Параметры форматирования разговорного метадискурса

Шавалиева, Елена Борисовна

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗГОВОРНОГО МЕТАДИСКУРСА ……………………………………. 12
1.1. Естественный язык vs метаязык ……………………………………… 12
1.2. Коммуникация vs метакоммуникация ………………………………. 15
1.2.1. Понятие коммуникации ……………………………………….. 15
1.2.2. Зарождение понятия метакоммуникации в концепции
диалогизма …………………………………………………………….. 21
1.2.3. Современное понимание метакоммуникации ………………… 23
1.3. Дискурс vs метадискурс ……………………………………………… 30
1.3.1. Дискурс как сообщение, передаваемое в процессе
коммуникации …………………………………………………………. 30
1.3.2. Метадискурс как сообщение, передаваемое в процессе метакоммуникации ……………………………………………………. 36
1.4. Понятие разговорного дискурса и метод конверсационного анализа 45
1.5. Понятие разговорного метадискурса: структурный и когнитивный
подходы ……………………………………………………………….. 56
1.6. Понятие форматирования разговорного метадискурса ……………. 63
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ …………………………………………. 69
ГЛАВА II. ЛИНЕЙНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ФОРМАТИРОВАНИЯ РАЗГОВОРНОГО МЕТАДИСКУРСА …………………………………… 71
2.1. Линейная модель разговорного метадискурса ……………………… 71
2.2. Форматирование разговорного метадискурса в языковом сознании
говорящего ……………………………………………………………. 78
2.3. Фонетико-акустический параметр форматирования разговорного
метадискурса ………………………………………………………….. 89
2.4. Лексический параметр форматирования разговорного метадискурса 107
3
2.5. Синтаксический параметр форматирования разговорного
метадискурса ………………………………………………………….. 121 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………………………….. 131
ГЛАВА III. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПАРАМЕТР
ФОРМАТИРОВАНИЯ РАЗГОВОРНОГО МЕТАДИСКУРСА………….. 133 3.1. Недостаточный интерпретирующий потенциал линейной модели
форматирования разговорного метадискурса и важность
пространственного параметра ………………………………………… 133 3.2. Пространственная модель форматирования разговорного
метадискурса …………………………………………………………… 138 3.3. Специфика пространственных метасмыслов: концептуализация
метаотношений говорящих …………………………………………… 142 3.4. Концептуальное взаимодействие говорящих при установлении
метаотношений ………………………………………………………… 151 3.5. Концептуальное взаимодействие говорящих при поддержании
метаотношений ………………………………………………………… 159 3.6. Концептуальное взаимодействие говорящих при симуляции
метаотношений ………………………………………………………… 163 ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ …………………………………………. 167 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 169 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….. 175 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ И ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ ……………………………………………………………. 201 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ ………………………………….. 203 ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………….. 205

Данная диссертация посвящена разработке теоретической проблемы форматирования разговорного дискурса, выделению формата метадискурса и лингвистическому анализу его параметров.
Актуальность исследования определяется его включенностью в новей- шую проблематику когнитивно-дискурсивной парадигмы, связанную с разра- боткой «идеи мета» [В.И. Постовалова], осмысление которой происходит в на- стоящее время в разных науках, в том числе в междисциплинарном аспекте. В лингвистике активно разрабатываются такие понятия, как метаязык, метаког- ниция, метатекст, метазнание, метапамять, метарепрезентативность, метади- скурс. Представляется своевременным подвергнуть изучению в русле данного направления разговорный метадискурс как важную часть повседневного обще- ния людей.
Важным является также дальнейшее исследование форматов знания и дискурса в русле когнитивного подхода к дискурсу, согласно которому «по са- мой своей сути дискурс – явление когнитивное, то есть имеющее дело с пере- дачей знаний, с оперированием знаниями особого рода и, главное, с созданием новых знаний» [Кубрякова, 2012, с. 122]. Под форматом знания понимается це- лостная структура знания или набор таких структур; языковые формы рассмат- риваются как связанные с репрезентацией в сознании разных форматов знания [Кубрякова, 2012, с. 64, 122]. Формат знания является результатом интерпрети- рующей познавательной деятельности человека, а совокупность форматов зна- ния – итогом познания всей системы языка, а также принципов передачи смы- слов с помощью языка [Болдырев, 2009; 2011]. Понятие формата дискурса яв- ляется новейшим лингвистическим понятием, которому на данный момент по- священо небольшое количество исследований [Дубровская, 2012; Карасик, 2015; Куликова, 2011; Месеняшина, 2016; Палашевская, 2010]. Необходимо продолжить изучение данного понятия и, в частности, определить форматы разговорного дискурса.
5
Исследование базируется на гипотезе о том, что в когнитивную структу-
ру разговорного дискурса входит метазнание, в формате которого организуется разговорный метадискурс.
Объектом исследования является метадискурсивный формат разговорно- го дискурса.
Предмет исследования – система параметров форматирования метади- скурса в составе разговорного дискурса и языковые средства их объективации.
Материалом исследования послужили транскрипты естественных бесед с нотацией по методу конверсационного анализа из англоязычных корпусных источников и примеры повседневных бесед из произведений англоязычной ли- тературы. Общий объем проанализированного материала составляет более 2000 примеров.
Целью диссертации является теоретическое обоснование понятий разго- ворного метадискурса и его форматирования и определение и характеристика параметров форматирования разговорного метадискурса.
В соответствии с поставленной целью и в процессе доказательства вы- двинутой гипотезы в диссертации ставятся следующие задачи:
1) проанализировать сложившиеся в традиционной лингвистике теории и концепции исследования метаязыка, метакоммуникации, метатекста, метади- скурса, а также опыт изучения метавысказываний в разговорном дискурсе;
2) разработать когнитивный подход к исследованию разговорного мета- дискурса, с учетом процессов метакогниции и форматирования метазнания;
3) определить статус метазнания, лежащего в основе разговорного мета- дискурса;
4) доказать различие понятий форматирования, конструирования и ак- туализации разговорного метадискурса;
5) исследовать параметры форматирования метадискурса в составе раз- говорного дискурса;
6) систематизировать языковые средства их объективации.

6
Цель работы определяет используемые методы исследования, среди ко-
торых метод конверсационного, концептуального, пропозиционального, рече- актового анализа, метод когнитивного моделирования и интерпретативный ме- тод.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается репрезентативным отбором языкового материала и комплексным подходом к его анализу, объединяющим в себе структурный и когнитивный аспекты.
Теоретической и методологической базой диссертации являются рабо- ты отечественных и зарубежных ученых в области:
1) интегративной теории коммуникации и метакоммуникации (Т.Г.Винокур, О.С.Иссерс, В.В.Красных, Л.В.Куликова, С.Н.Плотникова, В.И. Постовалова, Г.Г. Почепцов, Н.К. Рябцева, Р.О. Якобсон, Г. Бейтсон, Ф. Варела, П. Вацлавик, П. Грайс, Г. Кларк, У. Матурана, Д. Уилсон, К. Шеннон и др.);
2) интегративной теории дискурса и метадискурса (Л.С.Бейлинсон, Л.Г. Викулова, А.В. Голоднов, А.Г. Гурочкина, В.В. Дементьев, В.З.Демьянков, Е.Ю.Ильинова, В.И.Карасик, А.А.Кибрик, Е.С.Кубрякова, Л.В. Куликова, Г.И. Лушникова, О.В. Магировская, М.Л. Макаров, И.В. Палашевская, С.Н. Плотникова, В.Е. Чернявская, В.А. Шаймиев, А. Вежбицкая, У. Ванде Коппле, Т. ван Дейк, А. Крисмор, М. Пешё, Д. Таннен, К. Хайлэнд, З. Харрис, Д. Шиффрин и др.);
3) теории конверсационного Ч. Гудвин, Г. Джефферсон, П. Дрю, Дж. Херитэдж, Э. Щеглофф и др.);
4) когнитивной лингвистики
С.Г. Виноградова, В.З. Демьянков,
Е.С. Кубрякова, О.В. Магировская, Л.А. Фурс, Т. ван Дейк, В. Кинч, Б. Мулин, Т. Нельсон, Дж. Флейвелл и др.).
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем впервые:
анализа (Дж. Аткинсон, Г. Болден, С. Клэйман, А. Померанц, Г. Сакс,
(Е.Г. Беляевская, Н.Н. Болдырев, О.Г. Дубровская, Т.А. Клепикова,

7
 полученные в рамках структурного подхода выводы о специфике ме-
тавысказываний в разговорном дискурсе переосмыслены в свете когнитивного подхода и выделен формат метазнания и метадискурса;
 введено понятие форматирования дискурса как постепенного создания дискурсивного формата и определено, что разговорный метадискурс формати- руется как дополнительное интерпретирующее сообщение по отношению к ос- новному сообщению;
 выделены два вида форматирования разговорного метадискурса: ли- нейное и пространственное форматирование, и разработаны их модели;
 проведен комплексный лингвистический анализ параметров формати- рования разговорного метадискурса.
На защиту выносятся следующие положения:
1. На основе разграничения процессов когниции и метакогниции и, соот- ветственно, знания и метазнания в разговорном дискурсе выделяются два ос- новных формата: фактуальный дискурс, передающий знание о некотором по- ложении вещей в мире, и метадискурс, передающий метазнание об интерпрета- ции участниками хода беседы и своих отношений.
2. Метадискурс сопровождает фактуальный дискурс в качестве «друго- го», интерпретирующего, сообщения. С точки зрения разграничения коммуни- кации и метакоммуникации фактуальный дискурс производится в коммуника- тивном акте, а интерпретирующий метадискурс – в метакоммуникативном акте.
3. Исходя из того, что формат представляет собой целостную структуру знания и дискурса, форматирование определяется как постепенное создание этой структуры. В рамках когнитивного контекста разговорного дискурса по- степенно форматируется, то есть обособляется как таковая, целостная структу- ра интерпретирующего метазнания – совокупность метасмыслов об особенно- стях взаимодействия участников.
4. В процессе форматирования метазнания метасмыслы конструируются говорящим, объективируются на языковом уровне и актуализируются для слу- шающего. Сущность процесса форматирования разговорного метадискурса со-

8
стоит в распределении метазнания, динамике метасмыслов от высказывания к
высказыванию.
5. В разговорном дискурсе происходит одновременное линейное и про-
странственное форматирование метадискурса. Эти два вида форматирования взаимозависимы и оказывают влияние друг на друга, но осуществляются по разным параметрам.
6. При линейном форматировании метадискурс входит в общую с факту- альным дискурсом структуру беседы. Линейные параметры – фонетико- акустический, лексический, синтаксический – форматируют метадискурс как отдельную часть беседы. Каждый из параметров обусловливает использование особых языковых средств, которые в своей совокупности создают формат ме- тадискурса в беседе.
7. Пространственный параметр форматирования метазнания и метади- скурса представляет собой их распределение в эго-пространстве участников, основанное на метапамяти. Благодаря действию пространственного параметра метадискурс форматируется как распределенная дискурсивная система в рам- ках широкого когнитивного и прагматического контекста интерпретации ме- тасмыслов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в развитие интегративной теории дискурса и мета- дискурса, теории конверсационного анализа, когнитивной лингвистики.
Углубляется теоретическое представление о дискурсе в аспекте структу- рирующего потенциала его различных форматов.
Получает развитие понятие разговорного дискурса: дано его системное описание в ракурсе взаимодействия форматов фактуального дискурса и метади- скурса.
Разработан когнитивный подход к разговорному метадискурсу как ре- зультату метакогниции, обеспечивающей его форматирование. Определена специфика метазнания, в формате которого организуется и структурируется разговорный метадискурс.

9
Практическая значимость диссертации определяется тем, что получен-
ные результаты могут найти применение при разработке лекционных курсов по теории дискурса, теории конверсационного анализа, когнитивной лингвистике, общему языкознанию. Результаты и материалы исследования могут быть ис- пользованы при выполнении квалификационных работ различного уровня, а также при составлении пособий по теории языка. Полученные результаты мо- гут оказаться полезными в прикладном плане для разработки эффективных технологий ведения переговоров, дебатов, урегулирования споров, разрешения конфликтов в различных видах институциональной коммуникации.
Апробация работы. По теме диссертации сделаны доклады на трех меж- дународных и четырех Всероссийских научных конференциях: международных конференциях «Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании» (Минск, 2012 г.); «Жизнь языка в культуре и социуме – 6» (Мо- сква, 2017 г.); «Международном конгрессе по когнитивной лингвистике» (Бел- город, 2017 г.); Всероссийском научном семинаре «Языковая игра в простран- стве культуры и образования: современные гуманитарные практики» (Красно- ярск, 2009 г.); 9-й Всероссийской научной конференции «Проблемы концепту- альной систематики языка, речи и речевой деятельности» (Иркутск, 2015 г.); Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Аспирантские чтения в МГЛУ ЕАЛИ – 2015»; Всероссийской научной конференциии с меж- дународным участием «Когнитивные исследования в гуманитарных науках» (Тамбов, 2018 г.); а также III межвузовской научной конференции по актуаль- ным проблемам теории языка и коммуникации «Пространства и метасферы языка: структура, дискурс, метатекст» (Москва, 2009 г.), конференциях моло- дых ученых «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» в ФГБОУ ВПО ИГЛУ (2008, 2009, 2012, 2013, 2014 гг.).
Основные результаты исследования отражены в 16 публикациях общим объемом 5,1 п. л., в том числе в 5 публикациях в ведущих рецензируемых науч- ных изданиях и в коллективной монографии.

10
По структуре диссертация состоит из введения, трех глав, заключения,
списка использованной литературы, списка использованных словарей, списка источников примеров и приложения.
Во Введении формулируются цели и задачи работы, обосновывается ак- туальность и научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость, перечисляются основные методы анализа, приводится описание теоретической базы диссертации, излагаются основные положения, выносимые на защиту, отмечается теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Теоретические основы иследования разговорного метадискурса» понятие разговорного метадискурса анализируется в контексте смежных понятий: язык vs метаязык, коммуникация vs метакоммуникация, текст / дискурс vs метатекст / метадискурс. Обосновывается выбор термина «разговорный дискурс», вводится понятие форматирования дискурса, объясня- ется различие понятий конструирования, форматирования и актуализации раз- говорного метадискурса.
Во второй главе «Линейные параметры форматирования разговорного метадискурса» предлагается линейная модель разговорного метадискурса и вы- деляются три параметра его линейного форматирования: фонетико- акустический, лексический и синтаксический. Систематизируются разноуров- невые средства, форматирующие метадискурс, и обосновывается принцип формального отграничения формата метадискурса в составе разговорного дис- курса.
В третьей главе «Пространственный параметр форматирования разго- ворного метадискурса» доказывается значимость пространственного параметра для анализа метадискурса и предлагается пространственная модель форматирования разговорного метадискурса, объясняющая специфику пространственных метасмыслов через понятия концептуального взаимодействия, когнитивного и прагматического контекста, метадискурсивного эго-пространства.

11
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, формулируются вытекающие из него основные выводы и намечаются перспек- тивы дальнейшего изучения данной темы.
Приложение содержит материал, необходимый для иллюстрации ряда теоретических положений диссертации.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Вербальные характеристики титров в современном телевизионном медиадискурсе
    📅 2022год
    🏢 ГАОУ ВО ГМ «Московский городской педагогический университет»