Механизмы социокультурных изменений коренных этносов севера и Сибири (социально-философский анализ)
Введение 3
Глава 1. Проблема механизмов социокультурных изменений в 21
среде коренных народов
1.1. Концептуализация проблемы механизмов социокультурных 22
изменений
1.2. Понятие «коренной народ» на современном историческом 57
этапе
Глава 2. Сохранение и трансляция этнического наследия как 86
механизм социокультурного воспроизводства коренных этносов
Севера и Сибири
2.1. Механизмы социокультурных изменений и специфика 87
идентичности коренных народов Севера и Сибири
2.2. Репрезентативные компоненты этнического наследия как 110
средства воспроизводства коренных народов Севера и Сибири
Заключение 141
Список литературы 147
Актуальность темы исследования обусловлена в целом кризисом
современного российского общества, «мучительно ищущего свою
социокультурную идентичность»1. Исторические судьбы России составляют
важнейшую область исследований отечественной социальной философии, а
неотъемлемой частью России, выражающей ее геополитическую,
социокультурную, особую полиэтническую сущность, остаются Сибирь и
Север. Действительно, современное состояние коренных народов Севера и
Сибири, как и всей России и мира, – один из наиболее болезненных
вопросов. Современное общество России в связи с глобализацией переживает
переходные процессы в различных сферах жизни – политике, экономике,
социуме, культуре. Специфическими последствиями этой тенденции
выступают глобальные трансформации этнокультур, которые во многом
ведут к их усреднению, растворению в глобальной культуре. В среде
коренных народов ситуация усугубляется дополнительными факторами. Во-
первых, число представителей ряда таких этносов, признанных
малочисленными, ярко свидетельствует о степени утраченности
этнокультуры, что отразилось, например, на статусе некоторых из
индигенных языков, признанных находящимися на грани исчезновения. Во-
вторых, трансформации автохтонных этносообществ обладают своей
спецификой, связанной с внешней детерминированностью процессов
модернизации, особо стремительно захвативших коренные этносы во второй
половине ХХ века. В результате глобальных перемен повседневность
коренных народов становится связанной с большими рисками потерь или
искажений идентичности представителей этих этносов, этнокультурных
утрат. Сдерживающим фактором глобализации материальной и духовной
культуры коренных народов в России долгое время выступала удаленность
мест их компактного проживания от региональных центров, сложность
1
Паспорт специальности ВАК 09.00.11 «социальная философия». – Режим доступа: http://teacode.com/online/vak/p09-00-
11.html
внедрения в этих территориях технических и технологических достижений,
но в последнее время и это перестает быть препятствием для серьезных
изменений. В то же время в обсуждении закономерностей протекающих
процессов стоит говорить о конкретике социокультурных перемен в среде
коренных народов – о его механизмах и их типах, а также о специфических
последствиях действия каждого из них.
Поколениями ученых с начала ХХ века и по настоящее время
фиксируется проблема социокультурных изменений, носящих
деструктивный характер в отношении границ коренных этносов, а именно
проблема прогрессирующих потерь и необходимости сохранения
этнического наследия коренных народов Севера и Сибири. Ряд современных
исследователей отмечает неизбежность вытеснения традиционных
социокультурных практик из повседневности индигенных этносов,
распространено мнение о том, что сохранить этнокультурное наследие этих
народов возможно лишь в формах исторической консервации в научных
трудах и музейных коллекциях. Тем не менее многие исследования,
ориентированные на понятие этничности, обсуждают новое направление
функционирования культурных традиций автохтонного населения – их
участие в процессе этноконструирования, в этой связи ими вводятся и
рассматриваются понятия «циркумполярная цивилизация», «четвертый мир».
Действительно, в настоящее время в различных ситуациях наблюдается
функционирование традиционных социокультурных практик коренных
народов в русле социального конструирования. Современная культурная
антропология позволяет рассматривать коренные народы в условиях
непрекращающихся изменений как искусственные сообщества, способные
выстраивать собственную этничность путем участия в этом процессе
этнокультурных традиций. Актуальность данного исследования состоит
также в поиске возможностей исследования механизмов социокультурных
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!