Социокультурные трансформации бесписьменных культур в конце XX – начале XXI веков (на материале анализа энецкой этнокультурной группы)

Филько, Антонина Игоревна

Введение 3 1 Социокультурные трансформации современных бесписьменных 28 культур
1.1 Бесписьменные культуры как предмет современной культуро- 28 логии
1.2 Социокультурные трансформации бесписьменных культур 55 2 Социокультурные трансформации энецкой этнокультурной 76 группы
2.1 Энецкая этнокультурная группа и ее статус письменной/ бес- 76 письменной культурной группы
2.2 Базовые процессы и механизмы социокультурных трансформа- 110 ций энецкой этнокультурной группы

Актуальность темы исследования связана с необходимостью изу- чения социокультурных трансформаций традиционных (в том числе этни- ческих) культур, происходящих в настоящее время. Современные куль- турные процессы в глобальном пространстве формируют интерес к тради- ционным культурам, особенно к этническим культурам коренных мало- численных народов, о чем свидетельствуют многочисленные исследова- ния, посвященные данной проблематике. На сегодняшний день в мире, и в Красноярском крае в частности, проводится государственная культурная политика поддержки коренных малочисленных народов, в том числе, на- правленная на их сохранение и воспроизводство. Основной акцент делает- ся на сохранение родной языковой культуры, как основного и несущего компонента общей культуры коренных малочисленных народов. Особое место здесь занимают языковые культуры, не имеющие письменности для своего выражения.
В настоящее время в зарубежной и отечественной культурологии широко обсуждаются процессы глобализации и индустриализации, влияющие на культурную идентичность различных этнокультурных групп. Процесс глобализации зачастую вызывает кризис культурной идентично- сти во многих обществах, и особенно это касается коренных малочислен- ных народов. Данный процесс может обернуться потерей уникальности культуры, которая проявляется на самых разных уровнях: в повседневной деятельности, обычаях и укладе жизни, искусстве, языке и способе мыш- ления. Бесписьменные культуры находятся в особой ситуации, поскольку более склонны к ассимиляции, чем остальные. На территории Краснояр- ского края единственным бесписьменным народом до недавнего времени были энцы. В марте 2020 года средства массовой информации сообщили об издании букваря для изучения энецкого языка. Однако на май 2020 года
3
экспертная оценка и юридическое закрепление образцов письменности для энецкого языка еще не были осуществлены. Мы наблюдаем феномен пере- ходной ступени от бесписьменной культуры к письменной в условиях культурного модерна или даже постмодерна, которые характерны для сложного российского культурного пространства. К проблеме сохранения энецкой культуры в ноябре 2017 г. на круглом столе, посвященном про- блеме возрождения родных языков коренных малочисленных народов Се- вера, Сибири и Дальнего Востока, внимание исследователей обратил уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Краснояр- ского края Семен Яковлевич Пальчин. Для дальнейшего существования уникальной энецкой культуры и воспроизводства этнокультурной иден- тичности энцев необходимо провести ряд научных культурологических исследований, в том числе, проанализировать историко-культурную си- туацию в динамике, понять основные закономерности этой динамики и способы культурной репрезентации энцев в глобальном и общероссийском культурном мире.
Степень научной разработанности темы исследования
Теория и методология исследований культуры различных социаль- ных групп представлена в многочисленных работах отечественных и зару- бежных ученых. В исследованиях различают такие подходы к пониманию культуры как аксиологический, деятельностный, антропологический, се- миотический и системный.
Сторонники аксиологического подхода (А.И. Арнольдов 1 , Ю.И. Ефимов2, Г.П. Выжлецов3, В.А. Малахов4, З.Н. Орлова5, Н.З. Чавчавадзе6,
1 Арнольдов А. И. Введение в культурологию. – 1993.
2 Ефимов Ю. И., Громов И. А., Комаров В. Д. Человеческий фактор и культура. – ” Наука,” Ленинград- ское отд-ние, 1989.
3 Выжлецов Г. П. Аксиология культуры в системе культурфилософского знания //Вестник Новгородского государственного университета. – 2000. – No. 16. – С. 245-251.
4 Малахов В. А. Культура и человеческая целостность //К.: Наукова думка. – 1984.
4

Л. Витгенштейн7, Т.С. Лапнина8, П. Сорокин9, Ч. Пирс10, В. Виндельбанд11, М. Вебер12, Г. Зиммель13) понимают культуру как набор особых предметов и ценностей. При этом культура в рамках данного подхода понимается ис- следователями и как единая для всего человечества, и как множество куль- турно-исторических систем.
В рамках деятельностного подхода культура представляется как спо- соб организации деятельности, система схем, сложившаяся исторически. К представителям данного подхода можно отнести Л.С. Выготского14, Э.В. Ильенкова15, В.М. Межуева16, М.С. Кагана17, Э.С. Маркаряна18, В.В. Труш- кова19, З.И. Файнбурга20, А.И. Арнольдова21, Э.А. Баллера и Н.С. Злоби- на22, Л.Н. Когана23. Деятельностный подход начинает выделять человека как субъекта деятельности.
Исследователи Э. Тайлор24, М. Херсковиц25, Ф. Боас26, Р. Линтон27, Э. Сепир28, К. Уисслер29, П.Ю. Черносвитов30, Р. Бенедикт31, У. Томас и М.
5 Орлова З. Н. Понятие” культура”: аксиологический аспект //Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2007. – No. 2.
6 Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности. – Изд-во” Мецниереба”, 1984.
7 Витгенштейн Л. Культура и ценность //Философские работы. ЧІ–М.: Гнозис. – 1994. – С. 407-493.
8 Лапина Т. С. Аксиология культуры //Вестник культурологии. – 2008. – No. 1.
9 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. –М.: Астрель, 2006. –1176 с.
10 Пирс Ч. С. Логические основания теории знаков //СПб.: Алетейя. – 2000. – Т. 2. – С. 349.
11 Виндельбанд В. История философии. – Directmedia, 2013. – 1302 с
12 Вебер М. Избранное. Образ общества. –М.: Юрист, 1994. –704 с.
13 Зиммель Г. Избранное. Философия культуры. – Litres, 2017.
14 Выготский Л. С. Собрание сочинений. – Directmedia, 2013.
15 Ильенков Э. В. Философия и культура. – Изд-во Московского психолого-социального ин-та;, 2010.
16 Межуев В.М. Идея культуры: очерки по философии культуры / В.М. Межуев. — М. : Прогресс- Традиция, 2006. — 407 с.
17 Каган М. С. О субстанции, строении и функциях культуры (к вопросу об основаниях культурологии) //Личность. Культура. Общество. – 2004. – Т. 6. – No. 2. – С. 123-134.
18 Маркарян Э. Системное исследование человеческой де-
ятельности // Вопр. философии. — 1972. — No 10. — C. 77—86.
19 Трушков В. В. Культура и урбанизация //Философско-соцпологический аспект их взаимодействия в условиях развитого социализма. Автореф. докт. дисс. Свердловск. – 1980.
20 Файнбург З. И. Методологические проблемы теории культуры: состояние и перспективы //Диалектика культуры: сборник статей–Куйбышев. – 1982. – С. 17-21.
21 Арнольдов А. И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии //Культура, человек и картина мира. М.: Наука. – 1987. – С. 5-28.
22 Баллер Э. А., Злобин Н. С. Социальный прогресс и культурное наследие. – Наука, 1987.
23 Коган Л. Н. Социология культуры: учебное пособие. – 1992.
24 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. –М.: Политиздат, 1989. –573 с.
5

Яновиц32, Р. Линтон33, Дж. Хонигман34, П. Сорокин35 и Л. Уайт36 в рамках антропоцентрического подхода рассматривают самоценность культуры каждого народа.
В рамках семиотического подхода культура рассматривается в качестве системы закодированных смыслов или же текста, который запе- чатлен в знаково-символической форме. В русле данного подхода работали А.С. Мыльникова37, Е.В. Антонова38, А.К. Байбурин39, А.Я. Гуревич40, Н.Л. Жуковская41, Ю.М. Лотман42, Г.С. Кнабе43, Е.М. Мелетинский44, Е.С. Но-
25 Херсковиц М. Д. Африканские боги и католические святые в верованиях негров Нового Света //Личность. Культура. Общество. – 2011. – Т. 13. – No. 4. – С. 29-36.
26 Боас Ф. История и наука в антропологии: ответ //Антология исследований культуры. – 1997. – Т. 1. – С. 528-535.
27 Линтон Р. Личность, культура и общество //Вопросы социальной теории.–2007.–ТI. – 2007. – No. 1. – С. 175-190.
28 Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. – Прогресс, 2002. – 656 с.
29 Wissler C. et al. Indians of the United States. – 1940.
30 Черносвитов П. Ю. Эволюция жизни как информационный процесс //Человек. – 2006. – No. 3. – С. 5-20. 31 Бенедикт Р. Модели культуры //Культурология. – 2005. – No. 1. – С. 108-134.
32 Thomas W. I., Janowitz M. On social organization and social personality: Selected papers. – University of Chicago Press, 1966.
33 Линтон Р. Личность, культура и общество //Вопросысоциальнойтеории.–2007.–ТI. – 2007. – No. 1. – С. 175-190.
34 Хонигман Д. Понятия//Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология.[Под ред. АА Белика] //М.: Смысл. – 2001. – С. 52.
35 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. –М.: Астрель, 2006. –1176 с.
36 Уайт Л. А. Энергия и эволюция культуры (пер. ЕМ Лазаревой) //Личность. Культура. Общество. – 2005. – Т. 7. – No. 4. – С. 37-59.
37 Мыльников А.С. Язык культуры и вопросы изучения этнической специфики средств знаковой комму- никации / А.С. Мыльников // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.:Наука, 1989. С. 7–37.
38 Антонова Е. В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии: Опыт реконструк- ции мировосприятия. – Наука, Глав. ред. восточной лит-ры, 1984.
39 Байбурин А. К. Ритуал в системе знаковых средств культуры //Этнознаковые функции культуры. М.: Наука. – 1991. – С. 23-42.
40 Гуревич А. Я. Избранные труды. Средневековый мир // Издательство Санкт-Петербургского универси- тета, 2007. – 560 с.
41 Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии : Культура. Традиции. Символика : Учебное пособие. – М.: Вост. лит., 2002. – 274 с.
42 Лотман Ю.М., Иванов В.В., Пятигорский А.М., Топоров В.Н., Успенский Б. А. Тезисы к семиотиче- скому изучению культур (в применении к славянским текстам) //Семиосфера/ЮМ Лотман.–СПб.: Искус- ство-СПБ. – 2000. – С. 504-525.
43 Кнабе Г. С., Избранные труды: Теория и история культуры / Георгий Кнабе ; [отв. ред.: Н. И. Кузьмен- ко]. – Москва : Летний сад, 2006. – 1198 с.
44 Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. — М.-СПб.: Академия Исследований Культуры, Тради- ция, 2005. — 240 с.
6

вик45, Д.С. Раевский46, А.Л. Топорков47. Отдельно можно выделить интер- претативную концепцию культуры К. Гирца48.
Представителями системного подхода культура характеризуется с позиции организации и устойчивости системы. Системный подход сосре- дотачивает свое внимание на функциональном взаимодействии элементов культуры. Данный подход применяется Л.А. Уайтом49, П.А. Сорокиным50, А. Кребером51, М.С. Каганом52, М.Б. Красильниковой и С.К. Севастьяно- вой53. Культуру, по мнению исследователей, следует определять, как фор- му бытия, образованную в результате человеческой деятельности. Кроме того, культура является в системном подходе смысловым пространством, создавая которое человек выстраивает свои отношения с миром. К этому подходу так же можно отнести и Д.В. Пивоварова, который определяет культуру как «идеалообразующую сторону человеческой жизни»54.
Можно также отметить направление «Культура-и-личность», воз- никшее в рамках американской культурной антропологии. Представители
45 Новик Е. С. Фольклор–обряд–верования: Опыт структурносемиотического изучения текстов устной культуры //Дисс. докт. филолог. наук. М. – 1996.
46 Раевский Д.С. Мир скифской культуры.// М.: «Языки славянских культур», 2006. 600 с.
47 Топорков А. Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры //Этнографическое изучение знаковых средств культуры. – 1989. – С. 89-101.
48 Гирц К. Интерпретация культур/ Пер. с англ. — М.:«Российская политическая энциклопедия» (РОС- СПЭН), 2004. — 560 с.
49 Уайт Л.А. Избранное: Наука о культуре / Лесли Уайт; перевод с англ. – М.: РОССПЭН, 2004. – 960 с. Уайт Л.А. Понятие культуры / Лесли Уайт; перевод с англ. Е.М. Лазаревой // Антология исследований культуры: в 2 т. Т. 1. Интерпретации культуры / Сост. С.Я. Левит. – СПб.: Университет. книга, 1997. – С. 17-49.
50 Сорокин П.А. Кризис нашего времени / П.А. Сорокин; перевод с англ. // Человек. Цивилизация. Обще- ство / общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов. – М.: Политиздат, 1992. – С. 427-504.
51 Кребер А. Избранное: Природа культуры / Альфред Кребер. – М.: РОССПЭН, 2004. – 1008 с.
52 Каган М. С. О субстанции, строении и функциях культуры (к вопросу об основаниях культурологии) //Личность. Культура. Общество. – 2004. – Т. 6. – No. 2. – С. 123-134.
53 Красильникова М. Б., Севастьянова С. К. К вопросу о современных подходах к определению понятия «культура» //Обсерватория культуры. – 2015. – No. 4. – С. 98-103.
54 Пивоваров Д. В. Проблема синтеза основных дефиниций культуры //Вестник Российского философ- ского общества. – 2009. – No. 1. – С. 157-161.
7

направления (Ф. Боас55, Э. Сепир56, Б. Уорф57) отмечали связь языка и мышления. Язык, по их мнению, формирует картину мира.
Междисциплинарный подход к культуре прослеживается в работах М.М. Бахтина58, Ю.М. Лотмана59, А.М. Панченко60, А.Я. Гуревича61.
Для исследования понятия «бесписьменная культура» характерны два подхода. Первый рассматривает бесписьменную культуру как первую стадию развития любой культуры – дописьменную. Это зафиксировано в работах Г.М. Маклюэна62 и Ю.М. Лотмана63. Второй подход понимает бес- письменную культуру как «народную»: устную культуру, представленную фольклором. И.В. Козлова64 в своей работе также относит ее к традицион- ной. И.Б. Семакова65 отмечает, что традиционная бесписьменная культура является одной из сторон жизни и деятельности каждого человека как час- ти человеческого сообщества. С.Ю. Неклюдов66 отмечает существование бесписьменной традиции внутри «письменных культур». К исследованиям
55 Боас Ф. История и наука в антропологии: ответ //Антология исследований культуры. – 1997. – Т. 1. – С. 528-535.
56 Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.- 656 с.
57 Уорф Б. Л. Наука и языкознание/Языки как образ мира //СПб: Terra Fantastica. – 2003. – С. 209.
58 Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук //Развитие личности. – 2008. – No. 4.
59 Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Культура и информация // Семиосфера / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство-СПб, 2010.
60 Панченко А. М. О топике культуры //Панченко АМ Русская история и культура. Работы разных лет. СПБ. – 1999. – С. 231-244.
61 Гуревич П.С. Культурология / П.С. Гуревич. — М. : Юнити, 2008. — 327 с.
62 Маршалл Маклюэн. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего = The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. — 2-е изд. — М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2013. — 496 с.
63 Лотман Ю. М. Альтернативный вариант: бесписьменная культура или культура до культуры //Экология и жизнь. – 2002. – No. 6. – С. 10-12.
64 Козлова И. В. Сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Российской Фе- дерации //Проблемы сохранения нематериального культурного наследия в условиях глобализации: сб. ст./отв. ред. ТГ Владыкина. – 2013. – С. 40-47.
65 Семакова И. Б. К проблеме музыкального языка традиционной культуры вепсов //Фольклор и совре- менная духовная культура финно-угров. Саранск. – 1993. – С. 85-89.
66 Неклюдов С. Ю. Фольклорные традиции современного города //URL: http://folk. pomorsu. ru/index. php. – 2006.
8

традиционных бесписьменных культур в своих работах обращаются К. Ле- ви-Стросс67 и А.Б. Островский68.
Категория «социокультурных изменений» широко рассматривается в культурологических исследованиях. Выделяется три модели социокуль- турной динамики: циклическая модель разрабатывалась в работах Дж. Ви- ко69, О. Шпенглера70, Н.Я. Данилевского71, А. Тойнби72, Л.Н. Гумилева73, П.А. Сорокина74, К. Ясперса75, С.Ф. Хантингтона76; линейная модель с эво- люционным подходом к культуре отражена в работах И.Г. Гердера77, Г.В.Ф. Гегеля78, О. Конта79, Э. Тайлора80, С. Баркера81, Р. Инглхарта82 и К. Вельцеля83, А.Г. Дугина84; синергетическая модель, разрабатываемая со второй половины ХХ века Г. Хакеном85, И.Р. Пригожиным86, С.П. Курдю- мовым и Е.Н. Князевой87, О.А. Музыка88, С.А. Кравченко89.
67 Леви-Строс К. Структурная антропология/Пер. с фр //Вяч. Вс. Иванова. М. – 2001.
68 Островский А. Б. Структурно-семиотический подход к изучению менталитета в традиционной бес- письменной культуре //ББК 63.3+ 60.5 А43 Составители и ответственные редакторы МФ Альбедиль, ДГ Савинов Рецензенты. – 2014. – С. 26.
69 Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., Киев, 1994. –637 с
70 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Том 2. Всемирно-исторические перспективы. – Попурри, 2019. –704 с.
71 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. –М.: Институт русской цивилизации, 2008. –816 с.
72 Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. –М.: Рольф, 2001. –640 с.
73 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли.–М.: Эксмо, 2008. –733 с
74 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. –М.: Астрель, 2006. –1176 с.
75 Ясперс К. Смысл и назначение истории. –М.: Политиздат, 1991. –527 с.
76 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. –М.: АСТ, 2003. –603 с.
77 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. –М.: Наука, 1977. –703с.
78 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедияфилософских наук. Т. 3. Философия духа. –М.: Мысль, 1977. –471 с
79 Конт О. Курс позитивной философии// Антология мировой философии. М.: Мысль, 1971. –Т. 3. Буржу- азная философия конца XVIIIв. –первых двух третей XIXв. –С. 553–586
80 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. –М.: Политиздат, 1989. –573 с.
81 Barker S. (ed.). Signs of change: premodern-modern-postmodern. –SUNY Press, 1996.
82 Inglehart R. Modernization and postmodernization: Cultural, economic, and political change in 43 societies. – Princeton, NJ : Princeton University Press, 1997. –Т. 19.
83 Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. –М.: Новое издательство, 2011. –464 с.
84 Дугин А. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли. –М.: Евразийское движение. –2009. –744 с.Дугин А.Г. Геополитика постмодерна. Времена новых империй. Очерки геополитики XXIвека.–СПб.: Амфора, 2007. –382 с. Дугин А.Г. Эволюция парадигмальныхоснований науки. –М.: Арктогея-Центр, 2002. –418 с.
85 Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным явлениям. –М.: Мир, 1991. –240 с. Хакен Г. Тайны восприятия. Синергетика как ключ к мозгу. –Ижевск: ИКИ, 2002. –272 с. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. –Ижевск: ИКИ, 2003. –320 с.
9

Понятие социокультурной трансформации рассматриваетсяв работах А.Н. Тарасова90, Н.И. Лапнина91, Я. Багдасаровой92, Е.А. Ерохиной93 и Н.А. Янковой94. Отмечается, что социокультурная трансформация проявляется сменой типов социальной организации и типов воспроизводства культуры как реакции на кризис.
Широкий спектр исследований в культурологической научной среде связан с изучением культуры коренных малочисленных народов и тех ас- пектов их жизни, что играют важную роль в сохранении их этнической идентичности. Конструктивистский подход актуален для современной эт- нографии. Он был предложен норвежским исследователем Ф. Бартом95. Среди отечественных ученых в рамках данного подхода можно отметить В.А. Тишкова96 и Л.М. Дробижеву97. Этот подход во многом ориентирован
86 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. –М.: Прогресс, 1986. –432 с.
Пригожин И.Р. Философия нестабильности // Вопросы философии, 1991. –No 6. –С. 46–52.
87 Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Синергетическая парадигма. Основные понятия в контексте истории культуры. –Официальный сайт С.П. Курдюмова. –Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/art/sinergeticheskaya-paradigma/
88 Музыка О.А. Бифуркации в природе и обществе: естественнонаучный и социосинергетический аспект // Современные наукоемкие технологии. –2011. –No 1 –С. 87–91.
89 Кравченко. С.А.Нелинейная социокультурная динамика: играизационный подход. –М.: МГИМО- Университет, 2006. –170 с.
90 Тарасов А. Н. Сущность концепта «социокультурная трансформация» //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. – No. 7-2. – С. 211-213.; Тарасов А. Н. Аналитика социокультурной трансформации //Аналитика культурологии. – 2012. – No. 24.
91 Лапин Н. И. Социокультурная трансформация России: либерализация versus традиционализация //Журнал социологии и социальной антропологии. – 2000. – Т. 3. – No. 3. – С. 32-39
92 Багдасарова Я. Социокультурная трансформация мигрантов в инокультурной среде : дис. – Санкт- Петербургский государственный университет, 2009.
93 Ерохина Е.А. Этническое многообразие в социокультурной динамике России : дис. … д-ра филос. на- ук. Новосибирск, 2015. 451 с.
94 Янкова Н. А. Социокультурная трансформация современного общества сквозь призму концептуально- го и инструментального аспектов языка //Общество: философия, история, культура. – 2016. – No. 12.
95 Барт Ф. Этнические группы и социальные границы. – 2006.
96 Tishkov V. A. Nationalities and conflicting ethnicity in post-communist Russia. – United Nations Research Institute for Social Development, 1994. – Т. 50.
97 Дробижева Л. М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет. – Новый хронограф, 2013.
10

на работы И. Гоффмана98, где этничность описывается через конструиро- вание взаимодействий.
За рубежом в области культурной антропологии на сегодняшний день можно выделить исследования малочисленных коренных народов в условиях глобальный трансформаций. В рамках данного поля исследова- ний работают М. Блэйзер, Х.А. Фэйт и Г. МакРэй99, Б.Л. Холл, Г.Дж. С. Дэй и Д.Г. Розенберг100, К. Коутс и К.С. Коутс101. В работах рассматрива- ются проблемы сохранения культуры коренных народов в условиях глоба- лизации, какие изменения и как воздействуют на их образ жизни. Предла- гаются проекты развития культур коренных малочисленных народов. Осо- бое значение имеют исследования культурных знаний коренных малочис- ленных народов и их применение в современных повседневных реалиях. Также уделяется внимание политическим и правовым конфликтам, возни- кающим между племенными народами и национальными государствами.
Этнокультурные исследования в отечественной науке содержат ши- рокий спектр тем, актуальных в настоящее время. Ученые ведут исследо- вания по самым разным направлениям: этнополитика, этноэкология, меди- цинская антропология, антропология социальных перемен. Из работ науч- ных сотрудников Института этнологии и антропологии РАН можно отме- тить полевые исследования Е.А. Гаер, Е.П. Батьяновой и В.Н. Шпинева102. Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской
98 Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ, и вступ. статья А . Д. Кова- лева — М.: «КАНОН -пресс-Ц», «К учк ово п ол е», 2000. — 304 с
99 Blaser M., Feit H. A., McRae G. (ed.). In the way of development: Indigenous peoples, life projects and glob- alization. – Idrc, 2004.
100 Dei G. J., Hall B. L., Rosenberg D. G. Indigenous Knowledges in Global Contexts: Multiple Readings of Our World. – University of Toronto Press, Orders, 5201 Dufferin St., Toronto, Ontario M3H 5T8, Canada, 2000.
101 Coates K., Coates K. S. A global history of indigenous peoples. – Palgrave Macmillan UK, 2004.
102 Гаер Е.А., Батьянова Е.П. и Шпинев В.Н. «Коренные малочисленные народы Нижнего Амура в пост- советской действительности (по материалам этнографической экспедиции в Хабаровский край в августе- сентябре 2012 г.)/Исследования по прикладной и неотложной этнологии. – М., ИЭА РАН, 2014. – Вып. 238. – 64 с.
11

академии наук (ИАЭТ СО РАН) так же активно занимается исследования- ми культуры коренных малочисленных народов. В.С. Ефимов, А.В. Лапте- ва и Е.И. Михайлова103 проводят исследования влияния урбанизации на культуру, язык и идентичность данных народов. Отдельно можно выде- лить исследования арктического номадизма, например, в работе А.В. Го- ловнева104. Ученые Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) продолжают вести активную работу по изучению коренного населения севера105. Работы свя- занны
с исследованиями бытования различных комплексов традиционной куль- туры народов Сибири в условиях глобализации. Многие ученые (В.А. Тишков и В.И. Молодин106, А.В. Ахметова107, А.Г. Исаченко108) уделяют внимание вопросам, связанным с социокультурной адаптацией коренных народов, проживающих на северных территориях РФ. С.В. Терентьева и С.Л. Чернышова109 рассматривают основные факторы трансформационно- го процесса традиционной культуры, влияющего на формирование этно- культурной идентичности вепсов.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Образ северного оленя в культуре древних саами
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
    Культурное наследие Крыма как фактор развития регионального туризма
    📅 2022год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Русская народная песня в современных социокультурных условиях: пути сохранения и популяризации
    📅 2022год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
    Идея бессознательного в западной культуре XX века
    📅 2022год
    🏢 ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»