Особенности образа будущего юношей и девушек, испытывающих трудности социальной адаптации
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Теоретический анализ проблемы образа будущего юношей и девушек, испытывающих трудности социальной адаптации………..………..7
1.1. Понятие образа будущего в психологии……………………………7
1.2. Психологические особенности юношей и девушек, испытывающих трудности социальной адаптации………………………………………………18
1.3.Конструирование будущего юношами и девушками, испытывающими трудности социальной адаптации……………….…..……26
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование особенностей образа будущего юношей и девушек, испытывающих трудности социальной адаптации……33
2.1 Логика, методики и выборка исследования….……………….……33
2.2 Результаты эмпирического исследования…………………………..39
Заключение………………………………………………………………..70
Библиографический список…………………………………………..….71
Приложение А……………………………………………………………..76
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одним из важнейших компонентов полноценного психического развития личности является наличие у нее образа ближайшей и более отдаленной перспективы, жизненного плана. В современной психологии многие ученые занимались исследованием образа будущего человека (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, М.Р.Гинзбург, Е.М.Головаха, И.В.Дубровина, Ф. Зимбардо, И.С.Кон, А.А.Кроник, Д.А.Леонтьев, Ж.Нюттен, В.С.Хомик, И.И.Штеренберг). Однако трудов, освещающих особенности временной перспективы у юношей, сравнительно немного (О.Н.Боголюбова, Ю.В.Борисова, Е.В.Камнева, Ж.С.Мамедова, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых). На наш взгляд, проблема особенностей образа будущего в юношеском возрасте нуждается в более глубоком и расширенном изучении. Известно, что на поведение человека влияет не только его отношение к настоящему, но также восприятие прошлого и образ будущего, представленными во временной ретроспективе и перспективе субъекта.
Исследование особенностей представлений о будущем у юношей и девушек, испытывающих трудности социальной адаптации, позволяет судить о степени их готовности к предстоящей новой жизни, выбору будущей профессии, построению собственной семьи. Смысловая согласованность и реалистичность представлений о будущем способствует успешной адаптации к самостоятельной жизни и, следовательно, интеграции в общество. Изучение особенностей представлений о будущем у юношей и девушек, испытывающих трудности социальной адаптации, в сравнении с их успешно социализированными сверстниками позволит выявить «проблемные зоны» будущей интеграции и адресно направить своевременную психолого-коррекционную помощь и поддержку. Таким образом, значимость исследуемой нами темы для современной психологической теории и практики обуславливает актуальность нашего исследования.
Объект исследования – образ будущего юношей и девушек.
Предмет исследования – особенности образа будущего юношей и девушек, испытывающих трудности социальной адаптации.
Целью исследования является изучение особенностей образа будущего юношей и девушек, испытывающих трудности социальной адаптации.
Исходя из цели исследования и из теоретического анализа проблемы образа будущего юношей и девушек нами была выдвинута следующая гипотеза: образ будущего юношей и девушек, испытывающих трудности социальной адаптации, имеет особенности по сравнению с образом будущего успешно социализированных юношей и девушек, проявляющиеся в меньшей направленности на будущее, его осмысление и простраивание, меньшей событийной наполненности всех временных зон, их негативном восприятии.
Для достижения указанной цели и верификации гипотезы поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие образа будущего; изучить и проанализировать научные источники по проблеме возрастных особенностей юношества, формирования образа будущего, специфики образа будущего у юношей и девушек, испытывающих трудности социальной адаптации;
2) провести эмпирическое исследование образа будущего юношей и девушек, испытывающих трудности социальной адаптации;
3) проанализировать полученные данные, сделать выводы по результатам исследования.
Теоретико-методологической базой исследования выступили:
– идеи системного подхода к исследованию личности (В.А.Барабанщиков, Л.С.Выготский, В.Е.Клочко, Б.Ф.Ломов, В.И.Слободчиков и др.);
– представления о ценностно-смысловой обусловленности поведения и деятельности (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Л.Д.Демина, Ю.М.Жуков, Д.А.Леонтьев, Е.Б.Фанталова, М.С.Яницкий и др.);
– представления о «жизненных перспективах личности» (Е.И.Головаха, К.Левин, Ж.Нюттен), в чьих работах рассматриваются особенности восприятия будущего, выдвижения целей и способы их достижения, предвидения предстоящих событий и т.д.;
– представления отечественных и зарубежных авторов о психологии ранней юности (И.С.Кон, А.Е.Личко, Н.Ньюкомб, Х.Ремшмидт, Н.Н.Толстых и др.).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научных источников по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы исследования:
1) тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева;
2) опросник временной перспективы Ф.Зимбардо в адаптации А.Сырцовой, О.В.Митиной, Е.Т.Соколовой
3) направленный ассоциативный эксперимент (стимул «будущее»);
4) графический тест Т. Коттла;
5) семантический дифференциал времени Л.И.Вассермана, Е.А.Трифоновой, К.Р.Червинской (сокращенный вариант);
6) методика Г.С.Никифорова «События моей жизни»;
7) методика рисуночных метафор «Мой жизненный путь» И.Л.Соломина;
8) методика «Незавершенные предложения».
3. Методы обработки данных:
1) корреляционный анализ;
2) t – критерий Стьюдента;
3) критерий φ* – угловое преобразование Фишера.
Положения, выносимые на защиту:
1. Юноши и девушки, испытывающие трудности социальной адаптации, негативно оценивают свой жизненный опыт, воспринимают будущее как неуспешное и непредсказуемое, а жизнь в целом как не поддающуюся контролю. Негативная оценка прошлого при этом проецируется на будущее.
2. Фиксация на негативных, травматичных жизненных событиях ведет к сосредоточенности юношей и девушек, испытывающих трудности социальной адаптации, на зоне прошлого, а также на актуальных переживаниях. Сосредоточенность на эмоциональной стороне жизни обуславливает дефицитарность рефлексии.
3. Характер восприятия жизненного опыта, представления юношей и девушек, испытывающих трудности социальной адаптации, о неуправляемости жизни, дефицит рефлексии обуславливают сложности целеполагания, дистанцированность от будущего, его слабую связанность с собственными смыслами и целями. Слабая направленность на выстраивание образа будущего ограничивает возможности юношей и девушек, испытывающих трудности социальной адаптации, в плане решения ведущих задач юношеского возраста.
Научная новизна:
– выделены характерные особенности образа будущего юношей и девушек, испытывающих трудности социальной адаптации (ограниченность временной
локализации жизненных перспектив, слабое планирование, негативное
эмоциональное отношение к собственному будущему, и др.);
– выявлена склонность к предпочтению определенной временной зоны (прошлое), субъективное восприятие прошлого как негативного, травматичного.
Практическая значимость исследования определяется возможностями, связанными с применением полученных в ходе исследования результатов. Выявленные нами особенности образа будущего могут стать «психологической мишенью» в коррекционно-развивающей и профилактической работе с юношами и девушками, имеющими трудности социальной адаптации. Полученные нами результаты могут быть использованы психологами, социальными работниками, социальными педагогами.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, 2 глав, объединяющих 5 параграфов, заключения, библиографического списка, состоящего из 57 источников, 1 приложения. Текст диссертации иллюстрирован 7 рисунками и 8 таблицами. Объем работы составляет 91 страницу.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1990. – С. 10-14.
3. Агафонова Е.Б. Особенности образа будущего у подростков из неполных семей различного типа: афтореф. дис. канд. психол. наук. -Красноярск, 2004. – 20 с.
4. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). -М.: Наука,1976. – 272 с.
5. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журнал. – 1984. – Т.5. – № 5.- С. 63-70.
6. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1986. – 250 с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. -288 с.
8. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 1997. -375 с.
9. Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопросы психологии. – 2000. – №4. – С. 61-73.
10. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И.Б. Ханиной. – М.: Наука, 1999. – 350 с.
11. Асеев В.Г. О модальностной структуре психологического времени. // Психология личности и время. Тезисы докладов. Т.2. Черновцы, 1991.-С.24-26.
12. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. – 768 с.
13. Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: афтореф. дис. канд. психол. наук. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. – 20 с.
14. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации // Психологическая наука и образование. – 1998. – №1. – С.52-58.
15. Бауэр А. и др. Философия и прогностика. – М.: Прогресс, 1971. – 245 с.
16. Белинская Е.П., Давыдова И.С. Графический тест Коттла: специфика показателей временной перспективы // Психологическая наука и образование. – 2007. – №5. – С. 28-37.
17. Березина Т.Н. Неосознаваемые особенности личностной организации времени: афтореф. дис. канд. психол. наук. – М.: Психологический институт РАО, 1997. – 26 с.
18. Богучарова Е.И. Ситуация выбора профессии в жизненных планах старшеклассников. // Психология личности и время. Тезисы докладов. Т.2. Черновцы, 1991. – С. 39-41.
19. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1995 – 209 с.
20. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Знание, 1988. – 301 с.
21. Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Червинская К.Р. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии. СПб.: СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2009. – 44 с.
22. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1996. – 479 с.
23. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. – 1998. – №2. – С. 19-26.
24. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. -Киев: Наукова Думка, 1984. – 207 с.
25. Горбатов СВ., Лысков Б.Д. Концепция собственного будущего как фактор регуляции социального поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 1992. – Серия 6. – №6. – С. 70-77.
26. Демина И.А. Жизненные перспективы в ранней юности: взгляд психолога (аналитический обзор публикаций) // Образование и социальное развитие региона. – Барнаул, 1997. – №3-4. – С.35 – 39.
27. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2003. – 509 с.
28. Иванников В.А. Проблема потребности в теории деятельности // Вест. Моск. ун-та. – Серия 14: Психология. – 1983. – №2. – С. 241-254.
29. Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников. // Вопр. психол. – Москва, 2000. – №4.-С. 29-37.
30. Ковалев В.И. Об индивидуальном жизненном хронотопе человека // Психология личности и время. В 2 ч. – Черновцы: ЧТУ, 1991. -С. 20-23.
31. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). – М.: Просвещение, 1979. – 174 с.
32. Костенко Н.Б. Особенности образа будущего социально дезадаптированных подростков: дис. канд. психол. наук. – Барнаул, 2006. – 175 с.
33. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психол. журнал. – 2001. – т. 22. – №3. – С. 26-36.
34. Левин К. Динамическая психология: избранные труды. – М.: Смысл, 2001. – 572 с.
35. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М: Изд-во АПН РСФСР, 1981. – 495 с.
36. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999. – 487 с.
37. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. – 2001. – №1. – С. 57-65.
38. Логинов А.А. Гомеостаз: философские и общебиологические аспекты. – Минск: Высшая школа, 1979. – 176 с.
39. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. – 444 с.
40. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М.: Педагогика, 1972. – 326 с.
41. Малецкая Г.Г. Школьная дезадаптация и ее влияние на развитие личности // Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества. Всероссийская научно-практическая конференция 13-15 апреля 2004 года, М.: 2004. – С. 55-56.
42. Мухина B.C. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997. – 431с.
43. Некрасова Е.В. Особенности переживания времени жизни в раннем юношеском возрасте // Проблемы формирования ценностных ориентации и активности личности в ее онтогенезе. – М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1987. – С.92-99.
44. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. — 608 с.
45. Обуховский К. Психологическая теория строения и развития
личности // Психология формирования и развития личности. – М.: Наука,
1981.-С. 45-66.
46. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 254 с.
47. Пономарева Е.А., Пономарева Д.И. Психологическое сопровождение коррекционно-развивающего обучения подростков-деликвентов с агрессивным поведением // Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества. Всероссийская научно-практическая конференция 13-15 апреля 2004 года. – М.: 2004. – С. 67-68.
48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999.-720 с.
49. Сохань Л.В., Кириллова М.В. Жизненная программа личности как способ сознательной организации ее жизнедеятельности // Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. – Киев: Наукова Думка, 1982. – С. 225-228.
50. Толстых Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопр. психологии. – 1984, №3. – С.79-86.
51. Фейгенберг И.М., Иванников В.А. Взаимоотношение условной и ориентировочной реакций // Вопр. психол. – 1986. – №6. – С. 22-27.
52. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 367с.
53. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997. – 608с.
54. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 1999. – 656 с.
55. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
56. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: АСТ, 2002. – 416 с.
57. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М.: Просвещение, 1966. – 291 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!