Групповое психологическое консультирование как средство помощи подросткам со сверстниками
Реферат…………………………………………………………………………….3
Abstract…………………………………………………………………………….5
Введение……………………………………………………………………………8
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ………………………………………………………………………………..13
1.1. Понятие общения в отечественной и зарубежной психологии…….….13
1.2. Особенности общения подростка со сверстниками…………….……….25
1.3. Проявление трудностей общения у подростков со сверстниками……..34
1.4. Групповое консультирование подростков………………………………..45
Выводы по Главе I ……………………..………………………………………..52
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………..54
2.1. Методическая организация исследования………….……………….……54
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение.….………61
2.3. Организация и проведение формирующего эксперимента………………74
2.4. Сравнительный анализ результатов формирующего эксперимента …….83
Выводы по Главе II ………………………………………………………………99
Заключение……………………………………………………………..……….103
Список использованной литературы……………………………………….…105
Приложение…………………………………………………………………….115
Цель научного исследования: на основе анализа выявить теоретические основы трудностей общения, подростков со сверстниками, научно обосновать, разработать и апробировать комплекс консультативных мер по обеспечению психологической помощи подросткам, испытывающим трудности в общении со сверстниками.
Объект исследования – трудности общения подростков со сверстниками.
Предмет исследования – групповое консультирование как средство помощи подросткам с трудностями общения со сверстниками.
Гипотеза исследования состоит в том, что психологическое консультирование будет являться эффективным средством помощи подросткам с трудностями общения со сверстниками, если:
1) будет проведена серия встреч в форме группового консультирования, в четкой последовательности, в организованное время;
2) будут использованы элементы сказко-терапии, аутотренинга, психологических игр и упражнения, обеспечивающие коррекцию и устранения возникающих трудностей в общении;
3) будут организованы встречи, разработанные с учетом личностных и индивидуальных особенностей подростков, которые окажут существенное влияние на развитие коммуникативных умений и навыков.
Групповое консультирование особенно удачно для работы с подростками потому, что дает им возможность выразить конфликтующие чувства и переживания, преодолеть неуверенность в себе и прийти к осознанию того, что они могут обсуждать совместно с ровесниками. Группа приводит подростка к постановке открытого вопроса о своих ценностях и о необходимости изменения некоторых из них.
1. Аб аленцев а А. С., Корюк ин И. А. Д ист анц ионн ая пс ихолог ическ ая помощь подростк ам // Пс ихолог ическ ие исследов ан ия л ичност и в современной среде. VII Всерос ийск ая н ауч. пр акт. конф. с междун ар. уч аст ием. Под ред акц ией М.В. Лукьяновой, А.С. Лукьянов а. 2018. С. 119-121.
2. Абдур ахм анов а З., Ибр аг имов а Л. А. Пс ихолог ическое консульт иров ан ие подростков. М атер и алы 4-ой Междун ар. н ауч. пр акт.конф. В 5-т и ч астях / Под ред. Д.М. Д аудов а, Д.К. Ам инов а, М.М. Ас ильдеров а. 2017. С. 24-30.
3. Ак имов а М. К., Бор исов а Е. М. Р абоч ая кн иг а школьного пс ихолог а // Под ред. И. В. Дуб¬ров иной. М.:МПА, 1995. 250 с.
4. Андреев а Г. М., Богомолов а Н. Н., Петровск ая Л. А. З арубежн ая соц и альн ая пс ихолог ия XX столет ия: Теорет ическ ие подходы. – М.: Аспект Пресс, 2001. 174 с.
5. Аронсон Э., Пр атк ан ис Э. Р. Эпох а проп аг анды: Мех ан измы убежден ия, повседневное использов ан ие и злоупотреблен ие. – СПб.: Пр айм-ЕВРОЗНАК, 2003. 299 с.
6. Арпентьев а М. Р., К атц Е. А., Гурев ич М. В.. Трудные с иту ац и и пс ихотер ап и и и пс ихолог ического консульт иров ан ия подростков и юношей / Акту альные проблемы подростково-юношеской пс их и атр и и // Всеросс ийск ая. н ауч. пр акт.конф. с междун ар. уч аст ием, посвященной п амят и профессор а М.Я. Цуцульковской. 2015. С. 40-46.
7. Б андур а А., Уолтере Р. Пр инц ипы соц и ального н аучен ия // Современн ая з арубежн ая соц и альн ая пс ихолог ия. Тексты. М., 1984. 175 с.
8. Б аж ин А. С., Свет айло Р. В. Особенност и пс ихолог ического консульт иров ан ия подростков с трудностям и общен ия // Современный пед агог ическ ий взгляд. 2019. № 5 (30). С. 35-51.
9. Б акш их анов а С. С., Тудупов а Т. Ц. Р азр аботк а пс ихообр азов ательной прогр аммы для подростков с р асстройств ам и эмоц ий и поведен ия // М ир н аук и. 2018. Т. 6. № 3. С. 63.
10. Бекетов а Е. А. Особенност и пс ихолог ического консульт иров ан ия подростков “группы р иск а” / Н аучный форум: иннов ац ионн ая н аук а сборн ик ст атей по м атер и ал ам III междун ар. з аоч. н ауч. пр акт. конф. 2017. С. 5-9.
11. Белявск ий И. Г. Истор ическ ая пс ихолог ия: Методолог ия исследов ан ия и перспект ивы р азв ит ия. СПб.: П итер, 1991. 159 с.
12. Бережн ая А. М. Особенност и пс ихолог ического консульт иров ан ия подростков / Всеросс ийск ая н ауч. пр акт. конф.// Л ичность в культуре и обр азов ан и и: пс ихолог ическое сопровожден ие, р азв ит ие, соц и ал из ац ия. 2016. № 4. С. 88-93.
13. Берн Э., Петровского А. В. Игры, в которые игр ают люд и. Пс ихолог ия человеческ их вз а имоотношен ий. Пс ихолог ия человеческой судьбы: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1988. 242 с.
14. Богомолов а Н. Н. Соц и альн ая пс ихолог ия м ассовой коммун ик ац и и. Уч. пособ ие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. С. 35-42.
15. Бод алев А. А. Воспр ият ие и пон им ан ие человек а человеком. – М.: Ак адем ия, 1982. 320 с.
16. Бод алев А. А., Ков алев Г. А. Пс ихолог ическ ие трудност и общен ия и их преодолен ие // Пед агог ик а. 1992. № 5-6. С. 65-70.
17. Бод алев А. А. Общен ие и форм иров ан ие л ичност и школьн ик а // М.: Ак адем ия, А. А. Бод алев. – М.: Эксмо, 2005. 305 с.
18. Болотов а О. В. Пс ихолог ическое консульт иров ан ие подростков и род ителей по проблем ам межл ичностных отношен ий // Проблемы р азв ит ия пол иэтн ичного рег ион а: соц и ально-пол ит ическ ие и пс ихолог ическ ие контексты м атер и алы одно именной подсекц и и III ежегодной н ауч. пр акт. конф. препод ав ателей и студентов ВПО «Северо-К авк азск ий федер альный ун иверс итет». 2015. С. 21-24.
19. Бояз итов а Т. Д. Акту альные вопросы пс ихолог ического консульт иров ан ия детей, подростков и их род ителей // Детск ий пс ихо ан ал из: прошлое, н астоящее, будущее. Сборн ик н аучных трудов по м атер и ал ам междун ародной н ауч. пр акт.конф., посвященной 110-лет ию со дня рожден ия Ф. Дольто. Под ред. М. М. Решетн иков а. СПб.: П итер, 2019. С. 199-205.
20. Бурменск ая Г. В. Возр астно-пс ихолог ическ ий подход в консульт иров ан и и род ителей по вопрос ам пс их ического р азв ит ия и пс ихолог ического бл агополуч ия детей и подростков // М ир пс ихолог и и. 2017. № 2 (90). С. 231-242.
21. Выготск ий Л. С. Собр ан ие соч инен ий: В 6-т и т. Т. 1. Вопросы теор и и и истор и и пс ихолог и и / Под ред. А. Р. Лур ия, М. Г. Ярошевского.— М.: Пед агог ик а, 1982.— 488 с
22. Г авр ил ин а Д. С., Гр игорьев С. М, Жмур ин И. Е. Пс ихолог ическое консульт иров ан ие подростков и род ителей по проблем ам межл ичностных отношен ий / Пс ихолог ия XXI век а: интегр ац ия н аук и, обр азов ан ия, б изнес а. Общ ая ред акц ия: Н. И. Медведев а, Т. А. М айбород, Г.В. Строй. 2015. С. 13-16.
23. Горб атюк Р. В., Овч аров а Р. В.Современные подходы в пс ихолог ическом консульт иров ан и и подростков // Проблем а процесс а с амор азв ит ия и с амоорг ан из ац и и в пс ихолог и и и пед агог ике сборн ик ст атей Междун ародной н ауч. пр акт. конф. М.: Уф а, 2019. С. 19-22.
24. Дв ин ин А. П., Ром анченко И. А. Д и агност ик а и пс ихолог ическое консульт иров ан ие подростков с р асстройств ам и л ичност и // Комплексн ая пс ихолог ическ ая помощь в обр азов ан и и и здр авоохр анен и и м атер и алы 8-й н ауч. пр акт. конф. 2018. С. 34-36.
25. Дв ин ин А. П., Ром анченко И. А. Пс ихолог ическое консульт иров ан ие подростков с р асстройств ам и л ичност и / Комплексн ая пс ихолог ическ ая помощь в обр азов ан и и и здр авоохр анен и и. М атер и алы VII н ауч. пр акт. конф. с междун ародным уч аст ием. 2017. С. 37-39.
26. Дом ашенк ин а А. С., Яросл авцев а И. В. К проблеме пс ихолог ического консульт иров ан ия подростков, стр ад ающ их ож ирен ием / Проблемы теор и и и пр акт ик и современной пс ихолог и и м атер и алы XVI ежегодной Всеросс ийской (с междун ародным уч аст ием) н ауч. пр акт. конф. Иркутск, 2017. С. 372-373.
27. Жмур ин И. Е., Гр игорьев С. М., Троф имов а А. П. Ан ал из вз а имосвяз и мот ивов выбор а професс и и и ст атус а професс ион альной идент ичност и у подростков / Человеческ ий к ап ит ал. 2018. № 11-2 (119). С. 192-197.
28. З ах арченко А. О., Б ахт ин а М. М., Ухтомского А. А. Комплексный подход в пс ихолог ической р аботе с семьей подростк а / Соц и альное обслуж ив ан ие семей и детей: н аучно-метод ическ ий сборн ик. 2018. № 13. С. 38-44.
29. Ив анов Д. В., Кр аснов а А. А. Пс ихолог ическ ая проф ил акт ик а адд икт ивного поведен ия подростков средств ам и группового консульт иров ан ия / Современн ая н аук а: акту альные проблемы теор и и и пр акт ик и. Сер ия: Позн ан ие. 2019. № 2 (89). С. 48-53.
30. Ивков а Е. А. Пс ихолог ическое консульт иров ан ие по вопрос ам профор иент ац и и подростков / Вестн ик современных исследов ан ий. 2019. № 1.6 (28). С. 163-166.
31. Иноземцев а О. О. Пс ихолог ическое консульт иров ан ие к ак ресурс для р азв ит ия эмоц ион ального интеллект а у подростков / Проблемы теор и и и пр акт ик и современной пс ихолог и и М атер и алы XVIII Всеросс ийской н ауч. пр акт.конф. с междун ародным уч аст ием. 2019. С. 356-357.
32. К арел ин А. А., Пс ихолог ическое консульт иров ан ие род ителей и детей подросткового возр аст а / Пс ихолог ия и пед агог ик а семь и М атер и алы III Междун ародной н ауч. пр акт.конф. 2018. С. 69-74.
33. К апуст ин а А. Н., Многоф акторн ая л ичностн ая метод ик а Р. Кеттелл а СПб.: Речь, 2004. С. 39.
34. Келл и Г., Т ибо Дж. Межл ичностные отношен ия. Теор ия вз а имоз ав ис имост и / Современн ая з арубежн ая соц и альн ая пс ихолог ия. Тексты. М., 1984. 108 с.
35. Кедяров а Е. А., Рябцовск ая Е. А. Пс ихолог ическое консульт иров ан ие подростков с н изк им уровнем коммун ик ат ивной компетентност и М.: 2017. С. 681-685.
36. Кон И. С. В по иск ах себя: Л ичность и ее с амосозн ан ие. – М., 2004. 195 с.
37. Ков алев Г. А., Куч инск им Г. М., Дьяконовым Г. В. и др О с истеме пс ихолог ического воздейств ия // Пс ихолог ия воздейств ия: (проблемы теор и и и пр акт ик и). -М., 1989.162 с.
38. Коч аров а М. В. Современные подходы к пс ихолог ическому консульт иров ан ию подростков, ст арш их школьн иков и их род ителей / Форм иров ан ие среды для л ичностного и общественного р азв ит ия Сборн ик н аучных ст атей по м атер и ал ам междун ародной н аучно-пр акт ической конференц и и. 2015. С. 85-87.
39. Кроян Г. Ф., Ш ибут ан и Т. М. Д ист антное экстренное пс ихолог ическое консульт иров ан ие род ителей со сложностям и в отношен иях с ребенком-подростком / семья и бр ак в услов иях соц и альных изменен ий сборн ик ст атей Всеросс ийской н аучно-пр акт ической конференц и и с междун ародным уч аст ием. 2016. С. 177-183.
40. Кроян Г. Ф. Технолог ия пс ихолог ического консульт иров ан ия подростков в службе экстренной пс ихолог ической помощ и по телефону / Ломоносовск ие чтен ия н а Алт ае: фунд амент альные проблемы н аук и и обр азов ан ия Сборн ик н аучных ст атей междун ародной конференц и и. Алт айск ий госуд арственный ун иверс итет. 2015. С. 3169-3173.
41. Кул аченко М. П. Пс ихолог ическое консульт иров ан ие подростков с компьютерной адд икц ией / N orw egi an J ourn al of D ev el opm ent of th e Int ern ati on al Sci enc e. 2019. № 26-3. С. 50-53.
42. Кушн ирск ая А. А. Эт ическ ие гр ан ицы в пс ихолог ическом консульт иров ан и и подростков / Векторы р азв ит ия современной Росс и и. Гр ан ицы д ают отпор: дем арк ац ия пр акт ик, простр анств и языков оп ис ан ия Сборн ик м атер и алов XVI Междун ародной н ауч. пр акт. конф. молодых ученых. под общ. ред. М. Г. Пуг ачевой. 2018. С. 197-206.
43. Л абунск ая В. А., Менджер ицк ая Ю. А., Бреус Е. Д. Пс ихолог ия з атрудненного общен ия: Теор ия. Методы. Д и агност ик а. Коррекц ия. – М. 2001. 288 с.
44. Л ис ин а М. И., Общен ие ребенк а с взрослым и к ак деятельность // Общен ие и его вл иян ие н а р азв ит ие пс их ик и. – М., 1974. 260 с.
45. Лукьянов а Н. А., Гуцун аев а С. В. Пс ихолог ическое консульт иров ан ие подростков / Молодежь и н аук а Сборн ик студенческ их н аучных ст атей: м атер и алы XII-ой Рег ион альной студенческой н ауч. конф. ГБОУ высшего обр азов ан ия “Северо-Осет инск ий госуд арственный пед агог ическ ий инст итут”. 2016. С. 93-98.
46. Лукьянченко Н. В. Род ительск ий ф актор пс ихолог ического небл агополуч ия подростков / Журн ал пр акт ической пс ихолог и и и пс ихо ан ал из а. М., 2015. № 1. С. 7.
47. М ак аров Ю. В., Грязнов а Д. С. Инд ив иду альное пс ихолог ическое консульт иров ан ие н а трен инге в с истеме пс ихолог ической помощ и подростк ам / Комплексн ая пс ихолог ическ ая помощь в обр азов ан и и и здр авоохр анен и и. М атер и алы VII н ауч. пр ак. конф. с междун ародным уч аст ием. Кемерово, 2017. С. 105-113.
48. М ануйлов а К. М. Интернет-з ав ис имость к ак акту альн ая проблем а в пс ихолог ическом консульт иров ан и и детей и подростков / Молодежь XXI век а: обр азов ан ие, н аук а, иннов ац и и М атер и алы VI Всеросс ийской студенческой н ауч. пр акт. конф. с междун ародным уч аст ием. В 2-х ч астях. Под ред акц ией О. Б. Г анп анцуровой. 2017. С. 114-115.
49. М ат иг ин а Д. С. Орг ан из ац ия пс ихолог ического консульт иров ан ия по проблеме межл ичностных отношен ий подростков / Вестн ик современных исследов ан ий. М., 2019. № 1.6 (28). С. 262-265.
50. Медведев а М. В., Бонк ало Т. И. Вз а имосвязь особенностей пс ихосексу альной идент ичност и подростков и сексу альных н аклонностей их род ителей / Ученые з ап иск и. Росс ийского гос. соц. ун ивер. М., 2015. Т. 14. № 5 (132). С. 66-76.
51. М ит ин а, Л. М. Пс ихолог ия труд а и професс ион ального р азв ит ия уч ителя / Л. М. М ит ин а. – М.: Ак адем ия, 2004. 60 с.
52. Обухов А. С., Тк аченко Н.В. Возможност и метод ик и b as e в контексте пс ихолог ического консульт иров ан ия подростков / Н аучно-пр акт ическое обр азов ан ие, исследов ательское обучен ие, STEAM-обр азов ан ие: новые т ипы обр азов ательных с иту ац ий Сборн ик докл адов IX Междун ародной н ауч. пр акт. конф. Под ред. А. С. Обухов а. 2018. С. 269-274.
53. Орлов Ю. М. Оздор авл ив ающее (с аногенное) мышлен ие / Сост ав итель А.В. Ребенок. Сер ия: Упр авлен ие поведен ием, кн. 1-2-е изд., испр авленное. – М.: Сл айд инг, 2006. 96 с.
54. Орлов Ю. М. Восхожден ие к инд ив иду альност и: Кн. для уч ителя. — М.: Просвещен ие, 1991. 287 с
55. П арыг ин Б. Д. Соц и ально-пс ихолог ическ ий б арьер и его функц и и // Ф илософ ия и соц и альн ая пс ихолог ия / Под ре. Б. Д. П арыг ин а. – Л.,1974. Вып. 8. 120 с.
56. Перов а Л. В. Л ичностное с амоопределен ие ст арш их подростков посредством группового консульт иров ан ия / Концепц и и фунд амент альных и пр икл адных н аучных исследов ан ий Сборн ик ст атей по итог ам Междун ародной н ауч. пр акт.конф. в 6 ч астях. 2017. С. 120-123.
57. Петров К. Моб ильн ая революц ия // М ир Int ern et. – 2001. №5. С. 19-22.
58. Пов арн ицын а, Л. А.Р абот а пр акт ического пс ихолог а с л ичностью уч ителя: Учеб. пособ ие для студентов пс ихол. отд-н ия / Л. А. Пов арн ицын а; Твер. гос. ун-т. – Тверь, 2018. № 47 (233). С. 315-317.
59. Пешков Р. А., Ромметвейтом Р. Теорет ическ ие подходы к проблеме уверенност и обуч ающ ихся в процессе пс ихолог ического консульт иров ан ия / Проблемы теор и и и пр акт ик и современной пс ихолог и и м атер и алы XVII Всеросс ийской (с межд. уч аст ием) н ауч. пр акт. конф. 2018. С. 255-257.
60. Пож арск ая Е. А. Р азв ит ие эмп ат и и у депр ив иров анных подростков в процессе пс ихолог ического консульт иров ан ия / Молодой ученый. 2018. № 38 (224). С. 177-178.
61. Посысоев Н. Н. Особенност и пс ихолог ического консульт иров ан ия подростков с огр ан иченным и возможностям и здоровья / Обр азов ательн ая п анор ам а. 2018. № 2 (10). С. 64-68.
62. Пт ицын а С. А., Лутошл ив а Е. С. Р азв ит ие творческого мышлен ия у депр ив иров анных подростков в процессе пс ихолог ического консульт иров ан ия / Проблемы теор и и и пр акт ик и современной пс ихолог и и м атер и алы XVII Всеросс ийской (с междун ародным уч аст ием) н ауч. пр акт. конф. 2018. С. 315-318.
63. Р аев а Д. А. Форм иров ан ие поз ит ивного обр аз а-я современных подростков средств ам и н арр ат ивного подход а в р амк ах инд ив иду ального пс ихолог ического консульт иров ан ия / м атер и алы н аучной сесс и и сборн ик м атер и алов: в 6 ч астях. Волгогр ад, 2016. С. 45-48.
64. Рояк А. А. Пс ихолог ическ ий конфл икт и особенност и инд ив иду ального р азв ит ия л ичност и ребенк а. – М.: Пед агог ик а, 1988. 120с.
65. Рудест ам К. Группов ая пс ихотер ап ия. – М.: Прогресс, 1990. С. 124.
66. Рябцовск ая Е. А. Пс ихолог ическое консульт иров ан ие подростков с н изк им уровнем коммун ик ат ивной компетентност и / Пс ихолог ическ ая н аук а и пр акт ик а: иннов ац и и в обр азов ан и и м атер и алы Пятой конференц и и пс ихологов обр азов ан ия С иб ир и. 2018. С. 504-509.
67. С аг илян Э. М., Сл ав иной Л. С., М арт ик аров А. Мульт имод альный подход в пс ихолог ическом консульт иров ан и и подростков в услов иях современной действ ительност и / Гум ан ит арные исследов ан ия в ХХI веке. 2018. № 4. С. 38-43.
68. Сл астен ин а В. А., Мудр ик А. В. Соц и альн ая пед агог ик а: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сл астен ин а. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд ательск ий центр «Ак адем ия», 2000. – 200 с.
69. Сор ин А. В. Ан ал ит ическ ая р абот а с подростком крупным пл аном (тем ат ическое исследов ан ие) / Консульт ат ивн ая пс ихолог ия и пс ихотер ап ия. 2016. Т. 24. № 1 (90). С. 130-150.
70. Т ар асов а Л. Е., Троф имов а А. П. Пс ихолог ическ ая помощь подростк ам- инв ал ид ам / Соц иокультурн ая интегр ац ия и спец и альное обр азов ан ие Сборн ик н аучных ст атей. Электронное изд ан ие. Под. ред. Н.Г. Чернышевского. М., 2015. С. 333-341.
71. Т ат аров а Е. С. К проблеме р азв ит ия межл ичностного общен ия у девочек подростков в процессе пс ихолог ического консульт иров ан ия / Проблемы теор и и и пр акт ик и современной пс ихолог и и м атер и алы XVII Всеросс ийской (с междун ародным уч аст ием) н аучно-пр акт ической конференц и и. 2018. С. 266-268.
72. Трухм анов а Е. Н., Гузн ищев а М. В. Спец иф ик а инд ив иду ального пс ихолог ического консульт иров ан ия дев и антных подростков / Пс ихолог ия, соц иолог ия и пед агог ик а. 2015. № 3 (42). С. 63-66.
73. Умняшов а И. Б., З апорожск ая Д. Е. Пс ихолог ическое консульт иров ан ие подростков в обр азов ательной орг ан из ац и и / Вестн ик пр акт ической пс ихолог и и обр азов ан ия. 2016. № 3 (48). С. 3-10.
74. Ус ачев а Е. Л., Портнов а А. А., Серебровск ая О. В., См ирнов И. И., Безменов П. В., Попов а Е. С., Вяльцев а И. Ю., Ром анов а О. А. Ед иный центр з ащ иты детей: опыт и перспект ивы / XVI Съезд пс их и атров Росс и и. Всеросс ийск ая н ауч. пр акт. конф. “Пс их и атр ия н а эт ап ах реформ: проблемы и перспект ивы” Тез исы. Ответственный ред актор Незн анов Н. Г.. 2015. С. 340.
75. Форверг М., Г ибш Т. Введен ие в м аркс истскую соц и альную пс ихолог ию. М., Прогресс, 1972. 296 с.
76. Фельдштейн Д. И. Пс ихолог ия восп ит ан ия подростк а. – М.: Зн ан ие, 1978. 47 с.
77. Шкур атов а И. П., Новокшонов а Н. В. Предст авлен ия о трудном п артнере по общен ию полез ав ис имых и поленез ав ис имых инд ив идов // Пс ихолог ическ ий вестн ик РГУ. Вып. 4. 1999. С. 127 – 137.
78. Шн ал иев а М. У. Пс ихолог ическое консульт иров ан ие – к ак од ин из инструментов пс ихолог ической помощ и подростк ам / Человекозн ан ие Сборн ик ст атей XX Междун ародной н ауч. конф. 2018. С. 57-61.
79. Юрк ин а К. П. Особенност и пс ихолог ического консульт иров ан ия агресс ивных подростков / Проблемы теор и и и пр акт ик и современной пс ихолог и и м атер и алы XVI ежегодной Всеросс ийской (с междун ародным уч аст ием) н ауч. пр акт. конф. Иркутск, 2017. С. 205-207.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!