Исследование профилактики профессионального выгорания у медицинских работников
Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Теоретические аспекты профилактики профессионального выгорания у медицинских работников………………………………………………………….7
1.1 Исследование профессионального выгорания в трудах отечественных и зарубежных ученых………………………………………………………………….7
1.2 Причины профессионального выгорания у медицинских работников………15
1.3 Понятие и методы профилактики………………………………………………27
Выводы по главе…………………………………………………………………..34
2. Экспериментальное исследование профилактики профессионального выгорания у медицинских работников………………………………………..36
2.1 Организация и методы исследования…………………………………………36
2.2 Реализация программы по профилактике синдрома профессионального выгорания у медицинских работников……………………………………………47
2.3 Анализ результатов исследования……………………………………………..57
Выводы по главе……………………………………………………………………68
Заключение…………………………………………………………………………72
Список использованной литературы……………………………………………76
Приложения…………………………………………………………………………84
Актуальность темы исследования состоит в том, что в настоящее время с ускорением темпов жизни все больше людей испытывает на себе эмоциональные перегрузки и страдает от синдрома хронической усталости. Особую нагрузку испытывают специалисты, которые находятся в тесном контакте при работе с людьми. Медицинский персонал – люди в высокой степени подверженные этому синдрому. Основанием для такого заключения являются как общие причины, свойственные появлению «профессионального выгорания» у всех категорий работников, так и специфичные особенности, связанные с характером их деятельности.
Профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, высокую степень факторов, вызывающих стрессовое состояние и психофизическое истощение. Возникновение стрессовых ситуаций на работе – это отнюдь не редкое явление, а обычное и часто возникающее.
Исследованием проблемы профессионального выгорания занимались отечественные ученые – В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Т.И. Ронгинская, М.М. Скугаревская, Т.В. Форманюк; среди зарубежных – Дж. Гринберг, Кристина Маслач, С. Джексон и другие.
В исследовательской среде приято считать, что феномен профессионального выгорания изучен во многих профессиональных областях достаточно глубоко и многократно, в связи, с чем, по мнению многих ученых, не наблюдается острой необходимости в более глубоком изучении названного феномена. Однако, научное исследование феномена само по себе не решает проблему его существования.
Необходимость разработки проблемы усиливается и в силу существования целого ряда противоречий, среди которых, наиболее значимыми являются противоречия между: научно-теоретической разработанностью проблемы синдрома профессионального выгорания в процессе профессиональной деятельности и практико-технологическим обеспечением профилактики этого явления у медицинского персонала; стрессогенным влиянием коррекционно-профилактической работы с медицинским персоналом на их профессиональное развитие и недостаточной изученностью проблемы выгорания в контексте их профессиональной деятельности.
На сегодняшний день достаточно мало внимания уделяется проблеме профессионального выгорания медицинских работников. Стресс или профессиональное выгорание в сфере медицинской работы принимается как часть профессии, соответственно, на организационном уровне в медицинских учреждениях, не представлен управленческий подход, который учитывал бы специфику работы, внимание руководства к психологическому состоянию своих сотрудников остается довольно низким. В связи с этим появляется необходимость научного исследования синдрома профессионального выгорания у медицинских работников, а также связанных с ним последствий.
Методами профилактики профессионального выгорания являются активные методы обучения: тренинги, деловые игры, разнообразные антистрессовые программы. Внимание к собственному здоровью должно быть одной из составляющих профессиональной культуры и в определенной мере критерием профессионализма.
Цель работы: изучить особенности и возможности профилактики профессионального выгорания у медицинских работников.
Объект исследования – профессиональное выгорание у медицинских работников.
Предмет исследования – профилактика профессионального выгорания у медицинских работников.
Гипотеза: если для профилактики профессионального выгорания использовать специально разработанную программу тренинга, как метода активного обучения, то можно снизить уровень его проявления у сотрудников.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать исследуемую проблему: раскрыть понятие «профессиональное выгорание», охарактеризовать профилактику профессионального выгорания.
2. Выявить уровень профессионального выгорания у медицинских работников.
3. Разработать программу по профилактике синдрома профессионального выгорания у медицинских работников ООО “Медикл Солюшнс”;
4. Проверить эффективность разработанной программы по профилактике синдрома профессионального выгорания.
Методы исследования:
1.Теоретический: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический: тестирование, эксперимент.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Метод математической статистики Т-критерий Вилкоксона.
Методологической основой работы стали научные труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, социальной работы, медицины, таких как: Бойко В.В., Водопьянова, Н.Е., Горохов, М., Долгова, В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская, Н. В., Скоробогатая А. Д., Калашникова, С.А. и др.
Исследование было проведено методами анкетирования, тестирования с использованием методик, позволяющих
1. “Трудовой кодекс Российской Федерации” от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 27.11.2017)
2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (ред. от 05.12.2017)
3. Акишкин В. Г. Модернизация финансового механизма системы здравоохранения в России : монография / В. Г. Акишкин, А. Г. Гамзатова, Н. Н. Набиев. – Астрахань, 2013. – 219 с. : ил. – Библиогр.: с. 177-187.
4. Алимов, А. З. Техника и методика антропометрических измерений (практическое пособие для медицинских сестер и инструкторов физической культуры) / А.З. Алимов. – М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2015. – 649 c
5. Анисимова Ю. А. Современные подходы к управлению финансовыми ресурсами бюджетных учреждений здравоохранения / Ю. А. Анисимова, Н. В. Богданов // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер.: Экономика и упр. – 2013. – № 3(14). – С. 7-14.
6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания психологии». СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
7. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания в профессиональном общении.: СПб.: 2002. 99-105 с.
8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.: М.: 2006. 5 – 8 с.
9. Беребина М.А. Руководство для среднего медицинского персонала стоматологических клиник / М.А. Беребина – М.: МЕДпресс-информ, 2017. – 337 c.
10. Водопьянова, Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления. / Н.Е. Водопьянова: Психология здоровья. – Под ред. Г.С. Никифорова. – СПБ., 2013. – 375с.
11. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания / Н.Е.Водопьянова. Е.С.Старченкова. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2011. – 336 с.
12. Горохов, М. Роль личностных факторов в возникновении и развитии феномена «эмоционального выгорания»/ М.Горохов.- М.: Российская государственная библиотека, 2014. -287 с.
13. Габуева, Л. А. Система труда персонала медицинских организаций. Эффективный контракт. Учебно-методическое пособие / Л.А. Габуева, Э.В. Зимина. – М.: Проспект, 2015. – 296 c.
14. Ганн У.Д. Поликлиника XXI века: проблемы, управление, организация : монография / У.Д Ганн., Н. К. Гусева, В. А. Соколов ; М-во здравоохранения РФ, Нижегород. гос. мед. акад. – Н. Новгород : Изд-во НижГМА, 2015. – 257 с.
15. Долгова, В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография / В.И. Долгова. Г.Ю.Гольева– М.: Изд-во Pero, 2014. – 196 с.
16. Доютова М. В. Поликлиника XXI века: проблемы, управление, организация : монография / М. В. Доютова, Н. К. Гусева, В. А. Соколов ; М-во здравоохранения РФ, Нижегород. гос. мед. акад. – Н. Новгород : Изд-во НижГМА, 2015. – 257 с. : ил., табл. – Библиогр.: с. 234-255. Шифр РНБ: 2015-3/23402
17. Егоршин, А. П. Основы управления персоналом в бюджетном учреждении / А.П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 352 c.
18. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. – М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 640 c.
19. Жестянников С. Г. Нормативно-правовое регулирование права на медицинскую помощь / С. Г. Жестянников, В. Ю. Назаров, Е. Н. Хазов // Вестн. Моск. ун-та МВД России. – 2015. – № 10. – С. 57-61.
20. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 480 c.
21. Инновационные изменения в управлении сестринским персоналом ЛПУ / Е. П. Жаворонков [и др.] // Медицина и образование в Сибири. – 2012. – № 4. – С. 3.
22. Калягин А. Н. Вступление в должность менеджера здравоохранения / А. Н. Калягин, Л. Н. Сергеева, Е. В. Жукова // Альм. сестр. дела. – 2016. – Т. 5, № 1/2. – С. 39-41.
23. Кей Сара. Оптимизация медицинской помощи / Сара Кей, М. Махони и Дж. К. Норкросс // Фундамент. исслед. – 2014. – № 2. – С. 94-98
24. Климшина Т. К. Факторы, влияющие на состояние здоровья врачей Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (по материалам анкетирования врачей) / Т. К. Климшина, Г. В. Федорова, С. В. Вяльцин // Обществ. здоровье и здравоохранение. – 2016. – № 1. – С. 16-19.
25. Комплексная оценка состояния здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения– Югры / В. Б. Колядо [и др.] // Бюл. Национал. науч.-исслед. ин-та обществ. здоровья РАМН. – 2015. – № 2. – С. 95-97.
26. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. – 480 c.
27. Кочнева, С. А. Новейший справочник участковой медсестры / С.А. Кочнева, Н.Д. Леванова, Н.Н. Полушкина. – М.: Феникс, 2016. – 320 c.
28. Кром Л. И. Анализ деятельности поликлиники : учеб. пособие / Л.И. Кром, В.Я. Гельман ; С.-Петерб. мед. акад. последиплом. образования МЗ РФ. – СПб. : Издат. дом СПбМАПО, 2016. – 183 с.
29. Крыжановская, Н. В., Скоробогатая А. Д. Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания / Н.В. Крыжановская, А.Д.Скоробогатая // Концепт. – 2015. – № 03
30. Калашникова, С.А. Адекватность профессионального самоопределения и ее проявление в развитии синдрома «профессиональное выгорание» в особых условиях деятельности: автореф. дис. …канд. психол. наук /С.А.Калашникова.- Чита, 2016.-28 с.
31. Китаев-Смык Л. А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души. // Психопедагогика в правоохранительных органах № 2 (33), 2014, С. 41-50.
32. Макарова, И.В. Общая психология: Учебное пособие для СПО / И.В. Макарова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 182 c.
33. Маслач К. // Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1978 год. [Электронный ресурс] URL: http://psy.piter.com (дата обращения 3.05.2017).
34. Медицинская сестра: Практическое руководство по сестринскому делу. – М.: Гиорд, 2016. – 320 c.
35. Менджерицкий, И. М. Справочник медицинской сестры / И.М. Менджерицкий. – Москва: Наука, 2015. – 640 c.
36. Медицинские аспекты ликвидаций последствий психологических потрясений / Д. А. Сидоров // Вестн. Рос. воен.-мед. акад. – 2015. – № 1(49). – С. 194-198.
37. Мурзабаева С. Ш. Актуальные вопросы законодательного регулирования медицинского обеспечения трудовых прав / С. Ш. Мурзабаева, А. Т. Байтурина // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2015. – № 14. – С. 132-137.
38. Наталья, Генш Справочник по реабилитации / Генш Наталья. – М.: Феникс, 2016. – 534 c.
39. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том ii в 4 книгах. книга 4. речь. психические состояния: Учебник и практикум для академического бакалав / Р.С. Немов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 223 c.
40. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2015. Т. 22. № 1.
41. Петров, В. Диля. Терапия. Пособие для медицинских сестер (16+) / В. Петров. – Москва: Высшая школа, 2015. – 789 c.
42. Руководство по профилактической деятельности врача общей практики. – М.: Санкт-Петербургская государственная медицинская академия имени И.И.Мечникова, 2014. – 298 c.
43. Сепетлиев, Дмитрий Статистические методы в научных медицинских исследованиях / Дмитрий Сепетлиев. – М.: Медицина, 2014. – 420 c.
44. Сидоров, П. И. Правовая ответственность медицинских работников / П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, Г.Б. Дерягин. – М.: МЕДпресс-информ, 2015. – 432 c.
45. Случанко, И. С. Статистическая информация в управлении учреждениями здравоохранения / И.С. Случанко, Г.Ф. Церковный. – М.: Медицина, 2015. – 192 c.
46. Сопраненкова М. В. Опыт работы медицинской сестры – координатора терапевтического отделения городской клинической больницы // Глав. мед. сестра. – 2014. – № 4. – C. 37-56
47. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.
48. Фрейденберг Х. Дж.- Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. // ВЕСТНИК НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ. 2015. №1. [Электронный ресурс] URL: http://psyfactor (дата обращения: 02.05.2017).
49. Филенко А. Б. Видение формирования структуры управления сестринской деятельностью в ЛПУ / А. Б. Филенко, Г. М. Орловская // Медсестра. – 2016. – № 5. – С. 31-34.
50. Хапия, Х. Х. Медсестра отделения интенсивной терапии / Под редакцией В.Л. Кассиля, Х.Х. Хапия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 352 c.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!