Психологическое сопровождение развития уверенного поведения личности старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретико-методологический анализ проблемы развития уверенного поведения личности
1.1 Анализ теоретических исследований уверенного поведения личности в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Социально-психологические факторы развития уверенного поведения личности
2 Психологическое сопровождение как метод развития уверенного поведения личности старшеклассников в период подготовки к единому государственному экзамену
2.1 Личностные ресурсы развития уверенного поведения личности старшеклассников в период подготовки к единому государственному экзамену как стрессовой жизненной ситуации
2.2 Особенности психологического сопровождения развития уверенного поведения личности старшеклассников в период подготовки к единому государственному экзамену
3 Эмпирическое изучение эффективности психологического сопровождения развития уверенного поведения личности старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену
3.1 Организация исследования и характеристика исследуемого объекта
3.2 Методы эмпирического исследования
3.3 Анализ и интерпретация результатов исследования
3.4 Основные выводы исследования и практические рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа психологического сопровождения развития уверенного поведения старшеклассников в процессе подготовки к сдаче единого государственного экзамена
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эффективность психологического сопровождения развития уверенного поведения личности старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Значительным достижением системы образования РФ является введение единого государственного экзамена. Данное нововведение было направлено на стимулирование познавательной активности старшеклассников, повышение уровня их ответственности за качество своих знаний и профессиональное самоопределение. К сожалению, не любые инновации позитивно сказываются на процессе образования и психическом здоровье старшеклассников.
За последние годы произошло снижение среднего тестового балла сдачи единого государственного экзамена у старшеклассников на 30 %. Ухудшение показателей знаний, умений и навыков учащихся, полученных за годы обучения в школе, во многом определяется психологической неготовностью старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена. Подготовка к сдаче и сам процесс сдачи единого государственного экзамена стал для старшеклассников не только периодом интенсивной работы, но и психологическим стрессом. Данный факт показывает актуальность изучения методов и основных направлений оказания психологической помощи старшеклассникам в процессе подготовки к единому государственному экзамену. Психологами признается, что наиболее эффективным методом развития уверенного поведения личности старшеклассника в период подготовки к Единому государственному экзамену является психологическое сопровождение. Именно уверенное поведение старшеклассников в процессе сдачи единого государственного экзамена становится залогом успешного преодоления стрессовой ситуации и достижения, адекватных полученным знаниям, результатов. Успешная сдача единого государственного экзамена обеспечивает благоприятный старт для профессиональной самореализации личности старшеклассника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.
2. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – № 1. – С. 3 – 18.
3. Боброва, И. А. Психологическая подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации / И. А. Боброва, О. В. Чурсинова. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2014. – 74 с.
4. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. – М. : Когнито-Центр, 2006. – 650 с.
5. Бороздина, Л. В. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний / Л. В. Бороздина, Е. А. Залученова // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 7 – 15.
6. Будич, Н. Ю. Исследование уверенности в себе / Н. Ю. Будич // Социальная работа в Сибири. – 2016. – № 5. – С. 12 – 16.
7. Былкина, Т. Г. Стрессоустойчивость как фактор психологического благополучия личности старшеклассника / Т. Г. Былкина, Е. И. Пустобаева, Е. А. Лежнева // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. – М. : «МЦНО». – 2014 – № 5(12). – С. 45 – 49.
8. Дикая, Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека / Л. Г. Дикая. – М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2003. – 274 с.
9. Еремина, Л. С. ЕГЭ и традиционный экзамен / Л. С. Еремина // Высшее образование в России. – 2007. – № 12. – С. 143 – 145.
10. Иващенко, Ф. И. Развитие уверенности в своих силах у слабоуспевающих школьников: дис. … канд. психол. наук / Ф. И. Иващенко. – М. : Изд-во МГУ, 2007. – 78 с.
11. Коело, Г. В. Копинг и адаптация / Г. В. Коело, Д. А. Хамбург, Дж. Адамс. – Нью-Йорк, 1994. – 560 с.
12. Корчагина, Т. Д. Уверенность в успехе / Т. Д. Корчагина, Ю. М. Орлов. – М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2016. – 274 с.
13. Крюкова, Т. Л., Молодежь, стресс и копинг: изучение психологического совладания в социальном поведении личности / Т. Л. Крюкова, В. Д. Сапоровская // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии: Матер. Всерос. симпоз. – Кострома: Изд-во КГУ, 2000. – С. 95 – 98.
14. Ларазус, Р. С. Стресс, оценка, и копинг / Р. С. Лазарус, С. Фолкман. – Нью-Йорк: Спрингер, 1984. – 335 с.
15. Лебедева, М. Погружение без снаряжения / М. Лебедева // Школьный психолог. – 2007. – № 3. – С. 28 – 37.
16. Левис, Ш. Ребенок и стресс / Ш. Левис, Ш. К. Левис. – СПб. : Питер Пресс, 1996. – 145 с.
17. Леонова, А. Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний / А. Б. Леонова // Психологический журнал. – 1988. – № 3. – С. 43 – 52.
18. Лихачева, А. Ю. Психологическая готовность старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена // Проблемы и перспективы развития образования России. – 2016. – № 42. – С. 121 – 126.
19. Марищук, В. Л. Самоуправление своими эмоциями в условиях психического стресса / В. Л. Марищук // Вестник гипнологии и психотерапии. – 2014. – № 4. – С. 35 – 46.
20. Ромек, В. Г. Понятие уверенности как социально-психологической характеристики личности / В. Г. Ромек. – Ростов н/Д, 1997. – 98 с.
21. Меттус, Е. В. Памятки для подготовки учащихся к ЕГЭ / Е. В. Меттус // Справочник классного руководителя. – 2008. – № 4. – С. 28 –34.
22. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. – СПб. : Речь, 2004. – 136 с.
23. Михайлова, Н. Н. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. – М. : МИРОС, 2001. – 208 с.
24. Нартова-Бочавер, С. К. «Копинг поведение» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – № 5. – С. 20 – 30.
25. Павлова, М. А. Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности / М. А. Павлова, О. С. Гришанова – Волгоград: Учитель, 2009. – 106 с.
26. Пасынкова, Н. Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Н. Б. Пасынкова // Психологический журнал. – 1996. – Т. 17. – С. 78 – 91.
27. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М. : Академия, 2006. – 288 с.
28. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации: сборник материалов из опыта работы педагогов-психологов образовательных организаций Мурманской области / Составитель А. В. Лукина. – Мурманск: ГАУДПО МО «ИРО», 2015. – 93 с.
29. Серегина, Е. А. Здоровьесберегающая подготовка старшеклассников к единому государственному экзамену / Е. А. Серегина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 10. – С. 170 – 174.
30. Степанский, В. И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности / В. И. Степанский // Вопросы психологии. – 1981. – № 6. – С. 24 – 32.
31. Уварова, С. Я. Психологическая готовность старшеклассников к принятию жизненно важных решений / С.Я. Уварова // Ярославский педагогический вестник – Том II (Психолого-педагогические науки). – 2010. – № 3. – С. 229 – 233
32. Филипченкова, С. И. Совладающее поведение как механизм преодоления стресса / С. И. Филипченкова // Проблемы психологии и эргономики. – 2001. – Ч. 2. – № 2 (12). – С. 86 – 88.
33. Хабибуллина, Ф. А. Эмоциональное состояние старшеклассников при подготовке к ЕГЭ / Ф. А. Хабибуллина, О. М. Штерц // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – № 1. – С. 154 – 159.
34. Чибисова, М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями / М. Ю. Чибисова. – М. : Генезис, 2009. – 130 с.
35. Чибисова, М. Ю. ЕГЭ: трудности и стратегии поддержки старшеклассников/ М. Ю. Чибисова // Школьный психолог. – 2006. – № 8. – С. 25 – 32.
36. Чуча, О. Психологическая готовность к ЕГЭ / О. Чуча. – М.: Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии», 2012 – 12 с.
37. Шаминов, Р. М. О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации / Р. М. Шамионов // Мир психологии. – 2010. – № 1. – С. 237 –249.
38. Щербакова, Н. А. Профилактика стресса у студентов педагогического вуза / Н. А. Щербакова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 апр. 2016 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (5). – С. 172 – 177.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!