Опыт построения ассоциативно-вербальной модели профессиональной идентификации военных (экспериментальное психолингвистическое исследование)
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы экспериментального психолингвистического
исследования профессиональной идентификации …………………………………………… 19
1.1. Понятие идентичности и профессиональной идентификации …………….. 19
1.2. Ассоциативно-вербальная сеть как модель профессиональной
идентификации ………………………………………………………………………………………….. 32
1.2.1. Понятие языкового сознания ………………………………………………………. 33
1.2.2. Понятие языковой личности ……………………………………………………….. 37
1.2.3. Ассоциативно-вербальная сеть как модель языкового сознания ……. 41
1.2.4. Макроуровень анализа ассоциативных данных ……………………………. 50
1.2.5. Микроуровень анализа ассоциативных данных ……………………………. 53
1.3. Особенности психолингвистического исследования профессиональной
идентификации военных…………………………………………………………………………….. 60
Выводы по первой главе ………………………………………………………………………… 68
ГЛАВА 2. Построение ассоциативно-вербальной модели профессиональной
идентификации военного ………………………………………………………………………………. 71
2.1. Организация и проведение свободного ассоциативного эксперимента с
курсантами, создание подкорпуса ПВАС …………………………………………………….. 71
2.2. Анализ языковой личности военного на макро и микроуровне АВС …… 79
2.3. Ассоциативное поле СОЛДАТ …………………………………………………………. 83
2.4. Ассоциативное поле СЛУЖБА ………………………………………………………. 108
2.5. Ассоциативное поле ВРАГ …………………………………………………………….. 135
2.6. Ассоциативное поле ВОЙНА …………………………………………………………. 175
2.7. Другие ассоциативные поля …………………………………………………………… 223
Выводы по второй главе ………………………………………………………………………. 246
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 249
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ …………………… 252
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ………………………………………………………………………….. 255
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………….. 259
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………………… 290
Приложение А. Образец анкеты для свободного ассоциативного
эксперимента с курсантами ………………………………………………………………………. 290
Приложение Б. Ассоциативно-вербальный профиль испытуемого ………….. 291
Приложение В. Ядро языкового сознания ……………………………………………… 296
Приложение Г. Ассоциативное поле СОЛДАТ ………………………………………. 302
Приложение Д. Ассоциативное поле СЛУЖБА ……………………………………… 305
Приложение Е. Ассоциативное поле ВРАГ ……………………………………………. 307
Приложение Ж. Ассоциативное поле ВОЙНА ………………………………………. 310
Идентичность, как переживание индивидом своей приверженности к какой-
либо группе людей, идее, принципу, делу, является особо чувствительной сферой
базовых противоречий, в значительной мере обострившихся в жизни
современного человека в результате происходящих в мире глобальных
трансформаций.
Одним из самых значимых видов идентичности является профессиональная
идентичность, поскольку для каждого члена общества трудовая деятельность
является одной из основных социальных ролей. Положительные установки на
профессиональную идентичность благоприятным образом сказываются на
психическом здоровье личности, на продуктивности и эффективности трудовой
деятельности. Кроме того, деятельность ряда профессий, в том числе, профессии
военного, имеет большие социальные последствия [Тарасов Д. Ю., 2008, с. 394].
Осознание значимости профессиональной идентичности военного для общества
ставит представителей гуманитарных наук перед необходимостью актуализации
данного явления как объекта исследования.
Поскольку идентичность рассматривается нами как смысловая
(содержательная) реальность, мы считаем, что это явление может выступать в
качестве объекта исследования психолингвистики. В пользу применения
психолингвистического эксперимента, как одного из наиболее разработанных на
настоящий момент методов исследования смысла (смыслообразования,
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!