Семантика традиционной танцевальной культуры тувинцев

Санчай, Чойган Херел-ооловна

Введение …………………………………………………….………………..……3
ГЛАВА 1. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ……………………………..………..………..20
1.1. Теоретические подходы к исследованию танца: танец как система
знаков ……………………………………………………………………………..……20
1.2. Танец как элемент культуры ………………………………….….……..30
1.3. Семантика вербальных обозначений символической пластики
тувинцев …………………………………………………………………………..……40
ГЛАВА 2. СЕМАНТИКА СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТУВИНСКОГО
ТАНЦА: МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ……………….………….………………49
2.1. Семантика структурных элементов тувинского танца……………………49
2.2. Традиционные ценности, связанные с образом героя…………………….61
ГЛАВА 3. ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ КОДОВ………….………………71
3.1. Трансляция архетипических символов в танцевальной культуре
тувинцев………………………………………………………………………………..71
3.2. Архетипические символы в сценическом танце
тувинцев……………………………………………………………………………….83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..………………………………………………….103
ПРИЛОЖЕНИЕ 1….……….…………………………………………………..129
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 А…..…………………….…………………………………..150
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Б.……………………………………………….……………151
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 В….…………..……………………………………………..152

Актуальность темы исследования. Танец, являясь живым, динамически
развивающимся компонентом культуры, имеет свойство реагировать на
тенденции постоянно меняющегося мира. Это сохраняющаяся в движении
человеческого тела константа культуры. Танец «помнит» первоэлемент, архетип и
как феномен культуры является своеобразным микрочипом, в котором хранится и
транслируется информация культуры в телесном выражении из поколения в
поколение. В этом смысле исследование феномена танца на примере тувинского –
это взгляд не только на историко-культурную ретроспективу традиционной
культуры, но и переосмысление современных тенденций, влияющих на тувинский
танец и культуру в целом.
Данная работа является первой попыткой проанализировать структуру
тувинского танца, наличие в содержании разновременных наложений и
заимствований, которые отражаются в композиции, структуре, элементах
танцевальных движений, в их семантике, отображая процесс формирования
символической пластики танцевальной культуры тувинцев.
Материалами для нашего исследования послужили опубликованные научные
работы по традиционным танцам народов с родственной этнической культурой.
Кроме этого, мы опирались на материалы наших полевых исследований,
проведенных в Монголии: г. Улан-Баторе (март 2018 г.), сумоне Ценгэл Баян-
Ульгийского аймака (июль 2018 г.). ВРеспублике Тува с 2016 по 2019 гг. нашими
респондентами былипредставителитворческой интеллигенции и спорта. Научной
базой также послужили этнографические, лингвистические, музыковедческие
исследования, представляющиесобой описания ритуалов и обрядов с ритмо-
движенческими элементами танцевальных движений из культовой практики,
лексические единицы, имеющие в тувинском языке значение «танец», «пляска».
Степень разработанности проблемы
Исследование опирается на научные разработки отечественных и
зарубежных авторов, занимающихся вопросами культурологии, философии,
социологии, этнографии, антропологии, истории, лингвистики и др.
Вопросы истории танца (нем. tanz ‘искусство создания художественного
образа движением тела танцовщика’) связаны с именами Ж.Ж. Новерра 1 ,
К. Блазиса 2 . Данной проблеме также посвящены исследования теоретиков по
истории танца С.С. Вашкевича3, Р.В. Захарова4, М.М. Фокина5, Ю.А. Бахрушина6,
В.В. Ванслова 7 , В.С. Костровицкой 8 , Ф.В. Лопухова 9 , Б.В. Асафьева 10
,
Н.И. Эльяш11, Л.Д. Блок12, М. Бежара13, Б.Ф. Нижинской14, М.Л. Лавровского15,
А.Я. Левинсона16, В.М. Красовской17, С.Н. Худекова18 и др.
Специфика понятия «танец» теоретически обоснована в работах
А.С. Фомина 19
, Ю.А. Кондратенко 20
, Л.Т. Дьяконовой 21
. Работа
Новерр, Ж.Ж. Письма о танце / перевод А.А. Гвоздевой, примечания и статья И.И. Солертинского, Ленинград:
Academia, 1927. 316 с.
2
Блазис, К. Искусство танца // Классика хореографии. Ленинград: «Искусство»,1937. 137 с.
3
Вашкевич, С.С. История хореографии всех времён и народов. Москва: Изд. И. Кнебель,1908. 85 с.
4
Захаров, Р.В. Искусство балетмейстера. Москва: Искусство, 1954. 430 с.
5
Фокин, М.М. Против течения. Москва, Ленинград: Искусство, 1962. 639 с.
6
Бахрушин, Ю.А. История русского балета. Москва: Сов. Россия, 1965. 248 с.
7
Ванслов, В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. Москва: Искусств», 1968. 224 с.; Ванслов, В.В.
Эстетика, искусство, искусствоведение: Вопросы теории истории. Москва: Изобразительное искусство, 1983. 440
с.
8
Костровицкая, В.С. Русский балетный театр начала 20-го века. Ленинград: Искусство, 1971.
9
Лопухов, Ф.В. Хореографические откровенности. Москва: Искусство, 1972. 215 с.
10
Асафьев, Б.В. О балете: статьи, рецензии, воспоминания. Москва: Музыка, 1974. 235 с.
11
Эльяш, Н.И. Балет народов СССР. Москва: Знание, 1977. 168 с.
12
Блок, Л.Д. Классический танец: история и современность. Москва: Искусство, 1987. 556 с.
13
Бежар, М. Мгновения в жизни другого. Москва: АО Русская творческая палата (при содействии журнала
«Балет»), 1998. 296 с.
14
Нижинская, Б.Ф. Ранние воспоминания: в 2 ч. Москва: Артист режиссёр театр. 1999. Ч. 2. 319 с.; Она же. Ранние
воспоминания: в 2 ч. Москва: Артист режиссёр театр,1999. Ч. 1. 350 с.
15
Лавровский, М.Л. От первого лица. Москва: Наталис, 2006. 172 с.
16
Левинсон, А.Я. Старый и новый балет. Мастера балета. Санкт-Петербург: Издательство Лань; Издательство
Планета Музыка, 2008. 560 с.
17
Красовская, В.М. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. От истоков до середины XVIII века.
Санкт-Петербург: Изд-во Лань; Изд-во Планета Музыка, 2008. 608 с.
18
Худеков, С.Н. Всеобщая история танца. Москва: Эксмо, 2009. 608с.
19
Фомин, А.С. Понятие «танец» и его структура // Народный танец: Проблемы изучения: сб. науч. тр. Санкт-
Петербург: ВНИИИ,1991 (1993). С. 60-74;Он же. Танец в системе воспитания и образования. Т. 1: Природа, теория
и функция танцев: учебное пособие. Новосибирск: Новосиб. Полиграфкомбинат, 2005. 624 с.
20
Кондратенко, Ю.А. Система художественного языка танца: специфика, структура и функционирование:
автореферат диссертация доктора искусствоведения. Саранск, 2010. 36 с.
21
Дьяконова, Л.Т. Архаичный танец: к постановке проблемы // Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011.
№ 6. Ч. I. C. 74-76
А.А. Меланьина 22 , актуальность которой неоспорима в свете отсутствия в
отечественной хореологии (гр. choreia ‘танец, хоровод’, logos ‘учение о танцах’)
методологии комплексного анализа хореографического текста, посвящена
проблеме генезиса пластического материала в хореографии (гр. choreia ‘танец,
хоровод’, grapho ‘пишу, искусство танца’).
Новым подходом в решении проблем народного танца стала этническая
хореография (этнохореология). Методологические и методические основы этого
направления были заложены в первой половине ХХ века выдающимся ученым и
исследователем танцевальной и театральной культуры армянского и других народов
С.С. Лисициан. Ею сделан значительный вклад в теорию и практику изучения
народной хореографии. С.С. Лисициан ввела понятие «двигательный фонд народа» и
впервые использовала его в своем фундаментальном труде23.
Осмысление танцевальной культуры и роль танцев в традиционной культуре
получили отражение в трудах К.Я. Голейзовского 24
, в которых показаны
материалистические основы русского плясового искусства; в работе молдавского
дансолога (фр. danse ‘танец’, logos ‘учение о танцах’)
Э.А. Королёвой 25
рассмотрены вопросы древнейших форм танца;
В.Н Всеволодский-Гернгросс 26 связывает происхождение народного танца с
примитивным способом производства; В.В. Ромм 27
рассмотрел наиболее
сохранившиеся изображения человечков эпохи палеолита как специфическую
систему передачи информации.
Зарубежная хореология отмечается в работе антрополога
Д. Кеалиинохомоку28. Тема «этнохореография» в этнической общности освещена
Меланьин, А.А. Методы анализа танцевального движения: диссертация кандидата искусствоведения. Москва,
2010. 234 с.
23
Лисициан, С.С. Старинные пляски и театральные представления армянского народа: в 4 т. Ереван: Издательство АН АрмССР,
1972 . 206 с.
24
Голейзовский, К. Я. Образы русской народной хореографии. Москва: Искусство, 1964. 368 с.
25
Королёва, Э.А. Ранние формы танца. Кишинёв: Штиинца, 1977. 215 с.
26
Всеволодский-Гернгросс, В.Н. Крестьянский танец // Народный танец. Проблемы изучения. Санкт-Петербург:
СПб: Всерос. научно-иссл. ин-т., 1991. С. 152
27
Ромм, В.В. Палеохореография Некоторые аспекты репрезентации древнейших изображений человека //
Байкальские встречи – 3: Культура народов Сибири. Т. 2.Улан-Удэ,2001; Он же. Танец как фактор эволюции
человеческой культуры: диссертация доктора культурологи. Барнаул, 2006. 403 с.
28
Kealiinohomoku J. An Anthropologist Looks at Ballet as a Form of Ethnic Dance [1969] // Journal for the
Anthropological Study of Human Movement. 1980. Vol. 1. № 2. P. 83-97.
в работе М.Я. Жорницкой 29 , основателя нового направления в отечественной
этнологии – сравнительной этнохореографии, а также в трудах В.Е. Баглай 30 ,
О.Б. Буксиковой31и др.
Для данной работы существенную роль сыграли труды, посвящённые
исследованию национальной хореографии: Р.Х. Уразгильдеева 32 , В.З. Савина 33 ,
Г.Х. Тагирова 34 , Т.Б. Бадмаевой 35 , А.И. Шинжиной 36 , П.Т. Надбитова 37 ,
А.Р. Султангареевой 38
, Р. Самжида 39
, З.А. Молдобакирова 40
. Работа
Л.И. Нагаевой 41 посвящена обрядовым танцам Башкирии, которые были тесно
связаны с доисламскими верованиями: тотемизмом, анимистическими
представлениями, шаманизмом, повлиявшими на хореографическую культуру.
А.М. Умаханова42, крупнейший исследователь народной хореографии Дагестана,
занималась изучением искусства танца народов Кавказа. Исследованию
танцевального искусства коренных народов Севера посвящены работы
А.К. Нефёдкина 43
, В.Н. Нилова 44
, С.Л. Чернышовой 45
. Крупнейший
Жорницкая, М.Я. Народное хореографическое искусство коренного населения Северо-востока Сибири. Москва:
Наука, 1983. 152 с.
30
Баглай, В.Е. Этническая хореография народов мира. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 405 с.
31
Буксикова, О.Б. Танец в истории культуры народов Сибири: автореферат диссертации доктора искусствоведения:
24.00.01. Санкт-Петербург, 2009. 46 с.; Она же. Традиционные игры и танцы в хореографическом искусстве
народов Восточной Сибири: семантика и интерпретация: монография. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. 186 с.
32
Уразгильдеев, Р.Х. Киргизский балет: Странницы истории киргизской хореографии. Фрунзе: Кыргызстан, 1983.
168 с.
33
Савин, В.З. Традиционная танцевальная культура шорцев (проблемы самобытности, воссоздания, сценического
применения): диссертация кандидата искусствоведения. Москва, 1983. 174 с.
34
Тагиров, Г.Х. Татарские танцы. Казань: Татар. кн. изд-во, 1984. 256 с.
35
Бадмаева, Т.Б. Танцевальный фольклор калмыков. Элиста: Калм. кн. изд-во,1982. 99 с.; Она же. Калмыцкие
танцы и их терминология. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1992. 96 с.
36
Шинжина, А.И. Основы алтайского танца. Горно-Алтайск. ГУ книжное издательство «Юч-Сюмер Белуха»
Республика Алтай, 2004. 164 с.; Она же. Опыт создания национального алтайского танца, посвящённого культу
огня, как пример практической реализации научно-исследовательской работы по изучению религиозного
мировоззрения в этнографии алтайцев // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2009. №5 (17). С. 84-
87; Она же. Алтайское героическое сказание и камлание шамана как источник изучения традиционной алтайской
хореографии // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. Санкт-Петербург, 2007. № 1 (17). С. 55-66.
37
Надбитов, П.Т. Жизнь в вихре танца. Элиста: АПП «Ждангар», 2005. 296 с.
38
Султангареева, А.Р. Танцевальный фольклор башкир. Уфа: Гилем, Башк. Энцикл., 2013. 128 с.
39
Самжид, Р. Хүн байгалийн шүтелцээ бай монгол бүжгийн гарал үүсэл, хөгжлийн ухаанд (Об истоках
происхождения монгольского танца и его взаимосвязь с природой) // Танец как историко-культурное наследие
монголоязычных народов: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-
летнему юбилею и 57-летию творческой деятельности П.Т. Надбитова / отв. ред. Н.Г. Очирова. Элиста: КИГИ
РАН. 2014. 262 с., С 68-77.
40
Молдобакиров, З.А. Кыргыс бийлеринин тарыхы. (История кыргызского танца). Бишкек: «Maxprint», 2018. 164 с.
41
Нагаева, Л.И. Башкирские народные праздники: обряды и обычаи. Уфа: Китап, 1999. 157 с.
42
Умаханова, А.М. Хореографическое искусство народов Дагестана: Генезис, традиции, формы выразительности /
Отв. ред. К.И. Абуков. Махачкала, 2004.
43
Нефёдкин, А.К. Военное дело чукчей (середина XVII – начало XX в.). Санкт-Петербург: Петербургское
востоковедение, 2003.352 с.
исследователь танцевальной культуры народов Восточной Сибири
О.Б. Буксикова 46
отмечает необходимость системного культурологического
изучения исторических изменений различных форм танца.
Важнейшей опорой для данного исследования стали труды
Н.А. Стручковой 47
, которая исследовала движенческую пластику этноса,
называемую кинетической культурой (гр. kinetikos ‘относящийся к движению,
двигательный, объясняемый движением’) и А.Г. Лукиной 48 , исследовавшей
генезис образного языка традиционных танцев, отображающих мифологические и
религиозные представлениянарода саха.
В изучении вопроса о формах хороводной композиции мы опирались на
работу К.Я. Голейзовского49, посвященную хороводно-игровой традиции танца. В
работе А.В. Рудневой50 рассматриваются хороводы преимущественно плясового
характера с элементами сценического действия – игрового начала. В
исследовании И.У. Самбу 51
показано широкое распространение в традиции

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Семантика традиционной танцевальной культуры тувинцев»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Образ северного оленя в культуре древних саами
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
    Культурное наследие Крыма как фактор развития регионального туризма
    📅 2022 год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Русская народная песня в современных социокультурных условиях: пути сохранения и популяризации
    📅 2022 год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Идея бессознательного в западной культуре XX века
    📅 2022 год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»