Вербальные маркеры манипуляции в англоязычном поляризованном политическом дискурсе: опыт параметризации и автоматической обработки
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………. 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПАРАМЕТРИЧЕСКОГО
ПОДХОДА К АНАЛИЗУ МАНИПУЛЯТИВНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАССМЕДИЙНОГО ДИСКУРСА ……………………………………………………….. 13
1.1. Манипуляция и воздействие: к проблеме соотношения ……………………. 13
1.2. Манипуляция как вид непрямого речевого воздействия …………………… 18
1.3. Лингвистическая методология анализа манипуляции ………………………. 28
1.3.1. Западный дискурс-анализ ………………………………………………………….. 29
1.3.2. Становление отечественной политической лингвистики …………….. 33
1.3.3. Уральская школа политической лингвистики …………………………….. 35
1.3.4. Школа политической лингвистики Сибирского федерального
университета и лингвистика информационно-психологической войны .. 42
1.4. Основания для выбора материала исследования ………………………………. 45
1.4.1. Понятие поляризованного политического дискурса. Политический
поляризованный дискурс как источник материала исследования …………. 45
1.4.2. Критерии разграничения в выборке текстов с манипулятивной
функцией и текстов с воздействующей неманипулятивной функцией …. 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 …………………………………………………………………………. 67
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ДЛЯ
АВТОМАТИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ В
ПОЛИТИЧЕСКОМ ПОЛЯРИЗОВАННОМ ДИСКУРСЕ И
РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТКИ КОМПЬЮТЕРНОГО
КЛАССИФИКАТОРА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ ……………………….. 69
2.1. Автоматическая обработка естественно-языковых данных и
статистические исследования в лингвистике ………………………………………….. 69
2.2. Методы машинного обучения в лингвистике …………………………………… 73
2.3. Вербальный маркер vs параметр (feature) в машинном обучении: к
проблеме соотношения ………………………………………………………………………….. 78
2.3.1 Опыт выявления в лингвистике вербальных маркеров
психологических и когнитивных процессов: к истории вопроса ………….. 78
2.3.2. Параметр в машинном обучении ……………………………………………….. 83
2.4. Алгоритм выявления параметров для автоматической классификации
текстов на манипулятивные и неманипулятивные ………………………………….. 86
2.5. Результаты предварительной экспериментальной работы для сужения
выборки и выявления первого параметра ………………………………………………. 87
2.5.1. Создание первичной выборки ……………………………………………………. 87
2.5.2. Дизайн экспериментальной работы для выявления первого
параметра «дискурсивные маркеры манипуляции» и дальнейшего
сужения выборки ……………………………………………………………………………….. 89
2.5.3. Параметр «дискурсивные маркеры манипуляции»: результаты
экспериментального исследования ……………………………………………………… 94
2.6. Параметры для автоматической классификации текстов на
манипулятивные и неманипулятивные ……………………………………………….. 98
2.6.1. Военная терминология и лексика на советскую тематику…………. 99
2.6.2. Прецедентные личности и феномены. Прецедентное имя Vladimir
Putin ……………………………………………………………………………………………….. 103
2.6.3. Лексемы Nazi и fascist и производные от них………………………….. 108
2.6.4. Прилагательные с антонимичными приставками anti- и pro- ….. 110
2.7. Пример анализа текстового материала с опорой на выявленные
маркеры манипуляции …………………………………………………………………………. 113
2.8. Статистическая проверка валидности отобранных для автоматической
классификации параметров ………………………………………………………………….. 125
2.9. Деревья принятия решений как метод автоматического анализа данных
……………………………………………………………………………………………………………. 128
2.10. Интерфейс онлайн версии программы и алгоритм работы с ней …… 133
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ……………………………………………………………………….. 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………. 149
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………. 154
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………… 173
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………………………………… 173
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ………………………………………………………………………………… 180
ПРИЛОЖЕНИЕ В ………………………………………………………………………………… 183
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ………………………………………………………………………………… 188
ПРИЛОЖЕНИЕ Д ………………………………………………………………………………… 191
Диссертационное исследование посвящено изучению манипулятивного
воздействия в политическом массмедийном дискурсе. Работа выполнена на
материале английского языка.
Теоретическую базу исследования составили труды по дискурс-
анализу Р. Водак, Т.А. ван Дейка, М.Л. Макарова, Н. Фэркло; работы по
политическому и массмедийному политическому дискурсам В.Н. Базылева,
Э.В. Будаева, Т.А. ван Дейка, А.А. Филинского, А.П. Чудинова, Е.И. Шейгал;
статьи, посвященные поляризованной коммуникации M.M. Eissa, M.P. Fiorina
et. al.; исследования коммуникативно-когнитивных основ манипуляции
Т.А. ван Дейка, Е.Л. Доценко, А.В. Колмогоровой, Г.А. Копниной,
П.Б. Паршина, И.А. Стернина, А.А. Филинского, Г. Шиллера; статьи,
описывающие опыт обнаружения вербальных маркеров J. Arciuli et. al.,
K. Cohen et. al., P. Furko, M.M. Louwerse, H.H. Mitchell, M.L. Newman et. al.,
L. Pickering et. al.; работы по автоматической обработке естественно-
языковых данных А.Н. Баранова, В.П. Захарова, В.Ш. Рубашкина,
Р.М. Фрумкиной, S. Bird et. al. и методам машинного обучения
П.Е. Велихова, Т.М. Митчела.
Актуальность диссертационной работы определяется остротой
проблемы манипулятивного потенциала современных СМИ, деятельность
которых направлена на изменение поведения общественности в выгодном
для манипуляторов направлении; распространением манипулирования
общественным мнением и контроля над информацией, определяющей
политические взгляды и воззрения аудитории.
Кроме того, работа выполнена в русле антропоцентрической
парадигмы современной лингвистки, характеризуется
междисциплинарностью и написана в рамках такого научного направления,
как обработка естественных языков, с применением методов машинного
обучения и опыта параметризации для классификации политических текстов.
Объектом исследования является манипуляция в поляризованном
политическом дискурсе СМИ.
Предмет исследования – вербальные маркеры манипуляции в
поляризованном политическом дискурсе СМИ как метрики для измерения
уровня манипулятивности массмедийного текста.
Основная исследовательская гипотеза диссертационного
исследования: вербальные маркеры манипуляции, выявленные в ходе
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!