Совершенствование государственной политики развития
ГЛАВА 1.
Экономико-теоретические основы реализации
государственной политики РФ по развитию
оборонно-промышленного комплекса
1.1. Экономические границы и структура
оборонно-промышленного комплекса России
Определение понятия «оборонно-промышленный комплекс» (ОПК) зафиксировано в ряде нормативно-правовых актов РФ и интерпретировано также в достаточно большом количестве научных публикаций.
Например, постановлении Правительства РФ «О сводном реестре организаций ОПК» от 20 февраля 2004г. №96, объединяет в понятие ОПК организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, включая оборудование и производственные площади, а также имеющие квалифицированные кадры для разработки, производства, ремонта и утилизации вооружения, военной и специальной техники . Кандидат экономических наук А.В. Ужицкий определяет оборонно-промышленный комплекс как «совокупность организаций независимо от организационно-правовой формы собственности, выпускающих продукцию военного назначения и оказывающих услуги для Вооруженных Сил своей страны и зарубежных государств, а также органов государственной власти, регулирующих деятельность оборонных предприятий и организаций, в том числе по обеспечению мобилизационных заданий» . Данные определениямною разделяются, и будут положены в основу изучаемой теоретической конструкции.
Современный оборонно-промышленный комплекс включает в себя:
• интегрированные структуры – крупные объединения предприятий и организаций (например, ОАО «Концерн ВКО “Алмаз-Антей”»);
• конструкторские бюро и научно-исследовательские организации, занимающимися теоретическими разработками и осуществляющие создание опытных образцов оружия (например, ОАО «КБ морской техники “Малахит”»);
• производственные предприятия, осуществляющие серийный выпуск вооружений и военной техники (например, ОАО «Концерн Калашников»);
• предприятия и организации, осуществляющие маркетинг и продажу продукции военного назначения на внешний рынок, и обеспечивающие поставки запасных частей, агрегатов, учебного и вспомогательного имущества к ранее поставленной продукции военного назначения, проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту этой продукции (например, ОАО «Обонэкспорт»);
• органы государственной власти, регулирующие деятельность предприятий и организаций ОПК (Министерство обороны, Федеральное космическое агентство и др.).
В структуре ОПК можно выделить следующие отрасли (виды производств):
• авиационная промышленность;
• промышленность боеприпасов и продуктов специальной химии;
• промышленность обычных вооружений;
• промышленность средств связи и радиоэлектронная промышленность;
• промышленность ракетно-космической техники;
• судостроительная промышленность.
Большинство из этих видов промышленного производства являются высокотехнологичным и несут в себе значительный̆ потенциал инновационного развития национальной экономики.
Актуальность темы.
В настоящие время политическое и экономическое развитие многих стран в условиях объединения мирохозяйственных связей сталкивается с необходимостью обеспечения защиты национальных интересов и собственной безопасности, в том числе путем увеличения военно-экономического мощи и потенциала страны, что во многом определяется состоянием военной экономики и, прежде всего, оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны.
Степень разработанности проблемы.
В ходе написания теоретической и методологической части исследования мною в основном использовалось труды отечественных ученых, раскрывающих вопросы политического и экономического развития оборонно-промышленного комплекса страны (Амосов А., Андрофагина М. Н., Балашов А. И., Бихтемиров Т. Т., Бодрунов С.Д.,Губанов С., Дубенецкий Я. Н., Зацепин В. Б., Карлик А. Е.,Кудрин А.,Латышенок Д. К., Мау В. А., Фальцман В. К., Шамахов В.А.,Ужицкий А.В.,), а так же Федеральные законы, Указы Президента, постановления Правительства и т.д.
Целью настоящей магистерской диссертации является анализ основных направлений государственной политики РФ в сфере оборонно-промышленного комплекса с обоснованием предложений по повышению эффективности его функционирования.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих частных задач:
– уточнение экономических границ и идентификация особенностей функционирования ОПК, определяющих специфику государственной политики по его развитию;
– систематизация научных подходов к развитию оборонно-промышленного комплекса РФ;
– анализ проводимой в новейший период (1990-е – 2010-е гг.) российским государством политики развития ОПК для целей выявления экономических и регуляторных барьеров, сдерживающих его устойчивое развитие;
– обоснование основных направлений повышения эффективности государственной политики в сфере развития российского ОПК;
– выявление состава критических оборонных технологий, отсутствие которых создает угрозы реализации эффективной государственной научно-технической политики РФ в сфере ОПК с обоснованием мероприятий по развитию научно-технического потенциала российского ОПК;
– анализ механизма функционирования системы государственного оборонного заказа РФ и обоснование предложений по его совершенствованию.
Объектом исследования является государственная политика РФ в сфере развития оборонно-промышленного комплекса.
Предметом исследования являются направления совершенствования государственной политики РФ по развитиюоборонно-промышленного комплекса.
Теоретической и методологической основойисследования послужилиосновные положения теории государственного управления, стратегического менеджмента и управления проектами, исследования российских и зарубежных ученых в области военно-экономической науки, а также законодательные и нормативные акты, инструктивно-методологические документы государственных органов власти.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государ-ственном оборонном заказе» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012 г., № 53 (ч. 1), ст. 7600.
2. Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 27.12.1995 г. № 213-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г., утратил силу с 01.01.2013 г.) // «Российская газета», № 1, 04.01.1996.
3. Федеральный закон от 23.11.2007 г. № 270-ФЗ «О Государ-ственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции “Ростех”» // «Собрание законодательства РФ», 26.11.2007 г., № 48 (2 ч), ст. 5814.
4. Указ Президента РФ «О Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ» от 20.03.2006 г. № 231 // «Собрание законодательства РФ», 27.03.2006 г., № 13, ст. 1360.
5. Указ Президента РФ «Об открытом акционерном обществе “Объединенная авиастроительная корпорация”» от 20.02.2006 г. № 140 (ред. от 19.01.2009 г.) // «Собрание законодательства РФ», 27.02.2006, N 9, ст. 986.
6. Указ Президента РФ от 21.03.2007 г. № 394 «Об открытом ак-ционерном обществе “Объединенная судостроительная корпорация”» // «Собрание законодательства РФ», 26.03.2007 г., № 13, ст. 1532.
7. Указ Президента РФ «О предоставлении Правительству Рос-сийской Федерации в 1994 г. кредитов на конверсионные и инвестицион-ные программы» от 10.08.1994 г. № 1679 // «Российская газета», № 153, 13.08.1994.
8. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах поддержки предприятий оборонного комплекса Российской Федерации» от 08.05.1996 г. № 688 // «Российская газета», № 89, 14.05.1996.
9. Указ Президента РФ «О реализации планов (программ) строи-тельства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» от 07.05.2012 г. № 603 // «Российская газета», № 102, 09.05.2012.
10. Указ Президента РФ от 02.12.2013 г. № 874 «О системе управ-ления ракетно-космической отраслью» // «Собрание законодательства РФ», 09.12.2013 г., № 49 (часть VII), ст. 6398.
11. Указ Президента РФ «О сокращении мобилизационных мощ-ностей и мобилизации оборонного резерва» от 08.071994 г. № 1483 // «Российская газета», № 130, 13.07.1994.
12. Постановление Правительства РФ «О мерах по стабилизации экономического положения предприятий и организаций оборонного ком-плекса» от 19.12.1994 г. № 1399 // «Собрание законодательства РФ», 26.12.1994, № 35, ст. 3707.
13. Постановление Правительства РФ «О сводном реестре органи-заций оборонно-промышленного комплекса» от 20.02.2004 N 96 (ред. от 07.09.2015)// «Российская Бизнес-газета», № 8, 02.03.2004.
14. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положе-ния о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу от 05.12.2013 г. № 1119 // Офи-циальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!