Динамика неформального лидерства в учебной группе пту

📑 255 стр.
📅 2007 год
👀 422 просмотра
3 000 ₽
Стоила эта работа
Татьяна Р. педагогический университет 2004, дошкольное образование, выпускник, кандидат наук
3 000 ₽
Стоила эта работа

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………….. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА ………………………………………………… 12
1.1. Лидерство как проблема научного исследования ……………………. 12
1.2. Особенности изучения лидерства в социальной и
педагогической психологии ………………………………………………….. 23
1.3. Психолого-педагогические подходы к изучению
динамики лидерства в учебной группе ПТУ ………………………….. 33
Выводы к главе 1 …………………………………………………………………… 52

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ
НЕФОРМАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА В УЧЕБНОЙ
ГРУППЕ ПТУ ……………………………………………………………………………… 54
2.1. Обоснование методов исследования ………………………………………. 54
2.2 Социально-психологическая характеристика
учебных групп ……………………………………………………………………….. 62
2.3. Личностные характеристики лидеров разных типов ………………. 79
2.4. Динамика неформального лидерства в учебной группе ………… 125
Выводы к главе 2 ……………………………………………………………………. 150

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА …………………………………………………. 152
3.1. Концептуальная модель структуры руководящего ядра
учебной группы ПТУ ……………………………………………………………. 152
3.2. Программа психолого-педагогической работы
с руководящим ядром учебной группы ПТУ …………………………. 164

3.2.1. Содержание тренинговых занятий с лидерами
учебной группы ПТУ ………………………………………………………. 166
3.2.2. Программа организации самовоспитания лидеров
учебной группы ПТУ ………………………………………………………. 182
3.2.3. Социально-психологический тренинг для лидеров
и других членов учебной группы ПТУ ……………………………… 189
3.2.4. Психолого-педагогическая работа с
инженерно-педагогическими работниками ПТУ
и родителями учащихся …………………………………………………… 194
3.3. Обобщение результатов эксперимента …………………………………… 196
Выводы к главе 3 …………………………………………………………………… 200
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………………………………………. 201
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. 204
Приложение А. Методика анализа неформальных коммуникации (АНК) …… 229
Приложение Б. Методика ценностно-мотивационной ориентации ………………. 236
Приложение В. Методика «Мотивационно-потребностная сфера»
(MPS) ………………………………………………………………………………… 244
Приложение Д. Особенности ролевого профиля лидеров
разных типов по методике КЭП …………………………………………. 251
Приложение Ж. Психологические «портреты» лидеров разных типов ………… 253

Актуальность темы. Стратегическими задачами реформирования образования в Украине являются перестройка национального образования, формирование образованной творческой личности, обеспечение приоритетности развития человека, гуманизм, демократизация, приоритетность общественных и духовных ценностей, решение которых требует целенаправленного влияния на учащихся, особенно ПТУ, которые имеют свою специфику [14, 36, 113].
Процесс профессионального становления личности в условиях обучения в профессионально-техническом училище (ПТУ) и приобретение ею социальной зрелости не может быть успешным без учета действующих социально-экономических особенностей, знаний психологических механизмов профессионального становления.
Согласно теории деятельностного опосредования межличностных отношений, совместная деятельность учащихся в ПТУ выступает как коллективообразующий фактор. В соответствии с этим положением целенаправленное формирование учебной группы должно осуществляться, прежде всего, на основе взаимодействия учащихся. Взаимосвязь личностных особенностей и общественно-социальных условий жизнедеятельности позволяет каждому учащемуся занять свое определенное место, приобрести свой статус в коллективе. Особенно важной эта проблема становится в подростковом и юношеском возрасте, в котором собственно и находятся учащиеся ПТУ. Ценности, составляющие глубинный фундамент социально-значимой деятельности в эти годы, образуют внутригрупповые предпочтения и выбор кого-либо из членов группы по признаку референтности. В свою очередь, групповая структура престижа и статуса ее членов определяют так называемых лидеров и аутсайдеров коллектива [157, 183, 197].
Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы [98, 99, 119]. Эффективная деятельность группы, в первую очередь, зависит от того, какие отношения сформируются между официальным и неофициальным лидером или лидерами. Зная реально сложившиеся межличностные отношения в группе, педагог получает возможность сориентировать их в нужном ему направлении. С другой стороны, в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, лидер группы способен помочь педагогу в учебно-воспитательном процессе. Следовательно, исследование общей картины структуры и динамики развития учебной группы не может быть продуктивным без четких представлений об основных социально-психологических характеристиках лидеров.

1. Авершин А.О. Професійна орієнтація й професійний вибір як способи психологічної допомоги людині в умовах економічної кризи // Психолого-педагогічна наука і суспільна ідеологія: Матеріал методологічного семінару Академії педагогічних наук України. – К., 1998. – С. 288-293.
2. Алексєєва М.І. Ціннісно-мотиваційна регуляція громадянської поведінки особистості // Ціннісні орієнтації в громадянському становленні особистості: Науково-методичний збірник. Дрогобич: видавнича фірма „Відродження”, 1998. – С. 7–10.
3. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. – 1991. – № 3. – С. 90-98.
4. Алифанов С.А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях интернатного типа: Автотреф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 1992. – 18 с.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. – 380 с.
6. Андреева Г.М., Донцов А.И., Хараш А.У. Принципы исследования межличностного восприятия в условиях совместной групповой деятельности // Межличностное восприятие в группе. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – С. 68 – 85.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 415 с.
8. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития. – М., 1987. – 266 с.
9. Анцыферова Л.И. Принципы связи сознания и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. – М.: Наука, 1969. – С. 57-117.
10. Аркин Е.А. Задачи и методы изучения детского коллектива // Деринг В. Психология школьного класса. Предисловие. – М. – Л., 1929. – С. 3-30.
11. Аркин Е.А Об изучении детского коллектива. – М.: Изд-во Новая Москва, 1927. – 37 с.
12. Артемова Л.В. О характере взаимоотношений среди дошкольников // Коллектив, личность ребёнка, внутриколлективные отношения. – М., 1970. – С. 12–124.
13. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 768 с.
14. Астахова В.И. Концептуальные основы модернизации системы образования в Украине // Як нам упорядкувати нашу вищу школу: VIII Міжнар. студ. науч. конф. Харків, 21 квітня 2001. – С. 20.
15. Аунапуу Т.Х. Детерминанты межличностного статуса в коллективе старшеклассников: Автореф. дисс. … канд.психол.наук. – М., 1984. – 184 с.
16. Афанасьев В.Г. О целостных системах // Вопросы философии. – 1980. – № 6. – С. 62-78.
17. Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М.. 1980. – 124 с.
18. Ашин Г.К. Критика современных буржуазных концепци лидерства. – М.: Мысль, 1978. – 136 с.
19. Балл Г.О. Проблема обгрунтування суспільної ідеології у світлі гуманістичного підходу // Психолого-педагогічна наука і суспільна ідеологія: Матеріали методологічного семінару Академії педагогічних наук України, 12 листопада 1998р. – К.: Гнозис, 1998. – С.28–32.
20. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. – М.: 1985. – С. 9–16.
21. Баштинский А.И. Динамика межличностных отношений во временном учебно – спортивном коллективе: Автореф. дисс. …канд. психол. наук. – М., 1983. – 17 с.
22. Баштинский А.И. Динамика общения в спортивном коллективе // Вопросы психодиагностического межличностного подсознания и общения: Сборник научных трудов. – Краснодар, 1983. – С. 23-29.
23. Бендас Т.В. Уровень организованности группы и проблема лидерства (на примере студенческих групп): Автореф. дисс. …канд. психол. наук. – Л., 1981. – 25 с.
24. Березин Б.А. О влиянии взаимных оценок на взаимоотношения в трудовом коллективе // Социально-психологические и лингинистические характеристики форм общения. – Л., 1970. – С. 52–54.
25. Бех І.Д. Виховання підростаючої особистості на засадах нової методології // Педагогіка і психологія. – 1999. – №3. – С. 5-14.
26. Бех І.Д. Особистісно зорієнтоване виховання: Науково-метод. посібник. – К.: ІЗМН, 1998. – 204 с.

Заказать похожую работу

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Понравилась эта работа?

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету