Педагогическая практика как фактор формирования коммуникативной компетентности студентов вуза
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы организации педагоги-ческой практики в процессе формирования коммуникативной компетентности студентов вуза
1.1 Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза как педагогическая проблема
1.2 Теоретические аспекты педагогической практики как основного фактора формирования коммуникативной компетентности студентов вуза
1.3 Дидактические условия организации педагогической практики как фактора формирования коммуникативной компетентности студентов вуза
Выводы по первой главе
Глава 2 Опыт реализации дидактических условий организации педагогической практики в процессе формирования коммуникативной компетентности студентов вуза
2.1 Программно-методическое обеспечение педагогической практики в процессе формирования коммуникативной компетентности студентов вуза
2.2 Психолого-педагогическая поддержка студентов в процессе формирования коммуникативной компетентности в условиях педагогической практики
2.3 Диагностика и интерпретация результатов формирования коммуникативной компетентности студентов вуза в ходе педагогической практики
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1……………………………………………..…………… 145
Приложение 2………………………………………………………….. 150
Приложение 3………………………………………………………….. 154
Приложение 4………………………………………………………….. 166
Приложение 5…………………………………………………………. 170
Приложение 6…………………………………………………………. 176
Приложение 7………………………………………………………….. 184
Приложение 8………………………………………………………….. 186
Приложение 9…………………………………………………………. 188
Приложение 10………………………………………………………… 190
Приложение 11…………………………………………………………. 193
Приложение 12…………………………………………………………. 194
В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблемам формирования профессиональной компетентности студентов вуза и многолетнего практического опыта работы в качестве руководителя педагогической практики, соискатель делает вывод о том, что недостаточно глубоко изучен вопрос о факторах формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях педагогической практики, что обуславливает актуальность исследования и позволяет сформулировать следующие противоречия:
– между достаточно высокими академическими знаниями студентов вуза и низким уровнем их практического применения;
– потребностью школы в педагогах, обладающих высоким уровнем коммуникативной компетентности и недостаточной разработанностью научно-обоснованных программно-методических средств обеспечение данного процесса в ходе педагогической практики;
– потребностью студентов в высоком уровне коммуникативной компетентности и недостаточной степенью системности психолого-педагогических способов ее образовательного развития.
Актуальность исследования и необходимость преодоления названных противоречий обусловили выбор темы исследования: «Педагогическая практика как фактор формирования коммуникативной компетентности студентов вуза».
Цель исследования: выявить и обосновать дидактические условия организации педагогической практики как фактора формирования коммуникативной компетентности студентов вуза.
Объект исследования: коммуникативная компетентность студентов вуза.
Предмет: процесс формирования коммуникативной компетентности студентов вуза в условиях педагогической практики.
Гипотеза: формирование коммуникативной компетентности студентов вуза в ходе педагогической практики будет эффективным при соблюдении следующих организационно-дидактических условий:
– проводится программно-методическое обеспечение педагогической практики;
– осуществляется психолого-педагогическая поддержка студентов в процессе педагогической практики;
– создается мотивация успеха и высокий уровень притязаний студентов в ходе педагогической практики.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и уточнить содержание понятия «коммуникативная компетентность студентов вуза».
2. Раскрыть теоретические аспекты педагогической практики как фактора формирования коммуникативной компетентности студен-тов вуза.
3. Обосновать условия формирования коммуникативной компетентности студентов вуза в ходе педагогической практики.
4. Подготовить методические рекомендации по организации педагогической практики как фактора формирования коммуникативной компетентности студентов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
– методология компетентностного подхода (В.А. Адольф, А.Л. Андреев, И.Д. Белоновская, А.Г. Бермус, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Дж. Равен, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.);
– подходы к формированию професионально-педагогической компе-тентности (В.А. Адольф, Ю.В. Варданян, Э.Ф. Зеер, И.О. Котлярова, А.К. Маркова и др.);
– основы профессиональной и професионально-педагогической подготовки в вузе (В.И. Долгова, Ю.А. Конаржеский, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Н.Н. Тулькибаева, Н.М. Яковлева, Н.О. Яковлева и др.);
– идеи развития коммуникативной компетентности (В.А. Болотов, А.А. Деркач, А.Т. Глазунов, Э.Ф. Зеер, И.Я. Лернер, Е.А. Климов, А.А. Кузнецов, В.В. Рябов, Е.В. Ткаченко, Л.А. Харисова).
– аспекты формирования профессиональной компетентности посредством производственной практики (Г.В. Безюлева, О.А. Доможирова, М.В. Иванова, В.А.Коганов, М.В. Никитин);
– педагогические концепции организации и проведения педагогической практики (О.А. Абдуллина, Л.В. Боровикова, З.И. Васильева, В.П. Горленко, Н.Н. Загрязкина, Г.М. Коджаспирова, В.В. Розов, В.П. Тарантей, И.Ф. Харламов и др.).
Методы исследования. Теоретические: аналитическое исследование психолого-педагогической литературы по проблеме, обобщение передового педагогического опыта. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, анализ документации, отражающей успешность подготовки студентов, тестирование когнитивных, мотивационных, эмоциональных, коммуникативных, ценностно-смысловых характеристик личности студентов, качественный анализ данных. Статистические: критериально-уровневый анализ данных.
Список использованных источников
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ана-ньев. – М.: Наука. – 2000. – 351 с. – с.215
2. Андреева, Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельно-сти [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: МГУ, 1987. – 302 с.
3. Аникеева, Ю.В. Психолог как субъект коммуникативной компетент-ности [Электронный ресурс] / Ю.В. Аникеева // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. – 2012. – N 1.
4. Антонова, H.A. Программно-методическое обеспечение универ-ситетской подготовки юристов и экономистов по английскому языку: Дис… канд. пед. наук: 13.00.08. / Н.А. Антонова. – Стерлитамак, 2006. – 170 с.
5. Асмолов, А.Г. Психологии личности [Текст] / А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ. – 1990. – 167 с.
6. Бессчетнова, О.В., Никулина, О.М. Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие [Текст] / О.В. Бессчетнова, О.М. Никули-на. – Саратов: Изд-во Саратовского гос. университета. – 2005. – 52 с.
7. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. – М.: Педагогика, 2002. – 790 с.
8. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Ин-ститут практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – 256 с.
9. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко. – М.: Информационно-издательский дом «Фи-линъ». – 1996. – 472 с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович – М.: Просвещение. – 1968. – 464 с. – с. 239
11. Буримская, Д.В. Программно-методическое обеспечение обучения студентов вузов (на примере английского языка). Автореф. …канд. пед. наук: 13.00.08. / Д.В. Буримская. – Москва, 2008. – 18 с.
12. Буртовая, Н.Б. Коммуникативная компетеность личности и со-циально-психологические факторы ее развития: на примере студен-тов – будущих педагогов-психологов. – дисс…канд. пед. наук / Н.Б. Буртовая. – Томск, 2004. – 176 с.
13. Бухарова, Г.Д., Старикова, Л.Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие [Текст] / Г. Д. Бухарова, Л. Д. Старикова. – Академия ИЦ, 2009. – 336 с.
14. Быстрова, Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компе-тенцию мы формируем на уроках [Текст] / Е.А. Быстрова // Русская сло-весность. – 2003. – №1. – С. 35-40.
15. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональ-ной компетентности педагога [Текст] / В.Н. Введенский // Педагогика. – 2003. – № 10. – с. 56-62.
16. Вербицкий, А.А. Психология мотивации студентов [Текст]: учеб-ное пособие / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева. – М.: Логос. – 2006. – 184 с.
17. Выготский, Л.С. Собр.соч.: В 6т. Т. 4. [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика. – 1984. – 384 с.
18. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую ци-вилизацию ХХI века [Текст] / О.С. Газман // Новые ценности образо-вания. Вып. 6. – М. – 1996. – С. 10-37.
19. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики: Уч. пособие [Текст] / И.Н. Голелов. – М.: Изд-во «Лабиринт», 2001. – 304с.
20. Григорьева, Т.Ю. Коммуникативная компетенция как основа ком-муникативного подхода при обучении иноязычной коммуникативной деятельности [Текст] / Т.Ю. Григорьева // Сборник трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гу-манитарные науки». – Ставрополь. – 2003. – Вып. 10. – С. 67-70.
21. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность [Текст] / Б.И. Додонов. – М.: Политиздат. – 1978. – 272 с. – с. 99
22. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обуче-ние [Текст] / Ю.Н. Емельянов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 168 с.
23. Жуков, Ю.М.. Петровская, Л.А., Растянников, П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петров-ская, П.В. Растянников. – М.: Смысл. – 1990. – 372 с.
24. Зеер, Э.Ф., Мухлынина, О.В. Компетентностный подход в реализа-ции профессионального развития личности специалиста [Текст] / Э.Ф. Зеер, О.В. Мухлынина / Науч. ред. Э. Ф. Зеер. – Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011. – 266 с.
25. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И. А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем каче-ства подготовки специалистов, 2005. – 108 с.
26. Зотова, И.Н. Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной компетентности студентов технического вуза. Ав-тореф…. Канд. псих. наук. 19.00.07. / И.Н. Зотова. – Ставрополь, 2006. – 22 с.
27. Изаренков, Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компе-тенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов [Текст] / Д. И. Изаренков // Русский язык за рубежом. – 1990. – № 4. – С. 54–60.
28. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер. – 2004. – 154 с.
29. Калмыков, A.A. Программно-методическое обеспечение пере-подготовки преподавателей вуза: на примере преподавания в Интер-нете.: Дис. …канд.пед.наук / А.А. Калмыков. – М., 2002. – 186 с.
30. Климов, Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996 – 400 с.
31. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация [Текст] / Е.В. Клюев. – М.: Ри-полк Классик. – 2002. – 320 с.
32. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений [Текст] / Г.М. Коджаспиро-ва, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
33. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллек-тивная монография / Под. ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф.Родионовой и проф. А.П.Тряпицыной. – СПб., 2005. – 220 с.
34. Кондратьева, М.В. Анализ взаимосвязи мотивации достижения и ценностных ориентаций личности [Текст] / М.В. Кондратьева // Вест-ник Северо-Кавказского технического университета. – 2003. – № 2 (9). – С. 13-15.
35. Кондрачук, Н.Д. Производственная практика как фактор формиро-вания профессиональной компетентности студентов: диссертация … кан-дидата педагогических наук: 13.00.08 / Н.Д. Кондрачук. – Оренбург, 2008. – 191 с.
36. Королева, Г.В. Программно-методическое обеспечение препода-вания психолого-педагогичсского цикла дисциплин подготовки со-циальных работников в профессиональном лицее.: Дис. …канд.пед.наук / Г.В. Королева. – Екатеринбург, 2000. – 166 с.
37. Корчагина, М.И. Коммуникативность – профессиональное каче-ство педагога [Текст] / М.И. Корчагина //«Профессиональное обра-зование. Столица». – 2008. – №8. – с. 43-47.
38. Котова, И.Б., Шиянов, Е.Н. Педагогическое взаимодействие [Текст] / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. – Ростов-на/Д.: РГПУ. – 1997. – 112 с. – с.65
39. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и масте-ра производственного обучения [Текст] / Н.В. Кузьмина. – М.: Высшая школа, 1990. – 119 с.
40. Куницина, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межлич-ностное общение: Учебник для вузов [Текст] / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
41. Лабунская, В.А., Менджерицкая, Ю.А., Бреус, Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция [Текст] / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. – М.: Акаде-мия, 2001. – 288 с.
42. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 тт. [Текст] / А.Н. Леонтьев / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. – М.: Педагогика. – 1983. Т. 1. – 391 с. – с. 112
43. Львова, С. И. Развитие видов речевой деятельности на уроках рус-ского языка [Текст] / С.И. Львова // Русская словесность. 2002. – №7. – С.40-45.
44. Макаровская, И.В. Коммуникативная компетентность и пред-ставления учителя о себе / И.В. Макаровская. – Автореф. канд. псих. наук: 19.00.07. – СПб., 2003. – 24 с.
45. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.
46. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Марко-ва. – М.: Изд-во «Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 286 с.
47. Москаленко, О.В. Личностно-профессиональное развитие со-временного человека [Текст] / О.В. Москаленко // Мир психологии. – 2004. – № 4 (40). – С. 168-178.
48. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев / Под ред. А. А. Бодалёва. М. – Воронеж: МОДЭК. – 1995. – 356 с. – с. 202
49. Научно-методическое обеспечение педагогической практики студен-тов [Текст] / Под ред. О.С. Гребенюка. – Калининград: Изд-во Калинин-градского университета. – 1998. – 74 с.
50. Невирко, Л.И. Формирование коммуникативной компетенции в рамках новой модели подготовки учителей английского языка [Текст] / Л.И. Невирко // Педагогика развития: становление компетентности и ре-зультаты образования в различных подходах: материалы X научно-практической конференции. – Красноярск, 2003. – С. 51–58.
51. Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности: теория и прак-тика [Текст] / Н.И. Непомнящая. – М.: Владос, 2001. – 192 с.
52. Обозов, Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаи-модействия [Текст] / Н.Н. Обозов // Психология межличностного позна-ния / Под ред. А.А.Бодалева. М.: Педагогика. – 1981. – С. 80-92.
53. Овчинников, М.В. Структура и динамика мотивации учения студентов педагогического вуза: Автореф. дис. … канд. психол. наук / М.. Овчинников. – M., 2008. – 18 с.
54. Онищенко, Н.Э. Профессиональное обучение: профессиональная компетентность учителя в новых социальных условиях [Текст] / Н.Э. Онищенко // Модель деятельности специалиста как научно-методологическая проблема: Материалы науч.-метод. сессии УМС УдГУ. – Ижевск: УдГУ, 2007. – 168 с.
55. Осмоловская, И.А. Ключевые компетенции и отбор содержания образования в школе [Текст] / И.А. Осмоловская // Народное обра-зование. – 2006. – № 5. – С. 77-80.
56. Педагогическая практика: учеб.-методич. пособие для студентов фак-та экологии и биологии [Текст] / авт.-сост. М. А. Занина, Н. Ю. Семенова. – Балашов: Николаев, 2008. – 100 с.
57. Педагогическая теория и практика: проблемы глазами студента вуза: Сб. научных статей [Текст] / отв. ред. С. Г. Григорьева, З. М. Беляева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 150 с.
58. Петровская, Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг [Текст] / Л.А. Петровская – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 188 с.
59. Питковский, Ю.Б., Латинская, М.В. Практический опыт созда-ния и функционирования психологической службы вуза [Текст] / Ю.Б Питковский, М.В. Латинская // Психологическая служба вуза: Принципы, опыт работы. – М., 1993.
60. Поваренков, Ю.П. Психология профессионального становления личности [Текст] / Ю. П. Поваренков. – Курск. – 1991. – 110 с. – с.58
61. Пономарев, И.Б., Трубочкин, В.П. Введение в специальность и обучение практического психолога ОВД [Текст] / И.Б. Пономарев, В.П. Трубочкин. – М., 1995. – 31 с.
62. Прихожан, А.М. Применение методов прямого оценивания в ра-боте школьного психолога / Научно-методические основы использо-вания в школьной психологической службе конкретных психодиа-гностических методик: Сб. научн. тр. [Текст] / Редкол.: И.В. Дубро-вина (отв.ред.) и др. — М.: Изд. АПН СССР, 1988. – 254 с.
63. Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое посо-бие [Текст] / Автор-составитель: Родина И.Б. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. – 104 с.
64. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специали-стов, работающих с персоналом [Текст] / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 640 с.
65. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие [Текст] / Д.Я. Райгородский. – Самара, 1998. – 794 с.
66. Реан, А.А. Психология личности. Социализация, поведение, об-щение [Текст] / А.А. Реан. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. – 416 с.
67. Редько, Л.Л., Лобейко, Ю. А. Психолого-педагогическая под-держка адаптации студента-первокурсника в вузе: учебное пособие [Текст] / Л.Л. Редько, Ю.А. Лобейко. – М.: Илекса. – 2008. – 296 с.
68. Руденский, Е.В. Социальная психология. Курс лекций для вузов [Текст] / Е.В. Руденский. – М.: ИНФРА – ИНФРА-М; Новосибирск: НГАУЭиУ, 1999. – 224 с.
69. Рябов, В.В., Фролов, Ю.В., Махотин, Д.А. Критерии оценки пе-дагогической деятельности на языке компетенций и компетентностей: предложения по созданию профессионального и образовательного стандартов педагога. Научно-практическое пособие для руководите-лей и специалистов системы образования [Текст] / В.В. Рябов, Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин. – М.: ООО «НИЦ Инженер», 2007. – 92 с.
70. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация [Текст] / Г.Л. Селевко // Народное образование. – 2004. – № 4. – С. 136-144.
71. Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор ак-тивизации саморазвития личности: Автореф. дис. канд. психол. наукю 19.00.07. / Ю.В. Слюсарев. – С.-Пб. – 1992. – 24 с. – с.14
72. Стенькова, В.И. Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетентности будущих психолого, преподава-телей психологии. Автореф…..канд. пед. наук. 13.00.01. / В.И. Стенькова. – Улан-Удэ. – 2007. – 20 с.
73. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Изд-во: «Феникс», 1995. – 736 с.
74. Субетто, А.И. Онтология и эпистемоло-гия компетентностного подхода, классификация и квалиметрия ком-петенций [Текст] / А.И. Субетто. – СПб. М.: Исследоват. центр про-блем кач-ва под-ки спец-ов, 2006. – 172 с.
75. Тарасова, С.М. Исследование уровня сформированности про-фессиональных компетенций студента-педагога как фактора успеш-ной социальной адаптации к будущей профессии [Текст] / С.М. Тара-сова // Вектор науки ТГУ. – 2011. – №4(7). – с. 272-275
76. Тармаева, Е.В. Готовность будущих учителей к педагогическому общению [Текст] / Е.В. Тармаева // Вестник Бурятского университе-та. Сер.7: Педагогика. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверси-тета, 2006. – Вып. 14. – С. 126-134.
77. Трофимова, Г. С. Основы педагогической коммуникативной компетентности [Текст] / Г. С. Трофимова. – Ижевск: УдГУ, 1994. – 73 с.
78. Хазанова, М.А. Общение и диалог в практике обучения, воспи-тания и психологической консультации [Текст] / М.А. Хазанова. – М.: Ин-т практической психологии, 1987. – 122 с.
79. Хомский, Н. Язык и мышление [Текст] / Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. В 2 т. / Н. Хомский. – М., 1972. – 122 с.
80. Хуторский, А.В. Ключевые компетенции как компонент личност-но-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. 2003г. – №2. – С. 59-68.
81. Черепанова, Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку [Текст] / Л.В. Черепанова. – Новоси-бирск: Наука, 2006. – 324 с.
82. Чешуина, Т.Г. Производственная практика как фактор форми-рования профессиональной компетентности студентов педвуза: дис-сертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01. / Т.Г. Чешуина. -Томск, 2006. – 212 с.
83. Щеколдина, С.Д. Тренинг толерантности [Текст] / С.Д. Щекол-дина. – М.: Ось-89, 2004. – 80 с.
84. Юнда, А.В. Психологические особенности профессиональной коммуникации судебного психолога-эксперта: дисс. ..канд. псих. наук. / А.В. Юнда. – Волгоград, 2008. – 295 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!