа города.
7. Полисемантизм образа города, создаваемого с помощью цифровой фотографии, отвечает ценностно-мировоззренческим установкам современной культуры, т. к. преодолевает оппозицию парадного и повседневного, высокого и низкого, главного и второстепенного, позволяя «проговориться» всем субъектам городского пространства.
8. Учет множественных полисемантических культурных репрезентаций культуры в продуктах цифровой фотографии позволяет создать образ современного города, адекватный запросам и ожиданиям внешних и внутренних аудиторий.
Апробация основных идей работы проведена на конференциях: Международной научно-практической конференции «Открытый город: подходы, критерии, практики» (15октября 2015, УрФУ); Всероссийской (межрегиональной), всероссийской научно-практической конференции «Культура. Власть. Общество: Пути реализации государственной культурной политики» (3–4 декабря 2015, УрФУ); международной ICCVAD 2016: 18th International Conference on Communication, Visual Arts and Design, 18 марта 2016, Лондон, Великобритания); Международном научно-практическом семинаре «Открытый город в контексте агломерационных процессов» (25 ноября 2016, УрФУ); IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Открытый город: через вовлеченность – к изменениям» (2–3 декабря 2016, ЕАСИ); Международной конференции «Философия фотографии: образ времени и время образа» (17– 18 февраля 2017, УрФУ, ИГНИ, Департамент философии); Международном научно-практическом семинаре «Открытый город: технологии и практики
22
развития. Культура, экономика, образование» (15 ноября 2017, УрФУ); Международной конференции «Весенние дни науки ВШЭМ» (19 апреля 2018, УрФУ).
Степень достоверности результатов выполненного исследования обеспечивается за счет обращения к широкому кругу источников, содержащих обширный фактологический материал и позволяющих осветить различные аспекты исследуемого вопроса, обобщения большого числа эмпирических данных, в том числе обширного фотографического материала, а также методологической оснащенностью исследования, адекватной поставленным целям и задачам, соответствием структуры и содержания исследования логике изучения проблемы.
Структура работы.
Диссертация состоит из Введения, 2 глав, заключения общим объемом 119 стр. Объем использованных материалов составляет 260 источников, 31 иллюстраций и 1 интервью в приложении.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!