Когнитивные механизмы дискурсивного конструирования действительности в медиадискурсе (на материале статей о России в современных англоязычных средствах массовой информации)

Федосеева, Елена Викторовна

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…..…..4

ГЛАВА I. Теоретические основы исследования медиадискурса………………..…13

1.1. Современные направления исследования дискурса…………………………..13
1.2. Сущность медиадискурса: базовые понятия и термины…………………………23
1.3. Подход к медиадискурсу с позиций неориторики…………………..…………35
1.4. Подход к медиадискурсу с позиций критической лингвистики…………………40
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………………….50

ГЛАВА II. Типы дискурсивной репрезентации действительности
в медиадискурсе…………………………………………………..……………….…..52
2.1. Понятие репрезентации: когнитивная vs дискурсивная
репрезентация…………………………………………………………………………52
2.2. Медиатизация как дискурсивная репрезентация реальности
и медиареальности……………………………………………………………………..61
2.3. Факт vs медиафакт………………………………………….……………………..66
2.4. Языковые маркеры дискурсивной репрезентации действительности
по типу «отражение»………………………….………………….……………….…..73
2.5. Языковые маркеры дискурсивной репрезентации действительности
по типу «конструирование»……………………….…………………………………….85
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………………..97

ГЛАВА III. Когнитивные механизмы дискурсивной репрезентации
действительности в медиадискурсе по типу «конструирование»……………………99
3.1. Конструирование референтной ситуации: алгоритмы
создания медиафакта………………………………………………..………………….99
3.2. Включение пишущего в референтную ситуацию: использование
личностного нарратива………………………………………………………………113
3.3. Включение пишущего в референтную ситуацию: языковые
маркеры описания пишущим самого себя…………………………………….…121
3.4. Когнитивные механизмы стереотипизиции и мифологизации……..……..131
3.5. Концептуальная метафора как организующий центр
риторической модификации медиадискурса …………..……………..…….…..145
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ………………………………………………..153

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….……..155
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..….161
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ……………………………..…..179
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ…………………….…………………..180
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………183
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………….…188

Данное диссертационное исследование посвящено разработке теоретиче-
ской проблемы дискурсивного конструирования действительности в медиадис-
курсе.
Выбор темы продиктован необходимостью дальнейшего анализа понятия
«дискурс» в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы в лингвистике и важно-
стью постановки новых теоретических проблем в области теории дискурса в це-
лом и теории медиадискурса в частности.
Вопрос представления действительности в дискурсе поднимался уже на са-
мом раннем этапе его изучения; в определение дискурса изначально входит его
понимание как особого способа видения и упорядочения действительности, реа-
лизуемого в разнообразных дискурсивных практиках [М. Фуко].
Это понимание углубляется в новейших направлениях исследования дис-
курса, таких как его пропозициональный анализ, исследование его когнитивных
сценариев и когнитивный анализ нарратива [Демьянков, 2005; Кубрякова, 2004;
Плотникова, 2013; Падучева, 1996; Брокмейер, 2000; Abelson, 1981; Dijk, 1980,
1985; Kintsch, 1972; Schank, 1977; Minsky, 1980; Ochs, 1996 и др.]. В этих подхо-
дах акцентируется активная роль говорящего в создании релевантного контента,
коррелирующего с представляемой в дискурсе внеязыковой действительностью.
Проанализировав имеющиеся лингвистические исследования медиадискур-
са, мы установили, что в своем большинстве они носят структурный характер:
даются классификации медиатекстов, выявляются их функции [Зильберт, 1986;
Рождественский, 1996; Березин, 2003; Желтухина, 2003; Тертычный, 2006; Добро-
склонская, 2008, 2012; Кибрик, 2011 и др.]. Однако проблема репрезентации дей-
ствительности в медиадискурсе в структурных исследованиях не является основ-
ной и затрагивается лишь частично.
Данной проблеме уделяется значительное внимание в такой дисциплине,
как критическая лингвистика, где вводится понятие предвзятого, искаженного,
основанного на предубеждении представления действительности в дискурсе; в
отношении медиадискурса это трактуется как нарушение объективности медий-
ного сообщения [Водак,1997; Dijk, 1989; Fairclough, 1989, 1997; Fowler 1991, Wil-
lis, 1991 и др.].
Нарушение принципа объективности в дискурсивном отображении дей-
ствительности изучается также в общефилологической дисциплине неориторике,
где постулируется, что употребление в дискурсе стилистических приемов и рито-
рических аргументов – его риторическая модификация – способствует замене ин-
тенции истины на интенцию мнения, благодаря чему в дискурсе происходит фор-
мирование реальности, а не ее объективное описание [Perelman, 1969; Тодоров,
1998; Эко, 1998 и др.].
Идеи неориторики начинают проникать и в исследования медиадискурса,
где появились понятия медиареальности, неориторической картины мира, созда-
ваемой СМИ, медиатизации, медиафакта [Землянова, 2004, Кириллова, 2005;
Иванова, 2005; Негрышев, 2009; Анненкова, 2012; Добросклонская, 2012 и др.].
Появившееся в последние годы в теории дискурса новое понятие «дискур-
сивное конструирование» [Плотникова, 2006, 2014,а,б; Potter, Herburn, 2008]
начинает изучаться и в кандидатских диссертациях. Ю.И. Детинко исследовала
дискурсивное конструирование чужеродности в современной британской полити-
ческой коммуникации [Детинко, 2013]. К.В. Боровикова рассмотрела смежное с
понятием дискурсивного конструирования понятие дискурсивного мониторинга
мира говорящим / пишущим как наблюдателем [Боровикова, 2007].
Представляется своевременным проведение комплексного лингвистическо-
го анализа особенностей дискурсивного конструирования действительности в ме-
диадискурсе.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изуче-
ния когнитивных структур, лежащих в основе репрезентации действительности в
медиадискурсе, и способов их языкового выражения. Актуальным является также
интегрированный подход к проблеме дискурсивной репрезентации действитель-
ности в медиадискурсе с позиций лингвистики дискурса, когнитивной лингвисти-
ки, критической лингвистики и неориторики. Учет взаимодействия дискурса и ко-
гниции в нашем исследовании определяет его актуальность в общей проблемати-
ке когнитивно-дискурсивной парадигмы в лингвистике.
Теоретической и методологической базой диссертации являются работы
отечественных и зарубежных ученых в области:
1) теории коммуникации (К. Шеннон, Р.О. Якобсон, Г.Г. Почепцов, Л.В.
Куликова, А.П. Чудинов, Т.Г. Винокур, О.С. Иссерс и др.);
2) теории текста и дискурса (В.З. Демьянков, Е.С. Кубрякова, Н.Д. Арутю-
нова, И.Р. Гальперин, З.Я. Тураева, В.И. Карасик, С.Н. Плотникова, Е.И. Шей-
гал, Г.Г. Слышкин, Е.И. Ильинова, Н.Н. Панченко, Т. ван Дейк, Дж. Серль, Дж.
Поттер, Д. Эдвардс и др.);
3) теории медиадискурса (М. Маклюэн, Н. Луман, Д. Грейбер, Т.Г. Доброс-
клонская, А.В. Олянич, А.А. Кибрик, М.Г. Лебедько, Э.Г. Меграбова, Б.А. Зиль-
берт, Ю.В. Рождественский, В.М. Березин, М.Р. Желтухина, А.А. Тертычный и
др.);
4) когнитивной лингвистики (Д.С. Лихачев, Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков,
Ю.С. Степанов, Н.Н. Болдырев,О.К. Ирисханова, Р. Абельсон, Р. Шенк, М. Мин-
ский, Дж. Лакофф, М. Джонсон и др.);
5) критической лингвистики (Р. Водак, Р. Фаулер, Г. Кресс, Б. Ходж, Н.
Фэарклоф, Т. ван Дейк, У. Уиллис и др.);
6) неориторики и неориторического подхода к медиадискурсу (Х. Перель-
ман, Л. Ольберхт-Тытека, Ж. Женнет, И.В. Анненкова, Н.А. Безменова, В.М.
Мейзеровский, А.А. Ивин и др.).
Исследование базируется на гипотезе о том, что в основе репрезентации
действительности в медиадискурсе лежат определенные когнитивные механизмы.
Формирующие медиадискурс когнитивные механизмы конструирования действи-
тельности определяют различия в изображении одной и той же ситуации действи-
тельности разными пишущими.
Целью диссертации является теоретическое обоснование понятия дискур-
сивного конструирования действительности в ряду смежных понятий и терминов
и определение основных когнитивных механизмов, лежащих в основе дискурсив-
ного конструирования действительности в медиадискурсе.
В соответствии с поставленной целью и в процессе доказательства выдви-
нутой гипотезы в диссертации ставятся следующие задачи:
1) рассмотреть современные направления изучения дискурса;
2) охарактеризовать сущность медиадискурса и базовые подходы к его ис-
следованию;
3) обосновать теоретический статус понятия «дискурсивное конструирова-
ние действительности» в ряду смежных понятий и терминов;
4) определить сущность дискурсивного конструирования действительности
в медиадискурсе, для чего:
а) отграничить его от других типов репрезентации действительности в ме-
диадискурсе;
б) охарактеризовать различие факта и медиафакта, определить лингвистиче-
ские параметры медиафакта и его роль в конструировании действительности в
медиадискурсе;
5) выделить основные когнитивные механизмы дискурсивного конструиро-
вания действительности в медиадискурсе и способы их языковой реализации.
Объектом исследования является феномен дискурсивного конструирования
действительности в медиадискурсе.
Предметом исследования являются когнитивные механизмы, лежащие в
основе конструирования действительности в медиадискурсе, и отличительные
особенности их языкового выражения.
Цель работы определяет привлечение различных методов исследования,
среди которых метод концептуального, пропозиционального, речеактового анали-
за, метод моделирования когнитивных сценариев и интерпретативный метод.
Материалом для исследования служат тексты статей о России в современ-
ных англоязычных СМИ, собранные на основе сплошной выборки из печатных и
интернет-изданий. Ограничение материала исследования связано с необходимо-
стью унифицировать анализируемые данные, что позволяет в полной мере под-
вергнуть анализу многообразие репрезентируемых в медиадискурсе ситуаций
действительности. Общий объем проанализированного материала – более 4000
текстов.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается ре-
презентативным отбором рассмотренного языкового материала, а также интегри-
рованным подходом к его анализу, объединяющим в себе когнитивный, критиче-
ский и неориторический аспекты изучения медиадискурса.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в ней
впервые:
1) проведен комплексный лингвистический анализ дискурсивного констру-
ирования действительности в медиадискурсе;
2) доказано, что медиадискурсу присуща особая форма дискурсивной ре-
презентации действительности – медиатизация, и дано ее определение как дис-
курсивной обработки действительности пишущими либо по типу «отражение»,
либо по типу «конструирование»;
3) проведено разграничение медиатизации по типу «отражение» и по типу
«конструирование» и определено, что они различаются как дискурсивное пред-
ставление реальности происходящего и ее медиаверсии;
4) в анализ медиадискурса введено понятие когнитивного механизма дис-
курсивной репрезентации действительности как определенной репрезентацион-
ной практики, имеющей отличительные особенности своего языкового выраже-
ния;
5) выделены когнитивные механизмы конструирования действительности в
медиадискурсе: конструирование референтной ситуации, включение в нее пишу-
щего, стереотипизация, мифологизация, риторическая модификация медиадис-
курса;
6) установлено, что с помощью этих когнитивных механизмов происходит
замена реально имевших место фактов медиафактами, дискурсивными конструк-
тами, представляющими собой личностную или культурно обусловленную вер-
сию действительности.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Дискурсивная репрезентация действительности в медиадискурсе – медиа-
тизация – осуществляется либо по типу «отражение», либо по типу «конструиро-
вание». Эти два типа репрезентации различаются по своим когнитивным меха-
низмам и по особенностям их языковой реализации.
2) В медиатизации по типу «конструирование» происходит отход от дей-
ствительности, заключающийся в замене реально имевших место фактов действи-
тельности медиафактами – дискурсивными конструктами, созданными с помо-
щью определенных когнитивных механизмов и особого набора языковых средств.
3) Когнитивный механизм конструирования референтной ситуации лежит в
основе создания при помощи дискурса медиафакта как псевдособытия. Алгорит-
мами данного механизма являются дефокусирование, референциально-
тематический менеджмент, абстрагирование, генерализация и мифологическая
референция.
4) Когнитивный механизм включения пишущего в референтную ситуацию
обусловливает переход от третьеличного к перволичному нарративу, описание
пишущим самого себя и превалирование интенции мнения над интенцией истины;
эти факторы способствуют конструированию медиафакта как личностной версии
действительности.
5) Когнитивные механизмы стереотипизации и мифологизации обусловли-
вают нарративное переструктурирование реальных фактов на основе стереотип-
ных мнений и мифологических сюжетов, в результате чего создается медиафакт
как культурно обусловленная версия действительности.
6) Когнитивный механизм риторической модификации медиадискурса
предполагает, что модификация возникает на основе риторически не модифици-
рованного медиадискурса; организующим центром используемых стилистических
приемов, создающих медиафакт как личностную версию действительности, явля-
ется концептуальная метафора.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вно-
сит определенный вклад в развитие теории дискурса, теории медиадискурса, ко-
гнитивной лингвистики, теории коммуникации, критической лингвистики, стили-
стики и интерпретации текста.
Получила дальнейшую разработку общая теоретическая проблема дискур-
сивной репрезентации действительности; была поставлена и исследована пробле-
ма репрезентации действительности в медиадискурсе.
Углубляются теоретические знания о природе когниции и ее механизмах, на
основе которых осуществляется представление действительности в медиадискур-
се.
Создана теоретическая модель конструирования действительности в медиа-
дискурсе, объясняющая когнитивные и языковые способы замены реальных со-
бытий их версиями – дискурсивными конструктами. В связи с этим получают
дальнейшую разработку теоретические положения о процессе порождения дис-
курса, в частности, о порождении с помощью дискурса возможных миров. Со-
зданная модель также развивает собой теоретические положения критической
лингвистики; выявленные когнитивные механизмы репрезентации действитель-
ности в медиадискурсе позволяют разграничить объективное и предвзятое медий-
ное сообщение.
Углубляются научные представления о референтно-тематической структуре
дискурса; выявлены особенности когнитивной обработки референтов и тем в це-
лях конструирования действительности в медиадискурсе. Получают развитие тео-
ретические положения о риторической структуре дискурса; определены особен-
ности использования стилистических приемов и риторических аргументов в целях
выражения интенции мнения пишущего в медиадискурсе.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения ее
основных положений в преподавании вузовских курсов теории текста и дискурса,
когнитивной лингвистики, теории коммуникации, теории межкультурной комму-
никации, стилистики и интерпретации текста. Результаты и материалы исследо-
вания могут быть использованы при составлении учебных пособий по теории
языка, а также при руководстве курсовыми и дипломными работами.
Апробация работы. По теме диссертации сделаны доклады на четырех
международных конференциях: «Текст и дискурс: лингвокультурологический ас-
пект» (Иркутск, 2012 г.), «Концепт и культура» (Кемерово, 2012 г.), «Язык – ко-
гниция – социум» (Минск, 2012 г.); «Теория и методика международного образо-
вания: традиции и новации в обучении студентов стран Азиатско-Тихоокеанского
региона» (Иркутск, 2014 г); на 9-ой Всероссийской научной конференции «Про-
блемы концептуальной систематики языка, речи и речевой деятельности» (Ир-
кутск, 2015 г.); на конференциях молодых ученых «Современные проблемы гума-
нитарных и естественных наук» в ФГБОУ ВПО ИГЛУ (2011, 2012, 2013, 2014 гг.).
Основные результаты исследования отражены в 16 публикациях, в том чис-
ле в трех публикациях в ведущих рецензируемых научных изданиях. Общий объ-
ем публикаций составляет 5,7 печатных листов.
По структуре диссертация состоит из введения, трех глав, заключения,
списка использованной литературы, включающего 192 наименований, в том числе
57 на иностранных языках, списка использованных словарей, списка источников
примеров и двух приложений. Работа иллюстрирована 4 таблицами и 3 схемами.
Во Введении формулируются цели и задачи работы, обосновывается акту-
альность и научная новизна исследования, его теоретическая и практическая зна-
чимость, перечисляются основные методы анализа, приводится описание теоре-
тической базы диссертации, излагаются основные положения, выносимые на за-
щиту, отмечается теоретическая и практическая значимость полученных резуль-
татов.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Вербальные характеристики титров в современном телевизионном медиадискурсе
    📅 2022год
    🏢 ГАОУ ВО ГМ «Московский городской педагогический университет»