Дальневосточные реминисценции в произведениях европейских ювелиров и камнерезов второй половины XIX – первой трети XX века : диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствознания : 17.00.04
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. Особенности репрезентации дальневосточных мотивов в декоративно-прикладном искусстве Европы XVIII–XIX веков………….26 1.1. Шинуазри в XVIII–XIX веках……………………………………….28 1.2. Японизм второй половины XIX века………………………………..44
ГЛАВА 2. Механизмы интеграции китайских и японских мотивов в европейское декоративно-прикладное искусство второй половины XIX – начала XX века…………………………………………………………………55
2.1. Всемирные и международные выставки 1851–1900 годов…………56 2.2. Музейные собрания и частное коллекционирование………………69 2.3. Академические, справочные и периодические издания второй половины XIX века ……………………………………………………….80
ГЛАВА 3. Китайские и японские реминисценции в ювелирном и камнерезном искусстве второй половины XIX – первой трети XX века.93 3.1. Особенности интерпретации китайского искусства в произведениях ювелиров и камнерезов периода историзма ……………………………94
3.2. Произведения японизма 1860–1880-х годов как одно из проявлений историзма…………………………………………………………………108 3.3. Дальневосточные реминисценции в произведениях ювелиров и камнерезов модерна……………………………………………………..119 3.4. Варианты абсорбции китайских и японских мотивов в ювелирном искусстве периода ар деко………………………………………………131
3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….148 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..152 СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА………………………170
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….185
Иллюстрации к Главе 1 …………………………………………………185 Иллюстрации к Главе 2 …………………………………………………209 Иллюстрации к Главе 3 …………………………………………………223
Диссертация посвящена исследованию принципов воплощения дальневосточных мотивов в произведениях европейских камнерезов и ювелиров второй половины XIX – первой трети XX века, характеру творческой интерпретаций мотивов искусства Китая и Японии на разных этапах стилевых трансформаций и их значения в этом процессе.
Возникший в XVII–XVIII веках интерес к странам Востока, тесные торговые и миссионерские связи с Китаем и Японией во многом определили увлечение Европы на протяжении нескольких столетий культурой стран Дальнего Востока, философскими учениями, зародившимися в этом регионе, и его художественной традицией, что повлекло за собой появление новых стилистических направлений – шинуазри в XVIII столетии и его последующее возрождение в рамках историзма XIX века, а также японизм второй половины XIX века. Сформировавшаяся уже в рамках европейского искусства практика переработки дальневосточного искусства переживает новые эволюционные этапы в рамках стилей модерна и ар деко.
Под дальневосточным регионом и его художественной культурой в настоящем исследовании понимается искусство Китая периода правления династии Цин (1644–1912) и Японии эпохи Эдо (1603–1868) и Мэйдзи (1868– 1912). Основанием для этих географических и хронологических рамок служат, с одной стороны, интенсивность художественных контактов Европы именно с этими государствами региона, с другой стороны – принципиальное отличие художественных традиций более южных стран и, как следствие, иной характер их восприятия европейскими мастерами рассматриваемого периода.
География распространения дальневосточных «стилей» объединяет страны Европы (включая Россию) и Северную Америку, а предметом их
5
воплощения стали практически все виды искусства – от живописи, архитектуры и садово-паркового искусства до музыки, литературы и моды. Значение дальневосточного влияния на искусство европейских стран в XVIII–XIX веке осознается лучше, если вспомнить о возникновении реакции непосредственно самих стран-доноров на европейское влияние, например, китайского или «возвращенного» шинуазри XVIII века1 и японской реакции 1870–1880-х на собственное репродуцирование популярных на Западе тем.
Понятие «реминисценции» в контексте настоящего исследования понимается как совокупность разных форматов обращения европейских мастеров декоративно-прикладного искусства к дальневосточной художественной традиции, таких как стилизация, подражание, заимствование, интерпретация, апплицирование отдельных мотивов и декоративных элементов, адаптация подлинных предметов к новым функциональным условиям2.
Актуальность диссертационного исследования. Несмотря на внимание специалистов к шинуазри и японизму, до сих пор не предпринималась попытка их анализа в контексте истории камнерезного и ювелирного искусства. Опыт последних десятилетий показывает доминирование в зарубежном и отечественном искусствознании и музейном деле интереса к проблемам восточных стилей, а также постепенное изменение вектора их восприятия – от традиционных датировок шинуазри и японизма до более широкого восприятия за пределами устоявшихся хронологических рамок.
1 Неглинская М.А. Шинуазри в Китае: цинский стиль в китайском искусстве периода трех великих правлений (1662 – 1795). – Изд. 2-е, испр. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2015.
2 Теория понятия «реминисценция» рассмотрена в статье И.Р. Багдасаровой. См.: Багдасарова И.Р. Термин «реминисценция» в искусствознании (теория вопроса) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. No 130. С. 205–213.
6
Отсутствие в отечественной и зарубежной литературе систематического исследования, посвященного проблеме дальневосточных влияний на ювелирное и камнерезное искусство XIX – первой трети XX века, масштабность этого явления, подтвержденная широким кругом памятников, представленных в музейных и частных собраниях, также обусловили актуальность темы исследования и потребовали ее пристального анализа.
Важно отметить, что при рассмотрении проблемы «Восток – Запад», актуализируемой в данном исследовании, вопросы взаимоотношений искусства России с художественными традициями Востока и Запада отечественными специалистами рассматриваются отдельно от европейской художественной культуры1. Настоящая диссертация основана на ином подходе, являющемся одной из ключевых современных тенденций в изучении российского декоративно-прикладного искусства – рассмотрение его в контексте космополитичного характера европейской культуры XIX века и интенсивности обмена в сфере прикладных искусств2. Представляется актуальным включение опыта российских камнерезных и ювелирных производств в восприятии восточных мотивов и приемов в общеевропейский контекст и рассмотрение их творчества без особого акцента на национальную принадлежность. Полученные в результате диссертационного исследования выводы подтверждают отсутствие или условность границ в художественном пространстве Европы и России указанного периода.
Состояние и степень изученности проблемы. Прежде чем приступить к анализу степени разработанности проблемы, стоит отметить многоаспектность заявленной темы, находящейся на стыке нескольких научных областей – искусствоведческий аспект проблемы «Восток – Запад»,
1
рассматривается в отдельной главе.
2 Необходимость и плодотворность этого подхода подтверждается трудами следующих
отечественных исследователей: Д.В. Сарабьянов (2003), Л.А. Будрина (2011, 2017), В.В. Деменова (2014), Н.В. Боровкова (2018) и т.д.
Например, в монографии Н.С. Николаевой «Япония-Европа…» искусство России
7
история европейского декоративно-прикладного, в частности, камнерезного и ювелирного искусства, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Китая и Японии. Этот фактор обусловил обращение к литературе разного характера.
До настоящего времени дальневосточные реминисценции в ювелирном и камнерезном искусстве рассматриваемого периода, под которыми подразумеваются различные формы воплощения художественных принципов и адаптации изобразительных мотивов искусства Китая и Японии в камнерезных и ювелирных произведениях европейских мастеров, не становились предметом отдельного исследования. Однако важно отметить широкий круг исследований, посвященных проблемам кросс-культурных контактов Востока и Запада в искусстве Европы, в которых ювелирное и камнерезное искусство рассматривается в рамках изучения более широких проблем.
В качестве методологической базы анализа стилевых исканий выступили исследования отечественных и зарубежных специалистов по изобразительному и декоративно-прикладному искусству – А. де Морана1, Е.И. Кириченко2, Р. Барилли3, Б.Р. Виппера4, Г.Ю. Стернина5, Е.А. Борисовой6, Д. Ховарда7, В.Г. Власова8, Д.В. Сарабьянова9, Б. Хиллера1, Т.Г. Малининой2, Л.В. Казаковой3, А.В. Петухова4 и других.
1 Моран де А. История декоративно-прикладного искусства. Москва: Искусство, 1982.
2 Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830—1910-х годов. Изд. 2-е, испр. и доп. Москва: Искусство, 1982.
3 Barilli R. Il Liberty. – Milano: Fabbri Editori, 1984.
4 Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Изобразительное искусство, 1985.
5 Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910х годов. Москва: Искусство, 1988. 6 Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. Альбом. Москва: Галарт, 1994.
7 Howard J. Art Noweau. International and national styles in Europe. Manchester: Manchester University Press, 1996.
8 Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь: архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись скульптура : [в 3 т.]. – Санкт-Петербург: Кольна, 1995–1997.
9 Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. Москва: Галарт, 2001.
8
Большую роль в настоящем исследовании сыграли методические и теоретические результаты исследований, посвященных вопросам художественных контактов стран Европы и Дальнего Востока. Этот корпус представлен работами зарубежных и отечественных исследователей Г.А. Кордье5, Н.С. Николаевой6, В.Э. Молодякова7, З. Вихмана8, О.Л. Фишман9, Д. Джекобсон10, М.А. Неглинской11, А. Оно12, К. Сментек13. Возникающие в этих исследованиях упоминания о европейском ювелирном искусстве преимущественно представлены в обобщающем аспекте, дающем возможность показать широту рассматриваемых явлений. Помимо этого, был привлечен обширный корпус статей российских и зарубежных исследователей, раскрывающих отдельные страницы кросс-культурных контактов Запада и Востока.
В ходе исследования были изучены работы, посвященные проблемам истории ювелирного искусства Европы и творчества отдельных мастеров и
1 Хиллер Б. Стиль ХХ века. Москва: Слово/Slovo, 2004.
2 Малинина Т.Г. Формула стиля : Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции / Татьяна Малинина. – Москва. : Пинакотека, 2005.
3 Казакова Л.В. Женские и флоральные мотивы в декоративно-прикладном искусстве модерна. Москва, 2009.
4 Петухов А.В. Ар деко и искусство Франции первой четверти XX века. Москва: БуксМАрт, 2016. 5 Cordier H. La Chine en France au XVIIIe siècle. Paris, 1910.
6 Николаева Н.С. Япония – Европа. Диалог в искусстве. Середина XVI – начало XX века. Москва: Изобраз. искусство, 1996.
7 Молодяков В.Э. Образ Японии в Европе и России второй половины XIX — начала XX веков. Москва: Институт востоковедения РАН, 1996.
8 Wichmann S. Japonisme. The Japanese influence on Western art since 1858. – London: Thames & Hudson, 1999.
9 Фишман О.Л. Китай в Европе: миф и реальность (XIII–XVIII вв.). Санкт-Петербург: Издательство «Петербургское востоковедение», 2003.
10 Джекобсон Д. Китайский стиль. Москва: Искусство – XXI век, 2004.
11 Неглинская М.А. Шинуазри в Китае: цинский стиль в китайском искусстве периода трех великих правлений (1662 – 1795). – Изд. 2-е, испр. Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2015.
12 Ono A. Japonisme in Britain: Whistler, Menpes, Henry, Hornel and nineteenth-century Japan. – New York: Routledge, 2013.
13 Smentek K. Rococo Exotic: French Mounted Porcelains and the Allure of the East. New York: Frick Collection; 1st Edition edition, 2007.
9
фирм, среди которых особенно можно выделить труды А. Веве1, Д. Рюдо2, К. Парсел3, В. Беккер4, Г. фон Габсбурга5, М.Н. Лопато6, Г. Надельхоффера7, В.В. Скурлова8, О.Г. Костюк9, а также статьи российских и зарубежных специалистов.
Особо в контексте заявленной темы отметим монографию Джуди Рюдо (1997), посвященную творчеству ювелирного дома «Картье» периода 1900– 1939 годов. Анализируя основные источники художественных заимствований фирмы, автор заострил внимание на восточном направлении, охватывающем большой хронологический и географический диапазон – от Древнего Египта и Ближнего Востока до Китая и Японии.
Нельзя не упомянуть каталог каталог «Japonisme: from Falize to Faberge»10, подготовленный Кэтрин Парсел к выставке в лондоском магизине антикварной фирмы «Вартски» (2011). В небольшом по объему издании автором рассмотрен широкий круг произведений европейских мастеров периода 1860-х – первого десятилетия XX века. В каталог включены предметы крупнейших европейских и американских фирм и неизвестных на сегодняшний день мастерских рубежа веков, а также обзорная статья, раскрывающая основные принципы японизма в ювелирном искусстве указанного периода.
1 Vever H. La bijouterie française au XIXe siècle. Paris: H Floury, 1908.
2 Rudoe J. Cartier. 1900-1939. Paris: Somogy Editions d’Art, 1997.
3 Purcell K. Falize: A Dynasty of Jewellers. London: Thames & Hudson Ltd, 1999.
4 Becker V. Bijoux Art Nouveau. Trad. De l’anglais par A.-M. Deschodt. Paris: Thames&Hadson, 2000.
5 Habsburg G. von. Faberge – Cartier. Rivalen am Zarenhof. München, 2003.
6 Лопато М.Н. Ювелиры старого Петербурга. Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006.
7 Nadelhoffer H. Cartier. San Franzisco : Thames & Hudson Ltd, 2007.
8 Скурлов В.В., Фаберже Т.Ф, Илюхин В.Н. К. Фаберже и его продолжатели. Санкт-Петербург: Лики России, 2009.
9 Костюк О.Г. Шедевры европейского ювелирного искусства XVI–XIX веков из собрания Эрмитажа. Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2010.
10 Purcell, K. Japonisme: from Falize to Fabergé. The Goldsmith and Japan. London, 2011.
10
Исследованию произведений мастеров-камнерезов в настоящей работе способствовали труды таких специалистов в области камнерезного искусства, как А.Е. Ферсман (19221, 19462), Б.В. Павловский (19533, 19754), А. Паласиос-Гонзалез5, А.М. Джусти (19926, 20117), Н.М. Мавродиной (20008, 20079), Р. Диштельбельгера10, Л.А. Будриной (201111, 201212, 201313, 201714), М.Б. Чистяковой (200415, 20071, 20112, 20193), Н.В. Боровковой (20124, 20135, 20156).
1 Ферсман А.Е., Влодавец Н.И. Государственная Петергофская гранильная фабрика. Петроград: Рос. гос. академ. типография. 1922.
2 Ферсман А.Е. Из истории культуры камня в России. Москва; Л: 2-я тип. Изд-ва АН ССР, 1946. 3 Павловский Б.В. Камнерезное искусство Урала. Свердловск: Свердловское книжное изд., 1953.
4 Павловский Б.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. Москва: Искусство, 1975.
5 Gonzàlez-Palacios A. Mosaique et pierres dures. Florence, Pays Germaniques, Madrid. Paris : Edition Fabris, 1991.
6 Giusti A.M. Pietre dure : l’arte europea del mosaico negli arredi e nelle decorazioni dal 1500 al 1800. Torino : U. Allemandi, 1992.
7 Giusti A.M. Dagli splendori di corte al lusso borghese : L’Opoficio delle Pietre Dure nell’Italia unita. Livorno : Sillabe, 2011. 256 p.
8 Мавродина Н.М. Искусство Екатеринбургских камнерезов: Каталог. Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2000.
9 Мавродина Н.М. Искусство русских камнерезов XVIII – XIX веков. Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007.
10 Die Kunst des Steinschnitts: Prunkgefässe, Kameen und Commessi aus der Kunstkammer : [Ausstellung im Kunsthistorischen Museum, Wien, vom 17. Dezember 2002 bis zum 27. April 2003] / hrsg. von Rudolf Distelberger. Wien: Kunsthistorisches Museum, 2002.
11 Будрина Л. А. Русские камнерезы фирмы Картье. // Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2011. No 1 (87). Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2011. – С. 66-78.
12 Будрина Л. А. Объемная мозаика в камнерезном искусстве: европейская традиция до и после Фаберже. // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2012. No 1 (99). – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2012. С. 6-24.;
13 Будрина Л.А. Парижская школа камнерезного дела 1-й трети XIX в. и заказы Н. Н. Демидова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2013. — No 1 (111). С. 5-19.
14 Будрина Л.А. Атрибуция произведений русских камнерезных фабрик: предмет, эскиз и проблема авторства / Л. А. Будрина // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2017. — Т. 19, No 4 (169). С. 231-240.
15 Чистякова М.Б. Камнерезные изделия фирмы Фаберже в коллекции Минералогического музея имени А.Е. Ферсмана РАН. // Новые данные о минералах. Вып. – М.: Изд-во ЭКОСТ, 2004. С. 124– 140.
11
Обращение к теме дальневосточных влияний потребовало также особого внимания к искусству Китая и Японии. В этом отношении можно особенно выделить искусствоведческие исследования Н.А. Виноградовой (19797, 19888), Т.П. Григорьевой (19799, 199310), Т.Б. Араповой11, М.А. Неглинской (199912, 200613), М.Е. Кравцовой14, Л.И. Кузьменко15, И.Ф. Муриан16, В.Г. Белозеровой17, а также многочисленные статьи и монографии зарубежных и отечественных специалистов, посвященные отдельным
1
2 Чистякова М.Б. Изделия Петергофской гранильной фабрики в Минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана РАН // Новые данные о минералах. Вып. 46. – М.: Изд-во ЭКОСТ, 2011. С.94–113.
3 219. Чистякова М.Б. Камнерезные изделия в коллекции Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана. Москва: Издательсвто «Майер», 2019. 264 с.
4 Боровкова Н. В. Художественно-выразительные особенности произведений искусства из природного декоративного камня / Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, No 2, 2012. С. 283 – 284.
5 Боровкова Н.В. Роль и значение имманентных свойств природного декоративного камня в создании художественного образа произведений искусства // Научное мнение. – 2013. – No 9. С. 73–79.
6 Боровкова Н. В., Произведения Екатеринбургской гранильной фабрики 1865-1878 годов / Университетский журнал. Серия филологические и исторические науки, археология, искусствоведение., No 16, 2015. С. 125–136.
7 Виноградова Н.А. Искусство стран Дальнего Востока. Москва: Искусство, 1979. 8 Виноградова Н.А. Искусство Китая. Москва: Изобразительное искусство, 1988.
9 Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. Москва: Издательство «Наука», Институт востоковедения Академии наук СССР, 1979.
10 Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. Москва: Искусство, 1993.
11 Арапова Т.Б. Китайские расписные эмали. Собрание Государственного Эрмитажа. Москва: Искусство, 1988.
12 Неглинская М.А. Китайские ювелирные украшения периода Цин (XVII- начала XX веков). История, семантика, эстетика. Москва: Спутник, 1999.
13 Неглинская М.А. Китайские перегородчатые эмали XV-первой трети ХХ века : собр. Гос. музея Востока. Москва: Любимая книга, 2006.
14 Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. Санкт-Петербург: Изд-во «Лань», «ТРИАDA», 2004.
15 Кузьменко Л.И. Китайский фарфор XVII-XVIII веков. Москва: ГМВ, 2009.
16 Муриан И.Ф. На перекрестке культур. Китай, Индонезия, Непал, Япония. Москва: ГИИ, 2011.
17 Белозерова В.Г. Традиционное искусство Китая. В 2-х т. Том 1: Неолит – IX в. Учебно-методич. издание. Москва: Русский фонд содействия образованию и науке; Университет Дмитрия Пожарского, 2016.
Чистякова М.Б. Камнерезное дело Урала. Изделия Екатеринбургских мастеров в Минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана РАН // Новые данные о минералах. Вып. 42. Москва: OOO «Альтум», 2007. С.97–113.
12
вопросам развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства стран Дальнего Востока.
Важными в плане методологии, а также теории и истории камнерезного и ювелирного искусства явились диссертационные исследования отечественных ученых двух последних десятилетий: Л.А. Будриной1, И.О. Андроновой2, М.С. Максимовой3, Н.В. Боровковой4, В.И. Прыгова5, Л.В. Ивановой6, А.А. Ефимовой7.
Большое значение имели выставочные проекты и подготовленные к ним каталоги. Среди них необходимо выделить ключевые для диссертационной работы выставочные проекты последних лет: «Cartier: Le style et l’histoire» (Гранд-Пале, Париж, 2013–2014), «Воображаемый Восток. Китай «по-русски». XVIII – начало XX века» (ГМЗ «Царицыно», 2015–2016); «L’Asie rêvée. Dans les collections Baur et Cartier» (Музей искусства Дальнего Востока, Фонд Баур, Женева, 2015–2016), «Элегантность и роскошь ар деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels» (Музеи Московского Кремля, 2016–2017), «Jade. From Emperors to Art Deco» (2016–2017) и «Meiji – Splendeurs du Japon impérial» (2018–2019) – оба в Музее Гимэ, Париж.
1 Будрина Л.А. Стилевая эволюция камнерезного и ювелирного искусства России второй половины 19 – начала 20 века. В тени имени Фаберже: камнерезное и ювелирное творчество А.К. Денисова-Уральского : дисс. … канд. искусств. : 17.00.04. Екатеринбург, 2004.
2 Андронова И.О Восточная тема в русском интерьере второй половины XIX – начала XX века. Опыт реконструкции : дисс. … канд. искусств. Москва, 2008.
3 Максимова М.С. Искусство шинуазри в контексте европейской художественной практики XVIII столетия : дисс … канд. искусств. : 17.00.04 Санкт-Петербург, 2009.
4 Боровкова Н.В. Художественные особенности произведений искусства из природного декоративного камня : на примере коллекций Музея санкт-петербургского Горного университета : дисс … канд. искусств. : 17.00.09. Санкт-Петербург, 2014.
5 Прыгов В.И. Западноевропейское ювелирное искусство эпохи историзма на материале Всемирных выставок : дисс … канд. искусств. : 17.00.04. Москва, 2015.
6 Иванова Л.В. Стилевые направления историзма в ювелирных украшениях английских мастеров на международных промышленных выставках 50-70-х годов XIX века. Типология, особенности формообразования и декорирования : дисс … канд. искусств. : 17.00.04. Москва, 2016.
7 Ефимова А.А. Египетский стиль в европейских ювелирных украшениях середины XIX – первой трети XX века : контекст, методика, стилистика : дисс … канд. искусств. : 17.00.04 Москва, 2017.
13
Таким образом, анализ отечественной и зарубежной литературы (на английском, французском, немецком и итальянском языках) показал обширный корпус материалов различной направленности, прямо или косвенно связанных с вопросами, решаемыми в диссертации. Изученная литература также показала, что до настоящего времени ни в зарубежном, ни в российском искусствоведении комплексного изучения специфики репрезентации и значения дальневосточных реминисценций в европейском ювелирном и камнерезном искусстве не проводилось.
Объект исследования – широкий комплекс произведений европейского камнерезного и ювелирного искусства.
Предмет исследования – дальневосточные реминисценции в ювелирном и камнерезном искусстве Европы XIX – первой трети XX века.
Цель исследования – комплексное искусствоведческое исследование реминисценций китайской и японской художественных традиций в произведениях европейских ювелиров и камнерезов второй половины XIX – первой трети XX века.
Задачи исследования:
1. Характеристика европейского декоративно-прикладного искусства XVIII–XIX века, испытавшего влияние искусства Китая и Японии.
2. Выявление и систематизация произведений европейских ювелирных и камнерезных производств второй половины XIX – первой трети XX века, в которых присутствуют мотивы китайской и японской художественных традиций.
3. Анализ основных путей распространения знаний и механизмов интеграции дальневосточной художественной традиции в ювелирное и камнерезное искусство Европы XIX – начала XX столетия.
14
4. Исследование процесса использования художественных и технологических принципов и методов искусства Китая и Японии в произведениях европейских ювелиров и камнерезов указанного периода.
5. Формулирование и обоснование и принципов интерпретации мотивов дальневосточного искусства в период 1860-х – 1930-х годов в рамках историзма / эклектики, модерна, ар деко.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом 1860-х – 1930-х годов, что обусловлено, с одной стороны, частым и эффективным обращением ювелиров и камнерезов к тематике Дальнего Востока, и с другой стороны, – периодом наиболее сложных стилевых исканий и перемен в искусстве Европы. Вопрос о предпосылках и преемственности интереса к экзотической образности Востока способствовал расширению хронологических границ до XVIII – начала XIX века.
Географические рамки охватывают главным образом европейский регион, включая Российскую империю. Для полноты рассматриваемого явления привлечен материал американских производств.
Источниками исследования являются художественные, литературные и документальные материалы. Первую группу составляют произведения европейских ювелиров и камнерезов второй половины XIX – начала XX века, испытавшие влияние дальневосточных художественных традиций, а также произведения искусства Китая и Японии из собраний российских и зарубежных музеев: Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), ГМЗ «Павловск» (Санкт-Петербург), Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана (Москва), Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Омский музей изобразительных искусств, Музей истории камнерезного и ювелирного искусства (Екатеринбург), Музей Орсе (Париж), Музей Виктории и Альберта (Лондон), Венский музей истории искусств. Это также произведения,
15
представленные на временных выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне, Берлине, Вене, Риме. Важное значение в процессе сбора изобразительного материала имели также порталы крупнейших аукционных домов – Bohnams, Christie’s, Drouot, Sotheby’s, и ювелирных домов Европы – Bousheron, Cartier, Van Cleef & Arpels.
Вторую группу представляют научные исследования по вопросам истории европейского и отечественного искусства и искусства Китая и Японии, а также каталоги и альбомы, посвященные произведениям декоративно-прикладного искусства; монографии о творчестве отдельных мастеров и фирм; каталоги государственных и частных собраний ювелирного и камнерезного искусства, а также искусства Востока; материалы российских и зарубежных научных конференций и симпозиумов; периодика и публицистика; мемуары, письма и статьи современников художественного процесса исследуемого периода.
Третья группа представляет собой документальные материалы и источники XIX века: архивные материалы и эскизы предметов, изученные как непосредственно в архивах, так и через научные публикации и размещенные в сети Интернет архивные ресурсы ювелирных домов; каталоги и официальные отчеты Всемирных, национальных и международных выставок второй половины XIX столетия.
В работе использован также личный опыт диссертанта как научного сотрудника Екатеринбургского музея изобразительных искусств, изучающего музейную коллекцию декоративно-прикладного искусства России и стран Дальнего Востока, а также занимающегося научной обработкой материалов из частных коллекций с целью подготовки выставочных проектов.
Теоретико-методологическая основа исследования определяется принципом комплексного подхода к заявленной в диссертации теме.
16
Проблематика, цель и задачи диссертации обусловили методологию исследования, а принцип комплексного подхода – выбор исторических и эмпирических методов исследования, дополненных методом междисциплинарного анализа и сравнительного изучения искусствоведческой, культурологической, исторической литературы.
Методологическим основанием исследования является понимание того, что кросс-культурные контакты Европы и Дальнего Востока и формировавшиеся на этой почве дальневосточные реминисценции являются одним из ключевых элементов стилевых трансформаций европейского ювелирного и камнерезного искусства второй половины XIX – первой трети XX века, отражающим различные в каждую стилевую эпоху принципы обращения к экзотической традиции.
Методы исследования Историко-проблемный метод обозначил поле исследования, определил структуру и круг источников. Сравнительно- исторический метод позволил выявить общее и особенное в развитии дальневосточных реминисценций в европейском ювелирном и камнерезном искусстве разных стилевых периодов. Метод художественно- стилистического анализа использован при детальном изучении произведений искусства европейских и дальневосточных мастеров. Метод типологизации позволил выявить форматы работы европейских мастеров с дальневосточным материалом, основные направления заимствований и типы их адаптации в собственном творчестве.
Научная новизна исследования:
– диссертация является первым монографическим исследованием на заявленную тему;
– впервые представленный материал комплексно рассмотрен как с точки зрения исторической преемственности дальневосточных стилевых направлений, так и в отношении их роли в процессе стилевых
17
трансформаций европейского искусства второй половины XIX – первой трети XX века;
– впервые в исследовании, посвященном ювелирному и камнерезному искусству Европы, географические рамки охватывают Российскую империю, что позволило включить деятельность отечественных камнерезных фабрик и частных фирм в общеевропейский художественный контекст;
– впервые рассмотрено значение дальневосточной художественной традиции в стилевом развитии камнерезного искусства;
– рассмотрены возможные и непосредственные механизмы интеграции дальневосточных мотивов в европейское ювелирное и камнерезное искусство, способствовавшие эволюции принципов обращения к искусству Китая и Японии;
– установлены источники, повлиявшие на технологические и художественно-выразительные характеристики произведений, а также на сюжеты и образы произведений искусства;
– выделены и сформулированы характерные для разных стилевых эпох принципы обращения к техническим и художественным особенностям искусства Китая и Японии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Период второй половины XIX – первой трети XX века в ювелирном и камнерезном искусстве Европы включает три последовательные стадии эволюции принципов интерпретации дальневосточных мотивов.
2. В эпоху историзма / эклектики наибольший интерес вызывали сюжеты произведений искусства Китая и Японии и их технико- технологические особенности: перегородчатая эмаль ярких локальных цветов, цветное патинирование и инкрустация металла, узнаваемые «восточные» сюжеты, адаптация подлинных дальневосточных произведений под новые функциональные задачи.
18
3. Для стиля модерн характерно обращение к линеарной традиции японского изобразительного искусства, интерес к декоративному оформлению предметов из органических материалов (кость, черепаховый панцирь, дерево) и их сочетанию с привычными драгоценными и полудрагоценными камнями и металлами, к пастельным тонам в эмалях или серебристой гамме в предметах из золота и жемчуга. Ключевым для модерна становится адаптация ювелирами и камнерезами дальневосточных изобразительных мотивов, приобретающих новое значение в соответствии с эстетической программой.
4. Для ар деко ключевым является обращение к камнерезному искусству Поднебесной и в целом к композиционным и колористическим и выразительным возможностям цветного камня, коралла, перламутра цветной эмали. Большие плоскости цветного камня или эмали, поддержанные оправами или акцентами из драгоценных материалов (платины, золота, бриллиантов) способствовали выстраиванию конструктивной ясности композиций.
5. Последовательное развитие дальневосточных реминисценций в разные стилевые эпохи обусловлено рядом факторов (исторического, политического и культурного характера), способствовавших росту глубины проникновения в суть художественных традиций, знакомству с их более глубинными основаниями и, соответственно, степени приближенности к китайским или японским образцам, и уровню художественной переработки экзотического языка.
6. Дальневосточные реминисценции рассматриваемого периода являются важной составляющей процесса стилеобразования в ювелирном и камнерезном искусстве.
Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что представленные материалы на примере репрезентации дальневосточных
19
мотивов в европейском ювелирном и камнерезном искусстве раскрывают одну из страниц кросс-культурных контактов «Запад – Восток». Диссертация способствует лучшему пониманию процесса влияния Китая и Японии на декоративно-прикладное искусство Европы периода второй половины XIX – первой трети XX века, а также проблем стилеобразования и форматов абсорбции в разные стилевые эпохи. Основные положения и выводы, сформулированные в результате исследования, могут быть положены в основу изучения других реминисцирующих тенденций в декоративно- прикладном искусстве.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в научно-исследовательской работе, в музейной практике, в выставочной-экспозиционной работе, могут быть включены в программы лекционных курсов и отдельных учебных программ, служить материалом в атрибуционной и экспертной деятельности искусствоведов.
Достоверность результатов и основных положений исследования и обоснованность научных положений обеспечивается методологической целостностью работы, учитывающей современные методы искусствоведческого анализа; широтой собранного изобразительного материала, анализом значительного объема источников на русском и иностранных языках, обращением к архивным материалам, а также собственным практическим опытом диссертанта.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились на заседаниях кафедры истории искусств и музееведения УрФУ.
Результаты исследования изложены в 21 научных публикациях диссертанта, в том числе 5 статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 15 тезисах и текстах докладов, 2 научных каталогах выставок (общий объем всех публикаций составляет 11,14 п.л.,
20
включая работы в соавторстве), а также в 13 докладах на международных, всероссийских музейных и вузовских научно-практических конференциях: «Творчество А.К. Денисова-Уральского и художественная культура Урала: европейский контекст и региональная самобытность» (Екатеринбург: ЕМИИ, 2014); «Россия и Восток: культурные связи в прошлом и настоящем» (Екатеринбург: УрФУ, 2014); «Алексей Козьмич Денисов-Уральский. К 150- летию со дня рождения» (Екатеринбург: МИКЮИ, 2014); «Китай: история и современность» (Екатеринбург: УрФУ, 2014, 2016, 2017); «Художественный металл в России и Европе в XIX—XX веках» (Екатеринбург: ЕМИИ, 2015); «Царскосельская научная конференция. (Санкт-Петербург, 2015, 2017); Международная научная конференция, посвященная 300-летию Минералогического музея имени А.Е. Ферсмана (Москва: РАН, 2016); «Россия–Китай: история и культура» (Казань: КФУ, 2017); «Лики культуры в эпоху социальных перемен» (Екатеринбург: УрФУ, 2018); Вопросы экспертизы в области культуры, искусства, дизайна» (Екатеринбург: УрФУ, 2019).
По теме исследования в рамках деятельности клуба восточной культуры Orientalica в Екатеринбургском музее изобразительных искусств диссертантом прочитаны публичные лекции: «Как Европа открывала Китай: три века шинуазри» (18.06.2017), «“Китайский стиль” в искусстве России: от “Нарисованного музея” до авангарда» (16.07.2017), «“По Хирошиги”: японизм в изобразительном искусстве Европы» (29.06.2019), «Японизм в декоративно-прикладном искусстве Европы» (04.08.2019).
Результаты исследования получили апробацию в ходе научной обработки материалов Екатеринбургского музея изобразительных искусств и частных коллекций и при организации выставочных проектов: «Сквозь ветви сакуры. Декоративно-прикладное искусство Японии XIX–XX веков из коллекции О.П. Малахова» (2015), «В память о прошлом на будущее. Послевоенный дар Эрмитажа Екатеринбургскому музею изобразительных
21
искусств» (2016), «Стекло и керамика Китая из коллекции А.В. Глазырина» (2018), «Владелица Красного коня. Дар Казимиры Басевич музеям России» (2018), «Свой Восток. Буддийское искусство XIV–XX веков из музейных и частных собраний» (2018–2019), «Не только Хокусай. Жанры и герои японской гравюры XVIII–XIX веков из коллекции О.П. Малахова» (2019).
По теме исследования были подготовлены следующие публикации:
Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ (в том числе индексируемых международными базами)
1. Будрина Л.А., Винокуров С.Е. Подражая камню: к вопросу об имитации нефрита и малахита в фарфоре // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова. – МГХПА, 2016 (No4). – С.225–234. (0,47 п.л.)
2. Винокуров С.Е., Будрина Л.А. Всемирные выставки второй половины XIX века как один из источников китайских реминисценций в отечественном камнерезном искусстве // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. No 1 (160) 2017. Т. 19. – Екатеринбург, 2017. – С.62–74. (0,74 п.л.)
3. Винокуров С.Е. Китайские флаконы для нюхательного табака: миниатюрный предмет роскоши как свидетельство процесса художественного обмена [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. – 2018. – No1(61). – URL: http://archvuz.ru/2018_1/17 (0,4 п.л.)
4. Винокуров С.Е. Экзотика Дальнего Востока в часовых корпусах французских мастерских эпохи ар деко // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. No 31. – С.202–210. (0,48)
5. Винокуров С.Е. Японская экспортная ширма: о прозрачности культурных границ во второй половине XIX — начале XX в. // Известия
22
Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2019. Т. 21. No 1 (184). С. 227–238. (0,79 п.л.)
В иных изданиях
6. Будрина Л.А., Винокуров С.Е. Туалетный прибор императрицы
Марии Федоровны работы Екатеринбургской гранильной фабрики как пример интерпретации приемов китайских резчиков по камню // Россия и Восток: культурные связи в прошлом и настоящем : материалы Международной научной конференции (IX Колосницынские чтения), 16–17 апреля 2014 года. — Екатеринбург: [Гуманитарный университет], 2014. – С. 124–129. (0,32 п.л.)
7. Винокуров С.Е. «Мягкий камень» в искусстве Китая и России: к вопросу о параллелях в развитии художественных традиций // Тренды гуманитарных исследований в глобальном мире: Тезисы, доклады и сообщения / Всероссийская научная конференция студентов-стипендиатов. Оксфорд. Рос. Фонд. Екатеринбург, 17–19 апреля 2014 г. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2014. – С. 104–107. (0,16 п.л.)
8. Винокуров С.Е. К атрибуции двух китайских статуэток из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств // Алексей Козьмич Денисов-Уральский. К 150-летию со дня рождения: Материалы Шестой конференции в рамках Пятнадцатого конкурса «Металл, камень, идея» имени А.К. Денисова-Уральского, 19–20 ноября 2014. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2015. – С. 25–28. (0,2 п.л.)
9. Винокуров С.Е. Камнерезное искусство Китая: объемная мозаика // Кафедра: Сборник научных статей. В 2-х ч. Ч. I. – СПб.: К-8, 2015. – С. 78– 90. (0,45 п.л.)
10. Винокуров С.Е. Дальневосточные мотивы в каслинском художественном литье из чугуна (на материале собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств) // Художественный металл в России и Европе в XIX—XX веках: Сборник тезисов Всероссийской научно-
23
практической конференции. 14–15 апреля 2015 г. – Екатеринбург, 2015. – С. 18–19. (0,1 п.л.)
11. Винокуров С.Е., Будрина Л.А. Китайские мотивы в художественных промыслах Урала: чугунное литье и резной камень. // Образ поднебесной. Взгляд из Европы: Материалы ХХI Царскосельской научной конференции. – Санкт-Петербург: Серебряный век, 2015. – С. 54–65. (0,4 п.л.)
12. Винокуров С.Е. Made in China: к вопросу о послевоенном «китайском выставочном буме» в СССР 1950-х годов // Музей и война: судьба людей, коллекций, зданий: Сборник докладов всероссийской научно- практической конференции. 4–6 апреля 2016 г. – Екатеринбург, 2016. – С. 40–41. (0,25 п.л.)
13. Винокуров С.Е. Искусство Китая на всемирной выставке 1851 г.: миф и реальность // Китай: история и современность: Материалы X международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 3–5 октября 2016 г. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2017. – С. 32–37. (0,25 п.л.)
14. Винокуров С.Е. Китайский резной малахит: проблемы атрибуции // Международная научная конференция, посвященная 300-летию Минералогического музея имени А.Е. Ферсмана РАН. – Москва, 2016. – С. 26–27. (0,18 п.л.)
15. Винокуров С.Е. Преодолевая границы рококо: «китайский стиль» в декоративно-прикладном искусстве России XIX в. // Китай: история и современность: материалы XI международной научно-практической конференции Екатеринбург, 18–20 октября 2017 г. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2018. – С.50–56. (0,28 п.л.)
16. Винокуров С.Е. Более, чем шинуазри. Китайские реминисценции в камнерезном искусстве России второй половины XIX — начала XX века // Россия–Китай: история и культура: сборник статей докладов участников X
24
Международной научно-практической конференции. – Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2017. – С.85–90. (0,43 п.л.)
17. Винокуров С.Е. К истории коллекционирования китайского резного камня в Екатеринбурге // Восьмые Худояровские чтения [текст]: научное издание. Доклады и сообщения. 19-20 октября 2017 г. / Уральский колледж прикладного искусства и дизайна филиал ФГБО «МГХПА им.С.Г. Строганова»; МКУК Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»; ред.: А.Х. Фахретденова. – Нижний Тагил. 2017. – С. 113–116.
18. Винокуров С.Е. По пути коммерческого успеха: «китайский фарфор» династии Мейсон // Золотые россыпи былого: Сборник материалов X краеведческой конференции им. Н.А. Косикова / Сост. А.Н. Малахова. – Златоуст, 2017. – С.79–80. (0,1 п.л.)
19. Винокуров С.Е. На пороге нового стиля. Источники дальневосточных реминисценций в работах российских камнерезов 1880– 1900-х гг. // Модерн в России. Накануне перемен: Материалы XXIII Царскосельской научной конференции. СПб., 2017. – С.105–113. (0,39 п.л.)
20. Винокуров С.Е. Китайское художественное стекло XVIII–XIX вв.: от европейской традиции к поискам национального (из опыта работы с частной коллекцией) // Лики культуры в эпоху социальных перемен. Материалы Всероссийской с международным участием научной конференции. Под ред. Н.Б. Кирилловой. 2018. – С.56–60. (0,29 п.л.)
Научные каталоги выставочных проектов:
21. Винокуров С.Е. Декоративно-прикладное искусство Японии и Китая // В память о прошлом на будущее. Послевоенный дар Эрмитажа Екатеринбургскому музею изобразительных искусств. 5 апреля – 2 октября
2016 г. – Екатеринбург, 2016. – С. 183–189. (0,2 п.л.)
22. Винокуров С.Е. Стекло и керамика Китая из коллекции А.В.
Глазырина: Научный каталог выставки. – Екатеринбург: ЕМИИ, 2018. – 88 с. (1,4 п.л.)
25
23. Владелица Красного коня. Дар Казимиры Басевич музеям России. Екатеринбургский музей изобразительных искусств. 10 августа – 30 сентября 2018. Каталог выставки. – Екатеринбург: ЕМИИ, 2018. – С. 130, 144–145, 154–156, 162. (0,15 п.л.)
24. Елихина Ю.И., Деменова В.В., Винокуров С.Е. Свой Восток. Буддийское искусство XIV–XX веков из музейных и частных собраний: Научный каталог выставки / Под общ. ред. З. Ю. Таюровой. – Екатеринбург: ЕМИИ, 2018. – 112 с. (2,86 п.л.)
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!