Административно-правовые методы регулирования деятельности в области средств массовой информации
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. 8
1.1. История развития правового регулирования в области средств массовой информации 8
1.2. Сущность административно-правового регулирования в области массовой информации. 14
1.3. Основные субъекты административно-правового регулирования в области массовой информации. 20
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. 43
2.1. Государственная разрешительная политика в области средств массовой информации 43
2.2. Административный контроль и административный надзор в области средств массовой информации. 54
2.3. Административная ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации. 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
Актуальность исследования. Создание нынешней рыночной экономики с механизмом саморегуляции невозможно без надежной системы реализации свобод и прав граждан, которое реализуется через СМИ. Создание данной системы является основным фактором инвестиционного рейтинга и непременным условием развития и привлечения бизнеса. Нынешнее состояние мирового рынка СМИ характеризуется значительными структурными сдвигами. Компьютеризация телерадиокоммуникационного оборудования идет параллельно с процессами приватизации национальных систем связи, появлением на рынке крупных фирм, что приводит к усилению конкурентной борьбы. В результате снижаются расценки на телерадиокоммуникационные услуги, расширяется их ассортимент, а пользователи имеют возможность выбора.
От СМИ и степени доверия населения к ним зависит во многом политическая стабильность в обществе, социально-психологическое состояние населения, их отношение к происходящим событиям как внутри страны, так и за ее пределами. Они оперативно, регулярно и публично распространяют оценки и мнение, держать в курсе основных социально-политических событий.
Интенсивное развитие информационного рынка в последние годы, значительно разнообразило СМИ.
Настоящей революцией в области информационных технологий стало появление и бурное развитие системы Интернет, которая сформировалась к началу третьего тысячелетия в одну из ведущих отраслей мировой экономики с годовым оборотом свыше 500 млрд. долл. и числом занятых более 3 млн. человек.
Во многих странах мира началось массовое внедрение систем электронной коммерции с бурным распространением рекламы и информации (в основном – новости), которые упрощают систему платежей, сокращают существенно наличный оборот и радикально изменяют рынки, прежде всего розничной продажи.
Степень разработанности темы: В отечественной научной литературе различные аспекты регулирования СМИ рассматривались такими теоретиками и практиками журналистики, как: Д.С. Авраамов, Е.О. Абов, В.И. Бакштановский, А.Б. Венгеров, Ю.М. Батурин, И.В. Киреева, Ю.В. Казаков, С.Г. Корконосенко, П.Н. Киричек, Б.Н. Лозовский, Г.В. Лазутина, В.Н. Монахов, А.К. Симонов, А.Г. Рихтер, В.М.Теплюк, Ю.В. Согомонов, М.А. Федотов, С.К. Шайхитдинова, B.JI. Энтин.
Различные стороны развития современных региональных печатных изданий освещаются в статьях и книгах таких практиков и теоретиков, как: Н.С Гаряева, O.A. Воронова, A.A. Золотухин, Л. П. Евсеева, С.А. Колесник, Б.Н. Киршин, А. А. Курочкина, Ю.А. Коровин, М.В. Полянская, М.Ф. Ненашев, Ю.П. Пургин, Ю.С. Пуля, A.B. Титов, Я.Л. Скворцов, Л.Ф. Чигринская, Ю.В. Чемякин, A.A. Шароградская, О.В. Ухлина и других исследователей.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере деятельности средств массовой информации.
Предметом исследования явились нормы законодательства, регламентирующие деятельность средств массовой информации.
Целью работы явилось изучение правовых основ журналистики, то есть законов, регулирующих деятельность СМИ.
Автором были поставлены следующие задачи:
• Определить сущность административно-правового регулирования в области массовой информации;
• Выявить основные субъекты административно-правового регулирования в области массовой информации;
• Охарактеризовать государственную разрешительную политику в области средств массовой информации;
• Описать административный контроль и административный надзор в области средств массовой информации;
• Описать административную ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации.
Положения, выносимые на защиту:
1. На сегодняшний день отсутствует легальная дефиниция, которая решала бы вопрос отнесения ресурсов сети Интернет к средствам массовой информации. Согласно Постановлению Правительства о Минкомсвязи: «Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере… почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет…)». Обращаясь к энциклопедической литературе, мы отмечаем, что под массовой коммуникацией понимается «один из видов коммуникации (наряду с межличностной и публичной), состоящий в распространении информации в широком пространственно-временном диапазоне в расчете на массовую аудиторию» . Анализируя представленную информацию, можно сделать закономерный вывод – сеть Интернет является средством массовой коммуникации. Следовательно, контроль и надзор за соблюдением прав интеллектуальной собственности в Интернете согласно п. 58 ч. 2. ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относится к компетенции Роскомнадзора.
2. Поскольку «при передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения кино- и видеофильмом владелец прокатного удостоверения передает юридическому или физическому лицу нотариально удостоверенную копию прокатного удостоверения, о чем письменно уведомляет Министерство культуры Российской Федерации не позднее трех дней со дня совершения сделки», у контролирующих органов в распоряжении имеется актуальная информация о всех сделках, совершенных в отношении каждого кино- и телефильма. Таким образом, органы Роскомнадзора, при выявлении факта распространения в целях извлечения дохода экземпляров кино- и телефильмов, смогут оперативно получить информацию о наличии или отсутствии у распространителя законных оснований для такого распространения и на основе полученных данных принять решение о составлении протокола об административном правонарушении или об отсутствии события административного правонарушения.
На взгляд автора, введение подобной практики является необходимым условием для административно-правовой защиты прав интеллектуальной собственности в Интернете. Принятие регламента, устанавливающего процедуру осуществления контроля и надзора за соблюдением прав интеллектуальной собственности в сфере массовых коммуникаций, позволит в полной мере задействовать предоставленные п. 58 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральной службе по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций полномочия.
Научная новизна диссертации состоит в том, что она комплексным исследованием правовых вопросов функционирования СМИ в России е современных условиях Диссертация содержит совокупность аргументированных выводов и рекомендаций, которые отличаются новизной и актуальностью е постановке отдельных теоретических и практических проблем, самостоятельностью их решения
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в следующем: ценность проведённого исследования определяется тем, что оно посвящено важной как е теоретическом, так и в практическом плане проблеме правового регулирования СМИ. Основные положения диссертации являются шагом в направлении дальнейшей разработки проблемы эффективного правового обеспечения функционирования СМИ в России как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации
Теоретическую основу исследования составляют нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), регулирующие особенности регулирования деятельности СМИ.
Теоретическую основу исследования составили работы Г. А. Алхутовой, К. К. Арсеньева, В. В. Балытникова, Ю. М. Батурина, И. Л. Бачило, С. В. Большакова, С. Н. БратаноЕского, А. Б. Венгерова, С. Л. Давтяна, Л. Л. Ермоловой, Ю. В. Калинина, В. А. Копылова, А. А. Курочкнной, В. Н. Монахова, В. Б. Наумова, М. В. Понярскои, Ю. Г. Просвирина, А. Г. Рихтера, М. М. Рассолова, А. К. Симонова, А. Р. Раганова, В. Н. Соловьёва, А.М. Хасанова, М. А. Федотова, С. Е. Чаянова, В. Л. Энтина и других.
Эмпирическую основу исследования составили материалы правоприменительные практики в сфере административно-правового регулирования средств массовой информации.
Методология и методика исследования. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы – дедукция и индукция, анализ и синтез, логический, а также частнонаучные методы – логико-формальный, системного анализа, сравнительного правоведения, системный (обобщение следственной и судебной практики).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Нормативные правовые акты:
1. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. ст. 4532.
2. Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 8. ст. 721.
3. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. ст. 48.
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). ст. 3448.
5. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 12. ст. 1232.
6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. ст. 3031.
7. Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. ст. 170.
8. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 41. ст. 8220-8235.
9. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // «оссийская газета. № 32. 08.02.1992.
10. Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (ред. от 01.07.2016) «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций») // Собрание законодательства РФ. 2009. № 12. ст. 1431.
11. Постановление Правительства РФ от 20.04.2006 № 227 (ред. от 24.09.2013) «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 18. ст. 1997.
12. Постановление Правительства РФ от 01.11.2001 № 759 «Об утверждении Правил распространения периодических печатных изданий по подписке» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 45. ст. 4271.
13. Приказ Минкультуры РФ от 21.12.2004 № 115 «О выдаче разрешений на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.02.2005 № 6300) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 7. 14.02.2005.
14. Закон СССР от 12.06.1990 № 1552-1 «О печати и других средствах массовой информации» // Свод законов СССР. т. 1, с. 372-1, 1990 г. – Документ утратил силу.
Научная литература:
15. Комментарий к Закону РФ «О средствах массовой информации» / Под ред. В.Н. Монахова. М.: Галерея, 2011. 328 с.
16. Лукашук И.И. Средства массовой информации, государство, право. М.: Стольный град, 2001. 278 с.
Учебная и справочная литература:
17. Федотов М.А. Грани свободы // Законодательство о средствах массовой информации: Учебно-практические материалы. М.: Центр «Право и СМИ», 1999. 219 с.
18. Федотов М.А. Правовые основы журналистики: Учебник для вузов. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 310 с.
Статьи в научных журналах и сборниках:
19. Аникин А.С. Содержание и осуществление субъективного гражданского права // Юрист. 2008. № 3. С. 62-69.
20. Вайпан В.А., Игнатюк Н.А. Правовой статус Государственной комиссии по радиочастотам // Право и экономика. 2010. № 12(274). С. 19-24.
21. Вайпан В.А. Статус Государственной комиссии по радиочастотам в арбитражном процессе // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2010. № 6(31). С. 12-17.
22. Васильева Т.В. О соблюдении авторских прав в эпоху развития высоких технологий // Современное право. 2011. № 5. С. 103-109.
23. Гулиева Е.Я., Янковский Р.М. Интеграция российской инфраструктуры связи в европейский и мировой телекоммуникационные комплексы: проблемы и перспективы // Сборник «Актуальные проблемы предпринимательского права» / Под ред. А.Е. Молотникова, Р.С. Куракина. М.: Инфра-М. Выпуск 2. С. 228-233.
24. Катков П. Угроза для недобросовестных предпринимателей // ЭЖ-юрист. 2013. № 5. С. 3-9.
25. Кондратьева Е.А. Интеллектуальные права в Интернете: соотношение интересов правообладателей и общества // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2014. № 2. С. 45-49.
26. Никифоров М.В., Мартынов А.В. Современное исследование вопросов правового регулирования государственного контроля // Журнал российского права. 2013. № 6. С. 148-152.
Диссертации и авторферераты диссертаций:
27. Балытников В.В. Административно-правовое регулирование в области массовой информации: Автореф. дис. к.ю.н. Московская государственная юридическая академия. М., 2001. 27 с.
28. Смирнова Е.Г. Средства массовой информации в социально-экономической и политической жизни Российской Федерации (1992 – 2004 гг.): Автореф. дис. д.и.н. Московский педагогический государственный университет. М., 2008. 25 с..
Материалы правоприменительной практики:
29. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 (ред. от 09.02.2012) «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 8. август, 2010.
Интернет-ресурсы:
30. Декрет от 28 января 1918 года «О Революционном трибунале печати» [электронный ресурс] URL; http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_214.htm (дата обращения: 10.06.2017)
31. Устав о цензуре 1826 г. [электронный ресурс] URL; http://opentextnn.ru/censorship/russia/encslov/?id=5533 (дата обращения: 10.06.2017)
32. Указ Петра I о создании первой русской печатной газеты «Ведомости» 15 декабря 1702 – 15 декабря 1702 [электронный ресурс] URL; http://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/ukaz-pietra-i-o-sozdanii-piervoi-russkoi-piechatnoi-ghaziety-viedomosti (дата обращения: 10.06.2017)
33. Интернет-версия журнала «Эксперт» № 37 (770) [электронный ресурс] URL; http://expert.ru/expert/2011/37/ (дата обращения: 10.06.2017)
34. Тимошенко В.А., Смушкин А.Б. Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Система «Гарант». 2008.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!