обучение живописи учащихся 1 класса детской художественной школы на примере изображения пейзажа с элементами архитектуры
Оглавление
Введение 3
Abstract 7
Глава 1 10
1.1. История возникновения и развития русского реалистического пейзажа 10 1.2. Особенности пейзажной живописи 16
1.3 Пейзаж с элементами архитектуры в работах художников 25
Выводы по главе 28
Глава 2 29
2.1. Методика преподавания пейзажной живописи. Анализ программ детских художественных школ 29
2.2. Анализ изобразительной деятельности младших подростков с учетом их возрастных особенностей (учащихся 1-ого класса ДХШ) 38
2.3. Констатирующий, формирующий и контрольный этап
экспериментальной работы 42
Выводы по главе 48
Глава 3 49
3.1. Выбор темы художественно-творческой части диплома 49
3.2. Работы над эскизами художественно-творческой части диплома 52
3.3. Этапы выполнения художественно-творческой части диплома. Работы по живописи в материале. 61
Выводы по главе 64
Заключение 65
Список литературы 68
Список приложений 72
Введение
Пейзаж – это самостоятельный жанр изобразительного искусства, который играет важную роль в формировании и развитии эстетических ориентиров и художественных навыков учащихся младшего подросткового возраста.
Младший подростковый возраст (10-13 лет) характеризуется переходом детей на новую ступень развития – у них начинает формироваться критический взгляд на все окружающие их события и явления, более активно развиваются мыслительные процессы, совершенствуется процесс восприятия
– все эти черты помогают подросткам перейти на новый уровень изобразительного искусства. Они начинают воспринимать натуру, видеть особенности предметов и явлений, и пытаться отражать их в своих рисунках. В младшем подростковом возрасте необходимо начинать обучение рисованию с натуры, продолжать развивать и совершенствовать изобразительные и художественные навыки детей. Большую роль в этом процессе играет живопись пейзажа.
В этой работе были изучены вопросы развития творческих навыков и способностей детей, которыми занимались выдающиеся исследователи Н.Н.Ростовцев, Е.И.Игнатьев, С.Е.Игнатьев, С.П.Ломов, Л.Г.Белякова.
Методика преподавания в детских художественных школах несколько отличается от обычной общеобразовательной школы. За основу исследования были взяты работы, посвященные методическим разработкам, Н.М.Сокольниковой, Н.И.Пьянковой, О.В.Ратиевой и В.И.Денисенко, Л.С.Филиппова и других.
Особенностями пленэрной живописи и вопросами по методике ведения работы над этюдами занимались Н.П.Крымов, А.А.Унковский, Г.Б.Смирнов, Г.В.Беда, А.В.Виннер, В.С.Оголевец, Н.Я.Маслов, В.В.Визер и др. Их исследования были изучены и взяты за основу работы.
Проблема исследования заключается в недостаточной подготовленности учащихся 1-го класса к выходу на занятия по пленэру, в аудиторных занятиях не хватает заданий, посвященных основам пейзажной живописи.
Актуальность и значимость
Пейзажная живопись в системе дополнительного художественного образования имеет огромный потенциал. Значение пейзажный живописи очень велико – она помогает людям раскрыть красоту окружающего их мира, привить чувство любви к Родине и к природе. Особенно важным это является в младшем подростковом возрасте, когда дети начинают мыслить критически, искать свои идеалы в жизни. Благодаря тому, что пейзаж обладает большой эмоциональной силой, при более глубоком его изучении он не оставляет детей равнодушными, у подростков формируется любовь к природе, развивается наблюдательность, острота зрения, которая помогает замечать изменения природных состояний и видеть нюансы тоновых отношений. Пейзажная живопись сложная и многозадачная. При написании этюдов учащимся необходимо учитывать особенности воздушной перспективы, особенности тоновых и цветовых отношений – решение этих задач помогает развивать у детей изобразительные навыки.
В программе детской художественной школы занятия пейзажной живописью проходят во время летнего пленэра, однако перед выходом на пленэр учащимся необходимо усвоить основы пейзажной живописи. Это повысит уровень работ учащихся и ускорит процесс адаптации к условиям работы на природе.
Объект исследования – занятия по живописи и композиции в 1 классе детской художественной школы.
Предмет исследования – особенности формирования навыков работы над пейзажем у детей младшего подросткового возраста на занятиях пейзажной живописи.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что внедрение занятий по пейзажу в процесс обучения 1-х классов детской художественной школы способствует закреплению знаний и навыков, получаемых на занятиях по живописи и композиции, а также поможет учащимся подготовиться к более успешному освоению навыков работы на пленэре.
Цель исследования – совершенствование процесса обучения учащихся 1 класса детской художественной школы при помощи серии занятий по пейзажной живописи, подготовка их к пленэрной практике.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ литературы о пейзажной живописи, методиках ее преподавания в сфере дополнительного художественного образования
2. Изучение особенностей формирования навыков работы над пейзажем у детей младшего подросткового возраста
3. Изучение и анализ детских работ, разработка критериев оценивания работ
4. Анализ программы и учебного плана ДХШ
5. Разработка серии занятий по пейзажной живописи
6. Проведение занятий, анализ работ учеников по выбранным критериям
7. Анализ и описание хода работы над практической части дипломного проекта
Методы исследования:
• Изучение и анализ научной и методической литературы по истории развития пейзажной живописи, по методике преподавания живописи.
• Педагогическое наблюдение
• Разработка программы педагогического эксперимента
• Педагогический эксперимент
• Анализ результатов исследования
Практическая значимость работы. Результаты исследования и разработка серии занятий по пейзажу могут быть использованы в дальнейшем в обучении 1-х классов детской художественной школы для закрепления художественных навыков и повышения уровня подготовки обучающихся к выходу на пленэр.
База исследования – ГБУДО г.Москвы “Детская художественная школа №7”, 1В класс.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Список литературы
1. Алексеева, М.С. Развитие образного мышления учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования// Наука и Школа. — 2018. — №2. — С. 125-129.
2. Андрюкова М. Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст]// Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 203-206. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2221/ (дата обращения: 16.12.2018).
3. Беда, Г.В. Основы изобразительного искусства — М.: РИП-ХОЛДИНГ, 2016. — 268 с.
4. Белякова, Л. Г. Развитие пространственных представлений как основа детской художественной одаренности : Монография – М.: Перо, 2013 .
– 165 с.
5. Виннер, А.В. Как работать над пейзажем — М.: Профиздат, 1971. — 144 с., ил.
6. Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства —
7. Визер, В.В. Живописная грамота. Основа пейзажа. — Спб.: Питер, 2007. — 192 с.
8. Волков, Н.Н. Цвет в живописи. — М.: Искусство, 1965. — 214 с., ил.
9. Воронина, Е.В. Формирование колористического видения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.02. – М., 2004. – 273 с. : ил.
10. Грошев, И.П. Развитие чувства колорита у студентов художественно- графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа : автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Грошев Иван Петрович; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. – М., 2010. – 19 с.
11. Ермаков, Г.И. Пленэр: учебно-методическое пособие. – Москва: Прометей, 2013. – 182 с.
12. Жабцев, В.М. Пейзаж в русской живописи — Минск: Харвест, 2008. — 128 с.
13. Зубрилин, К.М., Руднев, И.Ю. Роль пленэра в системе художественного образования // Наука и школа — 2016. — №6. — С.175-180.
14. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.
15. Копцев В.П. Вопросы преемственности основного и дополнительного образования – Журнал «Искусство в школе», № 4, 2017, С. 18-19.
16. Крымов, Н.П. Художник и педагог. Статьи, воспоминания. — М.: Изобразительное искусство, 1989. — 223 с.
17. Ломов, С.П. Живопись: учебник. 3-е изд., перераб. и доп.. — М.: АГАР, 2008. — 232 с., ил.
18. Макарова, М.Н. Перспектива. — М.: Академический проект, 2009. — 477 с., ил.
19. Маслов, Н.Я. Пленэр: Практика по изобразит. искусству. — М.: Просвещение, 1984. — 112 с.
20. Мочалова, С.А. Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительно образования: дис. … канд. пед. наук. — М., 2010
21. Оголевец, В.С. О работе над этюдами пейзажа – М.: Профиздат, 1963 .
– 63 с., ил.
22. Прокофьев, Н.И. Живопись. Техника и технология живописных материалов: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 158 с.: ил., табл.
23. Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе — М.: Просвещение, 2006. — 176 с.
24. Ратиева, О.В., Денисенко, В.И. Обучение техникам живописи. Теория и методика преподавания в художественной школе. — СПб.: «Лань»;
«ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014. — 160 с.
25. Ростовцев, Н.Н., Терентьев, А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисования. — М., Просвещение, 1987 . — 176 с., ил.
26. Саяпина, Е.И. Живопись пейзажа: учеб. пособие — Краснодар: Кубанский гос.ун-т, 2012. — 94 с.
27. Смирнов, Г.Б., Унковский, А.А. Рисунок и живопись пейзажа. — М.: Просвещение, 1965. — 54 с., ил.
28. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. — М.: Издательский центр
«Академия», 2006. — 368 с.
29. Соколинский, В.М. Формирование художника-педагога средствами живописи пейзажа: диссертация … доктора педагогических наук:13.00.02. — М., 2009. — 447 с.
30. Спирина, М. В. Некоторые методические аспекты работы над пейзажем
// Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 406-408
31. Старикова, Е.А. Формирование у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Старикова Елена Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].
– М., 2012. – 196 с. : ил.
32. Стасевич, В.Н.. Пейзаж. Картина и действительность : Пособие для учителей – М.: Просвещение, 1978 . – 157, 2 с., ил.
33. Унковский, А.А. Живопись. Вопросы колорита. – М.: Просвещение, 1980 г.
34. Унковский, А.А. Пленер. Методические рекомендации к проведению учебно-творчесой практики. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012 г.
35. Унковский, А.А. Цвет в живописи. – М.: Просвещение, 1983 г.
36. Федоров-Давыдов, А. А. Русский пейзаж XVIII – начала XX века : История, проблемы, художники : Исследования, очерки – М.: Советский художник, 1986 . – 300 с.
37. Федоров-Давыдов, А. А. Советский пейзаж – М.: Искусство, 1958 . – 118 с.
38. Филиппова, Л.С. Изобразительная грамота как основа пленэрной практики// Наука и школа — 2015. — №5. — С. 184-189.
39. Филиппова, Л.С. Специальная подготовка обучающихся к художественно-творческой практике (пленэру) в системе дополнительного образования // Наука и школа. — 2016. — №6. — С.170-174.
40. Шорохов, Е.В. Композиция — М.: Просвещение, 1986. — 207 с., ил. 41.Штаничева, Н.С., Денисенко, В.И. Живопись: учеб. пособие для вузов.
— М.: Академический проект, 2009. — 271 с.
42. Игнатович Н.Ю. Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства “Живопись”. [Электронный ресурс] — URL: https://7.paint.mos.ru/upload/medialibrary/7e6/pasport- programmy-_zhivopis_-dopp-2017.pdf (Дата обращения: 15.11.2019)
43. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012
№156. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства “Живопись” [Электронный ресурс] – URL: https://7.paint.mos.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-
organizatsii/standarts/1105732/ (Дата обращения:15.11.2019)
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!