Социально-психологические факторы формирования игровой компьютерной зависимости у детей подросткового возраста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретико-методологический анализ проблемы формирования игровой компьютерной зависимости в психологии
1.1 Понятие игровой компьютерной зависимости в психологии, социально-психологические критерии ее сформированности
1.2 Исследования проблемы игровой компьютерной зависимости в зарубежной и отечественной психологии
1.3 Психологические механизмы и стадии развития игровой компьютерной зависимости
2 Особенности формирования игровой компьютерной зависимости у подростков
2.1 Признаки формирования игровой компьютерной зависимости у подростков
2.2 Психологические факторы формирования игровой компьютерной зависимости у подростков
3 Эмпирическое изучение социально-психологических факторов формирования игровой компьютерной зависимости у подростков
3.1 Организация исследования и характеристика исследуемого объекта
3.2 Методы эмпирического исследования
3.3 Анализ и интерпретация результатов исследования
3.4 Основные выводы исследования и практические рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа социально-психологического тренинга на тему: «Реальный мир – моя цель и успех»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Психодиагностический материал для изучения выраженности признаков игровой компьютерной зависимости
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества компьютерные технологии активно применяются не только в качестве средств передачи, обработки и хранения информации, но и как средство развлечения. Компьютерные игры становятся частью индустрии развлечений, которая захватывает большое количество людей. Новое увлечение оценивается двояко: с одной стороны, оно сопряжено с восхищением общества по поводу возможностей компьютера, с другой стороны, в средствах массовой информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику человека. При взаимодействии с компьютером игровое действие проис¬ходит в специфической среде виртуальной реальности, которая особо привлекательна для подростков. Общение с компьютером для мно¬гих из них заменяет традиционный досуг, игры со сверстниками, общение с родителями.
В подростковом возрасте психика ребенка наиболее чувствительна к воздействию неблагоприятных факторов социальной среды. Виртуальная реальность становится настолько привлекательной для подрастающего поколения, что формирование игровой компьютерной зависимости происходит в кратчайшие сроки и оказывает патологическое влияние на развитие личности подростка. Данный факт показывает необходимость изучения социально-психологических факторов формирования игровой компьютерной зависимости с целью понимания психологических механизмов ее формирования и выделения основных аспектов своевременного психологического воздействия на личность подростка. В связи с чем, разработка программ психопрофилактики и психокоррекции формирования игровой компьютерной зависимости у детей подросткового возраста становится актуальной на современном этапе развития российского общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акопов, А. Ю. Лечение игровой зависимости. Психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции / А. Ю. Акопов. – СПб. : Питер, 2014. – 210 с.
2. Ахрямкина, Т. А. Особенности проявления и факторы формирования компьютерной зависимости различных возрастных групп: методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов / Т. А. Ахрямкина, И. Л. Матасова. – Самара, 2005. – 45 с.
3. Башманов, В. В. Феномен созависимости: медико-психо-социальный аспект / В. В. Башманов, О. Ю. Калиниченко // Вестник новых медицинских технологий. – 2015. – № 1. – С. 56 – 59.
4. Бубеев, Ю. А. Игровая зависимость: механизмы, диагностика и реабилитация / Ю. А. Бубеев, А. И. Романов, В. В. Козлов. – М. : Слово, 2008. – 47 с.
5. Войскунский, А. Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема / А. Е. Войскунский // Журнал неврологии и психиатрии. – 2002. – № 3. – С. 56 – 58.
6. Гриффит, В. С. Виртуальный мир рождает реальные болезни / В. С. Гриффит // Финансовые известия. – 1996. – № 183. – С. 78 – 82.
7. Грохол, Д. M. Интернет и другие зависимости / Д. М. Грохол. – Вопросы психологии. – 1996. – № 39. – С. 67 – 69.
8. Гурьева, Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты / Л. П. Гурьева // Вопросы психологии. – 1993. – № 39. – С. 24 – 29.
9. Евстигнеева, Ю. М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте / Ю. М. Евстигнеева. – М. : РГБ, 2003. – 120 с.
10. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. – СПб. : Речь, 2007. – 190 с.
11. Жичкина, А. Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете / А. Е. Жичкина, О. Ю. Калиниченко // Социальные факторы формирования зависимого поведения в подростковом и юношеском возрасте. – Вестник новых медицинских технологий. – Выпуск № 2. – 2006. – С. 24 – 28.
12. Змановская, Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская. – М. : Академа, 2003. – 287 с.
13. Иванов, М. С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера / М. С. Иванов // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 21. – С. 28 – 31.
14. Иванов, М. С. Ролевая компьютерная игра как особый вид деятельности / М. С. Иванов, Г. М. Авилов // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – 41 с.
15. Корнеева, Е. К. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом / Е. К. Корнеева // Мир семьи. – 2004. – № 11. – С. 80 – 83.
16. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. Обозрение психиатрии и медицинской психологии / Ц. П. Короленко // Психология. – 2001.¬ – № 1. – С. 167 – 170.
17. Котляров, А. В. Другие наркотики / А. В. Котляров. – М. : Психотерапия, 2006. – 480 с.
18. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств / В. А. Лоскутова. – Новосибирск. – 2004. – 42 с.
19. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость – патология XXI века / В. А. Лоскутова. – 2000. – Т. VI. – № 1. – С. 11 – 13.
20. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М. : Медпресс, 1998. – 548 с.
21. Моторин, В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе / В. Н. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2001.– № 12. – С. 89 –
92.
22. Прибылова, Ю. О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий / Ю. О. Прибылова // Вопросы психологии. – 2005. – № 4. – С. 35 – 39.
23. Репринцева, Е. А. Игровая зависимость современных подростков: сущность, признаки, формы проявления / Е. А. Репринцева // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2007. – № 4 (49). – С. 177 –180.
24. Рыженко, С. К. Компьютерная игровая зависимость современных подростков: сущность, признаки, психологическая коррекция / С. К. Рыженко // Современ¬ные гуманитарные исследования. – 2008. – № 3 (22). – С. 241 – 243.
25. Рыженко, С. К. Компьютерная игровая зависимость как форма аддиктивного поведения современных подростков / С. К. Рыженко // Девиантное поведение: проблемы профилактики, диагностики и коррекции: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов, 2008. – С. 278 – 283.
26. Саглам, Ф. А. Педагогические условия коррекции Интернет-аддикции у подростков / Ф. А. Саглам. – Казань, 2009. – 23 с.
27. Собкин, В. С. Виртуальная атака: компьютер в подростковой субкультуре / В. С. Собкин // Первое сентября. – 2002. – № 8. – С. 78 – 82.
28. Собкин, В. С. Особенности интереса учащихся к компьютерным играм: жанровые предпочтения / В. С. Собкин, Ю. М. Евстигнеева // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий / под ред. А. Е. Войскунского – М. : Моск. общ. науч. фонд, 2001. – С. 28 – 35.
29. Тихомиров, О. К. Психология компьютерной игры / О. К. Тихомиров, Е. Е. Лысенко // Новые методы и средства обучения. ¬¬– 1988. – № 1. – С. 30 – 34.
30. Федоров, А. В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием» / А. В. Федоров // Педагогика. – 2004. – № 6. – С. 56 – 58.
31. Фельдштейн, Д. И. Трудный подросток: некоторые психологические вопросы формирования личности подростка / Д. И. Фельдштейн. – М. : МПСИ, 2008. – 208 с.
32. Фомичева, Ю. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров // Психология. – 1991. – № 3. – С. 27 – 31.
33. Хомерики, Н. С. Интернет-зависимое поведение у подростков: клиника. Диагностика, профилактика / Н. С. Хомерики, В. Л. Малыгин, А. Б Искавридова, Е. А. Смирнова. – М. : Арсенал образования, 2010. – 56 с.
34. Шакирова, Л. И. Исследование мотивационной, эмоционально-волевой сферы и психофизиологических особенностей подростков с позиции влияния на них компьютерных игр агрессивного содержания. Дисс. канд. псих. наук / Л. И. Шакирова. – Казань: РГБ, 2007. – 150 с.
35. Шапкин, С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С. А. Шапкин // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – № 1. – 86 с.
36. Шмелев, А. Г. Мир поправимых ошибок. Вычислитель¬ная техника и ее применение. Компьютерные игры / А. Г. Шмелев. – 1988. – № 3. – С. 16 – 24.
37. Шмелев, А. Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика / А. Г. Шмелев. – М.: МГУ, 2000. – 34 с.
38. Шоттон, М. А. Компьютерная зависимость. Исследование компьютерной зависимости / М. А. Шоттон // Психологический журнал. – 1989. – Т. 20. – № 1. – 86 с.
39. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика / Л. Н. Юрьева. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.
40. Яманова, Т. А. Новый вид наркомании. Аргументы и факты / Т. А. Яманова // Семейный совет. – 2004. – № 17. – С. 73 – 77.
41. Янг, К. С. Диагноз: Интернет-зависимость / К. С. Янг. – М. : Интернет, 2000. – № 2. – С. 12 – 19.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!