Экзистенциалы тишины, молчания и шума в музыке второй половины XX – начала XXI века : диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук : 09.00.13
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Феномены экзистенциалов шума, тишины и молчания: философско-культурологический анализ………………………………………..22
1.1 Экзистенциалы как инструмент анализа существования………………….23
1.2 Экзистенциалы шума, тишины и молчания как ценности в философии и искусстве XX века …………………………………………………………………………………………..34
Глава 2. Экзистенциалы шума, тишины и молчания в творчестве С. Губайдулиной, В. Мартынова, Л. Ноно, А. Пярта, В. Сильвестрова…………58
2.1. Экзистенциал шума как отличительная особенность культуры XX века…………………………………………………………………………………….58
2.2. Экзистенциал молчания как способ художественного порождения и развития музыки……………………………………………………………………………70
2.3. Экзистенциал тишины как состояние бытия и мотив художественного творчества композитора……………………………………………………………….88
Заключение……………………………………………………………………..121 Список литературы…………………………………………………………128
Различные экзистенциалы человеческого существования бытийствуют в искусстве и являются традиционной для философской антропологии и философии культуры темой, которая переживает сегодня свою реактуализацию. Тема экзистенциалов сформировалась в европейской философии культуры в 50 – 60 гг. XX века. Сегодня актуальность исследования экзистенциалов определяется такими чертами бытия культуры, как стремительный прогресс информационных технологий, традиционные и гибридные войны, конфликтные ситуации, отчуждение индивида от общества и от собственной сущности, конкуренция человеческого мышления с искусственным интеллектом, социальная и физическая изолированность человека. Все эти новые социокультурные факторы возвращают человечество к размышлениям о смысле бытия. Человечество переживает очередной переломный момент, который обостряет мировоззренческие и экзистенциальные проблемы человека. Искусство всегда имело отношение к экзистенциальным ценностям, а сегодня искусство занимается ими более интенсивно, так как произошёл перелом, вскрывший новое внутреннее содержание.
Проблема бытия экзистенциалов актуализируется в этих условиях и для философской антропологии, и для философии культуры. Экзистенциалы отражают собственно бытие и проблемы, порождённые существованием, выступают как переживание существования. В XIX веке датский философ С. Кьеркегор одним из первых проявил интерес к экзистенциалам. Он не использовал термин экзистенциал, и не заострял внимание на поименовании этого явления, но как философская категория, экзистенциал появляется именно в его текстах – «Страх и трепет», «Понятие страха», «Болезнь к смерти». С. Кьеркегор понимал экзистенцию через отчаяние, как внутреннее существование человека, веру и/экзистенцию. Отчаяние открывает путь в экзистенцию, связывает существование и бытие человека. Экзистенция, по мнению Кьеркегора, это единая, неделимая суть существования, она не зависит от разума, связана с
4
бытием. Экзистенциальная истина непостигаема, её можно только принять. Для С. Кьеркегора, философия должна изучать конкретный субъект, обладающий уникальностью и поэтому нельзя совмещать экзистенциальность и всеобъемлемость. С. Кьеркегор противопоставляет экзистенцию и эссенцию: экзистенция – это внутреннее бытие, переходящее в предметное, внешнее, а эссенция – это совокупность отвлеченных понятий. М. Хайдеггер впервые употребил термин экзистенциал, обозначил его границы, а также ввёл его в свою философию, при помощи экзистенциалов рассматривая культуру. Многие выдающиеся философы ХХ века посвятили свое творчество изучению различных форм бытования экзистенциалов в культуре. На рубеже XX – XXI в. А. С. Гагарин придал экзистенциалам человеческого бытия концептуальный характер на основе историко-философского подхода. В 2010 – 2020 гг. многие философы заняты разработкой и уточнением природы и особенностей отдельных экзистенциалов. Наше внимание приковывают художественные, антропологические и культур- философские аспекты научной рефлексии экзистенциалов.
Поскольку мы исходим из системного подхода к культуре, то мы рассматриваем культуру как универсальный способ бытия человека в мире, вмещающий все проявления антропологической сущности человека, и в том числе, экзистенциалы, то есть ценностно значимые для человека модусы бытия. Фокусируя внимание на особенностях становления экзистенциалов, нам представляется актуальным рассматривать культуру с точки зрения её духовного эмоционально-ценностного, смыслопорождающего содержания, и дать характеристику культуры рубежа XX – XXI в с точки зрения доминирующих в данной культуре экзистенциалов.
Вслед за В.С. Библером, Л.А. Заксом, М.С. Каганом и другими философами культуры, мы считаем, что искусство живёт в культуре, выявляет и манифестирует состояние культуры для окружающего мира. Реализуя культурфилософский и философско-антропологический подход к исследованию экзистенциалов, мы считаем важным сделать это на материале искусства. Искусство играет в бытии экзистенциалов важнейшую роль, придавая
5
размышлениям и переживаниям поиска смыслов и ценностей художественную форму, раскрывая новое внутреннее содержание. Обращение искусства к проблеме экзистенциалов изменяется на рубеже веков под влиянием новых социокультурных обстоятельств – формирования информационного общества, общества потребления, глобализации, открытого культурного пространства, виртуальной реальности, интермедиальности современных художественных проектов и т.д. Экзистенциалы тесно связаны с сущностным эмоционально- образным ценностным содержанием искусства, и порождаются в произведениях всех искусств. В искусстве каждой эпохи экзистенциалы воплощают характерные для культуры своего времени черты.
В методологии анализа экзистенциалов исследованы многие произведения литературы и кинематографа, а музыкальное искусство, воплотившее экзистенциальные переживания человеческого существования в конце XX – в начале XXI века исследовано значительно меньше.
Поскольку музыка – это звучащее бытие человека и культуры, то, она придаёт экзистенциалам абсолютно новый персонифицированный характер, схватывает состояние культуры на уровне тонких эмоциональных состояний, в экзистенциалах осуществляет становление единого духовного пространства- времени культуры, интонируя его наиболее характерные аккорды и ритмы. В исследовании мы следуем за традицией немецкой философии музыки, где музыка выступает репрезентативным примером культуры рубежа XX и XXI веков. Поскольку экзистенциал – это наиболее сокровенная человеческая конкретизация культуры, наше исследование строится на единстве фундаментальной связи культуры, искусства, музыки и человека. Мы концентрируемся не на музыковедческо-эстетическом, а на духовно-культурном центре музыки.
В нашей работе мы рассматриваем обобщённые категории, и тишина, и молчание, и шум могут быть не только в искусстве, но и в культуре в целом. Однако, рассматривая жизнь экзистенциалов, мы обращаемся к искусству, как к наиболее ярко выявляющему экзистенциалы явлению. Искусство – это феномен,
6
который живёт в системе культуры, выражает, транслирует состояние, творчески его обогащает.
Мы считаем, что искусство показывает и манифестирует состояние культуры для окружающего мира, искусство живёт в культуре, а музыка воплощает состояние культуры на уровне переживания.
Являясь идеальной моделью культуры, музыка, как и искусство, рассматривается нами как срез определённого состояния культуры. Поскольку искусство фокусируется на эмоционально-образных, генерирующих ценности и порождающих определенные духовные энергии значимых особенностях культуры (М. Бахтин, В. Днепров, С. Х. Раппопорт, В. А. Панпурин), поэтому мы анализируем экзистенциалы на примере искусства.
М. С. Каган в книге «Музыка в мире искусств» рассматривает музыку в контексте системы искусств и культуры в целом. Такой подход позволяет говорить об актуальности исследования современного музыкального искусства и его антропологических проявлений в двух аспектах: открытости музыки культуре как системе в целом, и концентрации музыки на самых остро переживаемых ценностных аспектах бытия культуры и её пограничных, экзистенциальных состояниях. Первый аспект проявляется в том, что в XX веке музыка входит в мир кинематографа, аудио-визуальных перформансов, звуковых инсталляций и других гибридных искусств. Это свидетельствует о том, что изучение музыки через её взаимодействие с другими искусствами, представляется открывающим ценностную значимость культурных феноменов и процессов для исследователей, дает ключ к пониманию процессов художественного синтеза / культурной гибридизации, происходящих сегодня на разных уровнях творческой культуро- созидательной деятельности.
Другой путь, концентрирующий внимание исследователя на поиске сути музыки как вида искусства, состоит в том, чтобы рассматривать её в системе искусств, в тесном взаимодействии с другими видами искусств, в поиске отличительных черт и специфики эмоционального наполнения и воздействия на слушателя и исполнителя. Следуя этой тропой, мы продолжаем путь М. Кагана,
7
когда он исследовал музыку на двух уровнях – контекстном и специфическом, при этом через музыку анализируя культуру. Он ставил «…перед собой задачу осмыслить художественную культуру как органическую целостность, в которой каждый вид искусства, в том числе и музыка, связан со всеми другими и общим мировосприятием, и характером эстетического сознания, отливающегося в методах творчества и стилях, и прямыми взаимодействиями, и институциональной организацией всей художественной жизни»1.
Последователи Кагана тоже говорят об изоморфности музыки и культуры, о том, что через музыку имеет смысл анализировать всё искусство и культуру в целом: «…можно предположить, что музыка является видом искусства, предельно ёмко воплощающим искусство в целом»2.
В философии культуры и в философской антропологии из всех экзистенциалов человеческого бытия наиболее широко осмыслен такой круг понятий как страх, свобода, отчаяние, заброшенность. Мы считаем необходимым обратиться к анализу таких экзистенциалов как шум, тишина и молчание.
Тишина стала особенным признаком искусства XX века, когда оно обратилось к тишине в её трех ипостасях / модусах – феномену тишины, экзистенциалу тишины, художественному приёму тишины. Особенно характерно это стало к 70-м годам XX века, как выражение экзистенциальных устремлений этого времени. После противоречивых событий XX века, после непростой в восприятии музыки начала XX века, сложных стилистических поисков музыки 60-х годов, стремление к тишине выступает как стремление к ясности, гармонии. Появление сложных технических механизмов в начале XX века и как следствие, возрастание индустриального шума, приводят художников к переоценке тишины. Тишина становится самостоятельной ценностью, с тишиной ассоциируется спокойствие как противопоставление стрессу современности.
1 Каган М. С. Музыка в мире искусств. СПб: Ut, 1996. С. 17.
2 Клюев А. С. О месте музыки в системе искусств // Совершенствование культурно- образовательного пространства в малом городе. II-III Герценовские чтения в г. Волхове: Мат- лы научно-методической конференции. СПб.: «Нестор», 2004. С. 103.
8
Противопоставляя тишине и музыке шум, художники XX века отказываются от высказывания, оформленного в звуке, используя художественные приёмы паузирования, тишины, молчания. Однако экзистенциал шума неразрывно с тишиной и молчанием проявляется в музыке многих композиторов XX века, для которых шум стал неотъемлемой частью изменившегося мира. Акцент на личностно–субъективное начало, характерное для искусства 70-х годов, художественные поиски в рамках традиционных эстетических ценностей и бытийных оснований, стремление к тишине как универсальной характеристике бытия, приводят художников к обращению к экзистенциальной проблематике в художественных произведениях. Не только музыканты обращаются к тишине, шуму, молчанию. Тишина и шум широко используется в литературе, кинематографе, поэзии, изобразительном искусстве этого периода. Принимая во внимание способность экзистенциалов воплотить бытие культуры и раскрыть внутреннее состояние творца, экзистенциалы тишины, шума и молчания могут быть использованы как основания анализа искусства рубежа веков с точки зрения философской антропологии и философии культуры.
Творчество композиторов XX – XXI века достаточно редко интерпретируется с точки зрения порождаемых и воплощённых в произведениях экзистенциалов. Личность композитора и его творчество видоизменяются вместе с процессом жизни в мире современной культуры. Произведения искусства, и в частности музыки, используют новые техники и принципы создания, музыка получает новые способы существования и исполнения. Наибольший интерес с точки зрения воплощения экзистенциалов шума, тишины и молчания в современной культуре представляют собой творчество таких композиторов, как С. Губайдулина, В. Сильвестров, В. Мартынов, А. Пярт, Л. Ноно. Их творчество недостаточно осмыслено в современной философии, а такие экзистенциалы как шум, тишина и молчание в их музыке не рассматривались до настоящего времени (исключение составляют исследования художественных приёмов тишины и молчания в творчестве С. Губайдулиной, А. Пярта и теоретические работы В.
9
Мартынова, а также анализ художественного приёма шума у Л. Ноно). Все композиторы, за исключением Л. Ноно, относятся к одной музыкальной традиции, основные вехи их творчества приходятся на одно время, они активно используют экзистенциалы тишины и молчания в своих произведениях. Среди советских и российских композиторов Л. Ноно появляется неслучайно. Понимая шум, тишину и молчание как экзистенциалы, Л. Ноно один из немногих западных композиторов, который от политического шума приходит к тишине. Кроме того, С. Губайдулина считает Л. Ноно «духовным родственником» из-за его отношения к тишине, способности создавать грандиозные конструкции из тишины.
Всё это приводит к тому, что экзистенциальная проблематика, воплощенная в творчестве самых ярких композиторов в культуре рубежа XX и XXI веков становится предметом подробного рассмотрения.
Степень разработанности темы исследования. Тема воплощения экзистенциалов в творчестве художников рубежа XX–XXI является комплексной. Степень разработанности отдельных аспектов темы различна.
Связь искусства и культуры, культуры и музыки была выявлена в философии культуры и в философии человека. Об основных аспектах единства музыки и культуры, об их духовно-культурной связи писали И. А. Барсова, Л. А. Закс, М. Л. Мугинштейн, В. Н. Холопова. Связь культуры и искусства была обнаружена у Г. Гегеля, И. Канта, Ф. Шиллера, Ф. Ницше. С появлением философии культуры как отдельной научной дисциплины взаимосвязь культуры и искусства стала концептуальной – в работах М. М. Бахтина, В. С. Библера, М. С. Кагана, Л. А. Закса, М. Л. Мугинштейна, М. С. Уварова. Философское осмысление слышания и видения в культуре, а также осмысление концепта «вслушивание» в философии М. Хайдеггера появляется в диссертации М.В. Чалдышкиной.
С. Кьеркегор одним из первых проявил интерес к экзистенциалам, не используя сам термин, не заостряя внимание на поименовании этого явления. М. Хайдеггер впервые употребил термин экзистенциал, обозначил его границы, а также ввёл его в свою философию, при помощи экзистенциалов рассматривая
10
культуру. На рубеже XX – XXI в. А. С. Гагарин придал экзистенциалам человеческого бытия концептуальный характер на основе историко-философского подхода.
Экзистенциалы рассматриваются в работах Ж. Батая, Н. А. Бердяева, М. Бланшо, Ж. Бодрийара, М. Бубера, Р. А. Бурханова, А. С. Гагарина, С. Кьеркегора, Э. Левинаса, М. К. Мамардашвили, Г. Марселя, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, П. Тиллиха, М. Фуко, М. Хайдеггера, М. Шелера, К. Ясперса и др.
Философская теория ценностей, где экзистенциальные ценности (как высший тип ценностей) находят свое наиболее полное и всестороннее воплощение в искусстве, была разработана М. С. Каганом и развита его учениками и последователями: Л. А. Заксом, Е. Н. Устюговой, В. В. Прозерским и др.
Исследования, касающиеся современных экзистенциальных проблем, экзистенции современного человека немногочисленны. Экзистенциальный опыт, экзистенцию, экзистенциальные проблемы анализируют В. Беккер, О. Ф. Больнов, Ю. В. Власова, М. Л. Груздева, В. В. Знаков, Н. А. Касавина, Т. А. Кузьмина, Ж. Маритен, В. И. Мильдон, И. С. Нарский, Н. А. Панфилова, В. Франкл. Экзистенциальную эстетику XX века развивали и развивают С. И. Великовский, В. П. Визгин, П. П. Гайденко, К. М. Долгов, Б. В. Орлов.
Философией немецкого экзистенциализма занимались Я. Г. Фогелер, Т. И. Ойзерман, А. Г. Мысливченко, Г. Менде, Р. М. Габитова. Философией М. Хайдеггера занимались А. Шлегерис, Г. В. Черногорцева, Т. Содейка, И. С. Нарский, А. А. Михайлов, А.В. Михайлов, В. И. Молчанов, П. Рикёр, Р.М. Габитова.
Тишина стала предметом философских размышлений еще во времена античной Греции. Античные философы рассматривали тишину через созерцание (Плотин), через природу (Анаксимандр, Аристотель, Парменид, Пифагор) через космос (Парменид, Анаксагор, Платон), покой (М. Аврелий, Демокрит, Эпикур).
Молчание и тишина в рамках философии экзистенциализма рассматривается в работах М. Хайдеггера, В. В. Бибихина, Ж. Батая, М. Бубера, Э.
11
Левинаса, К. Ясперса. В философско-религиозных учениях востока (Будда Гаутама, Лао-Цзы), с тишиной ассоциируется пустота, которая и приводит к ней.
Проблема молчания и тишины в философии Мартина Хайдеггера обсуждалась в истории философии XX века (А. Ю. Апаева, Ж. Бофре, У. Броган, И. А. Михайлов, М. В. Михайлова, Н. В. Мотрошилова, Р. Сафрански, П. Травни, Б. Хюбнер).
Проблему молчания разрабатывали Т. А. Агапкина, Н. Д. Арутюнова, Р. Барт, В. В. Бибихин, К. А. Богданов, Л. Витгенштейн, М. В. Михайлова, В. А. Подорога, П. А. Флоренский, М. Фуко, М. Хайдеггер.
М. Эпштейн разделяет тишину и молчание, в его исследованиях это не синонимы, а самостоятельные понятия и феномены. Филологи и поэтоведы активно интересуются темой молчания: В. А. Маслова рассматривает поэтику молчания, Т. Л. Рыбальченко – семантику молчания. М. Н. Виролайнен рассматривает русскую классическую литературу с точки зрения речи и молчания. Однако они рассматривают частные случаи, не обрисовывая цельной картины, в отличие от М. Эпштейна, исследования которого носят обобщающий культурологический характер и их можно применить к музыке, а не только к поэзии и литературе.
Т. В. Барсукова рассматривает тишину с культурологической, искусствоведческой, религиозной и философско-эстетической точек зрения, но не отделяет тишину от молчания, для неё они синонимичны. В её трудах утверждается, что «тишина в искусстве является символическим образным элементом художественного воплощения и имеет самое большое количество смыслов»3.
Существует обширный пласт исследований молчания как христианского религиозного феномена – работы С. С. Аверинцева, Т. В. Барсуковой, К. А. Богданова, Г. Паламы, Д. Робинсона, П. Тиллиха, П. А. Флоренского, С. С. Хоружего, М.В. Чалдышкиной.
3 Барсукова Т.В. Морфологическое исследование феномена тишины. Вопросы. Гипотезы. Ответы: наука XXI века. Краснодар, 2015. С. 20–41.
12
С. С. Аверинцев, М. В. Михайлова рассматривают молчание в культурологическом разрезе. Ю. М. Лотман рассматривает молчание в семиотико- культурологическом ключе.
Отдельно хочется отметить монографию К. А. Богданова «Очерки по антропологии молчания», так как в данной работе автор рассматривает молчание как языковой факт в искусстве (кино, музыка, литература), в мифологии и фольклоре, в религиозно-мистической традиции с позиции истории философии.
Феноменами тишины, молчания и незвучащего в искусстве в разное время занимались такие философы и теоретики искусства, как Т. В. Адорно, Н. Д. Арутюнова, В. В. Иванов, Дж. Кейдж, М. В. Логинова, В. И. Мартынов, А. В. Михайлов и др. А. В. Михайлов, отталкиваясь от музыкального знака, рассматривает музыкальные паузы как одно из проявлений Абсолюта.
Изменение формы произведения искусства осмыслены в трудах таких современных эстетиков и музыковедов, как И. А. Барсова, В. В. Бычков, В. В. Медушевский, В. Н. Холопова. В исследованиях Т. В. Чередниченко рассмотрены музыкально-эстетические концепции XX века следующих музыковедов и философов: Т. Адорно, К. Дальхауза, А. Хальма, Т. Кнайфа и других. В. Н. Холопова в монографии «Феномен музыки» рассматривает музыку в историческом, эстетическом, философском, религиозном ракурсах. Подробно анализирует исторические изменения и преобразования музыки как вида искусства, произошедшие в XX веке.
Творчество С. Губайдулиной как пример экзистенциальных и музыкальных поисков рассмотрено такими учёными, как В. Н. Холопова, Ю. Холопов, В. Ценова, С. Валентайн, М. Берри, Р. Юсупова.
Творчеству Л. Ноно посвящены монографии западных учёных Ю. Штенцла, М. Рамазотти, диссертации отечественных исследователей М. Ю. Чистяковой, А. С. Рыжинского, ряд статей Л. В. Кириллиной, С. Савенко, Н. Шахназаровой, монографии Ц. Когоутека и А. Соколова. Ангажированности в творчестве Л. Ноно посвящены работы западных исследователей – Э.Х. Фламмера, Х.-В. Хайстера, К. Хениуса, У. Дибелиуса, Х. Данузера, Х. Фогта, отечественные
13
исследования в сборнике Д. Житомирского, О. Леонтьевой и К. Мяло. Классификации творчества Л. Ноно посвящены работы многих и западных и отечественных учёных: Л. Песталоцци, А. С. Рыжинского, Ю. Штенцела, Х. Штупнера, М. Ю. Чистяковой.
Музыке В. Сильвестрова посвящены работы Т. Левой, Е. Дьячковой, Н. Г. Протасова. Тишиной в его работах интересуется И. А. Бродова.
Музыку Арво Пярта рассматривают как отечественные, так и западные музыковеды. Описание и выявление оснований стиля tintinnabuli осуществляют JI. Браунайс, Д. Довер, С. Кареда, Д. Пинкертон, Дж. Савалл, П. Хиллиер. Отечественные исследователи акцентируют внимание на сакральном смысле произведений А. Пярта – М. Кузнецова, Е. Токун. Е. Токун также предлагает методику исследования стиля tintinnabuli. Анализ использования сакрального слова в музыке А. Пярта осуществлён в диссертации О. В. Осецкой «Священное слово в музыке А. Пярта». Некоторые исследователи (К. Байер, П. Поспелов, Е. Токун) рассматривают работы А. Пярта в рамках концепций «новой простоты» и минимализма, другие же (В. Медушевский, Г. Пелецис, С. Савенко) отрицают принадлежность А. Пярта к минимализму.
Таким образом, тема воплощения экзистенциалов шума, тишины и молчания в культуре второй половины XX века – начала XXI века на примере творчества современных композиторов рассматривается впервые.
Объектом исследования выступает творчество композиторов, в котором репрезентируются и специфически развиваются экзистенциалы.
Предмет исследования составляют экзистенциалы шума, тишины и молчания, существующие в музыке рубежа XX – XXI веков и выражающие важные особенности мироотношения современного человека и современной культуры.
Цель исследования: рассмотреть особенности экзистенциалов шума, тишины и молчания в культуре рубежа XX – XXI века, в том числе, в творчестве С. Губайдулиной, В. Мартынова, Л. Ноно, А. Пярта, В. Сильвестрова.
Задачи:
14
1. Выяснить значение концепта «экзистенциал» для философии культуры.
2. Выявить сущность и определить специфику экзистенциалов шума, тишины и молчания.
3. Установить взаимосвязь между состоянием культуры и экзистенциалами в творчестве композиторов этой эпохи.
4. Осмыслить экзистенциал шума в музыке второй половины XX века и начала XXI вв.
5. Исследовать экзистенциал молчания как условие художественного порождения и развития музыкальной речи.
6. Изучить экзистенциал тишины как состояния бытия и мотив художественного творчества композитора.
Научная новизна имеет комплексный теоретический характер:
1. Дана характеристика культуры второй половины ХХ века – начала XXI века, как социо-культурного условия и контекста экзистенциальной художественной рефлексии бытия в музыкальном искусстве, в совокупности таких отличительных черт как тотальность шума: шум природный, шум социальный, шум индустриальный, шум информационный, шум внутри- человеческий: ментальный и телесный, ценность молчания как беззвучного диалога, предуготовленности к речи и письму, ценность тишины как бытийной, сакральной гармонии беззвучия.
2. Выявлен экзистенциальный характер ценностей шума, тишины и молчания в культуре рубежа XX – XXI веков, проявляющегося в переживании напряженного бытия между изначальной гармонией, заключенной в тишине и молчании, и хаосом, явленном в тотальности шума, отчего наиболее полное воплощение данные ценности получают в музыкальном искусстве, стремящемся преодолеть шум и породить из этого движения новую бытийную тишину и молчание, данные в музыке.
3. Осуществлён философский анализ становления экзистенциалов тишины и молчания и преодоления экзистенциала шума в музыке; раскрытие специфицирующего потенциала экзистенциалов шума, тишины и молчания для
15
рассмотрения особенностей эмоционально-ценностного содержания музыкального творчества художника-композитора на рубеже XX – XXI веков; выявление порождения и ограничения речи экзистенциалом молчания, раскрытие особенностей осмысления бытия в экзистенциале тишины, установление последовательности преодоления экзистенциала шума в работах С. Губайдулиной, А. Пярта, Л. Ноно, В. Сильвестрова, В. Мартынова, в связи с нарастающим тотальным шумом в ХХ – XXI веке и поисками сакрального и гармонии в современной культуре.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью: использовать модель экзистенциалов в качестве исследовательской программы по философии культуры и философской антропологии; применять методики, положения и выводы в дальнейших теоретических исследованиях современной культуры и современного искусства; положить в основу моделирования процессов развития современного искусства и форм воплощения новой гибридной экзистенциальности человека и культуры предложенную модель экзистенциалов шума, тишины и молчания.
Методология и методы исследования. В рамках одной методологии задачи, поставленные в исследовании, не могут быть реализованы, поэтому методология философии культуры и философская теория ценностей сочетаются с философской антропологией и методикой экспликации и анализа экзистенциалов.
Экзистенциалы – основной концепт данной работы, они ограничивают предметную область исследования в рамках философской антропологии и философии культуры, поскольку характеризуют человеческое бытие в мире и являются не только коренным проявлением человека в его обыденном существовании, но и одним из оснований формирования художественного содержания, экзистенциалы лежат в основе художественного творчества и тех произведений, которые создают художники в XX – XXI в.
М. Хайдеггер первый стал использовать термин экзистенциал для определения модусов экзистенции. Называя «…бытийные черты присутствия
16
экзистенциалами»4, М. Хайдеггер старается их «четко отделять от бытийных определений неприсутствие-размерного сущего»5, которые являются категориями. Экзистенциалы служат для того, чтобы выявить жизненно важные, смыслоопределяющие аспекты человеческого бытия, бытийные черты экзистенции.
В «Истоке художественного творения», М. Хайдеггер размышляет о переживании ценности через понимание вещи. Через переживание вещи происходит погружение в бытие. А размышляя об искусстве, М. Хайдеггер приходит к постижению искусства через взаимодействие с эстетической ценностью. Рассуждая о творении, Хайдеггер упоминает эстетическую ценность, которая несёт в себе всю художественность творения. В исследовании мы опираемся на герменевтику М. Хайдеггера, потому что он показал возможный способ анализа фундаментальной связи культуры, искусства и человека.
В своём понимании экзистенциалов, мы ориентируемся на концепцию экзистенциалов человеческого бытия, воплощённую в работах А. С. Гагарина, поскольку, проанализировав историю философии периода Античности, Средневековья и Нового времени, А. С. Гагарин выделил определённые экзистенциалы (одиночество, страх, смерть), и до настоящего времени продолжает анализ различных экзистенциалов человеческого бытия. Исследовательский метод, применяемый А. С. Гагариным можно определить как феноменологический подход.
Для освещения способа включения ценностных аспектов экзистенциалов в культуру, нами были применены философские воззрения на природу и иерархию ценностей М. С. Кагана, М. Хайдеггера и других философов, анализирующих бытие экзистенциалов.
В философской теории ценностей, разработанной М. С. Каганом, экзистенциальные ценности понимаются как ценности высшего порядка, концентрирующие в себе все остальные ценности человека и культуры. Наиболее
4 Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М.: Ad Marginem, 1997. С. 62 5 Там же
17
полное воплощение экзистенциальных ценностей, как доказано этим философом, встречается в искусстве. Экзистенциальные ценности воплощают содержание большее, чем нравственное. По словам философа, «это объясняется непосредственной связью осознания человеком смысла своей жизни с пониманием самой экзистенции как кратковременного перехода от одного состояния небытия к другому, то есть движения от рождения к смерти. Экзистенциализм не выдумал потребность нашего сознания осмыслить жизнь как движение к смерти – он лишь сформулировал на языке XX столетия проблему отношения бытия и небытия человека, которая вошла в культуру с самого начала истории человечества в мифологии, религии, искусстве»6. М. С. Каган выделяет несколько особенностей экзистенциальных ценностей: это ценности интроспективно-диалогические, направлены вовнутрь субъекта, формируются в процессе поиска и рефлексии сущности человека, интегративные, которые расположены на особом уровне над рядами других ценностей, связаны с нравственными ценностями. Экзистенциальные ценности включают механизм своего формирования, поскольку экзистенциальные ценности не даны непосредственно, а могут только сформироваться в процессе внутреннего диалога, за счет чего получают внутреннее духовное напряжение, которое разрешается в продуктивной творческой деятельности художника. Если понимать экзистенциальные ценности как форму экзистенциалов, то можно проследить различия в понимании этого термина в работах разных философов и эстетиков, и соотношения экзистенциальных ценностей и искусства. Для М. С. Кагана экзистенциальные ценности стоят над художественными, а для М. Хайдеггера экзистенция первична, она порождает искусство, экзистенциальные ценности существуют изначально, до искусства. Общим является то, что и для М. Хайдеггера, и для М. С. Кагана, экзистенциальные ценности – ценности высшего порядка, экзистенциал – это способ существования ценностей в искусстве.
6 Каган М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. СПб: Петрополис. С. 118.
18
Напряжение – ключевое понятие для понимания экзистенциалов, поскольку напряжение формирует зазор между сущностью и существованием. Напряжение порождает художественный смысл искусства, соотнося авторский текст и интерпретацию произведения исполнителем воспринимающим, искусство вырастает из экзистенциального переживания несовпадения сущности бытия и его отдельного существования, данного в произведении, этот зазор формирует динамику существования искусства. Экзистенциал – ценность, которую мы актуализируем и испытываем в процессе переживания, при этом экзистенциал как способ переживания ценностей отличается от каких-то других способов становления ценностей. Экзистенциал связан с ценностной сущностью человека и самого бытия.
Мы считаем необходимым обособить экзистенциальные ценности в форме экзистенциалов и рассмотреть их философское эксплицирование на примере экзистенциалов тишины, шума и молчания, а также их имплицитное бытие в произведениях музыкального искусства композиторов рубежа XX – XXI веков.
Методология исследования экзистенциалов на примере творчества определенных композиторов обоснована эмпирической составляющей исследования. Исследуя творчество вышеупомянутых композиторов, рассматривая его в рамках философско-культурологической методологии и обращаясь, соответственно к трудам философов и музыковедов (В. Н. Холоповой, С. Валентайн, Т. В. Чередниченко и др.), мы обнаружили, что отличительной чертой творчества этих композиторов является воплощение мотива тишины и молчания. Феномены тишины и молчания относятся к сфере философских вопросов, и, обращаясь к философам, мы обнаружили, что М. Эпштейн, К. А. Свасьян, В. В. Бибихин, в свою очередь опираются на экзистенциализм М. Хайдеггера, на его философию тишины и молчания, на его экзистенциальную онтологию, в том числе философскую экзистенцию, проявленную в сущности бытия. Таким образом, методология нашего исследования, которая берёт основание в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, обоснована спецификой творчества этих композиторов, его содержательными особенностями. Для
19
понимания их творчества необходимо исходить из музыковедения и философии культуры к экзистенциальной философии, а затем применять философский метод – от общего (экзистенциалов, которые являются всеобщей характеристикой бытия), к единичному (к экзистенциалам тишины и молчания) и к конкретному – к тому, как экзистенциалы проявляются в творчестве вышеупомянутых композиторов. Рассматривая сначала, что такое экзистенциалы, затем конкретизируя экзистенциалы шума, тишины и молчания, и то, как они воплощаются, мы подходим к воплощению экзистенциалов в творчестве композиторов.
Это позволило сформулировать гипотезу, что отличительной чертой культуры, проявившейся в творчестве композиторов С. Губайдулиной, А. Пярта, Л. Ноно, В. Сильвестрова, В. Мартынова на рубеже XX – XXI веков, является осуществление и воплощение экзистенциалов шума, тишины и молчания.
Положения, выносимые на защиту:
1. Характерная особенность культуры рубежа ХХ и ХХI веков – тотальность шума (природного, индустриального, информационного, человеческого) и вытеснение шумом молчания и тишины, создает предпосылки для формирования экзистенциального смысла шума, тишины и молчания, и их творческого воплощения в искусстве.
2. Способность искусства выявлять сущность культуры основывается, наряду с другими факторами, на порождении культурой и воплощением в искусстве тонких переживаний эмоционально-ценностных состояний бытия – экзистенциалов; экзистенциалы выступают методом анализа культурных феноменов.
3. Экзистенциал понимается нами как модус экзистенции, воплощающий переход от антропологического (человеческого бытия) к онтологическому (бытие вообще), от бытия культуры к бытию произведения искусства, соединяясь в смыслопереживательном, эмоционально-ценностном, экзистенциальном аспекте бытия, является посредником, медиумом между онтологией бытия и онтологией
20
существования, выступает как универсальный способ приближения к сущности человека и сущности культуры, раскрывающейся в искусстве.
4. Экзистенциал молчания – это ценностный модус человеческого бытия, характеризующий существование в языке, выраженный во внутренней (монологической или диалогической) речи и письме, самопроявляющийся только в отсутствии озвученной речи, инициирующий начало речи, формирующий границы речи, в музыке принимающий форму пауз, будучи художественно- осмысленным, значащим ценностным переживанием, становится самостоятельным высказыванием.
5. Экзистенциал шума – это ценностный модус урбанистического бытия, в котором человек выявляет в процессе переживания невозможность услышать сущность или Бытие из-за помех символически понимаемого звуко-акустического хаоса.
6. Экзистенциал тишины связан с экзистенциалом молчания, однако, в отличие от экзистенциала молчания, экзистенциал тишины укоренён в бытии. Экзистенциал тишины – это ценностный модус бытия, в котором выявляется значимость отсутствия звучания, звукового мира и неподвижности этого застывшего в беззвучности, буквально «затихнувшего» внешнего мира, проявление Ничто, Начала и истины.
7. Способы художественного бытия экзистенциалов шума, тишины и молчания, характерных для культуры ХХ–ХХI века, выявлены в творчестве композиторов и имеют свои авторские особенности: в творчестве С. Губайдулиной экзистенциал тишины характеризует интенцию бытия, к которой стремится музыка, тишина выступает ценностно-пережитым состоянием, которое необходимо заслужить; в творчестве Л. Ноно содержится экзистенциал шума, выраженный в авангардной политически ангажированной музыке, и экзистенциал тишины, выраженный в простом и чистом смыслонасыщенном звуке, не нуждающемся в усложнении, т.к. тишина, как и звук, музыкальна; музыка В. Сильвестрова раскрывает экзистенциал тишины как проявление сакрального бытия, становящегося в процессе самопознания – молчаливого «вслушивания в
21
самого себя»; В. Мартынов отождествляет экзистенциал тишины с экзистенциалом молчания, который выступает бытийным основанием, молчаливым созерцанием Абсолюта; А. Пярт своё творчество видит через призму экзистенциала тишины и приходит к ней через паузирование, пауза подготавливает к последующему слову, и затихает, чтобы не заглушить и не помешать слову.
Степень достоверности исследования определяется последовательностью применения методологии и теоретических оснований. В диссертации реализуется культурфилософский и философско-антропологический подход к исследованию экзистенциалов. Предметная область исследования ограничена рамками философской антропологии и философии культуры, поскольку экзистенциалы, как основной концепт исследования, характеризуют человеческое бытие в мире, и являются одним из оснований формирования единого духовного пространства- времени культуры. Методология исследования экзистенциалов на примере творчества С. Губайдулиной, А. Пярта, Л. Ноно, В. Сильвестрова, В. Мартынова обоснована спецификой творчества этих композиторов, для которого характерно воплощение экзистенциалов шума, тишины и молчания.
Апробация результатов исследования. Обсуждение промежуточных и итоговых результатов исследования состоялось на следующих конференциях: Международный молодежный научный форум «Ломоносов– 2016» (Москва, 2016); IV Международный научный симпозиум «Австрия как культурный центр Европы: постимперская ситуация в межвоенный период в зеркале интеллектуальной рефлексии» (Екатеринбург, 2017); XI Кагановские чтения. Актуальные художественные практики и их теоретическое осмысление (Санкт- Петербург, 2017); IX Международная конференция «Межкультурные коммуникации и миротворчество» (Тюмень, 2018); I Всероссийский Эстетический конгресс (Санкт-Петербург, 2018); III Международная научно-теоретическая конференция «Коммуникационные тренды в эпоху постграмотности» (Екатеринбург, 2018); семинары научной группы «Полилингвизм и поликультурность в эпоху постграмотности» (Екатеринбург, 2019);
22
Международный научный Форум «Полилингвизм и поликультурность в эпоху постграмотности» (Екатеринбург, 2020).
Структура диссертации подчинена логике исследования предмета, его целям и задачам. В 1 главе вводится понятие экзистенциалов, анализируются экзистенциалы шума, тишины и молчания, характеризующиеся напряжением и бытием в зазоре между сущностью и существованием. Во 2 главе проводится анализ экзистенциалов, применительно к творчеству С. Губайдулиной, В. Мартынова, Л. Ноно, А. Пярта, В. Сильвестрова. Диссертация состоит из введения, и двух глав в пяти параграфах.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!