Молодежь Тувы и ее информационная культура nв период глобализации: аспекты адаптации
Актуальность диссертационного исследования обусловлена трансфор-
мацией культурных, социальных и экономических сфер общественной жизни,
ставшей результатом активного развития информатизации, под которой пони-
мается систематическая реорганизация и совершенствование социально значи-
мой деятельности на основе внедрения информационных технологий. Можно
констатировать, что сегодня ни одна культура не остается не затронутой новы-
ми способами конструирования ее онтологии, которые выстраиваются как
«пространство потоков» (М. Кастельс), «текучая социальность» (З. Бауман),
«знаковая прорва» (Ж. Бодрийяр). Для традиционных культур – устойчивых,
сохраняющих традицию в качестве социального механизма развития и соблю-
дающих принцип наследования, – в момент их включения в информационные,
постоянно обновляющиеся потоки и в целях самосохранения чрезвычайно ак-
туально встает вопрос об их способности к адаптации к новым условиям. Во-
прос касается также и внимания, направленного на эти культуры со стороны
общественности, создания социальных предпосылок для их безболезненного
перехода в новые условия существования. Этот вопрос с особой актуальностью
стоит перед молодежью, которой предстоит осуществлять процесс социализа-
ции в условиях имеющихся противоречий между традициями и инновациями,
стабильностью и постоянным обновлением культурного мира, предъявляющего
новые требования к профессиональным способностям и возможностям молодо-
го человека. Изучение факторов, механизмов и уровня адаптивности молодежи
позволяет оптимизировать процесс социализации.
Представители традиционных культур сегодня поставлены перед необхо-
димостью решения серьезного противоречия. С одной стороны, современность
диктует новые культурные условия жизни и профессиональной деятельности, с
другой – традиционные культуры, исторически сформированные на иных осно-
ваниях (ментальных, интеллектуальных, духовных, профессиональных и про-
чих), не готовы в полной мере их воспринять и должны пройти непростой этап
адаптации. Противоречие является слишком серьезным, ибо оно непосред-
ственным образом связано с национальными проблемами, которые требуют
осторожного, внимательного, профессионально грамотного и высокогуманного
отношения. Решение названного противоречия возможно только при организа-
ции такого процесса социализации, который комплементарно бы соединил тра-
диции и инновации, принцип преемственности и изменчивости в развитии
культуры и профессионального мира.
Вместе с тем полноценной теоретической разработки для обеспечения
практического решения этого противоречия до сих пор не существует. Адапта-
ция молодежи воспитанной традиционном обществе, к информационной куль-
туре пока не стала предметом философского и научного анализа. Отсутствие
целостного, комплексного подхода к изучению данного явления значительно
затрудняет понимание его сущностного содержания, структуры, факторов и
механизмов решения. Стихийные шаги в получении навыков информационной
культуры с целью преодоления указанного противоречия, предпринимаемые
самой молодежью методом проб и ошибок, не всегда успешны. В результате
она сталкивается с так называемым барьером адаптации. Особенно это касается
тех регионов, где существует, кроме прочих, и лингвистический барьер.
Рост ресурсов информационной культуры не был характерен для тради-
ционного общества, которое в силу традиций, лежащих в основе собственного
механизма развития, остается и сегодня верным привычным способом жизни.
Между тем информационная культура все громче о себе заявляет, объективно
становясь частью повседневной, профессиональной жизни и, следовательно,
без систематического формирования адекватных общекультурных и професси-
ональных компетенций, отвечающих современным требованиям, молодежь не
сможет вписаться в новые условия жизни.
Постановка проблемы исследования. Указанное противоречие между
современной и традиционной культурами требует очень внимательного отно-
шения к его решению. В частности, возникает вопрос как о границах адаптации
молодежи к современным информационным технологиям, так и о его восприя-
тии информационной культуры в целом. Очевидно, что процесс адаптации не в
состоянии полностью лишить культуру ее традиционных особенностей. Такое в
принципе невозможно, и культурная политика, допускающая это, должна ква-
лифицироваться как неверная. Каковы же границы адаптации? Эти вопросы
особенно остро встают перед молодежью. Они и легли в основу проблемы, по-
становленной в настоящей диссертационной работе, которая заключается в том,
чтобы, зафиксировав различие традиционной и современной культур, найти
возможности (условия, границы, механизмы) адаптации молодежи к новой ин-
формационной культуре. Другими словами, проблема состоит в необходимости
выявления рамок и характерных особенностей указанного противоречия и
необходимости теоретической разработки механизма адаптации молодежи,
воспитанной на принципах традиционного общества, к новой информационной
культуре.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема адаптации
молодежи к информационной культуре является объектом изучения различных
областей науки – философии, культурологии, педагогики, психологии, социо-
логии, библиотековедении и пр.
Работы ведутся по следующим основным направлениям: исследование
процессов адаптации молодежи в обществе в целом; культурно-историческое
развитие информационного общества; философско-культурологическая осо-
бенность адаптации; исследования социально-философских категорий, таких
как «информационная культура», «информационный ресурс», «уровни адапта-
ции», «механизмы» и т.д.
Различные основания развития глобализационного информационного
общества затрагивались в работах следующих философов: Р. Ф. Абдеева, А. И.
Арнольдова, Д. Белла, В. Библера, Н. П. Ващекина, Р. Н. Гвоздикова, М. Ка-
стельса, К. К. Колина, М. Маклюэна, И. Масуды, В.М. Межуева, В.С. Найпаул,
С. М. Оленева, А. И. Ракитова, В. С. Степина, А. П. Суханова, Э. П. Семенюка,
Э. Тоффлера, А. С. Хантингтона Д. Урсула и т.д.1
В ряде исследований в качестве основного применяется культурологиче-
ский подход (работы А.И. Арнольдова, М. Кастельс, М. С. Кагана, В. З. Когана,
Ю. М Лотмана, Э. С. Маркаряна, В. Ф. Мартынова, В.М. Межуева, С. П. Сто-
рожева и д.р.).2 В этих трудах проводится исследование адаптации человека по
принципу «обратной связи», адаптации при помощи знаковых систем (Ю. М.
Лотмана, Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова3), культурного общения
посредством «метаязыка» (В. В. Миронов4), подвергается анализу владение со-
временными приемами и способами получения, отбора, обработки, представле-
ния и передачи информации в процессе какой-либо деятельности (Л. Е. Вара-
киной, Виноградова В. А., Скворцова С. В. Тришиной и т.д.5).
В связи с этим представляют интерес работы в информационно-
технической области. По мнению таких ученых, как Д. Белл, М. Маклюэн, И.
Масуд, Э. Тоффлер, Н. П. Ващекин, В. Библер, В.М. Межуев, В.С. Найпаул, С.
Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994; Арнольдов А. И. Цивилизация грядущего
столетия. М.,1997. 321 с.; Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Запа-
де / под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986. 327 с.; Библер В. На гранях логики культуры: Книга избранных очерков.
М., 1997. – 440 с.; Ващекин, Н.П., Пасхин, Е.Н., Урсул, А.Д. Информатизация общества и устойчивое развитие. М,2003. –
С.56.; Гвоздиков Р. Н. Специфика информационной культуры в современном мире // Сборник научных трудов СевероКав-
казского государственно-технического университета. 2005. №1. С.21−25; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика,
общество, культура. М., 2000. 608 с.; Колин К. К. Информатизация общества и проблемы // Библиотековедение. 2003. N 2.
– С. 32−42.; McLuhan G. M. Understanding Media. – New York, 1984. – 389 p.; Masuda Y. The Information Society as Post-
Industrial Society. Wash., 1981. 1984 p; Межуев В.М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования.
СПб.: СПбГУП, 2011, 440с.; The Novelist V. S. Naipaul Talks about His Work to Ronald Bryden // The Listener. 1973 March, 22.
Р. 367.; Оленев С. М. Информационная культура на рубеже тысячелетий: преемственность и новации // Информ ационная
культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Международная научная конференция. Краснодар − Новороссийск,
1996. С.52−53., Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М., 1991. 288 с., Степин В. С. Культура // Новейший
философский словарь: 2-е изд., перераб. и доп. Минск, 2001. С. 527-528., Суханов А. П. Информация в жизни человека.
М., 1983. 112 с., Семенюк Э. П. Информационный подход к познанию действительности. Киев, 1988. 240 с., Тоффлер Э.
Третья волна. М.: АСТ, 1999. 800 с., Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. 603 с., Урсул А. Д. Мо-
дель устойчивого развития цивилизации: информационные аспекты // Научно-техническая информация. 1994. № 12. С. 1-
8.
2
Арнольдов А. И. Цивилизация грядущего столетия. М.,1997. 321 с.; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, об-
щество, культура. – М., 2000. – 608 с.; Культурология / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Высшее образование,
2007. 36 с.; Коган В. З. Проблемы инфовзаимодействия. М.,1995. – 179 с.; Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. 704
с.; Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. – М., 1983. – 284 с; Мартынов В. Ф. Культурология теория куль-
туры. М., 2000. 848 с.; Межуев В.М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования. СПб.: СПбГУП,
2011, 440с.; Сторожева С. П. Информационное взаимодействие как механизм этнокультурной динамики // сб. Проблемы
инфовзаимодействия. М.,1995. С. 36−37.
3
Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 704, Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для
студ. высш. и сред. пед. учеб. зав. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 34.
4
Миронов В.В. Информационное пространство: вызов культуре// Информационное общество. 2005. № 1.
5
Варакин Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. М.: Меж-
дунар. акад. связи, 2001. 43 с.; Виноградов В. А., Скворцов А.В. Культура и информация // Теория и практика общественно-
научной информации. М., 1990. Вып. 4. С. 48-60.; Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая
категория. // Интернет-журнал “Эйдос”.2005.10 сент.// Режим доступа :http://www.eidos.ru/journal/2005/0910.
Хантингтона К. К. Колин, С. М. Оленев, А. И. Ракитов, Э. С. Демиденко, П.
Джонстон, А. В. Соколов, В. А. Виноградов, А.В. Скворцов, В. С. Степин и
др.6, именно процессы распространения информационно-
телекоммуникационных технологий детерминировали переход к постиндустри-
альному, а затем к информационному обществу. Ими были осуществлены по-
пытки охватить процесс в целом, осмыслить и описать общее направление из-
менения культуры в контексте трансформации индустриального общества в
информационное. В рамках этих концепций большое внимание уделяется во-
просам распространения информационных технологий в различных сферах
жизни человека, фрагментации общества и его культуры.
Важное место занимают исследования процессов социализации и социо-
культурной адаптации, особенно ее механизмов. Методологическое содержание
проблемы отражено в работах зарубежных и отечественных психологов, в том
числе: Б. Г. Ананьева, М. В. Ромма, А. А. Налчаджан 7. Вклад этих ученых в ис-
следование рассматриваемой нами проблемы заключается в аккумуляции мате-
риала о взаимодействии и поведении человека в меняющемся социокультурном
пространстве. Классический метод социологической теории адаптации получил
развитие в трудах Э. Гидденса, Р. Мертона, Т. Парсонса, П. и др.8 Ж. Пиаже9
разделяет процессы адаптации на две стадии: «ассимиляция» и «аккомодация»,
6
Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / под ред. П. С. Гуреви-
ча. М.: Прогресс, 1986. 327 с., McLuhan G. M. Understanding Media. New York, 1984. 389 p.; Тоффлер Э. Третья волна. М.:
АСТ, 1999. 800 с.; Ващекин, Н.П., Пасхин, Е.Н., Урсул, А.Д. Информатизация общества и устойчивое развитие .М,2003.-
С.56.; Библер В. На гранях логики культуры: Книга избранных очерков. М., 1997. 440 с.; Межуев В.М. История, цивилиза-
ция, культура: опыт философского истолкования. СПб.: СПбГУП, 2011, 440с.; The Novelist V. S. Naipaul Talks about His
Work to Ronald Bryden // The Listener. 1973. March, 22. Р. 367.; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.
603.; Колин К. К. Информатизация общества и проблемы // Библиотековедение. 2003. N 2. С. 32−42.; Оленев С. М. Ин-
формационная культура на рубеже тысячелетий: преемственность и новации // Информационная культура личности: про-
шлое, настоящее, будущее. Международная научная конференция. Краснодар − Новороссийск, 1996. С.52−53.; Ракитов
А. И. Философия компьютерной революции. М., 1991. 288 с.; Демиденко Э.С. Техногенное развитие общества и транс-
формация биосферы. М., 2010. С. 32., Джонстон П. Технологические аспекты развития глобального информационного об-
щества // Международный симпозиум “Глобальное информационное общество: Деятели и жертвы” (Poitiers−Futuroscope,
Франция, 1−5 марта 1999г.) Режим доступа: http://www.ieie.nsc.ru:8101/~fors/po; Соколов А. В. Общая теория социальной
коммуникации. СПб, 2002. 461 с.; Степин В. С. Культура // Новейший философский словарь: 2-е изд., перераб. и доп.
Минск, 2001. С. 527-528.
7
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. – 339 с.; Ромм М. В. Адаптация личности в
социуме: теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. 275 с.,
Налчаджан А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) АН АрмССР. Ин-т филосо-
фии и права. Ереван: АН АрмССР, 1988. 263 с.
8
Yinger J. M. The scientific study of religion. New York, 1970. 533 p., Мертон Р. Социальная теория и социальная структура.
Социальная структура и аномия Текст. // Социол. исследования. 1992. №2. С.118-124.; Парсонс Т. Система современных
обществ. М., 1997. 270 с.
9
Пиаже Ж. Психология интеллекта. В кн.: Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1969. С. 55-232.
рассматривая их как процессы усвоения и накопления общекультурных и про-
фессиональных компетенций о ресурсах информационной культуры.
К. К. Платонов, Дж. Г. Симпсон, Г. Селье, Д. Н. Узнадзе10 считают, что
адаптация человека зависит от установки, которая состоит из механизмов отри-
цания или принятия ресурсов современного общества.
В работах Н. И. Гендиной, Л. Горбуновой, В. Л. Аношкиной, С.В. Рез-
ванова, Л.В. Скворцова, Т. В. Тычковой11 рассматривается информационно-
образовательная среда молодежи, анализируется культура чтения и культура
работы с информационными ресурсами, информационная грамотность, степень
осознанной мотивации молодежи, стиль ее мышления.
Характеристика уровней адаптации молодежи представлена учеными в
области психологии и педагогики (работы Т. Г. Бордюговой, Г.Г.Воробьев,
Е. К. Завьяловой, И. Калайкова, В. П. Казначёва, Г. Д. Волкова, И. С. Красин-
ской, П. С. Кузнецова, С. А. Ларионовой и др.12). Проведены исследования по
определению силы и продолжительности приспособительных реакций челове-
ка, в том числе и молодежи (работы А. И. Воложина, В. И. Медведева, Ф.З.
Мерсона, А.Д. Слонима 13).
Рассмотрение вопросов, которые касаются характеристики факторов и
механизмов, влияющих на уровень адаптации молодежи, с социологических,
Платонов К. К. Проблемы способностей. М., 1972. 312 с., Симпсон Д. Г. Темпы и формы эволюции. М., 1948. 358 с.;
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. 254 с.; Узнадзе Д. Н. Общая психология. М., 2004. 417 с.
11
Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной
дисциплины / Н. И. Гендина и др. М., 2006. 512 с.; Горбунова JI. Формирование информационной культуры в современной
образовательной среде // Регион: политика, экономика, социология. 2000. – №4. С. 139−142.; Образование, инновации, бу-
дущее: социокультурные проблемы / В. Л. Аношкина, С.В. Резванов. Ростов-на-Дону: РО ИПК и ПРО, 2001. 176 с.; Сквор-
цов Л.В. Информационная культура и проблема метаобразования / // Культурология: дайджест /ИНИОН. М., 1999. № 3. С.
20.; Тычкова Т. В. Проблемы социализации личности в информационном обществе // Информационные технологии в поли-
тическом, социальном и экономическом менеджменте: сборник научных трудов. Саратов: Поволжская академия государ-
ственной службы им. П. А. Столыпина, 2006. С. 17-25.
12
Бордюгова Т. Г. Самообразование как фактор социальной адаптации личности в информационном обществе: сб. научных
статей. Харьков, 2007; Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. М.: Мол. гвардия, 1988. -303 с.; Завьялова Е. К. Со-
циально-психологические факторы адаптации личности // Вестник Балтийской педагогической академии. СПб., 2001. 28 с.;
Калайков И. Цивилизация и адаптация. М., 1984. 240 с.; Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск,
1980. 190 с.; Волков Г. Д. Адаптация и её уровни // Философия пограничных проблем науки. 1975. Вып. 7. С. 134–142.;
Красинская И. С. Социальная адаптация личности в информационном обществе. Аксиологический аспект проблемы: сб.
научных статей. Харьков,2007. С. 31-37.; Кузнецов П. С. Концепция социальной адаптации. Саратов, 2000. – 236 с.; Лари-
онова С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. Белгород, 2002. 198 с.
13
Воложин А.И., Порядин Г.В. Название: Патофизиология. В 3-х т. Т. 3 Издательство: Academia, 2007. – С.304, Медведев
В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. Л., 1984.- С. 3–16, Мерсон Ф.З. Общий механизм
адаптации и роль в нем стресс реакции, основные стадии процесса // Физиология адаптационных процессов.- М., 1986. -С.
35.; Слоним А.Д. Среда и поведение: Формирование адаптивного поведения. Л., 1976. С. 62.
психологических и педагогических позиций, можно найти в исследованиях В.
Г. Ананьева, А. Маслоу, К. Роджерса, С. А. Ларионова, Л. С. Выготского и
д.р.14 Эти ученые считают, что основным фактором эффективности адаптации
являются персональные особенности, которые характеризуют самоактуализи-
рующуюся личность; высокий показатель конгруэнтности «реального Я» и
«идеального Я».
Культурно-исторический подход, применяемый нами к изучению форми-
рования информационных ресурсов в Туве, отражены в трудах таких исследо-
вателей, как А. В. Адрианова, Ю. В. Бромлея, С. И. Вайнштейна, А. Д. Грач, Г.
Е. Грумм-Гржимайло, Л. Н. Гумилева, М. X. Маннай-оола, В. И. Дулова, З. К.
Кыргыс, Ч. К. Ламажаа 15.
Вместе с тем необходимо отметить, что сама проблема адаптации моло-
дежи Тувы к информационной культуре разработана явно недостаточно. Неко-
торые ее аспекты отражены в работах З. В. Анайбан, О.М. Хомушку В. С.
Чаж-оол, А. Ч. Кылгыдая, В. С. Кан М. М.-Б., Харунова А. А Монгуш16, в кото-
рых представлен анализ проблем молодежи Тувы с точки зрения профориента-
ционного развития и формирования ее идентичности. О духовно-нравственных
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 339 с.; Маслоу, А. Мотивация и личность;
пер. с англ.: Т. Гутман, Н. Мухина; науч. ред. Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2006. 351 с.; Rogers, C. R. Freedom to learn.
Columbus, OH: Merrill. (1969) [Электронный ресурс] Подробнее: URL:http://bookap.info/genpsy/terlich/gl149.shtm; Ларионова
С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. Белгород, 2002. 198 с.; Выгот-
ский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984. Т.З. Проблемы развития психики. 369 с.
15
Адрианов А. В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 г. по поручению РГО. Зап. РГО по общей геогра-
фии, т. XI, СПб, 1888; Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. -М., 1973. С. 74; Вайнштейн С. И. История народного искусства
Тувы / Совместно с АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая / отв. ред. С. В. Иванов. М.: Наука, 1974. 220 с.;
Грач А.Д. Древнетюркские изваяния Тувы. М., 1961; Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. М,
1993. – 896 с.; Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М.: Экопрос, 1993; Маннай-оол М. X. Тува в скифское
время (уюкская культура). М., 1970. 116 с.; Дулов В. И. Социально-экономическая история Тувы. XIX начало XX вв. М.,
1956. 608 с.; Кыргыс З. К. Культура Тувы и её исследователи (С.И. Вайнштейн) // Сибирский федеральный университет.
2000. Т3. №1. С. 110-115.; Ламажаа Ч. К. Поколенческий подход к истории Тувы ХХ века / // Электронный журнал “Зна-
ние. Понимание. Умение”. 2007. №1.
16
Анайбан З.В. Молодёжь Тувы и проблема безработицы // Этносоциальные процессы в Сибири. Новосибирск, 2000. Вып.
3. С. 75; Молодёжь Тувы. Социальный портрет. Новосибирск: Наука, 1988. 194 с.; Хомушку О.М. Религия в истории куль-
туры тувинцев. М., 1998.; Чаж-оол В.С. Проблемы занятости молодежи: региональный аспект // Региональные аспекты
формирования инновационной экономики: проблемы, перспективы развития. Кызыл, 2008. С. 54–55; Кылгыдай А. Ч. Заня-
тость молодёжи Тувы // Проблемы современной экономики. 2009. №3. / Режим доступа: http://www.m-
economy.ru/issue.php?nIssueNum=31; Кан В. С., Харунова М. М.-Б., Монгуш А. А. Социальное самочувствие молодежи
Республики Тыва в связи со строительством железной дороги и освоением месторождений (по результатам социологиче-
ских исследований 2009–2010 гг.) // Информационноаналитический бюллетень по социологии. Вып. 1. Кызыл: Типография
КЦО «Аныяк».,2010. 43 с.
ценностях писала А. К. Кужугет.17 Социальное самочувствие молодежи Тувы
исследовала В. С. Кан, М. М.-Б Харунова.18 Образовательный подход при
рассмотрении формирования информационной культуры молодежи Тувы был
применен в работах С. Намчыл, М. Л. Трифоновой. 19
Наличие обширной философско-социальной, культурологической, психо-
лого-педагогической литературы по теме исследования свидетельствует о зна-
чительном интересе к данной проблеме и вместе с тем свидетельствует о мето-
дологических и теоретико-познавательных трудностях в ее понимании. Во-
первых, достаточно много дискуссий ведется по поводу междисциплинарного
статуса данной проблемы, поскольку еще не сформирована общетеоретическая
концепция адаптации человека к условиям информационной культуры, вклю-
чая проблемы адаптации молодежи.
Теоретический анализ научной отечественной и зарубежной литературы
по исследуемой проблеме показал необходимость углубленного изучения про-
блем адаптации молодежи к информационной культуре в период глобализации.
Исследователями собран значительный объем эмпирического и теорети-
ческого материала о культуре и различных аспектах жизни молодежи, но для
глубокого изучения проблемы необходим комплексный подход, способный
дать целостное представление об основных характеристиках трансформации
молодежной культуры в условиях глобализированного общества.
Указанные выше вопросы послужили основой для определения предмета,
объекта, целей и задач исследования.
Объектом исследования является молодежь Тувы в процессе глобализа-
ции общества.
Кужугет А. К. Проблемы исследования культуры Тувы. // Новые исследования Тувы. 2009. № 1−2.
18
Кан В. С. (2010) Социальное самочувствие молодежи Тувы [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 3.
URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_7/2155-kan.html (дата обращения: Харунова М. М.-Б. Образование и работа как фак-
торы социального самочувствия молодежи Тувы (по материалам социологического опроса) [Электронный ресурс] // Новые
исследования Тувы. -2010. – №4. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_8/2527-harunova.html;
19
Трифонова М. Л. Информационная культура студента // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. материалов науч.-
практ. конференций (г. Кызыл, 3 марта, 31 марта 2004 г.) / Кызылское училище искусств им. А. Б. Чаргал-оола; ред.-сост.
И. В. Подик. Кемерово: КсмГУКИ, 2006. Вып. 1. С. 163-169.
Предметом исследования выступает процесс адаптации молодежи Тувы
к информационной культуре.
Цель исследования заключается в теоретической разработке и методоло-
гическом обосновании процесса адаптации молодежи к информационной куль-
туре в условиях глобализационных процессов общества.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:
1) раскрыть процессы взаимовлияния в адаптации человека к традици-
онному и глаболизированному информационному обществу обусловленные
информационной модернизацией;
2) установить особенности построения уровней адаптации молодежи к
информационной культуре;
3) определить факторы и механизмы, способствующие адаптации мо-
лодежи к информационным ресурсам;
4) дать сравнительный анализ особенности развития культурно-
исторического развития Тувы с мировыми концепциями развития глобализиро-
ванного информационного общества;
4) обосновать специфику адаптации молодежи Тувы, обусловленную
особенностями культурно-исторического развития региона;
6) разработать образовательную модель по адаптации молодежи Тувы к
ресурсам информационной культуры.
Методы исследования. Проблема адаптации молодежи к информацион-
ной культуре носит междисциплинарный характер. Исследование проводилось
в рамках классической гуманитарной методологии, посредством критического
анализа источников и исследовательской литературы. Вместе с тем были ис-
пользованы и другие методы познания:
1. Историко-культурный метод – изучение реальной истории культуры во
всем ее многообразии, выявление исторических фактов с целью воссоздания
исторического процесса, что позволило раскрыть логику и закономерность в
процессе развития регионов с традиционной культурой на примере Республики
Тува.
2. Социокультурный метод – метод междисциплинарного исследования
адаптации молодежи в соотнесении с социальным пространством, которое свя-
зано с информационными ресурсами, созданными в процессе человеческой де-
ятельности. Исследование влияния информационных ресурсов на формирова-
ние общекультурной и профессиональной компетенции.
3. Ретроспективный метод заключается в последовательном проникнове-
нии в прошлое с целью выявления причин тех или иных событий. Он использу-
ется для исследования процесса перехода от традиционных хозяйственно-
бытовых норм жизни к технологическим ресурсам и поиску решений, позволя-
ющих сохранить культурную уникальность.
4. Метод моделирования предполагает конструирование модели успешной
адаптации молодежи Тувы к информационной культуре.
Теоретическая значимость исследования
Данное исследование дополняет корпус научных работ в области традици-
онной культуры, предлагая новое направление – исследование адаптации моло-
дежи Тувы к современным инновациям. Диссертация раскрывает культуроло-
гические, социальные, психологические подходы в области адаптации молоде-
жи к информационной культуре.
В работе использовались методы системного подхода, позволяющие пока-
зать особенности адаптации молодежной Тувы, ее роль и значение в процессе
социокультурного воспроизводства современного общества, а также феномено-
логический метод описания процессов адаптации молодежи к условиям активи-
зации глобализационных процессов в стране, дающий возможность выявить
основные тенденции их дальнейшего развития.
Практическая значимость проведенного исследования
Предложенный проект изучения адаптации молодежи Тувы исследован
на базе Тувинского государственного университета. Разработанные методиче-
ские материалы внедрены в практику и применяются на лекционных и практи-
ческих занятиях со студентами, обучающимися по разным специальностям.
Полученные результаты могут быть использованы при чтении лекционных кур-
сов по истории традиционной культуры для повышения уровня информацион-
ной культуры молодежи Тувы. В процессе данного исследования были разрабо-
таны: учебно-методический комплекс дисциплины «Управление информацион-
ными ресурсами за рубежом», учебная программа курсов повышения квалифи-
кации «Создание социокультурной среды вуза, обеспечивающей развитие об-
щекультурных компетенций», лекции «Формирование информационной куль-
туры» для студентов гуманитарных специальностей ТувГУ.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем.
1. Раскрыты особенности взаимовлияние процессов адаптации молодежи
к традиционному и глобилизированному информационному обществу на трех
уровнях: мегоуровне, макроуровне и микроуроне. Выявлены характерные чер-
ты глобализационных процессов общества, обусловленные информационной
модернизацией. Предложено классификационное деление ресурсов информа-
ционной культуры на «аналоговые» и «цифровые».
2. Определены характерные черты уровней адаптации молодежи в услови-
ях глобализированного информационного общества, предложена и раскрыта
классификация критериев базового уровня: низкий, средний и высокий.
3. На мегоуровне и макроуровне установлены факторы (информацион-
но-образовательные, психологические, образовательные и социально-
экономические факторы). На микроуроне установлены факторы (мотивацион-
ный, волевой, экзистенциальный), разработаны механизмы (социализации и
инкультурации).
4. Исследованы пути создания информационных ресурсов на территории
Тувы;
5. Через прикладное исследование раскрыта специфика адаптации моло-
дежи Тувы к информационной культуре;
6. Разработана образовательная модель адаптации молодежи Тувы к
ресурсам информационной культуры.
На защиту выносятся следующие положения.
1) Адаптация человека к информационной культуре отражает иннова-
ционный процесс приспособления, обусловленный преодолением информаци-
онных барьеров, что способствует решению проблемы молодежи успешной
адаптации в современных условиях.
При взаимовлиянии традиционного и глобализированного информацион-
ного общества в процессе информационной модернизации возникают неизбеж-
ные противоречия. С одной стороны, современность диктует новые культур-
ные условия жизни и профессиональной деятельности, с другой – традицион-
ные культуры, исторически сформированные на иных основаниях (ментальных,
интеллектуальных, духовных, профессиональных и прочих), не готовы в пол-
ной мере их воспринять и должны пройти непростой этап адаптации. Решение
названного противоречия возможно только при организации такого процесса
социализации, который комплементарно бы соединил традиции и инновации,
принцип преемственности и изменчивости в развитии культуры. В процессе
рассмотрения предмета исследования с культурологических позиций была
предложена классификация ресурсов информационной культуры на «аналого-
вые» и «цифровые».
2) Критериями адаптации молодежи являются ее факторы, механизмы и
уровень. Причины, препятствующие адаптации молодежи также связаны с та-
кими составляющими как воспитание, идентичность, интеграция, образование,
ценностные ориентации. Среди факторов, влияющих на адаптацию молодежи,
были выделены на мегоуровне и макроуровне – информационно-
образовательные, психологические, образовательные и социально-
экономические факторы. На мироуроне -мотивационный, волевой, экзистенци-
альный, разработаны механизмы социализации и инкультурации.
В качестве одной из характеристик адаптации молодежи предложено
использование понятие уровня: низкого, среднего и высокого. Уровень
напрямую связан со степенью умения применять методы и технологии работы с
информацией, навыков ее поиска, передачи, обработки и анализа, а также со
степенью понимания изложенного материала. При изучении уровня адаптации
молодежи к ресурсам информационной культуры были выделены два основных
вида – репродуктивный и эвристический.
3). Для исследования барьеров как одного из факторов, влияющих на
уровень адаптации молодежи к информационной культуре, необходим анализ
развития информационного общества в сравнении с выбранной практической
площадкой, в качестве которой в исследовании выступает Республика Тува.
Культурно-исторический процесс отличается своеобразием: временные этапы
различны по продолжительности, что влияет на темпы процессов адаптации
молодежи.
Необходимо учитывать, что предложенные временные разграничения
неприемлемы при рассмотрении особенностей развития кочевых культур,
поскольку для них характерны запоздалое появление письменности и, как
следствие, возникновение информационных ресурсов, а до середины XX в.
среди факторов, препятствующих адаптации, была и географическая
отдаленность. Молодежь Тувы сформировалась на стыке двух, во многом
противоречивых, эпох: прошлой – советской, построенной на принципах
социалистической экономики, и сегодняшней – российской, переживающей
этап становления рыночных отношений. Среди особенностей адаптационного
процесса молодежи Тувы необходимо учитывать лингвокультурный барьер,
препятствующий процессу знакомства с информационными ресурсами.
Немаловажную роль играет и социально-экономическое положение
рассматриваемой социальной группы.
4). Образовательная структура формирования общекультурных и
профессиональных компетенций, необходимых для адаптации молодежи Тувы
к информационной культуре, представляет собой комплексную систему,
включающую в себя цель, задачи, этапы, содержание, механизм реализации,
образовательные условия и результат. Разработанная образовательная
структура сопровождения процесса обучения реализуется центром адаптации
молодежи Тувы при Тувинском государственном университете. Центр
адаптации молодежи создан на основе пошаговой инфоструктуры, элементами
которой являются: система поддержки и управления, центр взаимодействия с
социокультурными институтами и механизм формирования общекультурных
компетенций молодежи Тувы, необходимых для взаимодействия с
информационными ресурсами.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследо-
вания были представлены и обсуждены на научно-методических, научно-
практических конференциях всероссийского, межрегионального и отраслевого
уровней: III Межрегиональной конференции с международным участием мо-
лодых ученых, аспирантов и студентов «Актуальные проблемы исследования
этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая» (Кызыл,
2011); I Международной заочной научно-практической конференции «Тенден-
ции изменения категорий философии и культурологии в процессе ценностной
трансформации общества» (Краснодар, 2011); в ходе разработки Федеральной
целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной
России» на 2009–2013 годы, Государственный контракт № 14.740.11.1316 «Ин-
формационно-культурная адаптация молодежи Саяно-Алтайского региона к
традиционным и электронным носителям» (шифр 2011-1.3.2-303-013); Между-
народной заочной научно-практической конференции «Информационная куль-
тура молодежи Саяно-Алтайского региона: состояние и перспективы» (Кызыл,
2012); I Международной научно-практической конференции для молодых уче-
ных, аспирантов и студентов «Актуальные проблемы исследования этноэколо-
гических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая» (Кызыл, 2012)
Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 45-летию
КемГУКИ (Кемерово, 2014).
Структура диссертации обусловлена последовательностью постановки
и решения основных задач исследования. Диссертация состоит из введения,
двух глав, содержащих по три параграфа, заключения, списка использованной
литературы, приложения.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!